Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
164631
8307
6317
53422
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): ВВС 8-й Армии
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 1939-1942
Период вхождения в действующую армию:
Последующие переименования: Приказом НКО СССР № 00230 от 10.11.1942 г. на базе управления военно-воздушных сил 8-й Армии 1 декабря 1942 года сформирована 275-я истребительная авиационная дивизия. Полки, входившие в состав ВВС Армии вошли в состав дивизии и продолжили выполнять поставленные боевые задачи.
275-я истребительная авиационная Пушкинская дивизия;
275-я истребительная авиационная Пушкинская Краснознамённая дивизия;
Дополнительная информация: Военно-воздушные силы 8-й Армии (ВВС 8-й Армии) — оперативное авиационное соединение времен Великой Отечественной войны.
ВВС Армии в Зимней войне.
14 сентября 1939 года Новгородская армейская группа, дислоцированная на границе с Эстонией и входившая в состав Ленинградского ВО, была переименована в 8-ю Армию. К 23 сентября управление армии передислоцировалось из Новгорода в Псков. В целях подготовки к Советско-финляндской войне управление армии без подчинённых соединений и частей было передислоцировано к 29 октября в Петрозаводск. К декабрю 1939 года соединения и части 8-й Армии дислоцировались севернее Ладожского озера. Управление 8-й Армии располагалось в Петрозаводске. Армии предстояло действовать на петрозаводском направлении.
ВВС 8-й армии формировались путем придания авиационных частей на основании директив Главкома № 1/0941 от 09.12.1939 и № 4/14 от 15.12.1939. Помимо входящих в состав, ВВС армии должны были получить дополнительно две эскадрильи тяжелых бомбардировщиков, две эскадрильи истребителей И-153, эскадрилью Р-5 и эскадрилью У-2. К началу войны в распоряжении ВВС 8-й Армии было четыре аэродрома: Лодейное поле и Нурмолицы (на южном направлении), Бессовец (на центральном), Гирвас (на северном).
С началом войны части 8-й Армии быстро продвинулись вглубь Финляндии и к середине января остро встал вопрос о новых передовых аэродромах. Авиация стала использовать ледовые аэродромы — Каркку на озере Каркунлампи на южном направлении, Суоярви на одноимённом озере и на озере Исо-Пюхяярви на центральном направлении. На северном направлении создать авиационную группировку так и не получилось.
К 20 декабря на аэродром Лодейное поле прибыли 18-й скоростной бап и 3-й тяжелый бап, так же в состав армии вошли 29-я эскадрилья связи и 4-я эскадрилья 3-го лбап, увеличив состав ВВС Армии до 165 боевых и 12 связных самолётов. С 1 января 1940 года в состав ВВС 8-й Армии на аэродром Лодейное поле прибыло управление 13-й авиабригады АОН-1. После передачи 41-й скоростного бап в состав 15-й авиабригады, а затем в ВВС 9-й Армии, в составе 13-й авиабригады оставался только один 6-й дальнебомбардировочный авиационный полк, который при перебазировании управления бригады был оставлен на прежнем месте и из состава бригады выбыл. Приказом штаба ВВС 8-й Армии 2 января был определён её новый состав, в который вошли:
13-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (Бесовец) до 7 января 1940 года, убыл на аэродром Пески;
18-й скоростной бомбардировочный авиационный полк;
3-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк;
39-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (Бесовец) с 7 января 1940 года, прибыл из состава ВВС Белорусского ВО;
1-я истребительная эскадрилья (И-153, Лодейное поле).
49-й истребительный авиационный полк.
К концу Зимней войны в составе ВВС 8-й Армии находилось 150 СБ, 60 Р-Z, 12 ССС, 1 Р-5, 10 У-2, 68 И-15бис, 50 И-153 и 2 И-16. За время боевых действий самолёты ВВС 8-й Армии выполнили около 18260 вылетов с налетом 18348 часов 15 минут. Потери за время боев составили 94 самолёта, из них 54 — боевые.
После окончания военных действий в апреле 1940 года управление армии передислоцировалось в город Остров. В июне 1940 года армия участвовала в присоединении Прибалтики к СССР, полевое управление армии было передислоцировано через Псков и Тарту в Таллин.
ВВС Армии в ВОВ.
Войска армии вели бои на синявинском направлении. В июне 1942 года армия вошла в подчинение Волховскому фронту и участвовала в Синявинской наступательной операции.
