Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
128833
12327
6860
48411
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Глушанок Михаил Иоселевич



Пол:мужской
Дата рождения:15.3.1921
Место рождения:г.Гомель,Белорусской ССР
Национальность:еврей
Должность:зенитчик,33-о отдел.Краснозн.зенит. арт.див-на ПВО
Звание:рядовой,красноармеец,зенитчик-артиллерист

Попечитель:

yure ydin

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

1 корпус противовоздушной обороны (Мурманск)
14 армия
33-ий отдельный Краснознаменный зенитный артиллерийский дивизион ПВО
Западный фронт противовоздушной обороны (1 формирования)
Западный фронт противовоздушной обороны (2 формирования)
Карельский фронт
Мурманский дивизионный район противовоздушной обороны
Мурманский корпусной район противовоздушной обороны
Северный фронт
Северный фронт противовоздушной обороны

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:г. Гомель,Белорусской ССР
Родственники во время войны:Отец,Иосиф Яковлевич Глушанок,мать,Фрида Яковлевна Глушанок(в девичестве Лискович).
Дата призыва:0.0.1940
Место призыва (военкомат):г.Мурманск,Мурманский военкомат
Дополнительные сведения:В 1940 г, был призван в РККА,проходил воинскую службу в 33-ем отдельном зенитном артиллерийском дивизионе ПВО (33-ем озад). Участник Великой Отечественной войны 1941-45 г.г, рядовой, красноармеец, Глушанок Михаил Иоселевич, зенитчик-артиллерист, 33-го отдельного Краснознаменного зенитного артиллерийского дивизиона ПВО (33-го окзад), с 22 июня 1941 г, по 09 мая 1945 г, участвовал в боевых действиях и прошел боевой путь в составе: - Северного фронта, командующий - генерал-лейтенант, Маркиан Михайлович Попов с 24.6. по 23.8.1941 г, (сформирован 24 июня 1941 г, на базе управления, объединений, соединений, частей и учреждений Ленинградского военного округа), Мурманского бригадного района ПВО, командир - полковник, А.Н.Курочкин (сформирован 14.02.1941 г, на основании Приказа Народного Комиссара обороны Союза СССР № 0015, прикрывал Мурманск и объекты Мурманской железной дороги, входил в состав Северной зоны ПВО. В составе действующей армии с 22.6.1941 г, по 09.12.1941 г), 33-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона ПВО (33-го озад, командир - майор, Н. И. Петрунькин: - в 18 час. 55 мин, 27.6.1941 г, отражает первый налет вражеских бомбардировщиков на Мурманск; - 02.7.1941 г, зенитчики дивизиона сбили 3-и из 12-ти бомбардировщиков, проводивших бомбардировку участка Кировской железной дороги между станциями Шонгуй - Лопарская /20-40 км южнее Мурманска/; - участвует в прикрытии наземных войск в ходе боев на Мурманском направлении; - отражает массированные дневные налеты бомбардировщиков на Мурманск 21 июля, 10 и 13 августа 1941 г), с 22.6. по 01.8.1941 г; - Северного фронта, командующий - генерал-лейтенант, Маркиан Михайлович Попов с 24.6. по 23.8.1941 г, (разделен на Ленинградский и Карельский фронты, на основании Директивы Ставки ВГК от 23 августа 1941 г), 14-ой Армии (командующие: - генерал-лейтенант, Валериан Александрович Фролов с 22.6.1941 г, по август 1941г; - генерал-майор, Роман Иванович Панин с августа 1941 г, по март 1942 г), Мурманского бригадного района ПВО (22.8.1941 г, передается в подчинение командующему ПВО 14-ой Армии), 33-го озад ПВО с 01.8. по 01.9.1941 г; - Карельского фронта - командующий - генерал-полковник, Валериан Александрович Фролов, с 23.8. 