Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
144848
13143
7088
51604
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Шепелюк Филипп Иванович



Пол:мужской
Дата рождения:27.11.1912
Место рождения:город Севастополь
Национальность:украинец
Должность:командир сторожевого катера «МО-595» КБФ
Звание:лейтенант

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

4 дивизион сторожевых катеров малых охотников Краснознаменного Балтийского флота
7 дивизион морских охотников охраны водного района Краснознаменного Балтийского Флота
Истребительный отряд Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота
Кольбергская военно-морская база Юго-Западного морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота
Краснознаменный Балтийский флот
Кронштадтская военно-морская база Краснознаменного Балтийского флота
Кронштадтский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Ленинградская армия народного ополчения
Ленинградская военно-морская база (Краснознаменного Балтийского флота)
Лужская военно-морская база (Краснознаменного Балтийского флота)
Охрана водного района Краснознаменного Балтийского флота
Сторожевой катер малый охотник «МО-595» Краснознаменного Балтийского флота
Таллинский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Юго-Западный морской оборонительный район Краснознаменного Балтийского флота

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:город Ленинграде, Васильевский остров, 15 линия, дом № 86, квартира № 5
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.7.1941
Место призыва (военкомат):добровольно в народное ополчение Балтийского завод
Дополнительные сведения:Родился 27 ноября 1912 года в городе Севастополе. Украинец. Член ВКП(б) с 1945 года. Перед Великой Отечественной войной проживал в городе Ленинграде. С началом Великой Отечественной войны добровольцем вступил в отряд народного ополчения Балтийского судомеханического завода имени С. Орджоникидзе. Народное ополчение города Ленинграда формировалось из лиц, не подлежавших первоочередному призыву по мобилизации. Инициатором создания народного ополчения выступила Ленинградская партийная организация. Военный совет Северного фронта и горком партии 27 июня 1941 обратились к Главнокомандованию Советской Армии с просьбой разрешить сформировать из трудящихся города добровольческие дивизии. Такое разрешение было получено, и с 30 июня во всех районах Ленинграда развернулось формирование соединений и частей Ленинградской армии народного ополчения. Из рабочих и служащих Балтийского завода имени С. Орджоникидзе были сформированы: 3 стрелковый полк, входивший в состав Свердловской дивизии ЛАНО; 274-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальон (командир А. С. Медведников, комиссар Л. С. Волчегорский, начальник штаба Ф. Ф. Квест) и 5 ленинградский партизанский полк «Дед Яков», почти целиком состоявший из судостроителей-балтийцев (командир К. Н. Волович, комиссар Н. Ф. Сенкевич, секретарь партийного бюро Н. И. Щекин, командир 6 батальона Г. М. Рэкк); истребительный батальон (командир П. И. Фофанский) и партизанский отряд (командир А. А. Кузнецов, комиссар Б. С. Кравчевский), состоявший в основном из бойцов военизированной охраны завода. 18 августа 1941 года при отражении атак немецкой пехоты и минометных подразделений, прорывающихся к городу Ленинграду, отряд, в котором воевал Шепелюк Ф.И., несмотря на большие потери, сдерживал натиск врага. В этих боях Шепелюк Ф.И. был контужен, но не покинул поля боя, продолжая выполнять боевое задание. 15 января 1942 года при следовании части на машинах в деревню Кабаны нынешнего Новоржевского района псковской области, колонна подверглась атаке самолетов противника. 13 марта 1945 года лейтенант Шепелюк Ф.И. был назначен командиром сторожевого катера «МО-595» 4 дивизиона сторожевых катеров МО КБФ. При этом Шевелюк Ф.И. получил легкое ранение и тяжелую контузию, которая отразилась на его разговорной речи, что, впрочем, не помешало ему воевать в дальнейшем. В 1943 году лейтенант Шепелюк Ф.