Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158533
9706
6878
53054
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Воробьев Алексей Павлович



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1908
Место рождения:
Национальность:русский
Должность:ком.6 отряда 4 дивизиона СКА МО ВМБ Свинемюнде КБФ
Звание:капитан-лейтенант

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

1 Краснознаменная бригада траления (Краснознаменного Балтийского флота)
2 Балтийский отряд пограничных судов
4 дивизион сторожевых катеров малых охотников Краснознаменного Балтийского флота
Главная военно - морская база (Таллин, Кронштадт) (Краснознаменного Балтийского флота)
Истребительный отряд Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота
Кольбергская военно-морская база Юго-Западного морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота
Краснознаменный Балтийский флот
Кронштадтская военно - морская база (2 формирования) (Краснознаменного Балтийского флота)
Кронштадтская военно-морская база Краснознаменного Балтийского флота
Кронштадтский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Народный комиссариат внутренних дел СССР
Охрана водного района Краснознаменного Балтийского флота
Прибалтийский пограничный округ (Войск НКВД)
Таллинский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Юго-Западный морской оборонительный район Краснознаменного Балтийского флота

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:15.10.1930
Место призыва (военкомат):
Дополнительные сведения:Родился в 1908 году. Русский. Из рабочих. Член ВКП(б) В РКВМФ призван 15 октября 1930 года . С 30 октября 1930 по 1 января 1931 года краснофлотец ВОРОБЬВ А.П. в Учебном отряде Черноморского флота осваивал специальность рулевого, с 1 января по 15 апреля 1931 года служил учеником рулевого на канонерской лодке типа «Эльпидифор» "КРАСНЫЙ АДЖАРИСТАН" Черноморского флота. С 15 апреля по 30 августа 1931 года краснофлотец Воробьев А.П. служил рулевым на канонерской лодке типа «Эльпидифор» "КРАСНАЯ АБХАЗИЯ" Черноморского флота. С 30 августа 1931 года ВОРОБЬЕВ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ служил рулевым и командиром отделения рулевых в Крымской окружной морской пограничной базе ОГПУ, с 19 ноября 1934 по 17 июля 1936 года - старшиной группы - рулевым катера типа "ПК" 27 морского пограничного отряда НКВД СССР на Черном море, а с 17 июля 1936 года по 8 марта 1939 года - командиром сторожевого катера типа "КМ" - в 1 морской пограничной школе младшего начсостава НКВД СССР (город Балаклава) Управления пограничных войск НКВД Черноморского округа. 8 марта 1939 года по 1 мая 1940 года ВОРОБЬЕВ А.П. проходил обучение на Курсах переподготовки комсостава морпогранчастей НКВД СССР в городе Ленинграде, по окончании которых до 6 сентября 1940 года служил командиром сторожевого катера типа "МО-2" 1 Балтийского отряда пограничных судов НКВД в городе Тронгзунд (ныне город Высоцк Выборгского района Ленинградской области). 6 сентября 1940 года лейтенант ВОРОБЬЕВ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ был назначен командиром сторожевого катера малого охотника «ПК-207» типа "МО-4" 2 Балтийского отряда пограничных судов Морпогранохраны НКВД Прибалтийского пограничного округа. Сторожевой катер МО «ПК-207» был построен в 1940 году Заводом № 5 НКВД в Ленинграде (ныне ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз") и в качестве пограничного сторожевого катера включен в состав 2 БОПС МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. Сторожевой катер типа "МО-4" имел следующие ТТХ: водоизмещение - 56 тонн, длина - 26,9 метра, ширина - 4,02 метра, осадка - 1,48 метра, 3 бензиновых ДВС общей мощностью 2250 л.с., скорость хода максимальная - 26, экономическая - 15 узлов, дальность плавания - 285 миль; вооружение: 2 х 45 мм орудия, 2 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших («ББ-1»)или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа "М-1" или образца 1928 года, или 2 мины образца 1926 года; экипаж 22 человека. 2 Балтийский отряд пограничных судов Морпогранохраны НКВД Прибалтийского пограничного округа формировался с 2 июля по 26 августа 1940 года как Таллинский Балтийский отряд пограничных судов НКВД Прибалтийского округа. Приказом НКВД СССР от 18 октября 1940 года он получил новое наименование - 2 Балтийский отряд пограничных судов. Он объединил в своем составе все разрозненные по пограничным отрядам округа отдельные дивизионы сторожевых кораблей и катеров и непосредственно подчинялся командованию Прибалтийского пограничного округа. Командиром отряда был назначен капитан 3 ранга ПЕРФИЛОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ. Штаб отряда базировался в городе ТАЛЛИНЕ. В состав отряда входили 1 дивизион пограничных судов, базировавшийся в городе Таллине, 2 дивизион пограничных судов, базировавшийся в городе Либаве (Лиепая, Латвия) и 3 дивизион пограничных судов, базировавшийся в городе УСТЬ-НАРВА (Нарва-Йыэсуу в уезде Ида-Вирумаа, Эстония). С началом Великой Отечественной войны 23 июня 1941 года отряд в соответствии с мобилизационным планом распоряжением Наркома Военно-Морского флота вошел в оперативное подчинение Краснознаменного Балтийского флота, начальником штаба отряда был назначен ГУСЬКОВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Моряки-пограничники приступили к выполнению новых для них обязанностей: несение корабельного дозора на подступах к военно-морским базам, противоборство с кораблями и самолетами противника, эвакуация людей и грузов, охрана транспортов при переходах, борьба с немецкими подводными лодками и другие. Старший лейтенант ВОРОБЬЕВ А.П. с первых дней Великой Отечественной войны, командуя сторожевым катером малым охотником за подводными лодками «ПК-207», принимал участие в боевых операциях и боях с противником. 