1941 г, по февраль 1944 г,(образован Директивой Ставки ВГК от 23 августа 1941 г, из части войск Северного фронта, а именно 14-ой и 7-ой Армий, оборонявшихся на момент создания фронта на линии от Баренцева моря до Ладожского озера. Местом расположения штаба фронта был определен г. Беломорск /Карело-Финская ССР/), 14-ой Армии (командующий - генерал-майор. Роман Иванович Панин с августа 1941 г, по март 1942 г), Мурманского бригадного района ПВО (22.8.1941 г, передан в подчинение командующему ПВО 14-ой Армии и расформирован 09.12.1941 г, на основе района 21.01.1942 г, развернут Мурманский дивизионный район ПВО, командир района - генерал-майор, Ф.А.Иванов), 33-го озад ПВО (командир - майор, Андрей Николаевич Ермошкин), с 01.9. по 01.12.1941 г; - Карельского фронта, командующий-генерал-полковник, Валериан Александрович Фролов, с 23.8. 1941 г, по февраль 1944 г (образован директивой Ставки ВГК 23 августа 1941 г, из части войск Северного фронта, а именно 14-ой и 7-ой Армий, оборонявшихся на момент создания фронта на линии от Баренцева моря до Ладожского озера. Местом расположения штаба фронта был определен г. Беломорск /Карело-Финская ССР/), Мурманского дивизионного района ПВО, 885-го зенитного артиллерийского полка ПВО (885-го зенап, сформирован 23.6.1942 г), командир - подполковник, Павел Михайлович Горелов, 33-го озад ПВО с 21.01.1942 г, по 29.6.1943 г; - Западного фронта ПВО (I-го формирования, сформирован Постановлением ГКО от 29 июня 1943 г, и преобразован в Мурманский Корпусной район ПВО 29 октября 1943 г), 885-го зенап ПВО, 33-го озад ПВО с 29.6. по 29.10.1943 г; - Западного фронта ПВО (I-го формирования), Мурманского корпусного района ПВО (21.4.1944 г, на основании постановления № ГОКО-5508 сс от 29 марта 1944 г, преобразован в 1-й Корпус ПВО /II-го формирования/, командир корпуса - генерал-майор, И. Ф. Короленко),885-го зенап ПВО, 33-го озад ПВО с 29.10.1943 г, по 21.4.1944 г; - Северного фронта ПВО, 1-го Корпуса ПВО (II-го формирования), 885-го зенитного артиллерийского полка ПВО, командир полка-подполковник, Павел Михайлович Горелов (885-ый зенап, переформирован 18.5.1944 г, в 28-ую зенитную артиллерийскую бригаду ПВО /28-ую зенабр/), 33-го отдельного Краснознаменного зенитного артиллерийского дивизиона ПВО, командир - майор, Иван Савельевич Кабанов (33-го окзад, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1944 г, 33-ий дивизион ПВО награжден орденом Красного Знамени), с 21.4. по 01.6.1944 г; - Северного фронта ПВО,1-го Корпуса ПВО (II-го формирования), командир - генерал - майор, И. Ф. Короленко, 28-ой зенабр ПВО (бригада состояла из 6-ти дивизионов, командир бригады-подполковник, Борис Иосифович Шпайхлер), 33-го окзад ПВО с 01.6.1944 г, по 01.01.1945 г; - Карельского фронта, командующий - Маршал Советского Союза, Кирилл Афанасьевич Мерецков с февраля по 15 ноября 1944 г (фронт расформирован 15.11.1944 г), с моряками Северного флота (командующий - контр-адмирал с сентября 1941 г, а с марта 1944 г, адмирал, Арсений Григорьевич Головко), вместе с воинами 14‑ой Армии (командующий - генерал-лейтенант, Владимир Иванович Щербаков с марта 1942 г, по 09.5.1945 г), Северного фронта ПВО (командующий - генерал-полковник,Михаил Степанович Громадин), 1-го Корпуса ПВО (II-го формирования), командир - генерал - майор, И. Ф. Короленко, 28-ой зенитной артиллерийской бригады ПВО (командир - подполковник, Борис Иосифович Шпайхлер), 33-го отдельного Краснознаменного зенитного артиллерийского дивизиона ПВО, участвовал в Петсамо ‑ Киркенесской наступательной операции по освобождению Советского Заполярья от немецко-фашистских захватчиков с 07 октября по 29 октября 1944 г; - Западного фронта ПВО (II-го формирования. 24.12.1944 г, переформирован из Северного фронта ПВО), 1-го Корпуса ПВО (II-го формирования), 33-го отдельного Краснознаменного зенитного артиллерийского дивизиона ПВО, командир дивизиона - капитан, Филипп Васильевич Зеленков, начальник штаба дивизиона-ст.