Радаев Михаил Сергеевич-капитан,заместитель командира эскадрилльи 230-го скоростного бомбардировочного авиаполка погиб 28.02.42года, но он оказался в плену, откуда ему удалось сбежать и снова попасть в авиацию в 272-й истребительно-авиационный полк. в котором 12.10.43г не вернулся с боевого задания.Похоронен- Беларусь. Могилевская обл. Горецкий р-н, Ленинский сс, д. Староселье, воинское кладбище.Этот фронтовик-мой односельчанин. Радаев Михаил Сергеевич
Страна:
СССР
Годы жизни:
1909 - 12.10.1943 (ПБЗ)
Место рождения:
Куйбышевская обл., Бирский р-н, с. Коноваловка
Вид авиации:
Бомбардировочная, истребительная
Категория:
летчик
Места службы:
230 бап
?‑28.02.42
Зам. командира аэ
49 иап
?‑12.10.43
Зам. командира - штурман аэ
28.02.42 г. зенитной артиллерией противника сбит самолет с экипажем: зам. командира аэ капитан М.С.Радаев, начальник связи аэ ст. лейтенант А.А.Вершинин, стрелок-радист ст. сержант А.И.Губернаторов. Экипаж вышел на свою территорию и проходил проверку в фильтрационном лагере в Московской области.
После проверки М.С.Радаев продолжил воевать уже в истребительной авиации.
12.10.43 г. зам командира - штурман аэ 49 иап капитан М.С.Радаев погиб при выполнении боевого задания в районе Орши. Похоронен в братской могиле на воинском кладбище в д. Староселье (Могилевская обл., Горецкий р-н, Ленинский с/с).
Источники информации:
1. Данные семьи Радаевых.
2. Мемориал
3. ЦАМО, ф. 58, оп. 18001, д. 934, л. 25.
4. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 928, л. 153. 230-й скоростной бомбардировочный авиационный полк
Flag of the Soviet Air Force.svg 230-й скоростной бомбардировочный авиационный полк
Войска:
ВВС
Род войск:
бомбардировочная авиация
Сформирована:
1.11.1940 г.
Расформирована (преобразована):
27.07.1942 г.
Преемник:
230-й штурмовой авиационный полк
Боевой путь
1941 - 1945:
Битва под Киевом (Киевская стратегическая оборонительная операция)
Киевско-Прилуцкая оборонительная операция
Сумско-Харьковская оборонительная операция
Барвенковско-Лозовская операция
Донбасская оборонительная операция
Ростовская оборонительная операция
Калининская наступательная операция
Клинско-Солнечногорская наступательная операция
Елецкая наступательная операция
Тульская наступательная операция
Калужская наступательная операция
Наро-Фоминская оборонительная операция
230-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (230-й сбап) — авиационный полк бомбардировочной авиации, принимавший участие в Великой Отечественной войне.
Наименование полка
В различные годы своего существования полк имел наименования:
230-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (с 15.08.1940 г.)
230-й штурмовой авиационный полк (с 27.07.1942 г.)
130-й гвардейский штурмовой авиационный полк (с 03.09.1943 г.)
130-й гвардейский Краснознаменный штурмовой авиационный полк (с 25.11.1944 г.)
130-й гвардейский Братиславский Краснознаменный штурмовой авиационный полк (с 17.05.1945 г.)
642-й гвардейский Братиславский Краснознаменный штурмовой авиационный полк (642 гв. шап) (с 10.01.1949 г.)
642-й гвардейский Братиславский Краснознаменный истребительно-бомбардировочный авиационный полк (642-й оибап) (с 11.04.1956 г.)
642-й отдельный гвардейский авиационный Братиславский Краснознаменный истребительно-бомбардировочный полк первой линии (642-й ибап) (с 11.04.1960 г.)
642-й отдельный гвардейский авиационный Братиславский Краснознаменный полк истребителей-бомбардировщиков (642 гв. оапиб) (с ноября 1976 г.)
642-й гвардейский авиационный Братиславский Краснознаменный полк истребителей-бомбардировщиков (642 гв. апиб) (с апреля 1984 г.)
642-й гвардейский авиационный Братиславский Краснознаменный истребительный авиационный полк (642 гв. иап) (с сентября 1990 г.)