27 июня 1941 года сторожевой катер МО "ПК-207" под его командованием обнаружил и атаковал глубинными бомбами подводную лодку противника у мыса ЮМИНДАНИНА на южном побережье Финского залива в 70 км восточнее Таллина. Поскольку в первые месяцы войны конвои шли почти ежедневно, соответственно, малые охотники, привлекавшиеся к их проводке, использовались с такой же частотой. Часто катера, только пришедшие с моря, сразу заправлялись топливом, пополняли запасы и выходили в очередной конвой. При сопровождении кораблей и судов малые охотники обеспечивали противокатерную, противолодочную и противовоздушную оборону. Порядок использования сторожевых катеров МО, как правило, был следующим. Перед началом выхода конвоя "мошки" выходили первыми из базы расходящимся веером и переменными курсами обследовали район. Как только из гавани показывалась голова конвоя, а тральщики, идущие впереди, ставили тралы, катера занимали свое место в ордере, обычно по обе стороны колонны транспортов. Большая часть катеров при этом держалась мористее. В случае атаки конвоя торпедными катерами или подводными лодками противника МО шли на сближение, чтобы огневым воздействием помешать прицельно выпустить торпеды. 25 июля 1941 года приказом Командующего КБФ о составе ОВРов военно-морских баз «ПК-207» организационно вошел в состав 2 дивизиона сторожевых катеров Истребительного отряда Охраны водного района (ОВР) Главной базы Краснознаменного Балтийского флота Таллин и получил новое наименование - сторожевой катер "МО № 207". В ночь на 20 августа 1941 года находящиеся на линии дозора между островами Вайндло и Кери (в 70 -80 км северо-восточнее Таллина) сторожевые катера "МО № 207" старшего лейтенанта Воробьева А.П. и "МО № 707" под руководством командира звена старшего лейтенанта Козлова Г.С. обнаружили корабли противника, осуществлявшие постановку минного заграждения "Юминда". Обнаружив противника, катерники, действуя решительно, без промедления открыли огонь, доложили командованию. К сожалению, неприятелем оказались не постановщики мин, а прикрывавшие их немецкие торпедные катера «S-27» и «S-28». Они прикрыли тральщики «раумботы» дымовой завесой, а сами отошли на полной скорости в север-восточном направлении, создав у дозора иллюзию срыва минной постановки, чего на само деле не было. В 14 часов 05 минут 20 августа обе "мошки" вернулись в Таллин, но поскольку оказалось, что менять их некем, спустя 6 часов они вновь вышли в дозор. В 23.часа 25 минут сигнальщики катеров обнаружили силуэты кораблей и катеров противника. Как было позднее установлено, это был отряд в составе двух немецких минных заградителей «Кобра» и «Кёниген Луиза», финского «Риилахти» и шести «раумботов». Головной "МО № 707", на котором находился командир звена, увеличил ход и, поставив дымовую завесу, отвернул вправо. С "МО № 207" за дымовой завесой не заметили поворота головного катера, и "охотник" продолжал идти прежним курсом. Когда катер вышел из дымовой завесы, его командир старший лейтенант Воробьев А. П. приказал сигнальщику запросить у обнаруженных кораблей опознавательный сигнал. В ответ с ближнего неизвестного корабля выпустили красную ракету и открыли артиллерийский огонь. Воробьев резким поворотом вывел катер из-под снарядов. За три минуты немецкий минзаг "Кобра", только что окончивший постановку мин, безрезультатно выпустил по катеру 10 снарядов калибра 88 мм и 27 снарядов калибра 37 мм. Командир малого охотника, доложил о противнике командованию и вышел из зоны поражения в юго-западном направлении, продолжая наблюдение за вражескими кораблями и катерами, но вскоре они скрылись в быстро сгустившейся темноте. К сожалению факт постановки мин вражескими кораблями установить не удалось. В 2 часа ночи дозор получил приказание провести поиск эстонского мотобота, дезертировавшего с острова Прангли, и направился по направлению к финским шхерам. С рассветом "МО № 207" обнаружил на подходе к Хельсинки «раумботы» «R-56» и «R-57», выделенные из состава заградителей для контрольного траления. "МО № 207" пошел на сближение с ними и открыл огонь. Но противник не принял боя и, прикрывшись дымовой завесой, отвернул на север. В 9 часов 30 минут 21 августа "МО № 207" лег на курс 77 градусов для соединения с флагманом "МО № 707". Около 10.00 им был обнаружен советский конвой, следовавший из Таллина в Кронштадт. Старший лейтенант Воробьев А.П. доложил командиру конвоя о появлении вражеских кораблей. Тот приказал катеру следовать впереди по курсу. В 11.20 сигнальщик "МО № 207" обнаружил на воде всплывшие буйки минных защитников взрывного действия. Командир малого охотника предупредил конвой о минной опасности и расстрелял два из них. Корабли и суда благополучно миновали этот опасный район. Но в 11.30 на конвой налетели семь фашистских бомбардировщиков «Юнкерс- 88». "МО № 207" открыл огонь и один из них подбил. После отражения авианалёта экипаж катера оказал помощь морякам гидрографического судна "Норд", потопленного немецкими самолетами. "МО № 207" подобрал с воды 25 человек и по приказанию командира конвоя убыл В Таллин. Настойчивые и смелые действия старшего лейтенанта Воробьева Алексея Павловича и всего экипажа "МО № 207" получили высокую оценку командования соединения. Сторожевой катер "МО № 207" принимал участие в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт 28 - 29 августа 1941 года. 27 августа был подписан боевой приказ штаба КБФ о формировании отрядов и конвоев. Согласно плану, из транспортов, предназначенных для перевозки войск, гражданского населения и грузов, было сформировано четыре конвоя и для обеспечения перехода — три отряда кораблей. "МО № 207" вошел в состав отряда прикрытия. На переходе от острова Кери до острова Вайндло отряд должен был прикрывать 2 и 3 конвои. В соответствии с планом перехода отряд главных сил должен был начать переход в 8.00, отряд прикрытия — в 10.00 и арьергард — в 10.20 28 августа. Считалось, что при таком рассредоточенном движении конвоев и отрядов они не будут мешать друг другу. Вместе с тем путь, протраленный тральщиками впереди идущего конвоя или отряда, мог быть сравнительно безопасным для проводки сзади идущего конвоя или отряда. Флоту предстояло пройти 321 км Финским заливом, где на протяжении 250 км оба берега были заняты противником, а 120 заминированы. Первоначальному решению командования КБФ о совершении перехода от Таллина до Гогланда в светлое время суток помешала неблагоприятная погода. Во второй половине 27 августа, когда уже началась посадка войск на транспорты, задул северо-западный ветер силой до 7 баллов. Стало ясно, что при такой погоде малые корабли, тральщики, буксиры идти не смогут, тем более тральщики с тралами. Загруженные суда стояли в районе островов Вульф — Найссаар, подвергаясь артиллерийскому обстрелу и налетам авиации, велика была вероятность атак торпедных катеров. Корабли отряда прикрытия до 6 часов 28 августа вели отсечный огонь, обеспечивая посадку на транспорты войск и эвакуированных, минирование гаваней. С берега по кораблям стреляли батареи противника, корабли были вынуждены маневрировать по рейду, не прекращая огня. В 6.50 на лидер «Минск» прибыл НШ КБФ контр-адмирал Ю.