Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158533
9706
6878
53054
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Калашников Николай Анфиногенович



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1914
Место рождения:д.Мереть Кемеровской области
Национальность:Русский
Должность:Зам.командира 289 ШАКП
Звание:Майор. Зам командира 289 ШАКП.

Попечитель:

Сергей Безруков

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

289 Штурмовой авиационный Краснознаменный полк

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.0.1941
Место призыва (военкомат):Кузнецкий РВК Новосибирской области
Дополнительные сведения:В Отечественной войне с 28.06.1941г.- Юго- Западный фронт. Воевал в составе 289 ШАКП в должности заместителя командира. Имеет боевые награды: два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1 степени, орден Отечественной войны 2 степени. Из наградного листа майора Калашникова Н.А. от 28.02.1945г. Представляется к высшей правительственной награде присвоения звания "Герой Советского Союза". Майор Калашников Николай Анфиногенович начал боевую работу на фронтах Отечественной войны с 26 августа 1941 года. С этого времени неприрывно участвует в боях с немецкими захватчиками и призвел 101 успешный боевой вылет на самолетах СУ-2 и ИЛ-2 в качестве летчика-штурмовика. Из них на самолете СУ-2-69 успешных боевых вылетов, на самолете ИЛ-2 - 32 успешных боевых вылета. Тов. Калашников летную работу вел в следующих должностях: командира звена, зам.командира эскадрильи, командира эскадрильи и заместителя командира полка. 91 успешный боевой вылет товарищ Калашников совершил в качестве ведущего групп 3-6-8-ми самолетов, не имея ни одного случая удара по своим войскам. Участвуя в боях с немецкими захватчиками, т.Калашников лично уничтожил 18 танков, 26 орудий, 6 мин. батарей с прислугой, 107 автомашин, 13 блиндажей, 3 автоцистерны, 7 ж.д. вагонов, лично сбил 3 самолета противника и истребил 320 солдат и офицеров противника. Летая на самолете СУ-2 с 1941 года по 1942 год, как штурмовик, все 68 успешных боевых вылетавыполнял без прикрытия истребителей. Неоднократновел воздушные бои с истребителями противника. 3-го сентября 1941 г. провел воздушный бой 6-ю самолетами СУ-2 с 8 истребителями противника типа ХЕ-113, в результате боя т.Калашников не потерял ни одного экипажа, сам лично сбилодин самолет противника ХЕ-113. Будучи подожжен истебителями противника, на горящем самолете долетел до ближайшего аэродрома и произвел посадку. Экипаж т.Калашникова потушил горящий самолет и спас его. 22 декабря 1941 года группа в 6 самолетов, ведомая тов. Калашниковым, двумя вылетами по дороге Обоянь-Солнцево полностью разгромила колонну противника, при этом группа уничтожила: 80 автомашин,208 повозок, с продовольствием и боеприпасами и до 370 солдат и офицеров противника. Подтверждено донесением партизан через 40 армию. При выполнении боевых заданий группа вела воздушные бои с 4-мя самолетамитипа МЕ-109, в котором т.Калашников лично сбил один самолет МЕ-109. Товарищ Калашников в боях с немецкими захватчиками проявлял всегда мужество и героизм, добиваясь максимальной эффективности в уничтожении вражеской техники и живой силы. Наиболее характерные вылеты т.Калашникова: 28.08.1941г. произвед 2 успешных боевых вылета на вражескую переправу через реку Днепр у населенного пункта Дериевка, в результате налета разрушена понтонная переправа, что подтверждено фотоснимком. 3.9.41 г. произвел 3 успешных вылета в качестве ведущего 6 самолетов на переправу через реку Днепр у населенного пункта Дерневка, в результате прямых попаданий была разрушена понтонная переправа через реку Днепр. Результат сфотографирован экипажем лей-та Солдатова. В воздушном бою сбил один самолет противника типа ХЕ-113. 