Воевал в 289 ШАКП. На фронтах Отечественной войны с 22.06.1941г.-Западный фронт, с 24.06.1944г-1 Белорусский фронт. с 1.08.1944г. 2 Белорусский фронт. С 24.06.1941г по 15.09.1942г. сделано 70 успешных боевых вылетов на самолете СБ. Во время боевых вылетов уничтожено 5 танков. 15 автомашин с войсками и военным грузом противника, до 20 повозок с лошадьми, до 15 зенитных установок. 1 прожектор, вызвано 2 взрыва и 2 очага пожара. Уничтожено до 100 солдат и офицеров противника. 15.09.1942 года. при выполнении боевого задания был тяжело ранен осколком снаряда в лицо и правый глаз. В госпитале в Москве при извлечении осколка правый глаз ослеп. После выздоровления 10.11.1942г. с должности штурмана звена был снят т.к. к летной работе стал не пригоден в виду слабого зрения правого глаза и назначен в 289 ШАП на должность адъютанта АЭ. В последствии зрение улучшилось и с 13.08.1943 г. по 23.12.1943 года Григорий Львович произвел еще 18 боевых вылетов на самолете ИЛ-2 в качестве воздушного стрелка на охоту и разведку войск противника в районах Ярцево, Ельня, Дорогобуж, Смоленск, Починок, Орша. 29.11.1043г. вылетел одиночным экипажем на разведку и охоту войск противника. Обнаружил в воздухе связной самолет противника ФШ-156, который шел параллельным курсом. С дистанции 50 метров 4-мя короткими очередями сбил его. 12.12.1943 года также одиночным экипажем вылетел в разведку, обнаружил в воздухе 13 транспортных самолетов Ю-52, летевших в строю колонной звеньев. В 15 минутном воздушном бою, вместе с летчиком подбили 2 самолета Ю-52, которые пошли на снижение. 23.12.1943г. с командиром эскадрилии в районе цели были атакованы двумя ФВ-190. Выстрелом из задней установки тов.Гинзбург подбил один ФВ-190, второй ФВ-190 вывел из строя мотор и ранил командира эскадрилии. Самолет упал в расположение вражеского гарнизона и был окружен немецкими солдатами. Экипаж попал в плен. На 8- сутки тов.Гинзбург с другими пленными военнослужащими организовал побег, откуда попал в партизанский отряд, а затем обратно возвратился в свою часть и продолжал летать на боевые задания. имеет награды Орден Красной звезды, орден Красного Знамени, орден Отечественной Войны 1 степени. После войны Григорий Львович проживал в городе Шадринске, где преподавал самолетовождение в филиале Челябинского училища штурманов,
В 1961 г. демобилизовался и уехал в Москву, где прошло его детство и жил его отец. К этому времени Григорий Львович закончил заочно Шадринский (?) педагогический институт по специальности "математика". В Москве он устроился преподавателем в Плехановский институт народного хозяйства и быстро защитился не смотря на солидный возраст. Потом он преподавал в МЭСИ. Григорий Львович был сильным математиком и шахматистом.
У него была абсолютная шахматная память. Григорий Львович дружил со многими неординарными людьми - Фарадой, Ростроповичем, ( он и увез Ростроповича в аэропорт, когда тот покидал СССР ). Гинзбург Григорий Львович ушел из жизни 27.06.1986г. Похоронен в Москве.
Из воспоминаний сына Гинзбурга Г.Л. Ильи Григорьевича.
Я счёл своим долгом поделиться имеющейся у меня информацией. Ценность этой информации заключается, в частности, в том, что получена она из "первых рук", т.е. из бесед с отцом и ещё одним стрелком 3-й эскадрильи ст. сержантом Иваном Морозовым. Вот, вкратце, о том, что я помню.
