Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158482
9710
6878
53052
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Колесов Виктор Николаевич



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1918
Место рождения:деревня Казариново Борисоглебского района Ярославской области
Национальность:русский
Должность:парторг 4 дивизиона сторожевых катеров МО
Звание:главный старшина

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

2 Балтийский отряд пограничных судов
4 дивизион сторожевых катеров малых охотников Краснознаменного Балтийского флота
Главная военно - морская база (Таллин, Кронштадт) (Краснознаменного Балтийского флота)
Истребительный отряд Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота
Кольбергская военно-морская база Юго-Западного морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота
Краснознаменный Балтийский флот
Кронштадтская военно - морская база (2 формирования) (Краснознаменного Балтийского флота)
Кронштадтская военно-морская база Краснознаменного Балтийского флота
Кронштадтский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Островная военно-морская база (Краснознаменного Балтийского флота)
Охрана водного района Краснознаменного Балтийского флота
Прибалтийский пограничный округ (Войск НКВД)
Таллинский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.0.1938
Место призыва (военкомат):
Дополнительные сведения:Родился в 1918 году в деревне Казариново Борисоглебского района Ярославской области. Русский. Член ВКП(б). В РКВМФ с 1938 года. Перед началом Великой Отечественной войны старшина 1 статьи Колесов Виктор Николаевич служил командиром отделения радистов на пограничном сторожевом катере «ПК-209» типа «МО-4» 2 Балтийского отряда пограничных судов НКВД Прибалтийского пограничного округа. В этой должности он встретил начало Великой Отечественной войны. На 22 июня 1941 года отряд насчитывал 1474 человек личного состава, штаб отряда базировался в городе Таллине. С 23 июня 1941 года отряд на основании распоряжения наркома Военно-Морского флота был передан в состав Краснознаменного Балтийского флота, действовал в дозорах и охранении конвоев в Финском заливе. 4 июля 1941 года морские охотники 1 дивизиона заминировали выходной фарватер порта Хельсинки. 28 августа 1941 года КМ-280 из состава отряда, приняв на борт начальника штаба флота контр-адмирала Ю.Ф. Ралля, стал последним советским кораблём, покинувшим Таллин. Во время Таллинского перехода катера отряда отбивали атаки авиации, расстреливали плавучие мины, спасли более 1500 человек, оказавшихся в воде, в том числе и с лидера «Минск». Отряд потерь не имел и после завершения перехода вступил в подчинение Кронштадтской военно-морской базы. В связи с произведенной в начале сентября общей реорганизацией КБФ 7 сентября 1941 года 2 Балтийский отряд погрансудов был расформирован, корабли и катера вошли во вновь сформированный Истребительный отряд Охраны водного района КБФ в Кронштадте под командованием капитана 3 ранга А.Н. Перфилова. Пограничный сторожевой катер «ПК-209» получил новое наименование – сторожевой катер «МО-409» и вошел в состав 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда ОВР КБФ. С первого же дня существования дивизиона «морские охотники» несли дозорную службу, осуществляли поиск подводных лодок и непосредственное охранение кораблей и судов. ОВРовцы осуществляли также противолодочную, противокатерную и противовоздушную оборону конвоев, прикрытие их дымовыми завесами от огня береговой артиллерии противника. С 24 октября по 2 декабря 1941 года сторожевой катер «МО-409» в составе дивизиона участвовал в эвакуации Военно-морской базы Ханко. Походы на Ханко и обратно совершались в сложных гидрометеорологических условиях (штормы, обледенение, плохая видимость). До войны считалось, что катера МО могут плавать при волнении моря не более 3— 4 баллов. Во время эвакуации Ханко они ходили в семибалльный шторм. Их то и дело накрывали волны, верхняя палуба и надстройки нередко покрывались льдом. В ледяной панцирь превращалась одежда людей из верхней команды. Особенно трудно приходилось впередсмотрящим, стоявшим на самом носу корабля. Операция по эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко получила высокую оценку Военного совета Ленинградского фронта. Всему личному составу кораблей КБФ, участвовавших в ней, была объявлена благодарность. Наиболее отличившиеся удостоились правительственных наград. Старшина 1 статьи Колесов В.