лейтенант, Шаталов, с 01.01. по 01.02.1945 г. С 01 февраля 1945 г, часть войск 1‑го Корпуса ПВО (II-го формирования), была перебазирована на другие действующие фронты. Воинскую часть, в которую входил 33-ий отдельный Краснознаменный зенитный артиллерийский дивизион ПВО, 01.02.1945 г, перебросили в Польшу (в Познань), а потом в Германию. Там, на Одере, Михаил Глушанок и встретил Великую Победу. 1-ый Корпус ПВО (II-го формирования) расформирован 09.5.1945 г, были произведены структурно-организационные мероприятия, а на базе расформированных воинских частей создаются войска ПВО Заполярья. Участник Великой Отечественной войны 1941-45 г.г, Глушанок Михаил Иоселевич, зенитчик-артиллерист, 33-го отдельного Краснознаменного зенитного артиллерийского дивизиона ПВО (33-го окзад), награжден медалями: "За оборону Советского Заполярья", "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.". Награжден юбилейным орденом "Отечественной войны II-ой степени" 06.4.1985 г. Демобилизовался в октябре 1945 года. В послевоенное время проживал и работал в г. Гомеле (Белорусской ССР, в настоящее время Республика Беларусь). Скончался 03 апреля 1998 г, и похоронен в г. Беер-Шева, Израиль. Однополчанином Михаила Глушанок, был сержант-младший лейтенант, Иван Петрович Шамякин, командир орудийного расчета, комсорг дивизиона, 33-го отдельного Краснознаменного зенитного артиллерийского дивизиона ПВО. Иван Шамякин (родился 30 января 1921 г) - белорусский, советский писатель, общественный деятель. Народный писатель Белорусской ССР (1972). Герой Социалистического Труда (1981). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Член ВКП(б) с 1943 г. Академик Национальной академии наук Белоруссии (1994). Военная, биографическая проза: "Зенит" (1988 г), об обороне Советского Заполярья. Иван Петрович Шамякин, скончался 14 октября 2004 г, в г. Минске(Республика Беларусь). Похоронен на Восточном кладбище. Кольское соединение войск противовоздушной обороны(ПВО), берет начало 01 июля 1934 г, когда был сформирован 58‑ой отдельный зенитный артиллерийский дивизион(58-ой озад)ПВО, Северного флота с местом базирования в г. Мурманск. В 1935 г, дивизион перебазировался в г. Александровск (Полярный). По решению Правительства СССР в 1939 г, в Мурманске были развернуты 33‑ий отдельный зенитный артиллерийский дивизион ПВО (33-ий озад), 73‑ий отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи(73-ий овнос) и другие подразделения обеспечения. В феврале 1941 г, был образован Мурманский бригадный район ПВО, командир района - полковник, А.Н.Курочкин. Вооружение: 26 зенитных орудий, 53 зенитных пулемета и другая боевая техника и вооружение. В строю числилось 1400 военнослужащих.Начало войны сразу показало серьезную недостачу средств защиты от противника, захватившего господство в воздухе. Поэтому уже осенью 1941 г, для защиты городов, Кировской железной дороги, Мурманского морского порта и других важных объектов Заполярья в Мурманск прибывают и занимают боевые позиции 426‑ой озад,487-ой озад,99‑ая отдельная батарея малой зенитной артиллерии (99-ая мза) и зенитных пулеметов, затем-отдельный прожекторный батальон. Весной 1942 г, в связи с увеличением числа союзных и арктических конвоев и усилением воздушной опасности в Мурманск перебазируется 122‑ая истребительная авиадивизия в составе 3‑х полков: 767‑го, 768‑го, 769‑го истребительных авиационных полков(иап). Командир авиадивизии - полковник Ф. А. Погрешаев. Летом 1942 г,в Мурманск дополнительно прибывает 885‑ый зенитный артиллерийский полк(885-ый зап). Второй период Великой Отечественной войны, вошедший