Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
157859
9931
6912
53038
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Федякин Михаил Яковлевич



Пол:мужской
Дата рождения:6.11.1916
Место рождения:Воронежская обл., Каширский р-н, с. Запрудское
Национальность:русский
Должность:ветчасть огтб кондепо №38 38-й армии ЮЗФ
Звание:старшина

Попечитель:

Нина

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

38 армия (1 формирования)
Отдельный гужевой транспортный батальон 38-й армии (I)
Юго-Западный фронт (1 формирования)

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:с. Запрудское Лево-Россошанского (Каширского) р-на, Воронежской обл.
Родственники во время войны:жена - Богданова Серафима Васильевна
Дата призыва:16.10.1941
Место призыва (военкомат):Лево-Россошанский РВК, Воронежская обл.
Дополнительные сведения:Федякин Михаил Яковлевич, 06.11.1916 г.р., русский. Место рождения: Воронежская губерния, Воронежский уезд, Можайская волость, с. Запрудское (Мещевское) (в годы войны - Воронежская обл., Лево-Россошанский р-н, с. Запрудское; в настоящее время – Каширский район). После школы получил подготовку в области сельского хозяйства (точное название и место учебы не известно) и до войны работал зоотехником в колхозе села Данково Каширского р-на. Мать, Федякина (Бражникова) Анна Федотовна, а также сестры Мария и Ксения проживали в годы войны в селе Запрудском Лево-Россошанского р-на. Жена, Богданова Серафима Васильевна, уроженка с. Азовка Бобровского р-на Воронежской обл., после окончания Бобровского педучилища получила распределение на должность учителя начальных классов в село Рябчево Каширского р-на, которое находилось рядом с Данково. Михаил и Серафима познакомились в с. Данково. 19.07.1941 г. у Серафимы и Михаила родился сын. Федякин М.Я. призван в РККА Лево-Россошанским РВК Воронежской обл. 16.10.1941 г. По воспоминанием родственников Михаил был добровольцем. В конце 1942 года жена Серафима вернулась с новорожденным сыном к матери в с. Азовку Бобровского р-на Воронежской обл., где и проживала до самой смерти. Федякин Михаил Яковлевич считается пропавшим без вести в 1942 году. Родственникам не было известно, где служил Михаил Яковлевич. После войны жена Богданова Серафима Васильевна делала запросы в Бобровский РВК на розыск мужа, что отображено в послевоенных донесениях Бобровского РВК от 1946 г. (дата выбытия 03.1942 г. – это дата последнего письма с фронта) и 1947 гг. (дата выбытия 05.1943 г., сформированная примерно так: 25.01.1943 г. дата освобождения оккупированной части г. Воронежа + 4 месяца, хотя Бобровский район не был оккупирован вообще). В марте 2020 г. мне передали письма Федякина Михаила Яковлевича жене и матери (4 письма из прифронтовой Воронежской обл. и 1 письмо с фронта из Харьковской обл.). До настоящего времени сохранились не все письма. Не сохранилось письмо, где он сообщал о себе, что звание у него старшина. Сразу отмечу, что печати на письмах уже не читаемы от времени, смогла примерно расшифровать только 1 печать на 1 письме. Но Михаил четко указывал в каждом письме свой почтовый адрес и место службы и просил писать на оба адреса. Он сообщает, что служит в ветеринарной части конного депо 38-й армии и дает такой условный адрес: станция Таловая (Воронежская обл., Таловский р-н), ППС 642, часть 24, огтб, литера Д, п/я, отделения №15(или 3 - вторая цифра сильно затерта). ОГТБ (огтб) – это отдельный гужевой транспортный батальон. Т.