Дополнительная информация: |
Сайт училища http://mviu60.3dn.ru/publ/6-1-0-6
Сайт поисковиков, раздел о МКВИУ: http://forum.patriotcenter.ru/index.php?board=1656.0
История училища http://ia-ub.mosoblonline.ru/userdata/archive/1194852886.pdf
Дислокация училища:
1919 –Сергиев Посад, 1920 – Москва, 1932 – Ленинград, 1937 – Москва, Ярославское шоссе 32а, 1939 – г. Болшево, 1946 – Ленинград, 1951 – Калининград
В послереволюционной России шла Гражданская война. Регулярной Красной Армии не хватало специалистов инженерного профиля. Надо было срочно их готовить. С этой целью в 1919 году были образованы военно-инженерные курсы. На курсах был установлен четырёхгодичный срок обучения.
Сначала курсы базировались в Сергиевом Посаде, а в 1920 году их пе¬ревели в Москву и разместили в бывших кадетских казармах (на Красноказарменной улице). В ходе подготовки первого выпуска, в течение 1920-1924 годов, неоднократно менялись статус курсов, их название и даже срок обучения. К их названию добавили "Московские...", потом стали именовать Московской военно-инженерной школой;
Отмечая отличное выполнение этого задания, школе присваивается почётное звание, и с июля 1921 года она именуется: "2-я Московская военно-инженерная школа имени III Коминтерна".
Первый выпуск школы состоялся в сентябре 1923 года. Двадцати трём курсантам было присвоено звание "Красный командир". В числе выпускников этого потока были: В.В. Майзель, И.Н. Добромыслов, Я.Н. Гумилевский. А.И. Кожевников, В.С. Гордон, Е.Н. Кубеев и другие.
Второй выпуск, состоявшийся в 1924 году, был значительно многочисленней: 69 курсантов получили звание "Командир Рабоче-Крестьянской Красной Армии" (РККА). В этот период в СССР создаются военно-инженерные школы (курсы) в гг. Киеве, Самаре, Казани и Екатеринославле, а та, что в столице, снова меняет название. Теперь её именуют: "Московская военно-инженерная школа имени Коминтерна".
С 1923-го по сентябрь 1932-го года школа произвела 10 выпусков, дав инженерной службе Красной Армии 910 командиров. И опять перемена места дислокации и названия. Школу переводят в Ленинград, где тоже была подобная школа; их сливают и дают название "Объединённая военно-инженерная школа им. Коминтерна". Сюда передают всю документацию из Москвы и награды.
18 марта 1937 года - очередное переименование в "Ленинградское Краснознамённое военно-инженерное училище". Одновременно принято решение восстановить МВИУ, поручив руководство переброской его в Москву (03.-10.1937) и размещение там капитану Кокуеву Ноколаю Ивановичу (1901-1969). 3дание, где оно тогда расположилось, сохранилось до сих пор (Москва, Ярославское шоссе, д.32 а). Срок обучения остался трёхгодичным, занятия на новом месте начались 13 октября 1937 года. А в феврале 1938-го начальником МВИУ назначается полковник А.Н. Варваркин.
30 августа 1939 года принятые в Московское военное инженерное училище 13 июля 1939 года курсант-первокурсники конно-сапёрного отделения были переведены для дальнейшего обучения в ряды курсантов конно-сапёрного отделения Тамбовского военного кавалерийского Краснознамённого училища имени 1-й Конной армии, откуда в свою очередь 1 июня 1940 года – в ряды курсантов 1-го эскадрона конно-сапёрного дивизиона Черниговского военно-инженерного училища.
В соответствии с приказом НКО СССР № 0340 от 03.12.1940г. сформирован при Московском ВИУ 4-й батальон аэродромно-строительной службы.
С 22 июня до конца 1941 года состоялось шесть выпусков (с 16-го по 21-й). В конце 1941 г. полковника А.Н. Варваркина переводят на должность начальника Главного управления военно-инженерной подготовки Красной Армии (ГВИУ КА), а начальником МВИУ с 15 декабря назначается генерал-майор инженерных войск Ермолаев Павел Александрович. С его руководством фактически связан весь военный период истории училища. 3а время Великой Отечественной войны МВИУ произвело 38 выпусков (с 16-го по 53-й).
В октябре 1944 года, когда многие выпускники МВИУ, перешагнув восстановленную западную границу СССР, в Болшеве в связи с 25-летием образования училища состоялось торжественное вручение ему Красного знамени и грамоты, текст которой гласит: "Президиум Верховного Совета СССР постановил вручить Красное знамя Московскому военно-инженерному училищу как символ воинской чести, доблести и славы, как напоминание каждому из бойцов и командиров части об их священ¬ном долге преданно служить Советской Родине, защищать её мужественно и умело, отстаивать от врага каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и самой жизни. 14 октября 1944 г.". В связи с вручением Красного знамени произошло очередное изменение статуса и наименования училища: теперь это - Московское Краснознамённое военно-инженерное училище (МКВИУ). Многих преподавателей и командиров награждают орденами и медалями СССР.
3а период 1923-1945 гг. в училище состоялось 53 выпуска, подготовлено 11224 специалиста для инженерных служб нашей армии, а также для Польши, Чехословакии, Югославии и Албании. В это число не входят выпускники "специальных краткосрочных сборов", которые проводились на базе МВИУ в 1941-1943 годах. Их число превышает 9000 человек.
После парада Победы 24 июня 1945 года, в котором участвовал ряд наиболее отличившихся выпускников училища, приказом Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса И.В. Сталина МКВИУ объявлена благодарность.
В апреле 1946 года его сливают с переведённым в Болшево из Москвы Высшим военно-инженерным строительным училищем. Это объединённое учебное заведение получает наименование Московского Краснознамённого высшего военно-инженерного училища. Начальником назначается генерал-майор инженерных войск Сысоев. К 25 апреля вся документация МКВИУ передаётся вновь образованному училищу.
Объединённое училище из Болшева переводится сначала в Ленинград, потом в Прибалтику под Калининград и впоследствии получает название Калининградского ВИУ, а в январе 1960 г., в связи со значительным сокращением Вооружённых Сил СССР, оно ликвидируется. Личный состав демобилизуется, часть курсантов переводится в Тюменское военно-инженерное училище. По неполным данным, из стен его вышло 27 Героев Советского Союза. В фотоальбоме имеются фотографии найденных выпускников училища. |