А. Пантелеев (он же командир отряда прикрытия) и группа командиров штаба. На лидере был развернут ЗКП флота. Отряд прикрытия начал движение с рейда Таллина в 17 часов 15 минут 28 августа. Ему долгое время удавалось избегать серьезных испытаний. Но с наступлением сумерек он сошел с фарватера и попал в не тралившуюся ранее часть минного поля. Преодолевая минные заграждения, отбивая атаки авиации, сторожевой катер "МО № 207" спас 59 человек с подорвавшихся на минах и потопленных авиацией противника кораблей и судов. К утру 29 августа большинство "мошек" оказалось в составе отрядов боевых кораблей, которые в 16 часов 40 минут 29 августа 1941 года пришли на Кронштадский рейд. В связи с произведенной в начале сентября общей реорганизацией КБФ 11 сентября 1941 года 2 Балтийский отряд пограничных судов был расформирован, корабли и катера вошли во вновь сформированный в Кронштадте Истребительный отряд катеров Охраны водного района КБФ. В отношении экипажей пограничных катеров штабом КБФ отмечалась хорошая подготовка, знание ими района плавания и богатый опыт несения дозорной службы на театре. Это обусловило назначение офицеров-пограничников на должности командиров катерных соединений. Командир отряда пограничных судов капитан 3 ранга А.Н. Перфилов и начальник штаба отряда Гуськов Е.В. были назначены командиром и начальником штаба нового Истребительного отряда, соответственно. Многие другие офицеры укомплектовали штабные и комиссарские должности отряда. Командир сторожевого катера "МО № 207" старший лейтенант Воробьев Алексей Павлович был назначен командиром звена 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда. В звено под его командованием вошли получившие новые наименования бывшие пограничные катера МО № 402, 403, 404. В октябре-декабре 1941 года катера МО звена под командованием старшего лейтенанта Воробьева А.П. принимали участие в эвакуации гарнизона полуострова Ханко. Полтора месяца корабли Балтийского флота в тяжелейших условиях ходили к Ханко и обратно, выполняя поставленную Верховным Главнокомандованием задачу эвакуировать героический гарнизон. Всего с 23 октября по 5 декабря 1941 года совершено 11 боевых походов. А условия действительно были тяжелейшими. Только первые два похода проходили в более или менее благоприятных метеорологических условиях, остальные, как правило, при шести-семибалльных штормах, плохой видимости, а последние походы и при обледенении кораблей. Особенно сильно страдали от обледенения и качки малые корабли и катера, к тому же зачастую имевшие у себя в жилых помещениях и на палубе превышавшее всякие нормы количество пассажиров. До войны считалось, что катера «малые охотники» могут плавать при волнении не более 6 баллов. Во время эвакуации Ханко они ходили и в семибалльный шторм. Их то и дело накрывали волны, верхняя палуба и надстройки нередко покрывались льдом. Малые охотники, выполнявшие задачи противолодочной, противокатерной, противовоздушной обороны, а также ставившие дымовые завесы для прикрытия конвоев от обстрела и спасавшие людей с гибнущих кораблей, участвовали практически во всех походах на Ханко. В декабре 1941 года малые охотники звена старшего лейтенанта Воробьева А.П. принимали участие в эвакуации гарнизона острова Гогланд. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками в 1941 году и проявленные при этом доблесть и мужество командир звена 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда Охраны водного района КБФ старший лейтенант Воробьев Алексей Павлович от имени Президиума Верховного Совета СССР приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом от 17 февраля 1942 года награжден орденом Красного Знамени. Всю первую блокадную зиму продолжался ремонт кораблей. Зимний ремонт осложнялся постоянными артиллерийскими обстрелами неприятеля, отсутствием электроэнергии и квалифицированных специалистов заводов, в большинстве своем ушедших на фронт или эвакуированных. В то же время облегчало судоремонт, проводившийся с максимальным привлечением личного экипажей, наличие мощной производственной базы, больших запасов материалов и запчастей на заводах. ОВРовцы стремились всесторонне подготовиться к вступлению во вторую военную кампанию на Балтике. К весне на всех катерах МО была установлена новая гидроакустическая аппаратура. На 1942 год Командующим флотом противолодочным силам КБФ были поставлены основные задачи: системой дозорной службы и наблюдения обеспечить кораблям флота выход в море и безопасную стоянку на рейдах и гаванях Кронштадта, постановку дополнительных минных заграждений, безопасный переход подводных лодок из Кронштадта на Лавенсари, вывод в точку погружения, встречу и сопровождение при возвращении их с моря. Весной и летом 1942 года наиболее активному воздействию противника подвергались фарватеры на коммуникации Кронштадт — Лавенсари, по которым выводились из Финского залива в море подводные лодки, осуществлялись морские перевозки. Подходы к фарватерам охраняли дозорные корабли. Они оказывали эффективное противодействие противнику. Поэтому враг с самого начала кампании обрушил на них удары легких сил своего флота и авиации. Дозорам пришлось вести ожесточенные бои с торпедными и сторожевыми катерами противника, отражать многочисленные атаки его самолетов. 6 июня катера «МО № 402» и «МО № 409» звена старшего лейтенанта Воробьева А.П., находившиеся в дозоре на Сескарском плесе, обнаружили две группы вражеских сторожевых катеров общей численностью до 12 единиц, следовавших с разных направлений к фарватеру. Разделив группы катеров дымовой завесой, дозорные корабли под руководством командира дивизиона капитан-лейтенанта Г. И. Лежепекова поочередно вели бой с каждой из них, подбили 2 СКА противника и заставили противника отступить в шхеры. Таким образом, атака противника была сорвана, звено успешно выполнило боевое задание командования. Только за май и июнь 1942 года катерники отразили 36 атак с воздуха, в которых участвовало 504 самолета противника. Но во всех случаях экипажи малых охотников вели себя стойко и мужественно. 