Сформирован 15.05.1938 г. на основании приказа НКО № 046 от 06.03.1938 г. с местом дислокации г.Могилев.
В период 04.09.1938 - 28.11.1938 г. в связи с чехословацкими событиями полк нес боевое дежурство на аэродроме Ганута, находясь в готовности № 2.
С 13 по 24.09.1939 г. в составе 66-й авиабригады полк принимал участие в освобождении Западной Белоруссии. Выполняет боевую задачу по прикрытию с воздуха наступающих войск, железнодорожных эшелонов на участке Минск - Барановичи.
С 24.09.1939 г. на аэродроме Белосток нес боевое дежурство с задачей перехвата германских самолетов, нарушающих границы СССР.
С декабря 1939 года нес дежурство на аэр.Пружаны. Одна эскадрилья была выделена для участия в войне с Финляндией.
Перед началом войны полк базировался в Пружанах. Входил в состав 10-й сад. К 22.06.1941 г. имел на вооружении 44 самолета И-16 (в том числе 7 неисправных).
22.06.1941 г. в 3 часа 30 минут полк начал боевые действия, отражая налеты бомбардировщиков на города Брест, Кобрин, Пружаны и ведя воздушные бои с истребтелями противника. К 10 часам утра в полку не осталось ни одного способного подняться в воздух самолета. Его боевые действия фактически окончились.
26.06.1941 г. полк выведен на переформирование в 1-й зиап. Здесь на аэродроме Сейм переучился и получил на вооружение истребители ЛаГГ-3.
С 14.07 по 05.08.1941 г. с аэродрома Тушино в составе 6-го иак ПВО полк выполнял задачи по прикрытию Москвы.
С 05.08.1941 по 20.10.1941 гг. входил в состав 43-й сад Западного фронта. Базировался на аэр. Двоевка (район г.Вязьма) Выполнял задачи по сопровождению бомбардировщиков, разведке и штурмовке войск противника. Прикрвал с воздуха г.Вязьма, аэр.Двоевка и штаб фронта ст.Красня. В боевых вылетах сопровождали Су-2 и Пе-2, сами участвовали в штурмовых ударах в районе Ярцево-Духовщина.
В сентябре 1941 года на базе полка проходили фронтовые испытания нового ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой. Звено - Баринов, Яхнов, Перескоков. В полку присутствовали конструкторы пушки Б.Г.Шпитальный и самолета - М.И.Гудков.
В начале октября 1941 года в полку осталось 6 самолетов. 6 октября оставшиеся самолеты взлетели под огнем противника, отштурмовали танки, ворвавшиеся на стоянку, и ушли на восток. Перелетели на аэродром Ватулино (район г. Руза).
12.10.1941 г., передав последний оставшийся самолет соседнему полку, убыл на переформирование.
19.10.1941 г., получив в Арзамасе новые самолеты, полк перелетел на аэродром Правдинск, под г. Балахну. Вошел в зону ПВО г. Горького.
С 11.11.1941 г. входил в состав 142 иад ПВО Горьковского района ПВО.
С 22.02.1942 г. полк действовал в составе ВВС 34 армии Северо-Западного фронта. Базировался на полевом аэродром возле ж/д станции Любница. На ЛаГГах были установлены лыжные шасси. Задачей полка было уничтожение транспортных самолетов, летевших в район Демьянского котла. За 30 дней было сожжено на земле 27 Ju-52. В начале марта перелетел на аэродром Лычково. Здесь на счету полка было 9 сбитых самолетов.
В конце марта 1942 г. полк вошел в состав 106 иад ПВО.
33 иап участвовал в разгроме 16 немецкой армии, вел боевую работу по обороне объектов г.г. Волхов, Бологое, Вышний Волочек, Великие Луки. Не прекращая боевой работы, часть летчиков освоили Як-1 (сентябрь 1942), затем Як-7б (1943), Як-9 (1944), P-40. На "яках" летели днем, на "Киттихауках" - ночью.
В июне-июле 1943 г. одна эскадрильи на Як-7б (комэск - Г.М.Яхнов) в составе 630 иап участвовала в прикрытии Волховской ГЭС. В воздушных боях было сбито 3 Fw-190 и 1 Ju-88.
С 14.12.1944 г. участвовал в разгроме Курляндской группировки противника. Базируясь на аэродромах Митавы, Румбула, выполнял задачи по защите с воздуха г. Рига.