с 17.01.1940 - 13.03.1940 ; 22.06.1941 - 04.04.1942
Последующие переименования:
145-й иап преобразован Приказом НКО СССР № 102 от 04.04.1942 г. в 19-й гв.иап.
В апреле 1942 года действовал в составе ВВС 19-й Армии. В мае 1942 вернулся в состав ВВС 14-й Армии. Примерно с февраля 1942 года на вооружении имел самолеты "Харрикейн", которые в марте-апреле 1942 года были заменены на P-40 "Томахаук", а в мае были получены и Р-40 "Киттихаук", а также P-39 "Аэрокобра". В конце ноября 1942 года на базе ВВС 14-й армии была сформирована 258-я иад (позже 258-я сад, а затем - 1-я гв.сад, затем - 16-й гв.иад), в которой продолжил воевать полк.
Полное наименование: 19-й гвардейский истребительный авиационный полк.
В действующей армии: с 04.04.1942 - 13.01.1945 (19 гв.иап).
Дополнительная информация:
Управление полка сформировано в Москве в УК ГУ ВВС РККА 29.12.1939 г., после чего убыло на фронт в состав ВВС 9-й Армии. По просьбе командующего ВВС 9-й Армии командир и комиссар полка были назначены уже на месте. Командиром полка назначался инспектор по технике пилотирования 54-й авиабригады капитан В.Н.Штофф, военкомом - слушатель ВПА им.Ленина старший политрук А.А.Ионин. По прибытию в состав ВВС 9-й Армии Управление 145-го иап включили в авиагруппу полковника Филина и подчинили все истребительные эскадрильи группы. К 17 января 1940 года формирование полка завершено на ледовом аэр.Кайрала (к западу от Алакурти). Фактически полк формировался на территории Финляндии, занятой советскими войсками. В его состав были включены 1 и 3 аэ 38-го иап (И-15бис), а так же 1 аэ 20-го иап (И-16). По состоянию на 18.01.1940 г. в составе полка числилось 23 И-15бис и 13 И-16. 16.02.1940 г. в состав полка включен половина л/с эскадрильи 48-го иап из ОКА-1.
С 30.12.1939 г. по 13.03.1940 г. 145-й иап налетал: 966 час. 47 мин. (934 с/в) на И-15бис и 171 час. 30 мин. (201 с/в) на И-16. Всего вылетов 1564 (1268 час.), в т.ч. боевых 1125 (1138 час. 17 мин). Аварии - 7 (5 по вине летного состава, 2 - по вине технического состава); поломки - 9 (6/3); вынужденные посадки - 9 (7/2). В ходе боевых действий было потеряно пять летчиков (двое сбиты зенитной артиллерией, трое не вернулись из боевого вылета). Истребители полка сбили один шведский "Гладиатор" 23.01.1940 г., кроме того, еще два самолета летчиками эскадрилий полка было сбито до момента официального окончания формирования полка: 24.12.1939 - "Юнкерс" К.43 из 3/LLv 16 и 12.01.1940 г. шведский Хаукер "Харт" из F19. Все победы подтверждаются данными противоположной стороны. Авиагруппа Филина была расформирована 07.03.1940 г., после чего до конца Зимней войны полк был формально подчинен 10-й авиабригаде, но фактически действовал под прямым управлением начальника ВВС 9-й Армии. После окончания советско-финляндской войны, 25.03.1940 г. полк перебазировался на аэр.Шонгуй (Мурманская область), где в его состав включена эскадрилья И-16 из 80-го сап (до войны так же входившая в состав 20-го иап), а сам полк вошел в состав 27-й авиабригады (с 15.08.1940г. переформирована в 1-ю сад). 23.05.1940 г. 2-я АЭ полка передана в состав 147-го иап, а вместо нее получена 2-я АЭ 147-го иап (И-16). Перед началом ВОВ полк базировался на Крайнем Севере на аэр.Шонгуй для обороны Мурманска и Архангельска.
К 22.06.1941 г. имел на вооружении 56 самолетов И-16 (в том числе 4 неисправных). В июне 1941 года полк получил самолеты МиГ-3, а в июле - и ЛаГГ-3. С февраля 1942 года, после расформирования 1-й сад, непосредственно подчинялся ВВС 14 -й Армии.