12 июня 1942 года в весьма драматическом сражении приняли участие катера дивизиона «МО № 402» и «МО № 409», несшие службу на линии дозора. Каждый катер атаковала пар истребителей, намеревавшихся с пикирования обстрелять корабли из пушек и пулеметов. Но точно выдержать боевой курс им не удалось – помешал плотный зенитный огонь кораблей. Перестроившись, истребители с разных направлений ринулись на МО-402. Но и этой атаке помешал дружный огонь обоих катеров. Тогда истребители, вытянувшись цепочкой, пошли в пике один за другим. Но первый же самолет, напоровшись на пулеметную очередь, резко изменил курс и покинул место боя. Остальные самолеты взмыли вверх, покрутились над катерами и ушли ни с чем. 24 июня 1942 года налету авиации был подвергнут дозорный катер «МО № 403», экипаж которого мастерски отразил атаку. А всего за кампанию 1942 года сторожевые катера звена старшего лейтенанта Воробьева А.П. подверглись 43 атакам самолетов противника. Умелым маневрированием и правильным ведением артиллерийско-пулеметного огня все атаки авиации противника были отбиты, боевые задания катерами выполнены. Во время отражения одной из атак старший лейтенант Воробьев А.П. был ранен, но остался на посту до конца боя и привел катера в базу без жертв и повреждений. В этом бою были подбиты 2 финских самолета "Fokker D.XXI". В период с 8 по 10 июля 1942 года катера звена старшего лейтенанта Воробьева А.П. участвовали в высадке и обеспечении тактического десанта на остров Соммерс под общим руководством командира Главной ВМБ КБФ (Кронштадт) капитана 1 ранга Левченко Г.И. В период высадки десанта 8 июля береговой артиллерией противника был поврежден СКА "МО № 402", на котором погибли командир катера старший лейтенант Боков и один матрос, а два моряка ранены. В результате боев в районе острова с кораблями и катерами противника, налетов вражеской авиации получили ранения пять краснофлотцев на "МО № 403", три - на "МО № 404". В кампанию 1942 года ОВРовцы осуществляли также проводку конвоев из Кронштадта на острова Сескар, Лавенсаари и обратно. После эвакуации гарнизона Ханко и оставления острова Гогланд выдвинутой вперед маневренной базой Краснознаменного Балтийского флота в Финском заливе до осени 1944 года был остров Лавенсари (Мощный), расположенный в 140 километрах западнее Кронштадта. Простирающееся к северу и к югу от него побережье залива находилось в руках противника, имевшего здесь десятки пунктов базирования своих корабельных сил и авиации. Лавенсари был последним пунктом на советской земле, из которого направлялись в Балтийское море подводники. Отсюда выходили корабли и катера ОВР, чтобы встретить на Гогландском плесе подводные лодки, возвращавшиеся из боевых походов. На соединение ОВР было возложено обеспечение безопасного перехода подводных лодок из Кронштадта на Лавенсари, вывод в точку погружения, встреча и сопровождение при возвращении их с моря. ОВРовцы с честью выполнили эту свою задачу. В июле 1942 года катера дивизиона под воздействием артиллерии противника успешно выполнили боевые операции по проводке 8 подводных лодок по маршруту Ленинград – Кронштадт. 12 – 13 октября сторожевые катера «МО № 203», «МО № 404» и «МО № 408» принимали участие в эскортировании подводных лодок «Щ-309» и «М-98» из Лавенсари в Кронштадт. В ноябре 1942 года группа катеров МО под командованием командира дивизиона капитан-лейтенанта Лежепекова Г.И. в сложных навигационных и погодных условиях встретила на позициях и эскортировала на остров Лавенсари 2 подводные лодки. Всего в кампании 1942 года катера МО звена под командованием старшего лейтенанта Воробьева А.П. имели 91 боевой выход в море на выполнение боевых заданий, принимали участие в проводке 36 караванов в базы назначения, выводе на позиции, возвращение с них и эскортировании 17 подводных лодок и выполнении ряда других специальных операций. Сам лично командир звена провел 53 суток в ближних и дальних дозорах. С 17 ноября 1942 по май 1943 года звено старшего лейтенанта Воробьева А.П. в числе восьми малых охотников 4 дивизиона катеров МО, несших дозоры до ледостава, базировалось на острове Лавенсари с задачей начала службы сразу послу вскрытия Финского залива весной 1943 года.. 28 декабря 1942 года, в связи с необходимостью расширить оперативную зону действий Краснознаменного Балтийского флота на запад, Кронштадтская военно-морская база была переформирована в Кронштадтский морской оборонительный район, в который Истребительный отряд катеров вошел в составе Охраны водного района. Зимой ОВРовцы активно участвовали в ремонтных работах катеров, зимовавших во льдах, усиленно занимались боевой и политической подготовкой, несли боевую службу в системе зимней обороны острова Лавенсари. Кампания 1943 года на Балтике была характерна частыми боевыми столкновениями дозорных катеров ОВРа с противником. Еще не закончился ледоход на Неве, еще плыли по заливу отдельные льдины, а малые охотники уже вышли в море для несения дозорной службы. Вскоре стало известно, что у них появился новый серьезный враг - быстроходные, вооруженные автоматическими пушками и крупнокалиберными пулеметами фашистские катера. С ними и пришлось в основном вести борьбу в 1943 году катерникам. Ареной боев между катерами служил главным образом Сескарский плес. 14 апреля 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО первым в Кронштадтском морском оборонительном районе вступил в боевую кампанию 1943 года. Базируясь на бухту Батарейная и остров Сескар, катера дивизиона несли дозорную службу на фарватерах (ФВК ) в Финском заливе. Находясь на линиях дозоров, катера отражали многочисленные налеты вражеской авиации, принимали участие в боях с немецкими и финскими кораблями и катерами. В мае 1943 года дивизион участвовал в 3 боевых операциях: по прорыву минных заграждений противника у острова Гогланд, поиску и установлению дозоров противника и по демонстративным действиям катеров МО у побережья противника. 7 - 8 мая 1943 года старший лейтенант Воробьев А.П., командуя звеном МО, по заданию Военного Совета КБФ успешно выполнил поисково-разведывательную операцию для обеспечения выхода в море подводных лодок флота в районе островов, занятых противником. При выполнении боевых заданий старший лейтенант Воробьев А.П. всегда проявлял мужество, отвагу и умение, воодушевлял личный состав на выполнение поставленной задачи. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир звена старший лейтенант Воробьев Алексей Павлович командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда капитан-лейтенантом Лежепековам Г.