И. воевал помощником командира катера 7 дивизиона сторожевых катеров МО ОВР Ленинградской вмб КБФ. В его составе он участвовал трех операциях по высадке разведгрупп в районе Петергоф – Знаменка Ленинградской области. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 18 октября 1943 года лейтенант Шепелюк Филипп Иванович был награжден медалью «За оборону Ленинграда», учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года. 10 мая 1944 года дивизион был передан в состав Лужской вмб КБФ. Катера дивизиона выполняли задачи несения дозоров № 30, 31, 32 и 33 между Кургальским полуостровом и островом Вигрунд в Нарвском заливе Балтийского моря. Начиная с июля 1944 года, после завершения Выборгской наступательной операции и овладения островами Бьеркского архипелага (ныне острова Березовые), размеры района действий ОВР Кронштадтского морского оборонительного района значительно увеличились, а стоящие перед ней - расширились. Находясь в составе 7 дивизиона сторожевых кораблей МО КБФ, лейтенант Шепелюк Ф.И. участвовал в проводке 15 караванов кораблей и судов по маршруту Ленинград – Кронштадт – Ораниенбаум. 7 дивизион СКА МО с 1 июля 1944 года был включен в состав Истребительного отряда ОВР КМОР. 8 сентября 1944 года все катера дивизиона были переданы в состав 3 дивизиона СКА МО, а лейтенант Шепелюк Ф.И. был назначен помощником командира вновь построенного на заводе № 5 НКВД в городе Ленинграде сторожевого катера «МО-615» (заводской № 93) типа МО-Д3 («ПП-19-ОК»). 21 октября 1944 года новые сторожевые катера малые охотники типа МО-Д3 были включены состав 4 дивизиона сторожевых катеров МО. Под руководством капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. удалось в короткие сроки сколотить дивизион, как боевую единицу, из молодого личного состава. Лейтенант Шепелюк Ф.И., наряду с другими опытными офицерами, проделал огромную работу по обучению и воспитанию молодого пополнения. Ведь значительную часть матросов, младших командиров составили краснофлотцы призывов 1926 – 1927 года, многие пришедшие из Кронштадтской школы юнг не достигли еще 18-летнего возраста, были в составе экипажей и 16-летние юнги. С октября 1944 года по январь 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО Охраны водного района Таллинского морского оборонительного района КБФ обеспечивал противолодочную оборону в районе маяка Пакри близ города Палдиски. С декабря 1944 по январь 1945 года в трудных условиях осенне-зимнего плавания катера дивизиона несли дозорную службу, принимали участие в операциях по поиску подводных лодок, конвоированию караванов кораблей и судов по маршруту Ханко – Вооси-Курк, Таллин – Хельсинки. 24 декабря 1944 года во время перехода «СК-142» и «МО-615» на линию дозора № 23 в районе маяка Пакри в 50 метрах за кормой концевого «МО-615» раздался взрыв. Причиной его была торпеда, выпущенная немецкой ПЛ «U-637». Сторожевые катера «МО-592» и «МО-594», находившиеся на соседней линии дозора № 22, увидев этот взрыв, пошли в район для выяснения обстановки. Командир немецкой субмарины посчитал, что добился успеха, и решил добить морской охотник. Он выпустил акустическую торпеду, но поскольку катер шел малым ходом, она не навелась на шумы и прошла мимо. Обнаружив «МО-592» и «МО-594», шедшие полным ходом к месту событий, командир немецкой ПЛ атаковал их акустическими торпедами. В 12.10 под «МО-594» раздался взрыв, и он затонул со всем экипажем. 2 января 1945 года при несении дозорной службы «МО-615» под командованием лейтенанта Трубникова Н.К. обеспечивал проход по ФВК каравана судов. В ночное время по курсу каравана катером были обнаружены 2 плавающие мины. Несмотря на темноту, лейтенант Трубников Н.К. сумел вовремя отвернуть от мин и расстрелять их, благодаря чему спас свой катер и предотвратил подрыв на минах кораблей, идущих по ФВК с ценными грузами на острова Эзель и Даго. За кампанию 1944 года в трудных условиях осенне-зимнего плавания, штормов и туманов, помощник командира «МО-615» лейтенант Шепелюк Ф.И. точно водил катер без единой аварии. Он участвовал в проведении двух операций по эскортированию ПЛ на позиции, в охране 7 караванов кораблей и судов, 35 суток провел на линиях боевых дозоров. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом особую храбрость, самоотверженность, доблесть и мужество помощник командира сторожевого катера «МО-615» лейтенант Шепелюк Филипп Иванович командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО капитаном 3 ранга Лежепековым Г.И. 15 января 1945 года был представлен к ордену Красного Знамени. От имени Президиума Верховного Совета СССР приказом командира ОВР Таллинского морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота № 2 от 25 марта 1945 года награжден орденом Красной Звезды. В феврале 1945 года катера 4 дивизиона МО КБФ по железной дороге были доставлены в Ригу и оттуда морем перешли в пункт маневренного базирования Швентой (Латвия). 13 марта 1945 года лейтенант Шепелюк Филипп Иванович был назначен командиром сторожевого катера «МО-595». Сторожевой катер «МО-595» типа МО-Д3 (заводской № 91) был построен в 1943-1944 гг. на заводе № 5 НКВД в городе Ленинграде. Вступил в строй 30 сентября 1944 года и 21 октября 1944 года вошел в состав 4 дивизиона сторожевых катеров МО Охраны водного района Таллинского морского оборонительного района КБФ. Экипаж катера, наряду с опытными моряками, был укомплектован молодыми матросами, бывшими юнгами, большинству из которых еще не исполнилось 18 лет, а мотористу краснофлотцу Маркову Николаю Васильевичу вообще было только 16 лет. 23 марта 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО под командованием капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. вошел в состав Охраны водного района вновь образованной Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района (ЮЗМОР) Краснознаменного Балтийского флота. В начале мая 1945 года, после овладения войсками 2 Белорусского фронта юго-западным побережьем Балтийского моря, германский флот отошел к Балтийским проливам, удержав в своих руках датский остров Борнхольм. Гитлеровцы создали на острове базу для своих подводных лодок и легких сил. В последние дни войны на Борнхольм вывозились немецко-фашистские войска и население с Балтийского побережья. По данным разведки, здесь насчитывалось более 12 тыс. солдат и офицеров. Они получили категорическое приказание своего верховного командования, исчерпав все возможности к сопротивлению, сдать остров англичанам. Учитывая важное стратегическое значение Борнхольма, командование Краснознаменного Балтийского флота в начале мая 1945 года приступило к подготовке десанта для освобождения острова от фашистов. Необходимые силы и средства сосредотачивались в порту Кольберг (Колобжег). Общее руководство действиями по высадке десанта было возложено на командира Кольбергской военно-морской базы капитана 1 ранга Гуськова Е.В. Для участия в десантной операции на остров Борнхольм 4 дивизион сторожевых кораблей МО получил приказание перебазироваться из Мемеля (ныне город Клайпеда, Литва в порт Кольберг (ныне Колобжег, Польша). Отряд из 5 катеров дивизиона («МО-590», «МО-591», «МО-592», «МО-593», «МО-595») под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. на «МО-591» вышел из порта Мемель поздно вечером 5 мая 1945 года. Малые охотники шли вдоль берега Гданьского залива скрытно, с выключенными ходовыми огнями до тех пор, пока их не стали обстреливать с берега. Тогда им пришлось уйти от берега мористее. Около 02.00 6 мая 1945 года в районе маяка Риксгефт (ныне маяк Розеве, Хельская коса) отряд катеров неожиданно столкнулся с немецким отрядом из 4 эсминцев, 5 миноносцев и рядом малых боевых кораблей, следовавшим в порт Хель в Гданьском заливе Балтийского моря для эвакуации в порт Копенгаген (Дания) войск и беженцев. После того, как с вражеского отряда был выпущен осветительный снаряд, немцы увидели несколько малоразмерных целей, которые были приняты ими за торпедные катера. По малым охотникам без промедления был открыт из 127-мм орудий эсминцев и 105-мм орудий миноносцев. Советские сторожевики с обнаружением вражеского конвоя стремительно пошли на него в атаку, открыли артиллерийско-пулеметный огонь. 