Формирование полка
15 августа 1940 году в городе Ростове-на-Дону при ВВС Северо-Кавказского военного округа начал формироваться 230-й скоростной бомбардировочный авиационный полк 5-ти эскадрильного состава. Окончание формирования полка — 1 ноября 1940 года. Командование полка: командир полка подполковник Брюханов, заместитель командира по политической части полковой комиссар Никульшин, заместитель командира полка капитан Канатов, начальник штаба полка капитан Паркин.
1 ноября является годовым праздником «День полка».
Преобразование полка
230-й скоростной бомбардировочный авиационный полк 27 июля 1942 года переформирован в 230-й штурмовой авиационный полк 3-х эскадрильного состава на самолетах Ил-2 с мотором АМ −38.
В действующей армии
В составе действующей армии[1]:
с 6 сентября 1941 года по 23 апреля 1942 года, всего 229 дней.
Командование
Командиры полка
Самолет СБ (АНТ-40-Ар-2-СБ)
подполковник Брюханов, период нахождения в должности: 01.11.1940 г. — 06.09.1941 г. Занимался формированием полка, подготовкой лётного состава к ведению боевых действий.
майор Александр Иванович Канатов, период нахождения в должности: с 06.09.1941 г. — 17.02.1942 г. Командир 230-го скоростного бомбардировочного авиаполка Канатов Александр Иванович погиб на взлете при вылете на боевое задание ночью 17 февраля 1942 г. вследствие ошибки пилотирования во время набора высоты в районе аэродрома. (Погиб экипаж в составе: командир полка майор А. И. Канатов, штурман полка майор Н. С. Бронников, стрелок-радист ст. сержант Ф. М. Гостев. Похоронены в с. Покровское, Ворошиловградской области).
гвардии полковник Макар Зиновьевич Гребень, период нахождения в должности: 17.02.1942 — 09.1943 г.,09.12.1943 — 09.05.1945 г., командир полка, прошедший весь период войны со своим полком. Нахождение в должности имело перерыв в 2 месяца, связанный со сбитием самолета командира во время проведения вылета на боевое задание.
Военные комиссары, заместители командира полка по политической части
старший батальонный комиссар Греков Евгений Николаевич, период нахождения в должности: с 06 сентября 1941 года по 20 февраля 1942 года
Батальонный комиссар, Майор Панкин Федор Прокофьевич
Батальонный комиссар Темяшев Николай Яковлевич, с 23.05.1942 г. по 28.07.1942 г.
В составе соединений и объединений
Период Фронт (округ) армия корпус дивизия примечание
01.10.1940 Г. ВВС Северо-Кавказского военного округа формирование полка, г. Ростов-на-Дону
05.05.1941 г. ВВС Северо-Кавказского военного округа 74-я авиационная дивизия город Сальск Ростовской области
05.09.1941 г. Юго-Западный фронт 14-я смешанная авиационная дивизия г.Чугуев
01.11.1941 г. Юго-Западный фронт 75-я смешанная авиационная дивизия г.Купянск
02.11.1941 г. Юго-Западный фронт 75-я смешанная авиационная дивизия д. Целуйково, Ворошиловградской области
27.01.1942 г. Юго-Западный фронт 75-я смешанная авиационная дивизия д. Покровская, Ново-Троицкого района, Харьковской области
20.02.1942 г. Юго-Западный фронт ВВС 38-й Армии д. Буденовка, Двуреченского района, Харьковской области
23.04.1942 г. Юго-Западный фронт ВВС 38-й Армии полк выведен на укомплектование и переучивание в тыл в составе: боевых самолетов — 16, экипажей — 14.
10.05.1942 г. ВВС Южно-Уральского военного округа г.Орск.
27.06.1942 г. ВВС Южно-Уральского военного округа г.Соль-Илецк.