в ее историю как период коренного перелома, продолжался с 19 ноября 1942 г. до конца 1943 г. В целях улучшения управления войсками ПВО страны решением Государственного Комитета Обороны в 1943 г. все войска ПВО территории страны были разделены на два фронта ПВО - Западный и Восточный. На войска Западного фронта ПВО (командующий генерал-полковник М. С. Громадин, член Военного совета генерал-майор Н. И. Орлов, начальник штаба до 04.10.1943 г, генерал-лейтенант Н. Н. Нагорный, с 04.10.1943 г, полковник В. С. Гаврилов, командующий артиллерией генерал-лейтенант артиллерии А. Ф. Горохов, командующий ВВС генерал-майор авиации С. А. Пестов) возлагалась противовоздушная оборона Москвы и Московского промышленного района, Мурманска, Ярославского промышленного района, а также прифронтовых объектов и путей сообщения. Боевой состав фронтов ПВО по состоянию на 01 июля 1943 г, был следующий. Западный фронт ПВО: боевых экипажей истребительной авиации-1012, зенитных орудий среднего калибра-3106, зенитных орудий малого калибра-1066, зенитных пулеметов-2280, зенитных прожекторов-1573, аэростатов заграждения - 1834. Управление командующего войсками ПВО территории страны было расформировано. Контроль за действиями фронтов и зон ПВО, а также планирование вооружения и комплектования войск ПВО рядовым и начальствующим составом были возложены на командующего артиллерией Красной Армии маршала артиллерии Н. Н. Воронова, при котором были сформированы Центральный штаб войск ПВО,Центральный штаб истребительной авиации ПВО, Главная инспекция ПВО, Управление боевой подготовки войск ПВО, Центральный пост ВНОС. Начальником Центрального штаба войск ПВО в начале октября 1943 г. был назначен генерал-лейтенант Н. Н. Нагорный, командующим истребительной авиацией генерал-майор авиации И. Д. Климов, начальником Центрального штаба истребительной авиации генерал-майор авиации Н. Л. Степанов. Создание фронтов ПВО существенно улучшило управление войсками, сделало его более гибким и оперативным, что было особенно важным в условиях развертывавшегося стратегического наступления Красной Армии. Однако упразднение должности командующего войсками ПВО территории страны было ошибочным. Позже эта ошибка была исправлена. Противовоздушная оборона железнодорожных путей сообщения являлась одной из основных задач Войск ПВО страны во втором периоде Великой Отечественной войны Наиболее напряженные бои по защите железнодорожных путей они вели на тех направлениях, где развертывались активные боевые действия сухопутных войск. Среди этих боев значительный интерес представляют противовоздушная оборона Мурманска и Кировской железной дороги, отражение массированных налетов немецко-фашистской авиации на железнодорожный узел Батайск и защита железных дорог Курского выступа весной и летом 1943 г. В силу географических условий и общей военной обстановки, сложившейся еще осенью 1941 г, на советско-германском фронте, Мурманский порт и Кировская железная дорога в годы Великой Отечественной войны имели важное значение. Учитывая большое стратегическое значение Мурманска и Кировской железной дороги, немецко-фашистское командование планировало захватить эти объекты в короткие сроки. В начале июля 1941 г, немецко-фашистские войска совместно с финскими войсками предприняли наступление на Северном фронте. Внезапность и превосходство в силах позволили противнику в середине сентября подойти к Мурманску. Бои шли в 30-35 км от города. Однако советские войска отразили упорный натиск врага, перешли в наступление и к концу сентября отбросили его на рубеж р. Западная Лица (60-65 км от Мурманска). Здесь фронт стабилизировался и продержался до октября 