о. звание и место службы в годы войны: старшина ветеринарной части конного депо 38-й армии Юго-Западного фронта (ППС 642, часть 24, огтб, литера Д). Период боевых действий 38-й армии (I формирования): 04.08.1941-27.07.1942; переформировано в 1 ТА (I). Армии, фронты и военные округа имел на штатной основе "номерное" конное депо. Основное предназначение этих в/ч - приобретение конского состава, его обучение для боевой службы с последующим распределением по линейным частям, уход за лошадями и упряжью, ремонт упряжи и других принадлежностей конной тяги. Конное депо напрямую подчинялось помощнику командующего фронтом/округом по кавалерии. По справочнику ППС: ППС №0642 - 20 тд (см. ппс 293), 30 раб КОВО. ППС №0293 - 20 тд (см. ппс 642), 5 птабр. ППС №0642 была у 20-й тд с 22.06.1941 по 09.09.1941 г. Для информации выбрала близкие ППС, большинство принадлежат танковым войскам: 637 ППС - 85 РАБ 639 ППС - 44 КД 640 ППС - 200 СД (1Ф) 641 ППС - 9 МЕХК - ОБСЛУЖ. 642 ППС - 20 ТД 643 ППС - 19 ТД 644 ППС - 39 КД 646 ППС - 143 СБР - ОБСЛУЖ. 647 ППС - 43 ГВ.ТБР (БЫВШАЯ 145 ГВ.ТБР) 650 ППС - 106 СД (1Ф) - ОБСЛУЖ. 654 ППС - 31 ГВ.СД, 29 ГВ.МЕХД, 328 СД (1Ф), 31 ГВ.СД. Некоторые ППС 38-й Армии, найденные по справочникам: ППС №0458 - 38 А - штаб ППС №0768 - 38 А - станция снабжения (ппс сформирована в Курске к 17.07.41, убыла в Вязь) ППС №3882 - 38 А - штаб (2 тыловая станция) 20-я тд сформирована в 1940 г. в КОВО. 09.09.1941 г. дивизия расформирована, остатки ее частей сведены в двадцатый мотострелковый полк, а танковые экипажи отправлены в тыл - в пункты формирования новых частей. К сожалению, пока не найдено, какой воинской части 38-й Армии передана ППС №0642 в 09.1941 г. после расформирования 20 тд. Возможно, это ППС Кондепо №38 38-й Армии или ОГТБ 38-й Армии. В 01-02.1942 г. конное депо 38-й армии часто перемещалась по районам Воронежской области, о чем писал Михаил в письмах, давая новые почтовые адреса. За это время конное депо 38-й армии дислоцировалось на ст. Таловая, затем в Бутурлиновском и Петропавловском р-нах (по письму от 01.1942 г.); дальше в Богучарском р-не, Твердохлебовском с/с, колхозе им. Сталина (02.1942 г.); и опять – ст. Таловая, Таловский район, Таловский с/с, пос. Васильевский, колхоз Красный Пионер (02.1942 г.). Зимой и весной 1942 года 38-я армия (I) вела бои в районах Волчанска (укр. Вовчанськ) и Балаклеи (укр. Балаклія). Г.Волчанск - админ.центр Волчанского р-на на крайнем северо-востоке Харьковской обл., а г. Балаклея (Балаклія) - админ. центр Балаклейского р-на, Харьковская обл. УССР. В письме от 12.03.1942 г. сообщает родным о том, что их снабдили оружием и обмундированием, и они «из г. Воронежа едут на фронт в г. Белгород (недалеко от Харькова)». На печати солдатского письма (читается частично) указан адрес: «…ЛИЦА 2 я. ХАР. ОБЛ.» (отчетливо видно только …ЛИЦА 2 я., буквы впереди не различимы). Больше всего подходит пос. Стрелица Вторая, Шебекинский р-н (ранее с. Стрелица 2-я, Корочанский р-н), Белгородская обл., расположенный на пути от Белгорода до Харькова. В последнем письме от 14.03.1942 г. Михаил Яковлевич пишет, что прибыли на станцию Белый Колодец Харьковской обл., прошли маршем 25 км в сторону фронта, осталось еще 14 км пройти до линии фронта. Больше известий о нем и от него не поступало. 16.03.1942 г. штаб 38 армии по картам располагался между ст. Гусинка и г. Купянск (рядом также жд станция Егорьевка), что несколько ближе к гг. Балаклея и Чугуев, нежели к Волчанску. ГУК НКО СССР признан пропавшим без вести 03.1942-05.1943 г. В последнем письме к жене 14.03.1942 г. Михаил Яковлевич написал: «Если я вернусь с боя, то хорошо, а если не вернусь, то значит я погиб за освобождение своей Родины. Но должен наступить сперва час, когда гитлеровская банда погибнет от поражения, нанесенного советскими войсками». Два источника, раскрывающих значение гужевых подразделений для фронта ВОВ. I.