И. 25 мая 1943 года был представлен к ордену Отечественной войны I степени. От имени Президиума Верховного Совета СССР приказом командира Охраны водного района Кронштадтского оборонительного района КБФ № 5 от 10 июня 1943 года награжден орденом Красной Звезды. В начале навигации 1943 года авиация противника производила налеты на дозоры в Финском заливе в основном малыми группами или одиночными самолетами, однако в дальнейшем применялись и групповые налеты с заходом самолетов с разных направлений. 5 июля 1943 года на линии подвижного дозора № 55 восточнее острова Сескар сторожевые катера "МО № 402" и "МО № 403" отразили атаку большой группы самолетов противника. Старший лейтенант Воробьев А.П., будучи старшим дозора, умело руководил маневрами и артиллерийско-пулеметным огнем катеров, в результате чего был сбит немецкий Ме-109. Катера при этом не имели повреждений и потерь в личном составе. Главной задачей дозорной службы в кампании 1943 года, как и раньше, являлось воспрепятствование проникновению сил противника в районы баз и коммуникаций. В ночь на 17 июля 1943 года катера "МО № 404" (командир старший лейтенант Г.В. Мациевский) и "МО № 408" (командир старший лейтенант П.И. Сажнев), находившиеся в парном подвижном дозоре № 49 (в 6 милях к юго-западу от мыса Сейвестэ)под командованием командира звена катеров старшего лейтенанта Воробьева А.П., в 2 часа 42 минуты на дистанции 30 – 35 кабельтовых обнаружили финские торпедные катера «Tyrsky», «Taisto» и «Tarmo», следовавшие в строю кильватера курсом 270 градусов. На запрос "МО № 408" головной катер дал белую ракету. Несмотря на численное преимущество врага, «мошки» смело и решительно атаковали его. Умело используя тактическое превосходство (светлый фон стороны противника), несмотря на сильный артиллерийско-пулеметный огонь врага, старший лейтенант Воробьева А.П., воодушевляя экипажи личным примером бесстрашия, решительно повел катера на сближение. В 2 часа 45 минут, когда дистанция до финских ТКА сократилась до 18 - 20 кабельтовых, командир дозора, находившийся на "МО № 408", приказал открыть артиллерийско-пулеметный огонь. Противник ответил стрельбой из автоматических орудий. Благодаря правильному и исключительно мужественному руководству боем советские малые охотники добились по беды над превосходящим противником: в 02.48 с "МО № 404" наблюдали прямое попадание в головной катер, катера противника поворотом «все вдруг» отвернули вправо, легли на курс отхода и скрылись в северо-западном направлении, спасаясь бегством. Ответным огнем неприятеля на "МО № 404" было пробито стекло на козырьке мостика, а на "МО № 408" вышел из строя крупнокалиберный пулемет ДШК левого борта. Во время боя в 2 часа 56 минут появился еще один вражеский катер, шедший на пересечку курса малых охотников. "МО № 408" перенес огонь на него. После первых же выстрелов катер скрылся в северо-западном направлении. Правильно оценив обстановку, старший лейтенант Воробьев А.П. по радио вызвал с острова Сескар штурмовую авиацию и навел ее на врага. Своими грамотными и решительными действиями советские катерники сорвали замыслы противника прорваться на фарватер. Летом 1943 года старший лейтенант Воробьев Алексей Павлович был награжден медалью «За оборону Ленинграда», учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года. Сначала августа 1943 года в связи с увеличением продолжительности темного времени суток противник возобновил активность своих легких сил, базирующихся на Бьёркезунд (пролив в Финском заливе Балтийского моря, расположен между материком с полуостровом Киперорт и Берёзовыми островами -островами Бьёркского архипелага). Развитая система наблюдательных пунктов и прожекторных постов позволяла неприятелю непрерывно вести наблюдение за движением советских конвоев и своевременно разворачивать силы для их перехвата. В ночь на 8 августа 6 финских торпедных катеров типа «Taiste» и типа «Jymy» и предприняли первую попытку прорваться через дозоры на пути движения конвоев. В это время старший лейтенант Воробьев А.П., будучи старшим парного подвижного дозора № 51 и 52, обеспечивал проводку каравана судов по ФВК. 4 торпедных катера противника прорвались к каравану и вышли на него в атаку. Командир звена, быстро оценив обстановку, несмотря на численное превосходство, решительно атаковал вражеские торпедные катера. Огнем артиллерии и пулеметов малые охотники не позволили финским ТКА выйти на дистанцию торпедного залпа, заставили сойти с боевого курса. При этом один торпедный катер противника был потоплен. Только благодаря исключительно быстрым и самоотверженным действиям старшего лейтенанта Воробьева Алексея Павловича караван не имел потерь. 20 августа 1943 года "МО № 124" (командир младший лейтенант Н.Д. Дежкин ) со старшим дозора старшим лейтенантом Воробьевым М.П. на борту и "МО № 314" (командир лейтенант А.И. Житенев), находившиеся в парном подвижном дозоре № 56, в 00.28 с помощью гидроакустической аппаратуры обнаружили шумы винтов. Катера выдвинулись в направлении шумов и в 00.30 в 6 милях к северо-западу от маяка Шепелевский (Шепелёвский — маяк расположенный на южном берегу Финскго залива на Шепелёвском мысу небольшого полуострова Каравалдай, что в полутора километрах к северо-западу от деревни Шепелево в стороне Соснового бора В Ломоносовском районе Ленинградской области) увидели советский конвой, двигавшийся в Кронштадт. В 00.35 "МО № 314" на дистанции 40 - 50 кабельтовых обнаружил 4 катера противника, шедших курсом на юго-запад. Малые охотники немедленно пошли на сближение с неприятелем. В 00.52 "МО № 403" старшего лейтенанта Варлахова И.