1944 г. Потерпев неудачу в захвате Мурманска и Кировской железной дороги наземными войсками, немецко-фашистское командование всю тяжесть боевых действий перенесло на авиацию, которая должна была вывести из строя Мурманский порт, железнодорожный узел и нарушить нормальную работу Кировской железной дороги. Способы действия авиации противника на всем протяжении войны неоднократно изменялись, что требовало гибкого маневрирования силами и средствами ПВО, а в ряде случаев и коренной перестройки противовоздушной обороны Мурманска и Кировской железной дороги. За время Великой Отечественной войны гитлеровцы совершили на Мурманск около 800 воздушных налетов и сбросили 4100 осколочно-фугасных и 181000 зажигательных бомб. Им удалось уничтожить в городе 1509 жилых домов и 437 производственных помещений. Однако, несмотря на ожесточенные бомбардировки, противнику не удалось вывести из строя Мурманский порт. Грузооборот порта к концу войны значительно превысил довоенный 1940 г. К началу войны район Мурманска оборонял 33-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион(33-ий озад), под командованием майора Н. И. Петрунькина. На ПВО города находилась всего одна 76-мм зенитная батарея, остальные две батареи прикрывали поселок Кола и Мурмаши. Уже 23 июня 1941 г,33-ий осад вступил в бой, а 24 июня 3-ья батарея, сбив один бомбардировщик, открыла счет уничтоженным самолетам врага. В первые два месяца войны, взаимодействуя с истребительной авиацией Северного флота, дивизион отразил 46 налетов фашистской авиации, уничтожив при этом 5 самолетов. Ведя непрерывные бои, личный состав дивизиона несколько раз менял огневые позиции, создавал ложные позиции, неоднократно вводя противника в заблуждение. Все это обеспечивало успешное отражение налетов вражеской авиации. Однако ее активность из месяца в месяц возрастала. Только за август в районе Кольского залива был отмечен 1771 самолето-полет. Поэтому советское командование приняло меры по усилению противовоздушной обороны объектов Советского Заполярья. В августе 1941 г, 33-ий озад был полностью поставлен на ПВО Мурманска, а в район Кола и Мурмаши прибыл 426-ой озад (командир до февраля 1942 г. майор Я. Ф. Похуденко, а с февраля 1942 г. капитан О. А. Алтунин). В январе 1942 г. был сформирован Мурманский дивизионный район ПВО (командующий полковник Ф. А. Иванов, начальник штаба-подполковник А. Н. Курочкин, командующий артиллерией-полковник А. И. Глебов). В состав района вошли все наземные части ПВО, находившиеся на ПВО Мурманска и Кировской железной дороги. Району придавалась 122-я истребительная авиационная дивизия ПВО под командованием подполковника А. И. Швецова, сформированная в марте 1942 г. С апреля 1942 г. в Мурманский порт стали приходить караваны судов с военными грузами. Стремясь помешать нормальной работе порта, немецко-фашистское командование активизировало действия своей авиации. Если в марте 1942 г, отмечалось 700 самолето-полетов, то в апреле эта цифра возросла до 1641, в июне до 2895. Чтобы уменьшить потери от огня наших зенитчиков, враг стал чаще производить ночные налеты и увеличил высоту полета до 4500-5000 м. Встречая ожесточенное сопротивление противовоздушной обороны в районе Мурманского порта, неприятель решил прежде всего уничтожить жилые кварталы города. Зная о том,что Мурманск преимущественно состоит из деревянных построек, командующий 5-ым немецким воздушным флотом генерал-полковник Штумпф приказал сжечь его зажигательными бомбами. Фашистская авиация бомбардировала город по нескольку раз в день. Иногда воздушная тревога продолжалась по 16-18 часов, а личный состав зенитных артиллерийских частей по 22 часа в сутки стоял у орудий. 