С началом боевых действий армия не имела своей авиации. Авиационная поддержка войск армии осуществлялась силами частей и соединений, входивших в подчинение штабу фронта. Только в августе 1941 года в состав ВВС армии вошла 65-я корректировочная авиаэскадрилья на самолётах И-15. Действуя в интересах армии эскадрилья не только выполняла разведывательные задачи, но и производила штурмовку войск противника бомбами АО-20, подвешивая по 4 бомбы на самолёт.
На базе 65-й отдельной истребительной эскадрильи и 202-й отдельной эскадрильи связи 31 октября 1941 года в составе ВВС армии сформирован 439-й истребительный авиационный полк по штату 015/174 на самолётах И-15бис. К боевой работе полк приступил 10 ноября 1941 года. В начале ноября 1941 года штаб армии, некоторые соединения и части армии передислоцированы в восточный сектор обороны Ленинградского фронта и на плацдарм на Неве у Московской Дубровки («Невский пятачок»). В ноябре и декабре 1941 года войска армии вели упорные наступательные бои с целью прорыва блокады Ленинграда. Полк поддерживал наземные войска при обороне правого берега Невы от устья реки Тосна до берега Ладожского озера и бои за удержание и расширение плацдарма у Московской Дубровки.
К концу 1941 года (31.12.1941 г.) 439-й истребительный авиационный полк имел в боевом составе 6 И-15бис (из них 4 неисправных) и по одному исправному И-16 и И-153. 26 января 1942 года полк переименован в 770-й истребительный авиационный полк. В связи со значительными потерями полк выведен с фронта и отправлен на доукомплектование и переучивание на новый самолёт Як-1 в 13-й запасной истребительный авиационный полк Приволжского ВО в город Кузнецк Пензенской области.
В конце января 1942 года штаб и управление армии, переправленное по льду Ладожского озера на волховское направление, объединило соединения и части Синявинской оперативной группы 54-й Армии, занимавшие оборону на рубеже от южного побережья Ладожского озера до Кировской железной дороги. С 18 февраля 1942 года в состав ВВС Армии после расформирования 39-й истребительной авиадивизии вошли 154-й, 159-й и 196-й истребительные авиаполки. К 17 марта 1942 года в составе ВВС армии осталось всего 26 самолётов, из них исправных — 11.
В мае 1942 года в оперативное подчинение ВВС армии вошла оперативная группа 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота. С 9 июня 1942 года 8-я Армия была переподчинена Волховскому фронту 2-го формирования, а 154-й, 159-й и 196-й истребительные авиаполки переданы в состав Авиагруппы генерал-майора Жданова, позже генерал-майора Андреева. Эти авиагруппы выполняли задачи по прикрытию войск Ленинградского фронта.
Боевой состав:
65-я отдельная авиационная эскадрилья, с августа по 12 декабря 1941 года.
439-й истребительный авиационный полк, с 10 ноября 1941 года по 26 января 1942 года, переименован в 770-й истребительный авиационный полк.
770-й истребительный авиационный полк, с 26 по 30 января 1942 года, убыл в 13-й запасной истребительный авиационный полк.
154-й истребительный авиационный полк, с 18 февраля по 8 июня 1942 года, передан в состав авиагруппы генерала Жданова.
196-й истребительный авиационный полк, с 18 февраля по 8 июня 1942 года, передан в состав авиагруппы генерала Жданова.
159-й истребительный авиационный полк, с 28 февраля по 8 июня 1942 года, передан в состав авиагруппы генерала Жданова.
935-й смешанный авиационный полк, с декабря 1942 года по 12 марта 1943 года.
Номер воинской части: 55741
Полевая почта №: 55741
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Александр Кукалев

Фронтовики, служившие в подразделении:

Гусев Александр Иванович
24.8.1910
генерал-майор авиации
Демченков Филипп Трофимович
26.11.1915
ст.лейтенант
Кобец Александр Иванович
15.2.1908
майор
Куликов Сергей Иванович
3.7.1913
гв.подполковник
Новиков Александр Александрович
19.11.1900
главный маршал авиации
Панкратов Сергей Степанович
8.9.1910
майор
Ткаченко Андрей Григорьевич
27.11.1908
майор
Ушаков Владимир Алексеевич
2.3.1903
генерал-лейтенант авиации

Дата и время создания карточки:

2024-03-27 11:45:00
Дата и время последнего изменения: 2024-06-26 18:32:28
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.