Статья постоянного военного корреспондента майора Милецкого Якова Аркадьевича «В гужевой транспортной роте», г-та «Красная Звезда» № 98 (5778) от 25.04.1944 г. https://electro.nekrasovka.ru/books/6152782/pages/2 . «По шоссе автомашины еще могут пройти, но свернуть на проселок они уже не решаются. Первые лучи весеннего солнца взрыхлили побуревший снег, залили низины талой водой. Земля размякла. Там, где еще так недавно проходила плотно накатанная дорога, теперь сплошное месиво грязи. Во многих местах на дорогах появились надписи: «Проезда по дороге нет». Дорожники сами по колено в грязи роют канавки, чтобы отвести весеннюю воду, подкладывают бревна, и доски на размытую землю, но машины буксуют, зарываясь глубоко в талый грунт. Чем ближе к передовым, тем реже встречаются теперь автомашины. Их сменил менее современный, но не потерявший своего значения гужевой транспорт. Пароконные повозки, не опасаясь размытых дорог, медленно, но верно тянут груз к передовым позициям. В дни весенней распутицы лошадь совершенно незаменима, ее теперь с полным основанием именуют «вездеходом». Гужевики — незаметные труженики войны. Мне пришлось побывать в гужевой транспортной роте, которой командует капитан Платов, и познакомиться с той большой полезной работой, которую напряженно изо дня в день ведут сейчас гужевики. Вот вернулся транспорт из очередного рейса. Он был там, где нет проезжих дорог, где колеса по самую ось погружаются в жидкое месиво. Этой липкой весенней грязью измазаны не только копи, но и повозочные, их сапоги и шинели. Капитан родом из уссурийских казаков и сам в прошлом кавалерист внимательно осматривает конский состав, снаряжение, повозки. Эта гужевая рота заслуженно считается образцовой. Кони здесь особенно упитанны и сильны. Бойцы трогательно любят своих лошадей и тщательно за ними ухаживают. Мы привыкли считать, что обозные лошади, вечно перегруженные, имеют неприглядный вид… У капитана Ильюхова конский состав в образцовом порядке. Достаточно сказать, что в роту отправляют лошадей на откорм из других подразделений и время от времени берут снова лошадей в артиллерийские части. Немало благодарностей получила рота от командования за достатку срочных грузов в передовые подразделения. Не так давно она обслуживала артиллеристов, которые вели бой с окруженной труппой немцев. Грязь на дорогах стояла такая непролазная, что машины не могли пройти никак. Нужно было, во что бы то ни стало обеспечить артиллеристов снарядами. Тогда в ход были брошены обозники. Рота разбилась по частям и где ночью полем, где лесочком потянулись к огневым позициям артиллеристов. Проводники показывали путь, и обозники сами прорубали дорогу в зарослях. Снаряды были доставлены. Так день за днем, зачастую под обстрелом противника везли гужевики снаряды. Это продолжалось до тех пор, пока окруженная немецкая группа была уничтожена. Чувство ответственности, любовь к своему делу характерны для бойцов роты. Вот и сейчас, едва приехав, не обсохнув и не отдохнув, занялись чисткой коней, они вводят их в землянку, где находится конская баня, моют, чистят и скребут своих питомцев, потом они кормят их сеном из запасов, собранных на собственном подсобном хозяйстве. Рота капитана Ильюхова имеет хорошо организованное хозяйство. Она обеспечила своих лошадей кормами до нового урожая. Рота сама производит запасные части для повозок, гонит деготь — словом, делает все добротно, по-хозяйски. Так работают гужевики, делающие сейчас на фронте большое важное дело. Майор Я. МИЛЕЦКИЙ. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ». II.Маршал Б. М. Шапошников. Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941-31 января 1942 гг.: «С усилением морозов и увеличением снежного покрова снабжение танковых частей становилось все более трудным. Крупным недостатком трактора и танка, используемых в качестве тягача для подвоза материальных средств, являлся сильный шум, производимый ими и трудно поддававшийся маскировке. Обстоятельства же иногда требовали при подаче танкам боеприпасов и горючего соблюдения строжайшей скрытности, например, когда танки стоят в засаде и нуждаются в дозаправке горючим. В таких случаях прибегали обычно к гужевому транспорту, который обладает лучшей проходимостью, чем любой из тракторов, и почти не производит шума. В особых случаях (когда требовалась тщательная маскировка) боеприпасы и горючее подвозились к танкам на небольших санках, передвигаемых с помощью людей. При всем многообразии транспортных средств, применяемых в зимних условиях для подвоза к танкам боеприпасов и горючего, самым удачным и чаще всего применяемым оказался гужевой транспорт. На основании опыта, накопленного 26-й танковой бригадой в течение продолжительного времени, заместитель командующего 43-й армии по автобронетанковым войскам (примеч.