12 июня 1942 г. противник произвел шесть налетов на Мурманск. В них участвовало до 120 самолетов. 18 июня на город фашисты сбросили около 12000 зажигательных бомб. Горели целые кварталы. В сплошном огне была улица Полярных зорь, на которую упало 3000 бомб. Только благодаря стойкости, мужеству и героическим усилиям личного состава воинских частей, бойцов местной противовоздушной обороны и населения к вечеру удалось ликвидировать гигантский пожар. В этот день враг сжег и разрушил до 800 жилых домов и несколько общественных зданий, школ и больниц. Немало героизма и мастерства проявили зенитчики в столь трудный период. Всего за первый год войны они отразили более 300 налетов вражеской авиации и уничтожили свыше 50 самолетов. В результате принятых мер Мурманский корпусной район к концу 1943 г, имел в своем составе: 6-зенитных артполков; 10-отдельных зенитных артиллерийских дивизионов; 2-зенитных бронепоезда; 1-зенитный пулеметный полк; 3-отдельных зенитных пулеметных батальона; 85-отдельных взводов ПВО; 1-зенитный прожекторный батальон; 1-дивизион аэростатов заграждения; 8-отдельных батарей сон-2; 2-батальона внос; 4-отдельных взвода внос и другие подразделения. На вооружении этих частей имелось: 318-орудий сза, 311-орудий мза, 596-пулеметов, 109-прожекторов, 58-аэростатов заграждения,8 - сон-2 и 4-РЛС обнаружения. 122-ая истребительная авиационная дивизия ПВО имела уже 65 боеготовых экипажей, из них 37 экипажей, подготовленных для действий ночью. Увеличение количества войск ПВО и рост их боевого мастерства заставили противника во второй половине 1943 г, значительно уменьшить активность своей авиации в районе Мурманска. Всего за 1943 г, части зенитной артиллерии и истребительной авиации ПВО в районе Мурманска уничтожили 87 самолетов неприятеля. Последние бомбардировочные налеты немецко-фашистской авиации на город были совершены в марте 1944 г. Наряду с противовоздушной обороной города войска Мурманского района ПВО осуществляли и противовоздушную оборону Кировской железной дороги. Противник с первых же дней войны стремился нарушить работу Кировской железной дороги, воздействуя на нее с воздуха, засылая группы диверсантов, а также предпринимая неоднократные попытки прорвать фронт обороны наших войск и перерезать эту магистраль. Особенно ожесточенные и систематические налеты на объекты Кировской железной дороги немецко-фашистская авиация совершала в декабре 1942 г, и в первой половине 1943 г. В качестве такого уязвимого звена противник избрал участок дороги от станции Лоухи до станции Кандалакша протяженностью 164 км. С середины декабря 1942 г, почти все станции и мосты на указанном участке дороги стали объектами регулярных налетов авиации противника. В отдельные дни фиксировалось до восьми налетов с тяжелыми последствиями для движения поездов. Однако, несмотря на серьезные повреждения, магистраль в основном продолжала работать бесперебойно, так как причиненные за день повреждения успевали за ночь исправить. В марте 1943 г, противник активизировал свои действия на железнодорожном участке Лоухи-Кандалакша. Ночи стали короче, и его авиация значительную часть суток висела над дорогой. Создалась серьезная угроза срыва движения поездов. Для усиления противовоздушной обороны этого участка дороги командование Мурманского района ПВО в дополнение к имеющимся здесь 2 -батареям мза и 1-зенитной пулеметной роте срочно перебросило 5-батарей сза, две батареи мза и 3-взвода зенитных пулеметов. Эти подразделения были поставлены на противовоздушную оборону станций и разъездов Княжная, Ковда, Полярный Круг и другие. Кроме того, бронепоезд и часть подразделений мза и зенитных пулеметов были использованы как кочующие огневые средства и перемещались с места на место в зависимости от обстановки.