4 катера прорвались через строй противника и продолжили переход в Кольберг, а «МО-595», оказавшийся ближе всех к миноносцу «Т-28», принял неравный бой. Вот как описывал начало этого боя оставшийся в живых радист «МО-595» краснофлотец Бухтин Василий Никифорович: " Нас осветили прожекторами и сразу же открыли огонь, наверное, приняв наш катер за торпедный. Мы открыли ответный огонь, но силы, конечно же, были не равны ". Катер был окружен кораблями противника, но под руководством командира лейтенанта Шепелюка Филиппа Ивановича, несмотря на ряд прямых попаданий и большую потерю в личном составе, продолжал вести огонь по немецким кораблям. Когда осколками снаряда был убит командир отделения рулевых краснофлотец Гагарин Леонид Александрович, лейтенант Шепелюк Ф.И., сам раненый, истекая кровью, взялся за штурвал. Маневрируя на полузатопленном катере, он командовал орудийными расчетами, продолжавшими вести огонь по врагу. Немецкие корабли в упор расстреливали маленький катер, но мужественный командир с остатками экипажа, продолжал вести бой. Снаряды буквально прошивали катер, осколки осыпали палубу. В неравном бою с кораблями противника на своих боевых постах погибли командир 9 отряда сторожевых катеров МО гвардии капитан-лейтенант Боголюбский Владимир Николаевич, боцман «МО-595» старшина 1 статьи Назаров Иван Иванович, командир отделения радистов старшина 1 статьи Завершинский Николай Андреевич, старший гидроакустик краснофлотец Никитин Виктор Николаевич. Старший комендор краснофлотец Лекомцев А.Н., будучи раненым, продолжал мужественно вести огонь из своего 37-мм автоматического орудия по врагу. Проявляя образцы мужество и героизма, участвовал в бою командир отделения минеров 17-летний краснофлотец комсомолец Бузович А.А. Будучи горизонтальным наводчиком орудия, он несмотря на контузию и легкое ранение не покидал боевого поста. Радист катера старший краснофлотец Бухтин В.Н., входивший в расчет 37-мм автомата, мужественно и умело выполнял обязанности установщика прицела и дальности. При ранении осколком в ногу он не покинул своего боевого поста до окончания боя. Комендор старший краснофлотец Ткаченко А.И. под непрерывным артогнем противника подносил снаряды, обеспечивая непрерывную стрельбу автомата. Заменил выбывшего из строя вертикального наводчика и автомат продолжал вести огонь по врагу. Он также оказывал первую помощь раненым товарищам. Пулеметчик краснофлотец Терешин А.И. из зенитного пулемета ДШК мужественно и хладнокровно вел огонь, перенося его по указанию командира с цели на цель. Когда был убит боцман катера старшина 1 статьи Назаров И.И., краснофлотец Терешин А.И., перебегая с одного борта на другой, стрелял из двух зенитных пулеметов, посылая меткие очереди по кораблям противника, окружавшим катер. Самоотверженно дрался с врагом на своем боевом посту пулеметчик краснофлотец Зибирев М.П., ведя интенсивный огонь из пулемета. Несмотря на многочисленные ранения, личный состав электромеханической боевой части командир отделения мотористов краснофлотец Стародуб А.Т, мотористы краснофлотцы Валышев В.А., Марков Н.В., Драгушин А.А. (большинству из которых было только 17 – 18 лет) под руководством механика катера главного старшины Сотника А.Г. обеспечивали кораблю ход и электропитание. Все они приняли мученическую смерть, но не покинули боевых постов. После пяти прямых попаданий 105-мм снарядов немецких миноносцев СКА «МО-595» потерял ход и начал тонуть. Корабли противника, посчитав, что катер утонет сам, прекратили обстрел и продолжили свой путь. Под руководством командира, моряки катера, большинство из которых были ранены и контужены, боролись за живучесть корабля. В результате героических усилий остатков экипажа катер остался на плаву, но был сильно затоплен, из воды торчала только корма. Они все там и находились, держась, за что только могли. В таком состоянии катер был обнаружен только 7 мая 1945 года караваном кораблей и судов, осуществлявшим эвакуацию немецких войск из Лиепаи. 8 оставшихся в живых членов экипажа «МО-595» во главе с командиром лейтенантом Шевлюком Ф.