Н. участвовал во всех боевых операциях катера, обеспечивая надежную и бесперебойную радиосвязь. Являясь по боевому расчету пулеметчиком, он неоднократно участвовал в отражении налетов самолетов противника. Всю первую блокадную зиму продолжался ремонт кораблей. Моряки-овровцы стремились всесторонне подготовиться к вступлению во вторую военную кампанию на Балтике. Летом 1942 года наиболее активному воздействию противника подвергались фарватеры на коммуникации Кронштадт — Лавенсаари, по которым выводились из Финского залива в море подводные лодки, осуществлялись морские перевозки. Подходы к фарватерам охраняли дозорные корабли. Они оказывали эффективное противодействие противнику. Поэтому враг с самого начала кампании обрушил на них удары легких сил своего флота и авиации. Дозорам пришлось вести ожесточенные бои с торпедными и сторожевыми катерами противника, отражать многочисленные атаки его самолетов. Только за май и июнь 1942 года катерники отразили 36 атак с воздуха, в которых участвовало 504 самолета противника. Но во всех случаях экипажи малых охотников вели себя стойко и мужественно. Отражая многочисленные атаки авиации, катера дивизиона сбили и повредили более 20 немецких самолетов. Во время напряженного боя катера «МО-409» с 5 самолетами-истребителями старшина 1 статьи Колесов В.Н. в течение 20 минут набрал и передал 5 радиограмм, сумел принять и раскодировать 3 радиограммы. Благодаря этому, командование сил поддержки было полностью информировано об обстановке в районе боя и своевременно принимало правильные решения, а командир катера получал точные указания. В итоге катер вышел из неравного боя победителем, подбив один самолет противника. В боях с самолетами противника от осколков авиабомб трижды была повреждена антенна радиостанции. Старшина 1 статьи Колесов В.Н. под бомбежкой противника во всех случаях сумел устранить боевые повреждения и обеспечить бесперебойную радиосвязь. В кампанию 1942 года овровцы осуществляли также проводку конвоев из Кронштадта на острова Сескар, Лавенсаари и обратно. Наряду с обеспечением боевого траления, несением дозорной службы, проводкой эскортов и конвоев морским охотникам приходилось решать и задачи наступательного характера. В период с 8 по 10 июля 1942 года корабли соединения участвовали в высадке и обеспечении тактического десанта на остров Соммерс. Во время высадки десанта, понимая, что успех операции во многом зависит от непрерывной и надежной связи, старшина 1 статьи Колесов В.Н. не покинул радиорубку, заполняемую дымом и выхлопными газами, хотя его жизни грозила смертельная опасность. Он продолжал нести вахту, пока не потерял сознания. В июле 1942 года катера дивизиона под воздействием артиллерии противника успешно выполнили боевые операции по проводке 8 подводных лодок по маршруту Ленинград – Кронштадт. В ноябре 1942 года группа катеров МО под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. в сложных навигационных и погодных условиях встретила на позициях и эскортировала на остров Лавенсаари 2 подводные лодки. В сложных условиях боевых операций, под огнем противника, благодаря грамотным и мужественным действиям командира отделения радистов МО-409 старшины 1 статьи Колесова В.Н., радиосвязь катера действовала безотказно, все радиограммы принимались и передавались быстро и без искажений, не было ни одного случая срыва связи с командованием и базой. С ноября 1942 по май 1943 года 4 дивизион катеров МО базировался на острове Лавенсаари. Работая секретарем партийного бюро парторганизации дивизиона во время стоянки катеров на острове Лавенсари зимой 1942-43 года, старшина 1 статьи Колесов В.Н. мобилизовал коммунистов и остальной личный состав на ремонтные работы, усиленную боевую и политической подготовку, несение боевой службы в системе зимней обороны острова. 14 апреля 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО первым в Кронштадтском морском оборонительном районе вступил в боевую кампанию 1943 года. В мае 1943 года старшина 1 статьи Колесов В.Н. участвовал в 3 боевых операциях: по прорыву минных заграждений противника у острова Гогланд, поиску и установлению дозоров противника и по демонстративным действиям катеров МО у побережья противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир отделения радистов сторожевого катера «МО-409» старшина 1 статьи Колесов В.