260 БАП 244 БАД 17 ВА 3 Украинский Фронт.Участник Отечественной войны с мая 1943 года. В фотоальбоме фронтовика имеется представление на награждение его к ордену Отечественной Войны II степени (указ о награждении № 044 от 21.10.43г.).
Из воспоминаний штурмана 260 БАП Н.И. Иркутского: "... Со многими командирами звеньев мне приходилось летать в 260-м БАП. Все они были первоклассными лётчиками, мастерски владели техникой пилотирования в сложных метеоусловиях, уверенно держались в строю. По-разному сложилась их судьба .... Михаил Рой, на мой взгляд, являлся самой яркой личностью.
Его отличало высокое лётное мастерство и внешнее обаяние. Рослый, атлетического телосложения, в хорошо подогнанной форме, с густой волнистой тёмно-каштановой шапкой волос, он был общительным и скромным товарищем. В полётах, в усложнившейся боевой обстановке, был всегда спокоен. Голос его всегда звучал уверенно и ровно.
В середине ноября по приказу командира полка мы своим экипажем под командованием Роя дважды вылетали на разведку погоды в район Павлограда и оба раза попадали в полосу густого тумана. Снижались до бреющего полёта, и всё равно земля плохо просматривалась. Вновь набирали высоту и с разворота в сплошном «молоке» тумана возвращались на базу. В этих полётах мы убедились в умении нашего командира искусно пилотировать самолёт по приборам. А откуда ему было набраться опыта? В ночных условиях Михаил не летал. По программе «слепой» подготовки не переучивался. Другой бы лётчик при попадании в такие сложные условия полёта растерялся бы и не справился бы с пилотированием. А Михаил спокойно и умело маневрировал в облаках. Откуда это умение у него? Это – дар природы! Наши полёты в экипаже Роя на разведку погоды 15 ноября нужны были командованию для принятия решения на перебазирование полка на другой аэродром. Поближе к линии фронта. Только во второй половине дня туман приподнялся, и полк перелетел на новую оперативную точку – «Межеричи». Умение летать «вслепую» (по приборам) выдвинуло экипаж Роя в число лучших для полётов на «свободную охоту» одиночными самолётами. В таких полётах, следуя в облаках над территорией занятой врагом, мы снижались под облака вблизи предполагаемой цели и с малой высоты наносили бомбовый удар. Так мы действовали по эшелонам на ж/д станциях и в пути, по скоплениям живой силы и техники, по аэродромам и другим объектам. Если позволяла высота – производили фотографирование результатов своих ударов по целям.
В авиагарнизоне аэродрома «Межеричи» личный состав размещался в школьном здании, переоборудованном под казарму с двухъярусными нарами. Я спал на верхних нарах, а Михаил – внизу. Табак в карманах не носили – морская выучка. Ничего лишнего кроме носового платка в карманах брюк не должно быть. Чтобы не «стрелять» курево у друзей, мы имели по пачке гвардейского табака в самолёте, в столовой, в штабной землянке и в казарме. В ноябре уехал на переучивание штурман эскадрильи Дмитрий Федорец. И я был назначен на должность штурмана АЭ. Так я расстался с экипажем Михаила Роя. Мы вместе в одном полку прошли до конца войны. Позже он дослужился до заместителя командира полка. Летал на реактивной технике и по сокращению в 1962 году ушёл в запас ... "....Мне же представилась возможность подлечиться в Кисловодске. Нарзанные ванны и доломитный питьевой источник нарзана – основные лечебные факторы, предписанные мне. Вместе с экскурсией посетил историко-культурные памятники Пятигорска, Железноводска, Ессентуков. В Пятигорске нанёс визит своему фронтовому другу – Михаилу Рою. С болью в сердце пережил печальное известие: Михаил лежит в больнице после перенесённого инфаркта миокарда. Утешился тем, что у Михаила кризис миновал и дело пошло на поправку. Выписавшись из больницы, ему пришлось оставить работу руководителя полётов в аэропорту «Минеральные Воды». Вместе с Михаилом мы прошли фронтовые дороги от Воронежа до Вены....".
Выжил / пропал без вести / погиб:
выжил
Близкий:
нет
Дата и время создания карточки:
2011-02-16 23:18:12
Дата и время последнего изменения:
2023-10-25 12:41:47
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.