260 БАП 244 БАД 17 ВА 3-й Украинский фронт. Приказом по 260-му БАП № - 01/Н от 26 сентября 1943г. награжден меалью "За отвагу" (в числе других).
Из приказа о награждении: "Участник Отечественной войны на Юго-Западном Фронте с мая 1943г. Имеет 15 боевых вылетов. При выполнении боевых заданий три раза отражал атаки истребителей противника. При неоднократных полетах на укрепленные рубежи и артпозиции противника, в районе села Долгенькая огнем своего пулемета уничтожил прислугу зенитной и полевой артиллерии, уничтожал живую силу противника. 5 сентября 1943 г. при бомбометании аэродрома Красноармейское расстреливал прислугу зенитной артиллерии и стоявшие на аэродроме самолеты противника. При выполнении боевых заданий показал себя преданным патриотом своей Родины.
Входил в состав экипажа ком. звена Шаповалова Николая Фёдоровича (см. карточку фронтовика). Cбит 25.01.1945г. зенитной артиллерией противника при выполнении боевого задания. Похоронен совместно с экипажем в селе Барачка (севернее озера Веленце) район г.Секешфехервар. Могила экипажа не сохранилась (возможно сразу после войны перенесена в братскую н.п. Барачка). Выписка из Акта расследования причин боевых потерь экипажа: ст. сержант Березинский П.С. стрелок - радист, закончил ШМАС в 1942 г., прибыл в часть 07.1942 г., налет на самолете "Бостон" А-20 - 155 часов (все в части), общий налет 185 часов, подготовлен отлично, опыт вполне достаточный, общее количество боевых вылетов 68, боевой налет - 148 часов, количество воздушных боев - 5 ........Боевая задача поставлена за 40 минут до вылета – бомбовый удар по танкам в р-не Киш-Веленце, господский двор Петтенд. Экипаж аналогичную задачу выполнял более 50 раз. 25.1.1945г. в 13-40, высота Н-2200м, 1,5 км ЮЗ Барачка, что в 5 км восточнее оз. Веленце. На боевом курсе девятка, ведомая ст. лейтенантом Кизим ( Шаповалов был ведущим правого звена первой группы), была обстреляна в районе цели Зенитной Артиллерией до 7 батарей из р-на г.дв. Пэттэнд. Прямым попаданием снаряда ЗА был сбит самолет Шаповалова Н.Ф. Самолет загорелся, свалился в штопор и упал в 1,5 км ЮЗ н.п. Барачка. Акт был составлен 12 февраля 1945. Источник: ЦАМО, фонд 244 БАД, опись 2, дело 61. Стр. 45-47. Заводская техническая характеристика. Модель А-20С. Номер самолета 42-33302 ( выпущен в 42 году). Дата принятия от завода Дуглас в Санта Моника, Калифорния – 27 января 1943 года.Перегон - через США во Флориду, потом через карибские острова в Бразилию, оттуда через Атлантику в Либерию, потом Нигерия, Судан, Египет, Иран, СССР. В Советский Союз прибыл 1-5 апреля 1943г. Стоимость 78.929.00 $. В "Фотоальбоме" анкеты фронтовика выставлены приказ о его награждении, именные списки потерь, фотография могилы экипажа и др.
Выжил / пропал без вести / погиб:
погиб
Близкий:
нет
Дата и время создания карточки:
2009-09-17 13:29:39
Дата и время последнего изменения:
2023-09-02 02:07:40
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.