Дополнительная информация: |
18 августа 1941 года на Северо-Западном фронте (СЗФ) началась боевая деятельность 260-го ПБП (пикирующий бомбардировочный авиационный полк) в Великой Отечественной войне. Прибыв на театр боевых действий в район Валдая – Вышнего Волочка в составе 32-х самолётов Пе-2, полк, в период с 18.08.41г по 12.10.41г с аэродромов Крапивня, Едрово, Русская Гора, Будово, Залазино, наносил бомбовые удары по живой силе и технике 4-й танковой группировке врага (группа армии Север), прорывавшейся в направлении Острова, Дно, Старой Руссы, Осташково, и 3-й танковой армии (группа армии Центр), двигавшейся на Калинин (Тверь). С 18 августа до 1 сентября 1941г. входил в состав 4-й смешанной авиадивизии (САД), затем с 20 августа по 28 октября 1941г. полк вел боевую работу в 6-й (САД).
В этих тяжёлых боях совершил беспримерный подвиг командир экипажа Жидков. Он предварил подвиг капитана Гастелло. После выполнения боевого задания его самолёт был подбит вражеским снарядом. Жидков приказал экипажу покинуть самолёт, а сам направил машину в ж/д состав с боевой техникой. Уже в 1941 году фронт знал о подвигах бесстрашного комиссара 1-й эскадрильи, а затем и всего 260-го пикирующего бомбардировочного авиаполка Григория Аверьяновича Таряника. Боевой счет он открыл в первый день войны, 90 раз водил свою эскадрилью в бой, не зная поражений. В числе первых на СЗФ стал Героем Советского Союза.
Вручая в Кремле ордена лётному составу полка особо отличившимся в этих боях, М.И.Калинин тепло поздравил офицеров и сержантов и пожелал дальнейших боевых успехов. Среди награждённых – лётчики: старший сержант Носов, капитан Сдобнов, капитан Асаулов, старший политрук Таряник Г.А., штурман полка Чугунов В.Д. и старший лейтенант Визинок К.П.
Понеся в напряжённых боях значительные потери в самолётах и личном составе, 21 декабря 1941 г. полк в составе 159 человек убывает на переформирование, пополнение и доукомплектование в город Серноводск (Приволжский Военный Округ), а остатки действующего полка 6 - самолетов с экипажами 29.10.1941г. перевели в 514-й ПБП (пикирующий бомбардировочный авиаполк) и несколько экипажей в 240-й ОРАЭ.
Затем 28.06.1942г. полк направлен в 23-й ЗАП Усть-Ордынский АО Иркутской области на ст. Белая (военный городок «Южный») входил в подчинение Забайкальского ВО.
С 09.09.1942г. личный состав 260 ББАП (ближне-бомбардировочный авиаполк) проходил в г.Красноярске Сибирского ВО (на базе 45-го ЗАП) переучивание на американские четырехэкипажные (летчик, штурман, стрелок-радист, стрелок) самолеты "Бостон А-20" поставляемые по "ЛЕНДЛИЗу".
Из сайта "О г.Красноярске" http://pobeda.krskstate.ru/doroga/part4_1 ..."В 1943 году окончательно связал свою судьбу с Красноярском полк пикировщиков – 260-й бап. С осени 1942 года он начал осваивать американские «Бостон-3», а с января по апрель 1943 года шла учеба на А-20Б. Шефом полка стал Красноярский ПВРЗ (паровозо-вагоно ремонтный завод, ныне известный как ЭВРЗ электровагоноремонтный http://www.kr-evrz.ru ). В Красноярске полк пополнился личным составом из местных жителей - старший врач полка Букова Г.Н. , штурман Строев И.Н. (см. 449 БАП), авиамеханики Тубянский А.И. и Бортунов С.Г., техник Ефремов Н.И." ....
Переучившись на А-20 260-й СБАП (скоростной бомбардировочный авиаполк) в составе 19 самолетов вылетел в Тамбов и с 21.5.1943 продолжил боевые действия на Курской дуге. С середины 1943г. и до конца войны 260 БАП (вместе с 449 БАП, 860 БАП и 861 БАП) входил в состав 244-й бомбардировочной Лозовской авиационной дивизии 17 Воздушной Армии.
С 27 июня по 1 августа 1944г. 260 БАП (в составе 244 БАД с полками 860 и 861) передан во 2-й гвардейский бомбардировочный авиакорпус 8 Воздушной Армии 1 Украинского Фронта для оказания помощи в проведении Львовско-Сандомирской операции. Затем (после освобождения г.Львова) вернулся в 17 ВА 3 Украинского Фронта, где начиналась Ясско-Кишиневская наступательная операция.