А. из дозора № 51, располагавшегося восточнее острова Сескар, также обнаружил неопознанные катера. "МО № 403" и шедший головным в конвое тральщик "Разведчик" стали запрашивать опознавательными сигналами приближающиеся катера, шедшие двумя группами, но те с дистанции 6 - 8 кабельтовых открыли огонь по морскому охотнику и конвою. Финские торпедные катера «Tyisky» и «Tarmo» смогли выпустить по конвою торпеды, но промахнулись. Вторая группа из двух катеров, попав под сильный огонь эскортных кораблей конвоя и охотников, начала усиленно маневрировать, ставить дымовые завесы и вскоре вообще перестала отличать своих от чужих. Как и первая группа, она начала отходить к месту сбора. Третья группа в составе трех катеров типа «Jumy» попыталась воспользоваться общей суматохой и в течение некоторого времени старалась скрытно занять позицию для атаки, но каждый раз натыкалась на дозорные катера и отходила. В это время подошедшие "МО № 124" и "МО № 314" подключились к отражению атаки. В 00.54 два головных финских катера поставили дымовую завесу и скрылись в северном направлении. Через минуту их примеру вторая группа. В 01.02 "МО № 124" обнаружил на юге ставивший дымовую завесу катер противника и вместе с "МО № 314" пошел на сближение, ведя огонь из орудий. Вражеский катер отвернул на север и скрылся из видимости. Когда в 02.10 "МО № 124" и "МО № 314" возвращались на линию дозора, они обнаружили и обстреляли третью финскую группу, которая уже потеряла конвой и пыталась выйти на фарватер за его кормой. Противник, отстреливаясь, повернул и скрылся в северо-восточном направлении. В результате боя все атаки финских катеров на конвой были отбиты и в 5 часов 56 минут, он благополучно прибыл в Кронштадт. На "МО № 124" два краснофлотца получили ранения. Боевые походы малых охотников продолжались вплоть до поздней осени, на базу они возвращались лишь для дозаправки горючим и получения запаса продовольствия или для того, чтобы переждать сильный шторм. Осенью 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО отправился на зимовку в Ленинград. Экипажи катеров не только несли патрульную службу на городских улицах и охраняли стратегические объекты, но и помогали рабочим ремонтировать свои катера. 4 мая 1944 года для 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда ОВР открылась новая боевая навигация. Приказом командира ОВР КМОР КБФ №0072 от 15 мая 1944 года 4 дивизион СКА МО был передан в состав Островной военно-морской базы (остров Лавенсари) Кронштадтского морского оборонительного района КБФ . С 12 по 16 июня 1944 года, выполняя боевую задачу командования по обеспечению траления катерными тральщиками у берегов противника в районе острова Бьёрке и мыса Лайвисто в Финском заливе, капитан-лейтенант Воробьев А.П., являясь командиром охранения, под непрерывным артобстрелом береговых батарей противника умело управлял группой катеров, прикрывая дымовыми завесами катера и катерные тральщики, для чего выходил на кратчайшие расстояния к вражескому берегу. Озлобленный враг, видя, что огонь его артиллерийских батарей неэффективен, 16 июня 1944 года выслал 25 самолетов Ю-88 для уничтожения советских катерных тральщиков. Умело организованный заградительный огонь сторожевых катеров МО и поставленная дымзавеса, надежно прикрыли тралящие катера от атак воздушного противника, который беспорядочно сбросил бомбы, не причинив вреда тральщикам и морским охотникам. В этой операции капитан-лейтенант Воробьев А.П. показал себя исключительно храбрым офицером, способным на любое самопожертвование, и, в то же время, спокойным и грамотным командиром соединения. При отражении налета авиации он, несмотря на сильный бомбовый удар и артиллерийский огонь береговых батарей противника, умело сочетая маневрирование и артиллерийский огонь катеров, отражал атаки самолетов и одновременно прикрывал дымзавесой катерные тральщики. 4 дивизион сторожевых катеров МО под командованием капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. 20 - 25 июня 1944 года принимал участие в Бьёркской десантной операции Краснознаменного Балтийского флота по захвату островов Бьёркского архипелага (ныне острова Берёзовые в Финском заливе) в ходе Выбогско-Петрозаводской операции. В ночь на 20 июня 1944 года звено СКА МО под командованием капитан-лейтенанта Воробьева А.П. действовало в составе отряда катеров (10 сторожевых катеров МО, 7 катеров-тральщиков, 14 торпедных катеров), который высадил усиленную стрелковую роту из состава 6 отдельного полка морской пехоты КБФ на остров Нерва в 16 милях к западу от Бьёркского архипелага. Противника на острове не оказалось. Этот остров был выбран в качестве исходного пункта для дальнейших действий флота. В июле-августе 1944 года катера дивизиона под непрерывным воздействием авиации противника участвовали в обеспечении боевого траления ФВК в Нарвском заливе. За время пребывания в должности командира звена катеров МО капитан-лейтенант Воробьев А.П. показал себя дисциплинированным, энергичным, исполнительным и инициативным командиром, требовательным к себе и подчиненным. Он проводил в звене большую работу по повышению боевой готовности и дисциплины, пользовался авторитетом среди офицеров и личного состава. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, долгую и безупречную службу в ВМФ в течение 14 лет командир звена капитан-лейтенант Воробьев Алексей Павлович командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда ОВР Островной военно-морской база КБФ капитаном 3 ранга Лежепековам Г.И. 10 сентября 1944 года был представлен к медали "За боевые заслуги", которой награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года. В течение боевой кампании 1944 года катера дивизиона неоднократно выполняли задания по проводке караванов судов, несли дозорную службу. В летнюю кампанию 1944 года катерами звена под командованием капитан-лейтенанта Воробьева А.П. было сбито 2 самолета противника Ю-87 и подобрано из воды 4 пленных. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир звена капитан-лейтенант Воробьев Алексей Павлович командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда КБФ капитаном 3 ранга Лежепековам Г.И. 27 сентября 1944 года был представлен к ордену Ленина. По ходатайству командира Охраны водного района Островной военно-морской базы КБФ, от имени Президиума Верховного Совета СССР приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 132 от 10 ноября 1944 года награжден вторым орденом Красного Знамени. 3 октября 1944 года управление Истребительного отряда КМОР было расформировано, 1 гвардейский, 2 и 4 дивизионы сторожевых катеров МО вошли в состав Охраны водного района вновь сформированного Таллинского морского оборонительного района КБФ. 10 и 17 октября 1944 года звено сторожевых катеров под командованием капитан-лейтенанта Воробьева А.П. в исключительно сложных условиях осенней Балтики обеспечило переход 6 подводных лодок КБФ из Кронштадта в Хельсинки. В штормовые ночи, рискуя собственной жизнью, мужественный офицер исполнил свой долг и без потерь благополучно привел их к новому месту базирования. 21 октября 1944 года в состав 4 дивизиона сторожевых катеров МО были включены новые сторожевые катера малые охотники типа "МО-Д3" («ПП-19-ОК»), построенные в 1943 - 1944 годах на заводе № 5 НКВД в Ленинграде. Катера типа МО-4 были переданы в состав 1 гвардейского дивизиона сторожевых катеров МО. Сторожевой катер типа "МО-Д3" («ПП-19-ОК»)имел следующие ТТХ: водоизмещение – 40,2 тонны, длина - 22,1 метра, ширина - 3,7 метра, осадка - 1,7 метра, 2 бензиновых ДВС «Паккард» общей мощностью 2400 л.