Участие в операциях и битвах
Битва под Киевом (Киевская стратегическая оборонительная операция), с 7 июля по 26 сентября 1941 года
Киевско-Прилуцкая оборонительная операция, с 20 августа по 26 сентября 1941 года
Сумско-Харьковская оборонительная операция, с 1 октября 1941 года по 29 октября 1941 года
Барвенковско-Лозовская операция, с 18 января по 31 января 1942 года
Донбасская оборонительная операция, с 29 сентября — 4 ноября 1941 года
Ростовская оборонительная операция, с 5 ноября 1941 года по 16 ноября 1941 года
Калининская наступательная операция, с 5 декабря 1941 года по 7 января 1942 года
Клинско-Солнечногорская наступательная операция, с 6 декабря 1941 года по 25 декабря 1941 года
Елецкая наступательная операция, с 6 декабря 1941 года по 16 декабря 1941 года
Тульская наступательная операция, с 6 декабря 1941 года по 16 декабря 1941 года
Калужская наступательная операция, с 17 декабря 1941 года по 5 января 1942 года
Наро-Фоминская оборонительная операция, с 24 декабря 1941 года по 8 января 1942 года
Статистика боевых действий
За период участия в боевых действиях с 06 сентября 1941 года по 09 апреля 1942 года полк в составе 2-х эскадрилий (18 боевых самолетов СБ и 20 экипажей) проводил боевые действия против немецких захватчиков. Районы боевых операций: города Кременчуг, Хорол, Новомосковск, Белгород, Харьков, Полтава, Чугуев, Балаклея и другие.
За этот период полк участвовал в боях Юго-Западного фронта 215 дней и выполнил:
Боевых вылетов из них: днем их них: ночью Боевой налет, часов из них: днем, часов из них ночью, часов
940 908 38 1 402 1 355 47
Уничтожил:
Уничтожено Количество Уничтожено Количество Уничтожено Количество
солдат и офицеров около 5205 орудий разного калибра 49 автомашин разных марок 1729
танков, бронемашин 69 пароконных повозок 303 лошадей 613
переправ через реку 4 мостов (понтонных, ж.д.) 12 самолетов в воздухе 4
барж 2 артиллерийских складов 1 ж.д. вагонов (платформ) 32
зданий в опорных пунктах 441 ангар 1 лесопильных заводов 1
разрушено жд полотно (в местах) 41 телеграф-телефонные провода 8 возникло очагов пожара на аэродромах 10
Период переучивания и укомплектования
На основании приказа Заместителя Народного Комиссара Обороны Жигарева от 07.04.1942 г. полк прекратил боевые действия и направлен в тыл для полного укомплектования и переучивания. Место назначения — город Орск Чкаловской области. Полк передал 10-му гвардейскому бомбардировочному авиационному полку: два командира звена, весь рядовой лётный состав, 30 человек технического состава; самолетов: боевых СБ — 17, учебно-боевых СБ — 1 (УСБ), учебных — 1 (У-2).
Перебазирование происходило в период с 23 апреля по 10 мая 1942 года железнодорожным эшелоном по маршруту: ст. Двуречная, Валуйки, Касторное, Воронеж, Лиски, Балашов, Пенза, Куйбышев, Уфа, Челябинск, Троицк, Орск. Протяженность маршрута — 2 500 км. 10 мая 1942 года полк прибыл в распоряжение Начальника авиагарнизона в составе ВВС Южноуральского военного округа. 23 мая 1942 года полк начал переучивание.
27.07.1942 г. 230-й скоростной бап переформирован в 230-й штурмовой авиационный полк 3-х эскадрильного состава, на самолетах Ил-2 с мотором АМ −38.
28 июля 1942 года приказом Командующего ВВС Южно-Уральского военного округа генерал-майора Зайцева № 0176 от 27.07.1942 г.:
стрелки-бомбардиры, стрелки-радисты, несколько лётчиков откомандированы в 93-й бомбардировочный авиационный полк (город Казань, город Иваново);
командир, штаб, лётный и технический состав убыл в город Куйбышев в распоряжение командира 1 ЗАБ для переучивания на новый самолёт Ил-2.
01 августа 1942 года полк полностью переучился на ночной скоростной бомбардировочный полк: прошел курс «слепой подготовки» и программу ночной подготовки на самолёте СБ. За период переучивания с 23 мая 1942 года по 28 июля 1942 года полк произвел: полетов — 840, налет составил 255 часов, из них: днём: полётов — 629, налёт — 212 часов; ночью: полётов — 211, налёт — 43 часа. Самолёты СБ сданы в 136-й бомбардировочный авиационный полк, имущество и запчасти в 712-й ОБАТО.
Типы самолетов, состоящие на вооружении полка
1940—1942 гг. СБ (при формировании СБ-РК или АР-2)
Выжил / пропал без вести / погиб:
погиб
Близкий:
нет
Дата и время создания карточки:
2012-03-15 22:44:27
Дата и время последнего изменения:
2023-10-25 19:46:00
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.