И. были сняты на одно из судов каравана, а сам катер был затоплен торпедными катерами 5 флотилии Германии, осуществлявшими эскорт каравана. Вместе с кораблем погибли: • командир 9 отряда сторожевых катеров МО гвардии капитан-лейтенант Боголюбский Владимир Николаевич и 9 членов экипажа катера: • механик катера главный старшина Сотник Александр Григорьевич; • боцман катера старшина 1 статьи Назаров Иван Иванович; • командир отделения радистов старшина 1 статьи Завершинский Николай Андреевич; • командир отделения рулевых краснофлотец Гагарин Леонид Александрович; • командир отделения мотористов краснофлотец Стародуб Александр Трофимович; • старший гидроакустик краснофлотец Никитин Виктор Николаевич; • моторист краснофлотец Валышев Владимир Алексеевич; • моторист краснофлотец Марков Николай Васильевич; • моторист краснофлотец Драгушин Анатолий Андреевич. Оставшиеся в живых советские моряки: • командир «МО-595» лейтенант Шепелюк Филипп Иванович; • командир отделения минеров краснофлотец Бузович Анатолий Александрович; • старший комендор краснофлотец Лекомцев Александр Николаевич; • старший комендор старший краснофлотец Ткаченко Андрей Иванович; • комендор старший краснофлотец Жулего Виктор Кузьмич; • пулеметчик краснофлотец Зибирев Михаил Петрович; • радист краснофлотец Бухтин Василий Никифорович ; • пулеметчик зенитный краснофлотец Терешин Анатолий Иванович на одном из судов немецкого каравана были доставлены в один из портов Дании. Когда немецкие корабли прибыли в порт назначения, там уже были союзные войска. Английским командованием члены экипажа «МО-595» были направлены в свой дивизион. В порт Кольберг (ныне Колобжег, Польша) советские моряки добирались несколько дней «своим ходом». После тщательной проверки органами СМЕРШ и излечения, годные к службе были распределены по катерам дивизиона и продолжили службу. Все они за геройство в бою 6 мая 1945 года были награждены орденами и медалями. Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом от 5 июня 1945 года Кольбергская ВМБ была переименована в ВМБ Свинемюнде (в последующем Свиноустье) с дислокацией в этом городе и порту. Дивизион был переведен в порт Свинемюнде и базировался на правом берегу реки Свина в Угольной гавани. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом исключительное мужество, доблесть и героизм командир сторожевого катера «МО-595» лейтенант Шепелюк Филипп Иванович командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Охраны водного района военно-морской базы Свинемюнде капитаном 3 ранга Лежепековым Г.И. 25 августа 1945 года был представлен к ордену Красного Знамени. От имени Президиума Верховного Совета СССР приказом командующего Юго-Западным морским оборонительным районом Краснознаменного Балтийского флота № 37 от 4 ноября 1945 года награжден орденом Отечественной войны I степени. В трудных условиях отдаленности от основных районов базирования Краснознаменного Балтийского флота под руководством командира ВМБ Свинемюнде Гуськова Е.В. были созданы новые пункты базирования сил флота, организована охрана и оборона, созданы условия для всестороннего обеспечения сил флота и проведения мероприятий по поддержанию оперативного режима в установленной операционной зоне. 4 июля 1949 года 4 дивизион сторожевых катеров МО ВМБ Свинемюнде был расформирован, отслужившие свой срок катера были исключены из списков судов ВМФ и сданы в ОФИ для разборки. Военно-морская база Свиноустье (бывшая Свинемюнде) в 1964 году была преобразована в 24 отдельную бригаду ракетных катеров ДКБФ с базированием в этом польском порту. В 1992 году 24 бррка была выведена в город Балтийск Калининградской области и в 1993 году расформирована. Погибшие на сторожевом катере «МО-595» моряки увековечены в городе Балтийске Калининградской области и в Книге памяти Калининградской области, том 21. Семья фронтовика во время Великой Отечественной войны проживала в городе Ленинграде, Васильевский остров, 15 линия, дом № 86, квартира № 5.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2013-12-03 18:47:42
Дата и время последнего изменения:2013-12-05 13:56:28
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.