Свой первый боевой вылет отец совершил 24 июня 1941 года с аэродрома в районе г. Брянск, где базировался полк скоростных бомбардировщиков под командованием майора Бузылёва. Первоначальная задача - бомбовый удар по г.Кеннигсберг, но пред самым вылетом штурман полка собрал все штурманские карты и ножницами обрезал их пополам, сократив маршрут вдвое. Новый приказ - атаковать немецкие танки на шоссе Орша - Минск. Поле взлёта девятка СБ сделала три круга над озером - условленным место встречи с истребителями сопровождения, но "ишаки" так и не появились и полёт был продолжен без них. Колонна танков была обнаружена быстро и бомбы сброшены без помех и поэтому точно. Отец считал, что только у него бала, как минимум, пара прямых попаданий. Немецкие экипажи начали покидать машины и бежать через поле в сторону леса, попав под шквальный пулемётный огонь штурманов и стрелков при втором заходе. Отец говорил, что видел множество синих фигурок, оставшихся лежать на том самом поле. Но немецкие истребители не заставили себя долго ждать, а их , видимо из-за эйфории успеха, даже не заметили, пока те не открыли огонь. Только манёвр командира, направившего самолёт к земле, позволил ускользнуть на малой высоте. СБ моего отца- единственный, вернувшийся без повреждений. После него только двум экипажам удалось дотянуть до аэродрома. После четырёх вылетов на СБ отец был направлен на обучение на новом самолёте - ПЕ-2, но по окончании курса новые машины получены не были и он был направлен в полк ночных бомбардировщиков, а его полк СБ был перебазирован для обороны г.Керчь. И только через без малого 3 десятилетия, случайно встретившись в метро со своим бывшим командиром полка, отец узнал, что из его однополчан в живых не осталось никого.
Теперь о ранении. Во время 66-го вылета на У-2 в результате разрыва зенитного снаряда рядом с самолётом были ранены осколками оба члена экипажа. У командира из шеи был вырван кусок плоти, а отца ранило в глаз. Оба периодически теряли сознание и пилотировали по очереди. Кто очнулся, тот и принимал управление. В результате отцу удалось посадить самолёт, при этом сбив фонарь на взлётном поле (к моменту посадки лётчик был без сознания). Никакой особой операции на глазу отцу не делали, а просто оставили в глазу осколок, в результате чего он потерял 90 процентов зрения на одном глазу и с этим осколком прожил всю оставшуюся жизнь. А к лётной работе он вернулся благодаря своему школьному другу, военному врачу Лившицу Юлию Моисеевичу, который помог получить нужное заключение.
Теперь небольшое уточнение. Мне известно не о 88, а о 99 боевых вылетах, о трёх лично сбитых самолётах противника и о восьми в грyппе (всё это относится к периоду службы в интересующем нас полку). Кроме того, самолёты с моим отцом на борту сбивали 6 раз. После одной из вынужденных посадок в 1942-м году Григорию Львовичу пришлось принять командование взводом автоматчиков. В этот период он был награждён медалью "За Отвагу" за организацию обороны штаба полка и успешное отражение атаки румынской пехоты.
После расформирования 289-го ШАКП Григорий Львович продолжил службу в ВВС и летал на самолётах ИЛ-10, учился в академии им. Жуковского, из которой был отчислен по обвинению в космополитизме. Затем летал штурманом на реактивном стратегическом бомбардировщике ИЛ-28 и бал награждён вторым орденом Красной Звезды. Уволился в запас в звании майора с должности начальника курса самолётовождения в военно-воздушном училище. Вот краткое дополнение к информации в портале Победа.
Попечители странички, выражают глубокую благодарность сыновьям Григория Львовича, Борису Григорьевичу и Льву Григорьевичу за представленные материалы о своем отце.
Выжил / пропал без вести / погиб:
выжил
Близкий:
нет
Дата и время создания карточки:
2013-02-13 21:49:52
Дата и время последнего изменения:
2023-10-25 23:51:59
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.