В ВМФ с 1931 года. Окончил в декабре 1935 года Высшее военно-морское училище им. Фрунзе г.Ленинград , в июне 1936 года – Военно-морскую школу летчиков и летнабов им.Сталина г.Ейск, в 1939 году – Курсы усовершенствования авиационных штурманов ВВС РККА г.Полтава. Проходил службу в авиационных частях Черноморского флота (ЧФ). С июня 1936 года младший летнаб 123-й отдельной тяжелой АЭ (123-я отаэ) 106-й тяжелой авиабригады ВВС ЧФ(106-я табр ВВС ЧФ) базировалась под Севастополем в бухте Голландия. С января 1938 года штурман в той же части. В этот период происходило переучивание летного состава на самолеты МБР-2, МБР-4, а 106-я табр была преобразована в 119-й мрап ВВС ЧФ. С апреля 1938 года штурман, начхимслужбы АЭ 119-го морского разведывательного авиаполка ВВС ЧФ (119-й мрап ВВС ЧФ). С сентября 1938 года главный штурман (флагштурман) АЭ 119-го мрап ВВС ЧФ. С декабря 1939 года в той же должности продолжал служить в 45-й отдельной морской разведывательной АЭ ВВС ЧФ (г.Керч). С декабря 1940 года флагштурман 4-й АЭ 2-го минно-торпедного авиаполка (2-й мтап) ВВС ЧФ. В ВОВ с 22 июня 1941 года. Участник обороны Одессы, Севастополя, Кавказа и их освобождения. С июля 1941 года флагштурман 2-го мтап ВВС ЧФ. Летал на самолетах СБ , ДБ-3ф и ИЛ-4. Из хроники: «.. желая «растянуть» вражескую оборону, советское командование приказало одновременно с Плоешти бомбить порт Тульчу на Дунае (Румыния) - сюда вечером 13 июля 1941 года направились 9 ДБ-3ф из 2-го мтап, ведомые комэском 4-й АЭ капитаном П.Ф.Семенюком, вместе с которыми вылетели 3 СБ из 40-го бап 63-й бабр ВВС ЧФ. Задача ведущего самолета состояла в отвлечении на себя внимания, подавлении огня зенитной артиллерии в районе порта, чтобы обеспечить успех основной группы. Впервые румынские истребители атаковали наши самолеты на подходе к цели, а после сброса бомб повторили попытку разделаться с русскими, сконцентрировав огонь на машине П.Семенюка. Неожиданно его самолет вздрогнул, временно потерял управление. Летчик погиб, а штурман ст.лейтенант А.Ф.Толмачев получил тяжелое ранение. Истекая кровью, он успел вставить в передней кабине ручку управления, откинуть педали и взять управление самолетом на себя. «Ильюшин» управлялся с большим трудом - отказал левый мотор, поврежденные бомболюки остались в открытом положении. К счастью, для того, чтобы оказаться над своей территорией, необходимо было всего лишь пересечь гирло Дуная. Чудом штурману удалось совершить посадку на фюзеляж на окраине села вблизи Измаила, после чего он потерял сознание. Были спасены воздушный стрелок-радист лейтенант А.Егоров, воздушный стрелок сержант М.Лихачев. Ст.лейтенант Толмачев, уже совершивший несколько вылетов на Констанцу и Плоешти, вскоре после излечения, впоследствии вспоминал: «Не знаю, сколько времени прошло, как я очнулся. Лежу на раскрытых парашютах. Самолет был сильно поврежден, передняя кабина разбита. Я попытался подняться, но вновь потерял сознание. Очнулся уже на операционном столе в военно-морском госпитале Измаила...».. ». В апреле 1942 года полк был переименован в 5-й гвардейский минно-торпедный авиаполк (5-й гв.мтап). Штурман 5-го гв.мтап 1-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС ЧФ (1-я мтад ВВС ЧФ) гвардии майор А.Ф. Толмачев к марту 1943 года совершил 106 боевых вылетов на бомбардировку войск противника. Летал на самолетах СБ и Ил-4. За успешное выполнение заданий командования по уничтожению мотомеханизированных частей врага на подступах к Новороссийску и в предгорьях Кавказа и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года гвардии майору Толмачёву Александру Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 720). В 1943 году был назначен на должность главного штурмана ВВС ЧФ. Вся боевая жизнь морского лётчика штурмана А.Ф.Толмачёва, участвовавшего в обороне Одессы, в боях за Крым и Севастополь, отличившегося в небе Кавказа и во время освобождения Румынии и Болгарии, была насыщена смелыми полётами, в которых отвага и мужество сочетались с точными расчётами, высоким мастерством. Всего за ВОВ произвел более 145 боевых вылетов. В 1945 году учился в ВВАКШС ВВС КА (г.Монино, ныне ВВА им.Гагарина). После войны продолжал службу в ВВС ВМФ. В 1952 году окончил авиационный факультет Военно-морской академии им.Ворошилова г.Ленинград. С 1958 года полковник А.Ф.Толмачев в запасе. Жил в Москве. Работал инженером на машиностроительном заводе. Скончался в ноябре 1979 года (был сбит автомашиной). Похоронен Толмачев А.Ф. на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награжден орденами: тремя орд."Ленина", двумя орд."Красного Знамени", орд."Отечественной войны 1-й ст.", "Красной Звезды" и медалями "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", "За оборону Кавказа", "За боевые Заслуги", "За победу над Германией".
Выжил / пропал без вести / погиб:
выжил
Близкий:
нет
Дата и время создания карточки:
2017-03-27 14:38:34
Дата и время последнего изменения:
2017-03-30 22:30:04
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.