Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158510
9706
6878
53053
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Авеков Иван Авдеевич



Пол:мужской
Дата рождения:19.5.1919
Место рождения:19 мая 1919 года на станции Осиновка ныне Дубровенского района Витебской области Белоруссии в семье рабочего. Белорус.
Национальность:Белорус
Должность:командир эскадрильи
Звание:капитан

Попечитель:

Сергей Федосеев

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

211 истребительный авиационный полк
252 истребительный авиационный полк
519 истребительный авиационный полк

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:г.Новосибирск
Родственники во время войны:жена Комлинова Мария Андреевна,ст.Обь кор.7кв22
Дата призыва:0.0.1937
Место призыва (военкомат):Витебский
Дополнительные сведения:Родился 19 мая 1919 года на станции Осиновка ныне Дубровенского района Витебской области Белоруссии в семье рабочего. Белорус. Образование неполное среднее. В Красной Армии с 1937 года. В 1939 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей, а в 1940 году — Одесскую военную авиационную школу пилотов. С июня 1941 года в действующей армии. Сражался на Юго-Западном, Западном и Центральном фронтах. Активный участник обороны городов-героев Москвы и Тулы. Командир авиационной эскадрильи 519-го истребительного авиационного полка (20-я армия, Западный фронт) кандидат в члены ВКП(б) капитан Иван Авеков к марту 1942 года совершил сто семьдесят восемь боевых вылетов, из них сорок пять на штурмовку войск и аэродромов противника. В воздушных боях сбил лично пятнадцать и в группе шесть вражеских самолётов, один таранил, двадцать три уничтожил штурмовыми действиями на аэродромах. 20 марта 1942 года в районе Гжатска, ныне города Гагарина Смоленской области, в воздушном бою с семью самолётами неприятеля Иван Авеков сбил два из них. Отважный лётчик-истребитель капитан Авеков И. А. погиб в результате катастрофы 17 апреля 1943 года. Похоронен в братской могиле городского кладбища города Данкова Липецкой области в числе семидесяти шести павших воинов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Авекову Ивану Авдеевичу присвоено звание Героя Советского Союза.Совершил 178 боевых вылетов,из них45 на штурмовку аэродромов и наземных войск.Уничтожил 16 самолетов противника,из которых одного таранил. Погиб в воздушном бою 17.04.1943г.Похоронен в г.Данкове Липецкой области.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.08.1943г.посмертно присвоено звание Героя СССР.20 марта 1942 г. бойцы 201-й стрелковой дивизии, стоявшей в обороне вдоль берега реки Вори, у села Воскресенского, были свидетелями воздушного боя советского истребителя с пятью «мессершмиттами». Самолеты захватчиков напали на него внезапно, из-за облаков. Имея преимущество в высоте и скорости, они устремились в атаку, надеясь одержать легкую победу. Но наш летчик принял бой. Он развернул своего «ястребка» в сторону врага и, уклоняясь от огненных пулеметных трасс, атаковал ведущую машину врага. Советский летчик предпринимает лобовую атаку, в момент которой все решают мужество, готовность на самопожертвование, железная выдержка. Нервы фашиста сдали: он попытался увильнуть в сторону и попал под меткую пулеметную очередь «ястребка». Охваченный пламенем «мессершмитт» рухнул на землю. Для нашего истребителя появилась возможность выйти из боя и скрыться в облаках, ведь перевес сил по-прежнему у врага — четыре против одного. Но краснозвездная машина, сделав глубокий разворот, снова вступила в бой. Ревя моторами, стреляя из пулеметов, самолеты носились друг за другом, образуя в небе гигантскую карусель. Вот задымил и стал падать к земле еще один Ме-109. Но и советская машина повреждена: оставляя дымный след, она теряла высоту. Гитлеровцы решили добить истребителя и, подойдя