Командиром полка с 13.07.1941г. по ноябрь 1944г. являлся подполковник Забелин Алексей Федорович. После него, командиром полка стал майор Андреев Борис Михайлович (бывший командир 1 АЭ 449 БАП 244 БАД). После войны в 1948 году командиром полка назначен подполковник Леонтьев Павел Яковлевич (бывший командир 860 БАП 244 БАД).
Отличительным знаком самолетов 260-го БАП была молния (сначала белого, затем темного цветов) в носовой части с обеих сторон, сразу после кабины штурмана и ниже кабины пилота. На молнии наносились ордена Михаила Кутузова III степени (орден полка) и Богдана Хмельницкого II степени (орден дивизии).
За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками при овладении Будапештом 260 БАП был награждён орденом Кутузова III степени (Указ ПВС СССР от 5.4.1945). Всему личному составу, принимавшему непосредственное участие в боях за Будапешт, была вручена медаль «За взятие Будапешта». За образцовое выполнение заданий при овладении г.Залаэгерсег, Вестель, Надьбайом, Регене, Марцали, Надьтаг полк награжден орденом Суворова 3 степени (Указ ПВС СССР от 26.4.1945). Немного позднее личный состав наградили медалью «За взятие Вены».
В полку имелся свой По-2 (для выполнения служебных и специальных заданий, а также для переброски запчастей и деталей на боевые самолеты, находящиеся на вынужденной посадке- летчик Цыганенко Г.В., авиамеханик Новопашин А.Ф.) и один учебно-тренировочный "Бостон" УБ-3.
В разное время, на различных аэродромах, на протяжении всего фронтового пути 260-й авиаполк обслуживался различными Батальонами Аэродромного Обслуживания (БАО) 23-го Района Авиационного Базирования (РАБ) 17 ВА. Пока встретились - 460-й ордена Красного Знамени Батальоном Аэродромного Обслуживания (подтверждается частично), 694 БАО (проверено, а также см. анкету возд.-стрелка Беловодченко Н.Д.), 432-й и 555-й (информация проверяется).
В рубрике "фотоальбомы" подразделения, создано четыре альбома в которых, выставлены фронтовые фотографии летчиков 260 БАП, ветеранов полка, их послевоенные встречи в г.Одессе 1974 и 1979 годов ( http://www.pobeda1945.su/division/3296/album/22 ) и схемы боевого пути в различные периоды боевой деятельности.
В 1951 году на аэродроме (авиабазе) Стрый (Львов 2) было сформировано управление 204-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии (ТБАД) со 175-м тяжелым бомбардировочным авиационным полком (ТБАП). В этом же году из Румынии на аэродром Стрый перебазировался 260-й орденов Суворова и Кутузова бомбардировочный авиаполк, который был переформирован в ТБАП и включен в состав дивизии. 204-я ТБАД подчинялась командованию 81-го гвардейского Гомельского тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса (ТБАК) 43-й воздушной армии (ВА) Дальней Авиации (ДА). 175-й и 260-й полки имели на вооружении бомбардировщики Ту-4.
В 1956 году корпусное звено организации ДА (81-й гв. ТБАК) было упразднено, и 204-я ТБАД (175-й ТБАП, 260-й ТБАП) продолжила службу в 43-й ВА.
В связи с началом создания Ракетных Войск Стратегического Назначения (РВСН) на базе объединений Дальней Авиации и реорганизации последней в 1959 году, 260-й ТБАП был передан в состав 15-й гвардейской Гомельской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии 43-й ВА.
Управление 204-й ТБАД было расформировано в 1961 году.
В 1960 году управление 43-й ВА ДА переформировано в управление 43-й ракетной армии, а на ее базе сформирован 2-й отдельный тяжелый бомбардировочный авиационный корпус (ОТБАК), куда вошел 260-й ТБАП в составе 15-й гв. ТБАД.
В этом же году 260-й полк начал перевооружение на бомбардировщики Ту-16, которые эксплуатировал до 1980 года. В 1972 году полк получил самолеты-ракетоносцы Ту-16К.
В 1980 году 2-й ОТБАК был переформирован в 24-ю ВА Верховного Главного Командования (ВГК), а 260-й ТБАП в составе 15-й гв. ТБАД перешли в сформированную 46-ю Краснознаменную воздушную армию ВГК СН (стратегического назначения).
В 1989 году 260-й ТБАП начал перевооружение на бомбардировщики Ту-22М3. В конце этого года полк был передан из состава 15-й Гв. ТБАД в 22-ю гвардейскую Донбасскую Краснознаменную тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию 46-й ВА ВГК СН.
В 1991 году на вооружении 260-го полка состояло 18 Ту-22М3 и 23 Ту-16К.
В 1992 году 260-й тбап вошел в состав ВВС Украины.
В 1993 году Ту-22М3 перегнали на аэродром Прилуки, а Ту-16К сняли с вооружения и впоследствии утилизировали. Полк остался без самолетов.
В 1998 году 260-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк РАСФОРМИРОВАН. |