Чернобай С.П.?) в своем докладе писал: «При действии танков в отрыве от шоссейных дорог лучшим средством доставки горючего и боеприпасов является конный транспорт; он бесшумный и везде проходимый». На танковый батальон, по его расчетам, необходимо иметь 5 саней, которых вполне достаточно, чтобы обслужить действия батальона в радиусе 20-30 км. В период боев, которые вела 5-я танковая бригада (с 18 декабря по 9 января), горючее и боеприпасы подвозились ей исключительно конным санным транспортом. Заместитель командующего 20-й армии по автобронетанковым войскам считал необходимым придавать танковым частям санный гужевой транспорт». Увековечен: 1. Памятник погибшим землякам Запрудского с.п. в селе Запрудское Каширского р-на, Воронежской обл. (2022г.); 2. Книга памяти. Воронежская область. Каширский район; 3. Книга памяти. Воронежская область. Бобровский район (по месту проживания и запросов жены воина); 4. Стела (стена) памяти в г. Бобров Воронежской обл. с именами 351 жителя слободы Азовка, поселков Чубаровка и Сидякин, павших в 1941-1945 гг. (по месту проживания и запросов жены) https://ok.ru/profile/538475764263/album/483505836071/903749201959 и https://bobrovcity.ru/voinskie-zakhoroneni/ ; 5. Сайты МО РФ «ПАМЯТЬ НАРОДА», ОБД МЕМОРИАЛ; 6. Фотопроект «Дорога Памяти» https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/2647296 ; 7. Сайт «Победа 1945» http://www.pobeda1945.su/frontovik/56199/ . Источники: 1. https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero106370080/ ; 2. https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=58862232 ; 3. https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=60429071 ; 4. https://pamyat-naroda.ru/heroes/sm-person_rvk1079045632/ ; 5. Книга Памяти Каширского р-на: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=408679189/ ; 6. Книга Памяти Бобровского р-на: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=408583837/ ; 7. Письма с фронта погибшего Федякина М.Я.; 8. Воспоминания сына и племянников погибшего Михаила Федякина; 9. Справка КУВО ГАВО о рождении Федякина М.Я.; 10. Ответ объединенного Каширского (и Новоусманского) РВК на запрос по Федякину М.Я.; 11. Книга Призыва 1941-1944 гг. Левороссошанского р-на (призывники на букву «Ф») https://forum.vgd.ru/1672/85119/ ; 12. Боевой путь 38 А (I) https://pamyat-naroda.ru/warunit/38%20%D0%90/ ; 13. Боевой путь 20 тд РККА https://www.rkkawwii.ru/division/20tdf1 ; 14. Состав 38 А 1941-1942 гг.: https://rkka.wiki/index.php/38_%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F_(I_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F) ; 15. Статья постоянного военного корреспондента майора Милецкого Якова Аркадьевича «В гужевой транспортной роте», г-та «Красная Звезда», 25.04.1944 г. https://electro.nekrasovka.ru/books/6152782/pages/2 ; 16. Справочники http://www.soldat.ru ; 17. Справочники на сайте http://www.teatrskazka.com/ ; 18. http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_Kiev_06.html ; 19. https://www.kremnik.ru/node/433811 20. http://domveteranovomsk.ru/garnizon/34-y-otdelnyy-transportno-guzhevoy-batalon .
Выжил / пропал без вести / погиб:пропал без вести
Близкий:да
Дата и время создания карточки:2015-03-06 00:41:55
Дата и время последнего изменения:2023-10-31 00:53:38
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.