Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
164631
8307
6317
53422
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Амет-Хан Султан



Пол:мужской
Дата рождения:20.10.1920
Место рождения:г.Алупка Ялтинского уезда Таврической губернии (ныне Республика Крым) РСФСР
Национальность:татарин
Должность:командир АЭ
Звание:гв.майор

Попечитель:

Александр Кукалев

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

1 воздушная армия
122 истребительный Будапештский ордена Суворова авиационный полк(122-й иап)
147 истребительная авиационная дивизия ПВО(147-я иад ПВО)
16 воздушная армия
282 истребительный авиационный полк(282-й иап)
303 истребительная авиационная Смоленская Краснознаменная ордена Суворова дивизия
4 истребительный Краснознаменный авиационный полк (4-й иап)
6 гвардейская истребительная авиационная Донско - Сегедская Краснознаменная ордена Суворова дивизия
8 воздушная армия
9 гвардейский истребительный авиационный полк
Летно-исследовательский институт (ЛИИ)

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:Крым
Родственники во время войны:отец Султан Амет-Хан, мать Насибе Садла, жена Фаина Максимовна Данильченко, дети (два сына Станислав и Арслан)
Дата призыва:0.2.1939
Место призыва (военкомат):кадры РККА
Дополнительные сведения:родился 20 октября 1920 года в городе Алупке в Крыму, в семье рабочего. Отец — лакец (одна из народностей Дагестана), мать — крымская татарка. В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После окончания учёбы работал слесарем в депо в Симферополе. Комсомольская организация дала ему направление в аэроклуб. В РККА с февраля 1939 года. После окончания аэроклуба был принят в прославленное Качинское училище военных лётчиков (бывшая 1-я ВШЛ, п.Кача). В марте 1940 года учеба была завершена, и в звании младший лейтенант Амет-Хан Султан получил назначение в Брянск – в 122-й истребительный авиаполк (122-й иап). Но вскоре, в июне 1940 года, его перевели в 4-й истребительный авиаполк (4-й иап), который базировался в молдавском городе Григориополь под Кишинёвом в Одесском ВО. Встретил войну в Молдавии. 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го иап Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего противника. В полку занимал должность командира звена, замкомандира и командира авиаэскадрильи. Летал на самолётах И-15 и И-153. С августа 1941-го лётчики полка прикрывали небо Ростова-на-Дону. 15 октября полк был выведен с фронта на переформирование и переучивание на английские истребители «Харрикейн». С 4 декабря 1941 года 4-й иап находился в составе 147-й истребительной авиационной дивизии ПВО (147-я иад ПВО) Ярославско-Рыбинского района ПВО. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик Ю-88, ударив его левой плоскостью снизу. При ударе громоздкий, обломивший при ударе крыло, «Харрикейн» Амет-Хана застрял между двигателем и фюзеляжем загоревшегося бомбардировщика. Лётчику удалось руками оттолкнуться от неприятельского самолёта, выбраться из кабины своей машины и раскрыть парашют... Городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой на Советской площади Ярославля, где был выставлен для всеобщего обозрения сбитый «юнкерс». За таран, совершённый над Ярославлем, лётчик был награждён орденом "Ленина". 3 июля 1942 года полк был передан из ПВО в ВВС. Приступил к боевой работе на Брянском фронте. В августе того года с Амет-Ханом познакомился другой известный дважды Герой, его однополчанин, соратник, а в конце войны и командир В.Д.Лавриненков. О своей первой встрече с Амет-Ханом, в своих мемуарах он вспоминает так: «Я пошёл рядом с Амет-Ханом. Он стал рассказывать какой-то весёлый случай, связанный с игрой в шахматы. За ним потянулись все, кто стоял поблизости. Я, конечно, и не предполагал, что, сделав первые шаги по одной тропинке с Амет-Ханом, отмеряю вместе с ним, прекрасным человеком и бесстрашным истребителем, тысячи километров воздушного пространства, что вместе мы будем драться в сотнях боёв против гитлеровцев и оба дважды будем удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Мог ли думать, что подружусь с ним на всю жизнь, что почти через тридцать лет провожу моего неугомонного, жизнерадостного друга в последний путь». Лётчики полка освоили истребители Як-7Б. С 21 августа 1942 года полк воевал в составе 8-й ВА на Сталинградском фронте. Под Сталинградом, только с июля до середины сентября 1942 года на Як-7 и Як-1 Амет-Хан одержал 6 личных и 19 групповых побед, вошёл в число лучших асов и был включён в состав 9-го гвардейского иап (9-й гв.иап), одного из нескольких за всю войну полков «свободных охотников», был командиром 3-й АЭ 9-го гв.иап. После переучивания на «Аэрокобру» он участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, в боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. Летом 1944-го лётчики 9-го гв.иап переучились на новый истребитель Ла-7, на нём Амет-Хан воевал в Восточной Пруссии, участвовал во взятии Берлина. Победную точку гвардии майор Амет-Хан Султан поставил над Берлином 29 апреля 1945 года, сбив ФВ-190. Всего за время войны гвардии майор Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника. Среди лично сбитых Амет-Ханом 8 двухмоторных машин – по 4 Хе-111 и Ю-88, и один трехмоторный Ю-52. Герой Советского Союза А.Ф.Ковачевич, однополчанин и командир Амет-Хана в годы войны, вспоминал о нём как об очень тонком лётчике, глубоко чувствовавшем свою машину: «В борьбе за снижение взлётного веса своего истребителя он всю войну был как бы на диете, не добирая и до 50 килограммов собственного веса». После окончания войны большинство асов были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла трудно – давал знать недостаток образования. В начале 1946 года лётчик подал рапорт об отчислении из академии. Рапорт был удовлетворён, Амет-Хан Султан был уволен и из академии, и из армии в апреле 1946 года. Мария Кузьминична Покрышкина вспоминала, как весной 1946 года на одной из московских улиц они с Александром Ивановичем встретили Амет-Хана: он был без наград, неважно, не по погоде одет, имел рассеянный вид. А.