Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158361
9758
6915
53049
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Кривцов Михаил Антонович



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1904
Место рождения:
Национальность:русский
Должность:командир авиационного полка
Звание:подполковник

Попечитель:

Фарит Султанов

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

223 ближнебомбардироврчная (с 27.06.1943 г. бомбардировочная) авиационная дивизия
54 бомбардировочный авиационный Клинский полк
723 штурмовой авиационный полк

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.11.1926
Место призыва (военкомат):Криворожский РВК
Дополнительные сведения:За участие в войне с белофиннами награжден орденом «Красного Знамени». Воевал с немецкими захватчиками в составе 138 ближнебомбардировочного авиационного полка в должности командира полка. Свою боевую деятельность начал с первых дней войны. С аэродрома Поневеж водил группу в составе 9 ночных бомбардировщиков на бомбардировку г. Тильзит (дважды) и г. Тауриг (один раз), нанося сокрушительные удары по важным жизненным центрам и железнодорожным узлам. Будучи в тылу, с кипучей энергией готовил летные кадры на самолете ПЕ-2. 723 ББАП, в состав которого входил Кривцов в должности заместителя командира полка, прибыл в действующую армию 1 апреля 1942 года. Активные действия полка начались с выполнения ответственного Правительственного задания (остановить и расстроить планы фашистского командования в наступлении на Барвенково - Изюмском направлении). 26 мая 1942 года 723 авиаполк бомбардировал прорвавшиеся танки в районе Петровская, Вольвенково. Командир полка – майор Марков – был ранен. Оставаясь за командира полка в трудных условиях, майор Кривцов 27 мая 1942 года во главе 11 самолетов ПЕ-2 летит на выполнение боевого задания, которое выполняется с исключительным мастерством и умением. Сброшенными бомбами было уничтожено до 100 танков и 20 автомашин с живой силой и боеприпасами. Экипажами в воздушном бою сбито 4 немецких самолета. За эту операцию т. Сталин объявил благодарность личному составу частей 223 авиадивизии. 15 июня 1942 года, в составе группы из 9 самолетов ПЕ-2, ведущий Кривцов бомбардировал узлы сопротивления и скопления войск на станции Думчино. В результате бомбардировки уничтожено до 5 танков и разрушен железнодорожный путь. 28 июня 1942 года в составе группы самолетов ПЕ-2 ведущий Кривцов бомбардировал район Кшень, Шигры, уничтожено 10 танков и до 17 автомашин с войсками и грузами. 7 августа 1942 года 5 самолетов ПЕ-2 под руководством Кривцова южнее Коротояк уничтожили 4 танка и до 15 автомашин с войсками и грузами. 12 августа 1942 года 4 самолета ПЕ-2 под руководством Кривцова на западной окраине Воронежа уничтожили до 8 автомашин, 2 полевых орудия и до 70 гитлеровцев. За период Отечественной войны произвел 20 боевых вылетов, которые насыщены отвагой и мужеством. За проявленный героизм награжден орденом «Красного Знамени» -2 (20.01.1943). В Отечественной бойне на Брянском фронте участвовал с 1 марта 1942 года по 12 октября 1942 года. В мае-июне 1942 участвовал в разгроме танковой группировки на Барвенково - Изюмском направлении. На ответственные задания лично водил группы в бой. За это время командовал 723 ББП, 24 КБП и 138 ББП, полки в общей сложности произвели 420 боевых вылета, уничтожили 136 танков, 495 автомашин с грузами, 8 автоцистерн с горючим, 17 вагонов, 2 переправы, взорвано 8 складов, уничтожено 13 зенитных орудий. В воздушных боях сбито 2 самолета противника. Полки имели 4 боевые потери. С 54 Краснознаменным ближнебомбардировочным авиационным полком прибыл на Брянский фронт 4 февраля 1943 года. Личным состав был не обучен и не готов к боевым действиям. В короткое время сумел подготовить полк к полетам в составе девяток. 