к нему с двух сторон, начали в упор расстреливать его. Но что-то не видимое с земли случилось там, в воздухе. Резко рванувшись в сторону, истребитель крылом ударил по хвостовому оперению фашистского стервятника, и тот, кувыркаясь, ринулся вниз. Советский самолет падал вслед за ним. Чувствовалось: летчик делает все, чтобы спасти свою машину. Вот она на мгновение перешла в горизонтальное положение, но затем снова свалилась на крыло. Еще одна попытка — и снова неудача. А до земли всего несколько десятков метров. Последним усилием летчик выровнял самолет и, продержавшись, какое-то мгновение в воздухе, упал в прибрежный лесок. Подбежавшие к месту его падения красноармейцы увидели разбитый истребитель Як-1, а рядом выброшенного при ударе об землю летчика. Он был тяжело ранен, без сознания. Его немедленно отправили в медсанбат. Только через несколько дней стало известно имя героя, а спустя еще некоторое время о его подвиге знал весь Западный фронт. Кто же он такой, летчик, совершивший таран над смоленской речкой Ворей? Это был не первый бой и не первые сбитые фашистские самолеты у командира эскадрильи 519-го истребительного авиаполка капитана Ивана Авекова. Еще в первый день Великой Отечественной войны 22 июня 1941 г., сопровождая бомбардировщиков на Юго-Западном фронте, он со своим звеном вступил в бой с семеркой «мессершмиттов». Несмотря на более чем двукратное численное превосходство врага, советские летчики одержали полную победу. Они сбили четыре и повредили один вражеский истребитель. Два Ме-109 в том бою лично уничтожил Иван Авеков. Бомбардировщики, выполнив боевое задание, вернулись на свой аэродром. Не имело потерь и звено Авекова. Иван Авеков сражался на Украине, под Брянском, а с февраля 1942 г. — на Западном фронте. Это был летчик самых разносторонних способностей. Ему поручали и вести разведку, и штурмовать вражеские автоколонны и аэродромы, и сопровождать в тыл врага бомбардировщики и штурмовики, и охранять воздушное пространство от фашистских стервятников. Все задания командования капитан Авеков выполнял образцово, добиваясь высокой эффективности боевых действий вверенной ему истребительной эскадрильи. Так, штурмуя гитлеровский полевой аэродром вблизи станции Темкино, он сжег на земле четыре вражеских самолета. После его штурмовок в районе Вязьмы враг недосчитал еще шести боевых машин. А всего в результате ударов по аэродромам Авеков лично уничтожил 23 фашистских самолета. За 45 успешных штурмовых ударов по аэродромам и автоколоннам противника командование Западного фронта представило его к награждению орденом Ленина. В 519-м истребительном авиаполку капитана называли мастером воздушного боя. На его личном боевом счету значилось 15 уничтоженных вражеских самолетов разных типов и шесть самолетов, сбитых совместно с ведомыми. При этом сам Авеков ни разу не был сбит. Во время тарана над Ворей он потерял свой первый самолет. Но это был не последний боевой вылет и не последний подвиг капитана Авекова. Залечив раны, он снова вернулся в полк и продолжал громить немецко-фашистских захватчиков на земле и в воздухе. Он верил, что вернется в освобожденную от врага родную Белоруссию.Список известных побед № Дата Тип Место Часть На Самолете Примечание 1 22.06.41 Bf-109 Спартаковка 252 иап И-16 2 22.06.41 Bf-109 Спартаковка 252 иап И-16 24.08.41 He-111 аэр. Конотоп 252 иап И-16 24.08.41 He-111 аэр. Конотоп 252 иап И-16 05.03.42 Bf-110 вост. Вязьма 211 иап Як-1 8 20.03.42 Bf-109 юго-зап. Гжатск 211 иап Як-1 9 20.03.42 Bf-109 юго-зап. Гжатск 211 иап Як-1 10 20.03.42 Bf-109 юго-зап. Гжатск 211 иап Як-1 Таран
Выжил / пропал без вести / погиб:погиб
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2010-07-27 11:27:54
Дата и время последнего изменения:2011-03-28 11:05:18
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.