с., скорость хода максимальная - 23,8 узла, дальность плавания 1000 миль; вооружение: 1 х 37 мм орудие, 2 х 12.7 мм пулемета «Кольт», 2 бомбосбрасывателя, 6 больших («ББ-1») или 8 малых («БМ-1») глубинных бомб, гидролокатор «Тамир-7»; экипаж 20 человек. Под руководством капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. удалось в короткие сроки сколотить дивизион, как боевую единицу, из молодого личного состава. Капитан-лейтенант Воробьев А.П., принимавший на катерах МО участие во многих боевых операциях с первых дней Великой Отечественной войны, десятки из которых провел лично сам, неизменно отличавшийся своим героизмом и стойкостью, воспитал много боевых командиров, обучая их примером личного бесстрашия и самоотверженного служения Родине. Он проделал огромную работу по обучению и воспитанию молодого пополнения, вновь назначенных командиров и офицеров катеров. Ведь значительную часть матросов, младших командиров составили краснофлотцы призывов 1926 – 1927 года, многие пришедшие из Кронштадтской школы юнг не достигли еще 18-летнего возраста. Командирами и помощниками командиров многих катеров звена были назначены бывшие старшины и краснофлотцы, закончившие курсы командиров катеров и получившие офицерские звания. В декабре 1944 – январе 1945 года в сложных условиях осенне-зимнего плавания капитан-лейтенант Воробьев А.П. постоянно выходил в море с молодыми командирами катеров и малоопытными экипажами, лично возглавил 10 операций по конвоированию караванов кораблей и судов по маршруту Таллин – Вооси-Курк – Хельсинки. Все операции, несмотря на активные действия подводных лодок противника на коммуникациях, были проведены без потерь. 2 января 1945 года катер дозора, старшим которого был капитан-лейтенант Воробьев А.П., в ночное время обнаружил по курсу проходящего каравана две плавающие мины. Быстро и решительно маневрируя, он подошел и расстрелял их, тем самым предотвратил подрыв кораблей. В феврале 1945 года все катера дивизиона по железной дороге были доставлены в Ригу и оттуда морем перешли в пункт маневренного базирования Швентой (Латвия), где 23 марта 1945 года вошли в состав Охраны водного района вновь образованной Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района (ЮЗМОР) Краснознаменного Балтийскойго флота. В начале мая 1945 года, после овладения войсками 2 Белорусского фронта юго-западным побережьем Балтийского моря, германский флот отошел к Балтийским проливам, удержав в своих руках датский остров Борнхольм. Гитлеровцы создали на острове базу для своих подводных лодок и легких сил. В последние дни войны на Борнхольм вывозились немецко-фашистские войска и население с Балтийского побережья. По данным разведки, здесь насчитывалось более 12 тыс. солдат и офицеров. Они получили категорическое приказание своего верховного командования, исчерпав все возможности к сопротивлению, сдать остров англичанам. Учитывая важное стратегическое значение Борнхольма, командование Краснознаменного Балтийского флота в начале мая 1945 года приступило к подготовке десанта для освобождения острова от фашистов. Необходимые силы и средства сосредотачивались в порту Кольберг (Колобжег). Общее руководство действиями по высадке десанта было возложено на командира Кольбергской военно-морской базы капитана 1 ранга Гуськова Е.В. Для участия в десантной операции на остров Борнхольм 4 дивизион сторожевых кораблей МО получил приказание перебазироваться в порт Кольберг. Во время перехода из Мемеля (ныне город Клайпеда, Литва) в порт Кольберг (ныне Колобжег, Польша) с заходом в порт Кранц (ныне Зеленоградск Калининградской области) дивизион в ночь с 5 на 6 мая 1945 года в районе маяка Риксгефт (ныне маяк Розеве, Хельская коса) вступил в бой с немецким отрядом из 4 эсминцев, 5 миноносцев и рядом малых боевых кораблей, следовавшим в порт Хель в Гданьском заливе Балтийского моря, для эвакуации в порт Копенгаген (Дания) войск и беженцев. После того, как с вражеского отряда был выпущен осветительный снаряд, немцы увидели несколько малоразмерных целей, которые были приняты ими за торпедные катера. По малым охотникам без промедления был открыт огонь из 127-мм орудий эсминцев и 105-мм орудий миноносцев. Советские сторожевики с обнаружением вражеского конвоя стремительно пошли на него в атаку, открыли артиллерийско-пулеметный огонь. Капитан-лейтенант Воробьев А.П. мужественно и умело руководил катерами вверенного ему отряда, прорвался сквозь строй кораблей противника. Несмотря на сосредоточенный огонь, катера отряда, благодаря грамотному маневрированию, не имели ни повреждений, ни потерь в личном составе и благополучно прибыли в пункт назначения. Капитан-лейтенант Воробьев А.П. принимал активное участие в высадке десанта на датский остров Борнхольм. 9 и 10 мая 1945 года на остров морскими охотниками 4 дивизиона сторожевых катеров МО был высажен второй эшелон десанта (580 человек) – из состава 18 стрелковой дивизии 132 стрелкового корпуса 19 армии 2 Белорусского фронта. С 11 мая 1945 года на датских рыбацких шхунах и мотоботах из порта Ренне под охраной сторожевых катеров 4 дивизиона сторожевых катеров МО началась эвакуация в Кольберг пленных. В последующие дни дивизион обеспечил доставку на Борнхольм войск двух стрелковых дивизий 132 стрелкового корпуса (7687 человек) и эвакуацию с острова в порт Кольберг (Колобжег) 12 тысяч солдат и офицеров плененного немецкого гарнизона. Капитан-лейтенант Воробьев А.П., будучи командиром конвоя, проводил по 50 – 90 единиц плавсредств с военнопленными. Действуя умело и решительно, он пресекал все попытки одиночных судов оторваться от каравана. Всего за период Великой Отечественной войны капитан-лейтенант Воробьев А.П., командуя катером и звеном катеров МО потопил подводную лодку, 2 катера и сбил 5 самолетов противника. 15 мая 1945 года капитан-лейтенант Воробьев А.П. был назначен командиром 6 отряда катеров МО 4 дивизиона сторожевых катеров малых охотников Кольбергской военно-морской базы КБФ. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир 6 отряда катеров МО капитан-лейтенант Воробьев Алексей Павлович командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Кольбергской военно-морской базы капитаном 3 ранга Лежепековым Г.