Принятые меры по организации противовоздушной обороны составов на участке железной дороги Лоухи-Кандалакша сразу же дали положительные результаты. Действиями группы ПВО, находившейся в составе каждого поезда, подразделениями ПВО, расположенными на прикрытии станционных объектов, и истребительной авиации неприятелю наносились большие потери. За май-июнь 1943 г, на указанном участке железной дороги было зафиксировано 1315 самолето-полетов противника, из них с целью бомбардировки железнодорожных объектов и поездов в пути-742 самолето-полета. За это время группы ПВО прикрывали 882 поезда, из которых лишь 18 поездов получили некоторые повреждения при налетах авиации. Отражая удары с воздуха, группы ПВО сопровождения поездов сбили 30 и подбили 14 самолетов. Понеся потери, гитлеровцы вынуждены были действовать со значительных высот, сократив также количество налетов на объекты железной дороги. В связи с этим эффективность их бомбардировочных ударов по железнодорожным эшелонам резко сократилась.Таким образом, в мае-июне 1943 г,в результате увеличения количества сил и средств и совершенствования противовоздушной обороны объектов удалось окончательно установить нормальное движение поездов на Кировской железной дороге и обеспечить переброску всех видов довольствия для Карельского фронта и Северного флота. При обороне объектов Кировской железной дороги отличились пулеметная рота под командованием старшего лейтенанта П. С. Шилова и батарея мза под командованием лейтенанта А. Д. Горбунова из 33-го озад. Находясь на обороне станций Ковда, Княжная, Жемчужная и разъезда Долгий, пулеметная рота провела 79 боев с воздушным противником, сбила 6 и подбила 7 самолетов. Батарея мза, оборонявшая мосты через р. Ковда, провела 50 боев с воздушным противником и сбила 11 самолетов. Все попытки неприятеля разрушить эти мосты не увенчались успехом.Успешно действовали и летчики-истребители. За 1943 г,частями 122-ой истребительной авиационной дивизии ПВО было произведено 1857 самолето-вылетов, проведено 44 воздушных боя и сбито 47 самолетов противника. Не сумев парализовать движение на Кировской железной дороге путем нанесения ударов с воздуха,немецко-фашистское командование решило вывести ее из строя действиями диверсионных групп. При этом диверсионные группы часто нападали на посты внос. В итоге напряженных боевых действий части Мурманского района ПВО сорвали попытку противника вывести из строя Мурманский порт и Кировскую железную дорогу. Всего частями Мурманского района ПВО и 122-ой истребительной авиадивизии ПВО за 1943 г, было сбито 139 и подбито 30 самолетов врага. Части Мурманского района ПВО приобрели значительный опыт организации и ведения противовоздушной обороны в условиях Заполярья. В годы Великой Отечественной войны воины противовоздушной обороны Заполярья с честью и достоинством выполняли свой долг перед Родиной. Вместе с личным составом других видов Вооруженных Сил они отстояли от врага Мурманский порт и Кировскую железную дорогу и обеспечили их бесперебойную работу. В 1943 г, бригадный район ПВО преобразуется в Мурманский дивизионный район ПВО. Командир района - генерал-майор Ф. А. Иванов. Ставилась задача защищать Мурманск, другие города Мурманской области и обеспечить бесперебойную работу Кировской железной дороги. 