8-9 марта 1943 лично водил эскадрилью в бой и показал отличные результаты бомбометания. За мужество и отвагу, проявленные в борьбе за Родину, отличное выполнение заданий 8 и 9 марта 1943 года награжден орденом «Красного Знамени». Командир 54 Краснознаменного ближнебомбардировочного авиационного полка Кривцов за время Отечественной войны совершил 56 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. За время нахождения в дивизии в 1943 году совершил 28 боевых вылетов, лично водил полк в бой. При выполнении боевого задания 22.11.1943 получил осколочное ранение в грудь. В 1943 году полк произвел 1115 боевых вылетов. За период напряженных боев на Курской дуге полк принимал активное участие в отражении немецкого наступления, а также сопровождал контрнаступление наших войск при освобождении Орла, Кромы, Новозыбкова, Гомеля. 12 января 1944 года Кривцов лично повел 9 самолетов ПЕ-2 на бомбардировку железнодорожного узла Калинковичи. Прямым попаданием зенитного снаряда самолет был сбит и Кривцов погиб смертью храбрых. За проявленный героизм посмертно награжден орденом «Отечественной войны» 1 степени (18.03.1944). ___________________________________________________________ Он стал первым советским летчиком, отбомбившимся по территории Германии Война началась в 3.30, а в 4.20 в штаб 7–й авиадивизии, базировавшийся в Елгаве, пришел приказ: вылетать на бомбежку немцев в Тильзит. К этому времени бомбардировщики уже понесли первые потери — на земле. В 9–м бомбардировочном авиаполку накануне ночью как раз шли учения по выходу из–под авиаудара. Ирония судьбы: только сели, как немцы нанесли по аэродрому этот самый удар. Уйти не успели: 7 бомбардировщиков СБ сгорели, 14 оказалось повреждено. Но в 4.50 остальные начали взлет для выполнения боевого задания. Военные отреагировали автоматически. (Судя по «Журналу посещений», первое совещание по поводу «что делать?» в кабинете Сталина начнется только через час…) 5–я эскадрилья под командованием капитана Кривцова на Тильзит летела не по кратчайшей прямой, а крюком через Сувалки. Соответственно, вышла она на цель с юга, откуда немецкие зенитчики налета не ожидали. Но в тот самый момент, когда девятка СБ полого пикировала, выходя на боевой курс, по радио передали приказ: немцев не бомбить, лететь назад! Что за …?! А это в Москве проснулись «политики» и, надеясь, что все это провокация, прислали шифровку: «Госграницы не нарушать. Уничтожать самолеты противника в своем районе. Вылетевшие самолеты по радио посадить на аэродромы». А Кривцов уже бомболюки открыл! Несколько секунд он колебался. Все–таки приказ! Но ведь немцы уже бомбят наши аэродромы! А эти перестраховщики в Москве еще на что–то надеются? В общем, Кривцов передал по радио короткое «Бомбим!», и через мгновение на Тильзит полетели 100–килограммовые «гостинцы». Так он стал первым советским летчиком, отбомбившимся по территории Германии. В подготовленной 23 июня «Сводной оперсводке № 01» штаба 9–го авиаполка все эти подробности, конечно, опущены. Там сухо и скупо: «Сброшено 132 ФАБ–100. Станция Тильзит горит. Над целью обстреляны зенитной артиллерией. Не вернулись 4 экипажа. Причина невозвращения самолетов с боевого задания выясняется…» Уже было понятно — это война, так что оправдываться за нарушение приказа не пришлось. Кривцову Михаилу Антоновичу, капитану и командиру эскадрильи, было в то время 36 лет. Обычная биография того времени. Из крестьян, комсомолец, работал на шахте в Криворожье, окончил летную школу в Сталинграде. До 1941–го успел повоевать на Хасане и с финнами. Но эта война, была, конечно, не похожа на предыдущие. Бомберы горели пачками. Осенью 1941–го настал и его черед: перехватили мессеры, подожгли, сажал свой СБ Кривцов на вражеской территории. Штурман и стрелок–радист убиты, сам ранен в ногу. Целую неделю пробирался к своим, ползком, почерневший от голода, в изодранном комбинезоне и с распухшей ногой. Если бы Полевой тогда оказался на фронте, то героя «Повести о настоящем человеке» могли бы звать и по–другому. Впрочем, Кривцову врачи ногу спасли. И послали переучиваться на пикировщик Пе–2. В его семье сохранилось посланное с фронта письмо, написанное на обложке журнала «Работница» — другой бумаги под рукой не оказалось. «Мы получили новую