И. 20 мая 1945 года был представлен к ордену Красного Знамени, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 99 от 28 мая 1945 года. Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом от 5 июня 1945 года Кольбергская ВМБ была переименована в ВМБ Свинемюнде (в последующем Свиноустье) с дислокацией в этом городе и порту. Дивизион был переведен в порт Свинемюнде и базировался на правом берегу реки Свина в Угольной гавани. В трудных условиях отдаленности от основных районов базирования Краснознаменного Балтийского флота под руководством командира ВМБ Свинемюнде Гуськова Е.В. были созданы новые пункты базирования сил флота, организована охрана и оборона, созданы условия для всестороннего обеспечения сил флота и проведения мероприятий по поддержанию оперативного режима в установленной операционной зоне. 4 марта 1946 года капитан-лейтенант Воробьев А.П. был назначен командиром тральщика "ТЩ-701" 23 дивизиона тральщиков 1 Краснознаменной бригады траления КБФ. Тральщик "ТЩ-701" был построен на верфи "Rickmers-Werft" в Бремерхафене (Германия) и вступил в строй 8 марта 1945 года как «М-267» (тип «М-40») , 20 ноября 1945 по репарациям передан СССР и зачислен в ВМФ как тральщик "Т-701" (бортовой номер 866), 20 ноября 1946 года вошел в состав 23 дивизиона тральщиков 1 Краснознаменной бригады траления КБФ. Корабль имел следующие ТТХ: водоизмещение – 775 тонн, длина - 62,3 метра, ширина - 8,53 метра, осадка - 2,56 метра, главная энергетическая установка - паросиловая типа Бауэр-Ваха (две паровые машины тройного расширения с турбиной отработанного пара) с котлами на угольном отоплении общей мощностью 2400 л.с., скорость хода максимальная - 17 узлов, дальность плавания 1500 миль экономическим ходом 12 - 13 узлов, автономность по запасам провизии 15 суток; вооружение: 1 х 1 - 105 мм орудие, 2 х 1- 37 мм и 1х4 - 20 мм автомата, тралы контактный, электромагнитный и акустический; экипаж 75 человек. В 1945 году закончилась Вторая мировая война, военные корабли вернулись на свои базы и стали жить заботами мирного времени, и только тральные силы КБФ продолжали боевую работу. Десятки тральщиков бороздили воды Балтийского моря. В противоминных дивизионах год службы, как на войне, шёл за три, экипажам выдавали «фронтовые 100 граммов». Балтийское море, нашпигованное минами, долго ещё оставалось опасным для судоходства. Балтийский флот закончил боевое траление в 1957 году. Но только в 1963 году, через 18 лет после окончания Второй мировой войны, директивой командующего Краснознаменным Балтийским флотом были открыты для плавания судов и кораблей последние, бывшие опасными в минном отношении районы. В феврале1946 года в соответствии с Постановлением Совета Народных комиссаров СССР № 383-158, объявленным приказом Народного комиссара ВМФ № 0015 от 18 февраля 1946 года, Краснознаменный Балтийский флот был разделен на два флота: Северо-Балтийский и Юго-Балтийский. Тральщик "ТЩ-701" в составе 23 дивизиона тральщиков 1 Краснознаменной бригады траления вошел в состав Главной базы (Таллин) Северо-Балтийского флота. Являясь одним из лучших командиров корабля, в 1946 и 1947 годах капитан-лейтенант Воробьев А.П. участвовал во всех операциях дивизиона по боевому тралению. В кампании 1946 года в составе 23 дивизиона тральщиков он занимался тралением жизненно важной для плавания в Финском заливе артерии – Большого корабельного фарватера. За время навигации «ТЩ-701» под его командованием прошел с тралами 1800 миль. В 1946 году капитан-лейтенанту Воробьеву Алексею Павловичу была вручена медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», учрежденная Указом Президиума ВС СССР от 9 мая 1945 года. 17 января 1947 года приказом Министра Вооруженных Сил СССР Северо-Балтийский флот был преобразован в 8 Военно-Морской флот. В кампании 1947 года тральщик "ТЩ-701" под командованием капитан-лейтенанта Воробьева А.П. в составе 23 дивизиона тральщиков 1 Краснознаменной бригады траления Главной базы (Таллин) 8 Военно-Морского флота с мая по сентябрь принимал участие в боевом тралении всей средней части Финского залива от острова Даго до острова Нарген. За безупречную службу в Военно-Морском флоте и проявленные при этом доблесть и мужество командир тральщика "ТЩ-701" капитан-лейтенант Воробьев Алексей Павлович командиром 23 дивизиона тральщиков 1 Краснознаменной бригады траления Главной базы 8 Военно-Морского флота капитаном 3 ранга Егоренковым В.Я. 31 июля 1947 был представлен к ордену Красной Звезды, которым награжден Указом Президиума ВС СССР. С мая до середины сентября 1947 года 23 дивизионом тральщиков была протралена площадь 410 квадратных миль, что на 15 сентября составило 120 процентов выполнения годового плана траления. Тральщик "ТЩ-701" прошел с талами 1900 миль, затралил и уничтожил 8 мин и 3 минных защитника. В июне-августе капитан-лейтенант Воробьев А.П., управляя кораблем, по 20 - 21 часу в сутки безотлучно находился на мостике. Несмотря на такое предельное напряжение и, казалось бы, полное истощение сил, он прекрасно справлялся с поставленными задачами. На боевом тралении, в случаях, когда кораблю и личному составу грозила явная опасность, капитан-лейтенант Воробьев А.П. действовал всегда правильно, решительно и хладнокровно. В августе 1947 года умелым маневрированием он спас корабль от подрыва на притопленной мине, которая была обнаружена всего в 155 метрах прямо по носу. За отличную и самоотверженную работу на боевом тралении и проявленные при этом личное мужество и отвагу командир тральщика "ТЩ-701" капитан-лейтенант Воробьев Алексей Павлович командиром 23 дивизиона тральщиков 1 Краснознаменной бригады траления Главной базы 8 Военно-Морского флота капитаном 3 ранга Егоренковым В.Я. 22 сентября 1947 был представлен к ордену Красного Знамени. По ходатайству ВРИД командира Главной базы 8 Военно-Морского флота капитана 1 ранга Трошина А.В. Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Отечественной войны II степени. Алексей Павлович Воробьев умер в 1968 году, похоронен он на Богословском кладбище города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Биографические сведения о фронтовике и его семье, а также личные фотографии любезно предоставлены его внучкой Воробьевой Ириной, ([email protected]).
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2016-08-06 22:08:40
Дата и время последнего изменения:2024-03-12 16:20:51
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.