Н. в апреле 1943 года награжден медалью «За оборону Ленинграда», а 10 июня 1943 года – медалью «За боевые заслуги». Являясь комсоргом дивизиона, в кампаниях 1943-44 года старшина 1 статьи Колесов В.Н. сумел мобилизовать комсомольцев на выполнение боевых заданий командования. Лично сам он участвовал во всех боевых операциях катеров: обеспечении траления, несении дозоров, набеговых операциях, поиске подводных лодок противника. Базируясь на бухту Батарейная и остров Сескар, катера дивизиона несли дозорную службу на ФВК в Финском заливе. Находясь на линиях дозоров, катера отразили многочисленные налеты вражеской авиации. 5 июля 1943 года на линии дозора № 55 сторожевые катера МО-402 и МО-403, умело маневрируя и ведя артиллерийско-пулеметный огонь, отразили атаку большой группы спмолетов противника, сбив при этом Ме-109. 14 июля 1943 года, находившиеся в дозоре № 49, сторожевые катера МО-404 и МО-408 дивизиона под общим командованием командира звена катеров старшего лейтенанта Воробьева Алексея Павловича обнаружили 4 катера финских катера и, несмотря на его численное превосходство, смело и решительно атаковали врага. В результате тактически грамотных и мужественных действий МО-404 огнем артиллерии потопил один вражеский катер, а остальные пытались спастись бегством. Старший лейтенант Воробьев А.П. по радио вызвал с острова Сескар штурмовую авиацию и навел ее на врага, в результате чего был потоплен еще один катер противника. 8 августа 1943 года 2 морских охотника дивизиона на линиях дозоров № 51 и 52 обеспечивали проводку каравана судов по ФВК. 4 торпедных катера противника прорвались к каравану и вышли на него в торпедную атаку. Несмотря на численное превосходство, морские охотники решительно атаковали вражеские торпедные катера и огнем своей артиллерии и пулеметов не позволили им выйти на дистанцию торпедного залпа, заставили сойти с боевого курса. При этом один торпедный катер противника был потоплен. Всего в летнюю кампанию 1943 года катерами дивизиона были потоплены 3 катера и сбиты 2 самолета противника. Боевые походы продолжались вплоть до поздней осени 1943 года, на базу морские охотники возвращались лишь для дозаправки горючим и получения запаса продовольствия или для того, чтобы переждать сильный шторм. Осенью 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО отправился на зимовку в Ленинград. Экипажи катеров не только несли патрульную службу на городских улицах и охраняли стратегические объекты, но и помогали рабочим ремонтировать свои катера. С весны 1944 года для 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда катеров ОВР Островной военно-морской базы (остров Лавенсари) Кронштадтского морского оборонительного района КБФ открылась новая боевая навигация. 13 мая 1944 года 1944 года комсорг дивизиона старшина 1 статьи Колесов В.Н. находился на катере «Д-III-12», который подвергся налету 28 самолетов противника. Во время боя был убит помощник командира катера, командир тяжело ранен, 9 членов экипажа выведены из сьтроя. Благодаря самоотверженности и находчивости старшины 1 статьи Колесова В.Н. катер был спасен и прибыл в базу. 14 мая 1944 года, находясь на катере МО-413, комсорг дивизиона старшина 1 статьи Колесов В.Н. участвовал в бою двух катеров дивизиона против 9 катеров противника. При повреждении рации он помог ввести ее в строй. С 12 по 16 июня 1944 года катера дивизиона под систематическим огнем береговых батарей противника выполняли боевую задачу командования по обеспечению траления в районе острова Бьёрке и мыса Лайвисто в Финском заливе, прикрывая дымовыми завесами катера и катерные тральщики. Озлобленный враг, видя, что огонь его артиллерийских батарей неэффективен, 16 июня 1944 года выслал 25 самолетов Ю-88 для уничтожения советских катерных тральщиков. Умело организованный заградительный огонь сторожевых катеров МО и поставленная дымзавеса, надежно прикрыли тралящие катера от атак воздушного противника, который беспорядочно сбросил бомбы, не причинив вреда тральщикам и морским охотникам. Старшина 1 статьи Колесов В.Н. умело корректировал огонь кормового орудия и пулеметов катера МО-408 и своевременными докладами о действиях противника, обеспечил командиру возможность уклоняться от бомбовых ударов. Огнем катера в этом бою был сбит один самолет. 26 июня 1944 года в боевой операции по выявлению огневых точек противника на острове Соммерс старшина 1 статьи Колесов В.