27.10.1943 г, дивизионный район ПВО преобразован в Мурманский корпусной район ПВО. Имел в своем составе 6‑ой зап, 10‑ой зенитной артиллерийской дивизии(10-ой зад);2-зенитных бронепоезда; 1-зенитный пулеметный полк;3-отдельных зенитных пулеметных батальона;1- зенитно-прожекторный батальон и 1-дивизион аэростатов заграждения;8-батарей сон‑2;2-батальона внос; истребительную авиадивизию и другие подразделения. Вооружение: 629-зенитных орудий, 596-зенитных пулеметов, 109-прожекторов, 58-аэростатов заграждения, 4-РЛС и 96-боевых самолетов. Численный состав-более 17 000 чел. В апреле 1944 г, корпусной район ПВО преобразуется в 1‑й Корпус ПВО (II-го формирования). Командир корпуса - генерал-майор, И. Ф. Короленко. С 07 по 29 октябрея 1944 г, 1‑й Корпус ПВО (II-го формирования) вместе с воинами 14‑ой Армии (командующий - генерал-лейтенант, Владимир Иванович Щербаков с марта 1942 г, по 09.5.1945 г), Карельского фронта, командующий - Маршал Советского Союза, Кирилл Афанасьевич Мерецков с февраля по 15 ноября 1944 г,(фронт расформирован 15.11.1944 г), моряками Северного флота (командующий - контр-адмирал с сентября 1941 г,а с марта 1944 г, адмирал, Арсений Григорьевич Головко) участвовал в Петсамо ‑ Киркенесской наступательной операции по освобождению Советского Заполярья от немецко-фашистских захватчиков. В боях с неприятелем защитники Кольского неба уничтожили 427 самолетов противника, из них летчики-196, зенитчики-артиллеристы, пулеметчики-208, бойцы внос-19. В годы Великой Отечественной войны воины противовоздушной обороны Заполярья с честью и достоинством выполняли свой долг перед Родиной. Вместе с личным составом других видов Вооруженных Сил они отстояли от врага Мурманский порт и Кировскую железную дорогу и обеспечили их бесперебойную работу. Советский народ высоко оценил ратные подвиги воинов ПВО Заполярья - 1528 солдат, сержантов, офицеров и генералов удостоены высоких правительственных наград. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1944 г, 33-ий и 426-ой отдельные зенитные артиллерийские дивизионы, 190-ый, 201-ый зенитные артиллерийские бронепоезда и 6-ой отдельный батальон внос были награждены орденом Красного Знамени, а 313-ый отдельный зенитный артиллерийский дивизион - орденом Красной Звезды. Все бойцы и командиры 1‑го Корпуса ПВО(II-го формирования) награждены медалью "За оборону Советского Заполярья". В мае 1945 г,1‑й Корпус ПВО расформировывается, на базе расформировывающихся воинских подразделений создаются войска ПВО Заполярья. В пос. Ваенга 01.6.1951 г, сформировано управление начальника ПВО Северного флота,15.12.1952 г, переформировано в управление командующего ПВО Северного флота. Затем 01.02.1957 г, в Североморске сформировано управление Северного корпуса ПВО, 01.01.1958 г, Корпус переведен на штаты войск ПВО страны, а 25.7.1958г, включен в состав Северной армии ПВО. 04.4.1960 г, переименован в 21‑ый корпус ПВО.В 1960–1964 г.г, шло перевооружение зенитных артиллерийских полков на зенитно-ракетную технику и формирование зенитных ракетных бригад. В 1962 г, из состава 26‑го истребительной авиационной дивизии в состав соединения вошел 431‑ый иап. В 1985–2002 г, прошло перевооружение частей соединения на новую ракетную и авиационную технику, формирование зенитных ракетных полков, переформирование истребительных авиационных полков.В 2002 г, расширились границы зоны ответственности соединения-осуществляется охрана воздушных рубежей всего Северо‑Запада России. Соединение прикрывает более 1,5 тыс.км воздушных границ.Части соединения одними из первых в войсках ПВО освоили и поставили на боевое дежурство зенитно-ракетные комплексы С‑200 и С‑300, самолеты 4‑го поколения МиГ‑31 и Су‑27.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2017-10-31 19:42:36
Дата и время последнего изменения:2017-11-04 16:30:43
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.