И. Покрышкин, знавший лётчика с 1943 года, разговорился с ним, расспросил о его проблемах, вместе они зашли куда-то перекусить. Когда они расстались и пошли домой, Мария Кузьминична, тоже знавшая Амет-Хана с военных лет, спросила у мужа, о чём они говорили. Александр Иванович как всегда сдержанно ответил ей: – Сильный лётчик, отличный мужик. Связался с дружками… Надо ему помочь. В один из ближайших дней Покрышкин позвонил генерал-полковнику авиации К.А.Вершинину, в воздушной армии которого воевал в 1943-м. Вершинин в то время был назначен Главнокомандующим ВВС – заместителем министра Вооружённых сил СССР. К.А.Вершинин, вероятно, позвонил хорошо известному ему генерал-лейтенанту И.Ф.Петрову, только что назначенному начальником Лётно-исследовательского института (ЛИИ) им.Громова, и Амет-Хан был принят туда лётчиком-испытателем. За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему был присвоен 3-й класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса. 16 июня 1949 года совместно с И.И.Шелестом на самолётах Ту-2, фактически по собственной инициативе, они провёли первую в стране автоматизированную дозаправку в воздухе – «крыло в крыло», когда из крыла одного самолёта выпускался заправочный шланг, а другой самолёт ловил конец шланга специальным заправочным приёмником. Немедленно приехавший после этого полёта в Жуковский, скупой на похвалу конструктор А.Н.Туполев восхищённо благодарил лётчиков. В конце 1949 года Я.И.Верников и Амет-Хан Султан выполнили первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И. Микояна И-320 («Р-2») и затем проводили его заводские испытания. В 1951—1953 годах Амет-Ханом Султаном совместно с С.Н.Анохиным, Ф.И.Бурцевым и В.Г.Павловым были проведены полные испытания пилотируемого самолёта-аналога самолёта-снаряда противокорабельной системы «Комета». Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал около 3000 метров высоты, после чего отцеплял самолёт-аналог, который шёл на цель. В ходе испытаний Амет-Хан выполнил первый полёт на самолёте-аналоге с земли, первый старт с самолёта-носителя и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. Самолёты-аналоги управлялись с самолётов-носителей, и лишь в 200–150 метрах от цели лётчик-испытатель переходил на ручное управление, уводя аналог от цели, заходя на грунтовую полосу и сажая его. Посадочная скорость аналога достигала 350 км/час, а садился он на лыжу. Ценность проведённых испытаний была исключительной, вклад Амет-Хана Султана первостепенен, и главный конструктор КБ-1, выдающийся советский радиоспециалист А.А.Расплетин, опираясь на поддержку П.Н.Куксенко и С.Л. Берии, ходатайствовал о присвоении ему звания трижды Героя Советского Союза. Но… За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени. А вот С.Н.Анохину и В.Г.Павлову были присвоены звания Героев Советского Союза. 12 ноября 1958 года во время полёта на двухместном МиГ-15УТИ, при испытании катапультного кресла парашютистом-испытателем В.И.Головиным произошёл нештатный взрыв пиропатрона. При этом был пробит топливный бак, катапультное кресло деформировано, обе кабины залиты керосином. Амет-Хан Султан принял мужественное решение и сумел успешно посадить повреждённую машину. В 1961 году Амет-Хану Султану было присвоено почётное звание «Заслуженного лётчика-испытателя СССР». Он провёл ряд испытательных работ на Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18, Ил-28, МиГ-19, МиГ-21, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-4, Ту-16, Ту-104, Ту-110, Як-25, Як-27, Як-40… Освоил около 100 типов летательных аппаратов, его общий налёт составил 4237 часов. Амет-Хан Султан был женат, имел двух сыновей. Жил в городе Жуковский Московской области. Многие его товарищи отмечали, что Амет-Хан Султан был исключительно скромным человеком. Свои многочисленные награды он носил крайне редко, а когда вынужден был надевать Золотые Звёзды – изобрёл «маскирующий» жест, когда большой палец левой руки он подсовывал под левый лацкан пиджака, тем самым закрывая кистью руки награды… 1 февраля 1971 года в испытательном полете на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя, летчик погиб. В докладной записке, составленной после трагедии, написано: "Причиной катастрофы Ту-16ЛЛ явился обрыв внешних закрылков самолета, находившихся в посадочном положении, при скорости полета, по прибору превышающей 500 км/ч. Причину отклонения закрылков в связи с полным разрушением самолета и уничтожением его фюзеляжа в результате пожара в месте падения установить не удалось". Амет-Хану Султану не исполнилось и 51 года. Награды и достижения: Дважды Героя Советского Союза медаль «Золотая Звезда» (№ 1136, 24 августа 1943, № 66, 29 июня 1945). Награжден орденами: трижды орд."Ленина"(23.10.1942, 14.02.1943, 24.08.1943), четырежды орд."Красного Знамени" (31.07.1942, 13.10.1943, 20.04.1945, 03.02.1953), орд."Александра Невского"(07.04.1944), орд."Отечественной войны 1-й ст." (20.01.1945), орд."Красной Звезды"(05.11.1941), орд.«Знак Почёта»(31.07.1961): медалями "За победу над Германией"(09.05.1945), "Почётный гражданин города Алупка"(2010) и другими медалями.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2024-06-06 19:36:03
Дата и время последнего изменения:2024-10-29 11:27:57
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.