Н. находился на борту катера «Д-III-12». В результате прямого попадания снаряда в район радиорубки, катер стал заполняться водой. Под руководством старшины 1 статьи Колесова В.Н. пробоина была быстро заделана, и катер, выполнив боевую задачу, благополучно возвратился в базу. За храбрость, стойкость и мужество, а также умелые действия, способствовавшие успеху катеров в боях, комсорг дивизиона старшина 1 статьи Колесов В.Н. командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО капитаном 3 ранга Лежепековым Г.И. 7 июля 1944 года был представлен к ордену Отечественной войны II степени. От имени Президиума Верховного Совета СССР приказом командующего КБФ № 94 награжден от 17 августа 1944 года орденом Красной Звезды. 21 октября 1944 года в состав дивизиона были включены новые сторожевые катера малые охотники типа МО-Д3 («ПП-19-ОК»), построенные в 1943 - 1944 годах на заводе № 5 НКВД в Ленинграде. Катера этого проекта пополняли дивизион и позже, по мере включения их в состав КБФ. Катера типа МО-4 были переданы в состав 1 гвардейского дивизиона сторожевых катеров МО. С октября 1944 года по январь 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО обеспечивал противолодочную оборону в районе маяка Пакри близ города Палдиски. В трудных условиях осенне-зимнего плавания катера дивизиона принимали участие в операциях по поиску подводных лодок, конвоированию караванов судов, несению дозорной службы. Комсорг дивизиона старшина 1 статьи Колесов В.Н. обеспечил высокое политико-моральное состояние комсомольцев дивизиона, сам лично участвовал в 4 боевых операциях по конвоированию караванов судов, 3 операциях по поиску подводных лодок противника, 17 суток провел в дозорах. В феврале 1945 года все катера дивизиона по железной дороге были доставлены в Ригу и оттуда морем перешли в пункт маневренного базирования Швентой (Латвия), где 23 марта 1945 года вошли в состав Охраны водного района вновь образованной Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района (ЮЗМОР) Краснознаменного Балтийскойго флота. Весной 1945 года главный старшина Колесов В.Н. был избран парторгом 4 дивизиона сторожевых кораблей МО. В летнюю кампанию 1945 года он обеспечил высокий наступательный порыв личного состава, мобилизацию коммунистов на выполнение стоящих перед дивизионом боевых задач. Он лично участвовал в 4 боевых операциях: переходе дивизиона в Кольбергскую ВМБ через территорию, занятую врагом, и 3 операциях по высадке второго эшелона десанта, перевозке войск на датский остров Борнхольм и эвакуации с острова в порт Кольберг плененного немецкого гарнизона. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом храбрость, самоотверженность, доблесть и мужество парторг дивизиона главный старшина Колесов Виктор Николаевич командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района капитаном 3 ранга Лежепековым Г.И. 20 мая 1945 года был представлен к ордену Отечественной войны I степени. От имени Президиума Верховного Совета СССР приказом командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 99 от 28 мая 1945 года награжден орденом Отечественной войны II степени. Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом от 5 июня 1945 года Кольбергская ВМБ была переименована в ВМБ Свинемюнде (в последующем Свиноустье) с дислокацией в этом городе и порту. Дивизион был переведен в порт Свинемюнде и базировался на правом берегу реки Свина в Угольной гавани. В трудных условиях отдаленности от основных районов базирования Краснознаменного Балтийского флота под руководством командира ВМБ Свинемюнде Гуськова Е.В. были созданы новые пункты базирования сил флота, организована охрана и оборона, созданы условия для всестороннего обеспечения сил флота и проведения мероприятий по поддержанию оперативного режима в установленной операционной зоне. 4 июля 1949 года 4 дивизион сторожевых катеров МО ВМБ Свинемюнде был расформирован, отслужившие свой срок катера были исключены из списков судов ВМФ и сданы в ОФИ для разборки. В честь 40-летия Победы Колесов Виктор Николаевич Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1985 года награжден орденом Отечественной войны II степени.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2013-05-08 02:40:42
Дата и время последнего изменения:2023-10-26 01:23:33
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.