технику. Машины–то какие — одно загляденье! Живем в глуши, кругом лес. Не знаю, успею ли я получить от вас письмо. Вот–вот снова вылетим на фронт. Все соскучились по боевой работе. Скорее бы дать жару фрицам! Меня беспокоит, как вы живете. Ты, хорошая, милая женушка, не забывай своего Мишку. Береги дочку, не балуй ее. Пусть пишет мне письма, ну хотя бы слов по 10–15. Ваш Михаил». Спрашивается, почему при таких замечательных командирах мы не победили немцев раньше — уже в 1942–м? Ответ очень простой: потому что не все были такие, как Кривцов. Были и такие, как Скиба, на которого уже на пятый день войны «наверх» ушло следующее донесение: «Командир 54–го СБАП (средний бомбардировочный авиаполк) майор Скиба боевыми вылетами руководит плохо, на аэродромах не бывает, приказания отдает из блиндажа, без всяких данных: „Идите бомбить — цель найдете сами“. На замечание, что без данных о противнике можно разбомбить и своих, Скиба отвечал: „Я ничего не знаю“. В первой день войны отдал приказание поднять 3–ю эскадрилью и ждать дальнейших распоряжений в воздухе. Эскадрилья ожидала распоряжения в воздухе 1,5 часа, в результате чего боевое задание выполнить не могла, так как она всего может находиться в полете 3–4 часа. Самолеты Ар–2 вынуждены были сесть на свой аэродром с бомбами, а звено СБ, вылетевшее на боевое задание, после полутора часов пребывания в воздухе полностью погибло. Сам Скиба на боевое задание не вылетал и прикрепленный к нему самолет передал другому летчику, так же поступил его помощник майор Леонтьев. Перед базированием с одного аэродрома на другой Скиба, имея возможность вывозить ценное боевое имущество, бросал или уничтожал его». Вот вам два летчика, которым советская родина дала все, что могла: знания, технику, власть. Но один за нее готов сражаться, а другой нет. Впрочем, вряд ли это зависит от того, какая родина — советская или царская. Просто одни готовы, а другие — нет. С осени 1942 года 54–й авиаполк, перевооруженный на Пе–2, возглавил Михаил Кривцов. С этого времени мы и начали побеждать. Потому что сотни и тысячи таких Кривцовых сделали шаг–два–три вверх по командной ступеньке, а Скиб — погнали. «Кадры решают все», — утверждал один понимающий в этом деле политик. Все знавшие Кривцова люди отзываются о нем как об исключительно грамотном, порядочном, спокойном командире. Помните фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика»? Там сыгранный Александром Граве командир полка словно с Кривцова списан. И конец этой истории тоже как в том фильме. С некоторой поправкой. «После напряженных боев летный состав 54–го авиаполка отдыхал в землянках. Вместе со своими друзьями прикорнул и Кривцов, — вспоминает в мемуарах Алексей Федоров. — Чувствовал он себя неважно, видимо, сказалось ранение легких, да и сильно переутомился. Ведь за последние недели чуть ли не ежедневно ему приходилось подниматься в воздух по 2–3 раза… В землянку вбежал посыльный. — Товарищ подполковник! Вас срочно требует к телефону комдив Федоренко. Командир дивизии поставил перед полком боевую задачу: уничтожить скопление эшелонов на железнодорожном узле Калинковичи. — Ведущим первой девятки пойду сам,— доложил Михаил Антонович. — Нет, уж вы лучше полежите. Зачем рисковать здоровьем? Война ведь завтра не кончается, еще успеете полетать! — говорил ему полковник Федоренко. — Не могу, товарищ комдив. В такой день оставаться в землянке — просто преступление». В экипаже кривцовского Пе–2 в тот день были штурман полка гв. майор Сомов и стрелок–радист старшина Павлов. При повторном заходе на цель их подбили. Подбили крепко — уйти не удавалось. Прыгать на голову немцам? Это верный плен. Экипаж выбрал другое решение, направив горящую машину на скопление эшелонов противника… Это случилось 12 января 1944 года. До Победы оставалось еще 476 дней.
Выжил / пропал без вести / погиб:погиб
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2016-03-02 17:14:59
Дата и время последнего изменения:2023-12-14 23:04:00
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.