24.09.41г. приизвел 3 успешных боевых вылета в качестве ведущего группы 6 самолетов на станцию Карловка, где находились танки и живая сила противника. Уничтожено: 4 танка, 7 орудий, до 50 солдат и офицеров противника. Цель сфотографирована экипажем л-та Солдатова и результат подтвержден фотснимком. 26.9.41г. произвел 2 успешных боевых вылета в качестве ведущего 3-х самолетов на станцию Кочубеевка. Уничтожил 3 орудия, 2 бронемашины, 10 автомашин и до 30 солдат и офицеров противника. Результат сфотографирован и подтвержден фотоснимком экипажа л-та праксина. 3.12.41г. совершил 2 успешных вылета на город Тим по скоплению автомашин в качестве ведущего 3-х самолетов. Уничтожил: 15 автомашин, с живой силой противника, 23 зенитных точки. Результат сфотографирован и подтвержден экипажем л-та Новикова А. 14.12.41г. совершил 2 успешных боевых вылета в качестве ведущего 6 самолетов в район Протасово по автомашинам и живой силе противника. Уничтожено: 20 автомашин, 20 фашистов. Результат подтвержден ведомыми л-м Новиковым и мл.л-м Праксиным. 20.12.41г. совершил 2 успешных боевых вылета в качестве ведущего по дороге Солнцево-Обоянь-Курск, по автомашинам и боевой силе противника. Уничтожено: 3 автомашины, до 15 солдат и офицеров. Подтверждено экипажем -разведсиком л-м Самочкиным. 22.12.41г. совершил 2 успешных боевых вылета в качестве ведущего группы 6 самолетов по дороге Обоянь-Солнцево. Уничтожил автоколонну противника; до 80 автомашин уничтожил и повредил, 208 повозок с продовольствием и боеприпасами, до 370 солдат и офицеров противника. Подтверждено фотоснимком экипажа мл.л-та Праксина и партизанами Курской области через штаб 40 Армии. При выполнении боевого задания вел воздушный бой с группой 4-х самолетов М-109. Сам лично в воздушном бою сбил один самолет МЕ-109. за успешные действия группы в этот день, командующий 40 наземной армии объявил благодарность Калашникову и всей группе. Подтверждение- приказ № 04 от 22.12.41 г. 4.1.42 г. совершил 2 успешных боевых вылета в качестве ведущего пары по дороге Обоянь-курск. Уничтожил 2 танка, 3 автомашины. подтверждено фотоснимком экипажа л-та Новикова. 5.7.42г. произвел один успешный боевой вылет в качестве ведущего 3-х самолетов по танкам в районе сев. Волхов. Уничтожил: 2 орудия, повредил 1 танк. Подтверждено докладом ком. звена Залюбовского. 31.7.42г. совершил один успешный боевой вылет в паре ведущим по переправам реки волгав районе Ржев, Зубцов. Уничтожил: 2 орудия и повредил переправу зап. г.Зубцов, через реку Волга. Подтверждено разведчиком-контролером 231 ШАД. Этого же числа совершил второй боевой вылет по атпозициям, сев. г.Ржев, д.Апоки, в результате подавил огонь 2-х точек ЗА, уничтожил 2 автомашины с боеприпасами, 3 подводы с грузом, 4 лошади и 20 солдат и офицеров противника. Подтверждено докладом ведомых 5 экипажей группы капитана Овчинникова, Богоявленского т Губина. 1.8.42 г. совершил 2 успешных боевых вылета в качестве ведущего 3-х самолетов по бронемашинам и танкам в пункте Исаково. Уничтожено и повреждено: один танк, одна бронемашина, 4 автомашины, подавил огонь одной зенитной точки. Подтверждено разведчиком мл.л-м Шустовым.В этотже день совершил второй боевой вылет ведущим 5 самолетов. Атаковал скопление пехоты в район Ботино(южнее Ржева), до 20 единиц автомашин. Уничтожено: 10 автомашин, одна цистерна с горючим и до 30 солдат и офицеров противника. Подтерждено воздушной разведко(Боевое донесение № 410. 2.8.42 г. совершил один успешный боевой вылет на разведку войск противника. При этом атаковал по дороге Ржев-Сычевка живую силу и колонну автомашин пртивника. Уничтожил: 6 автомашин и 15 солдат противника Подтверждено ведомым экипажем старшиной Губиным. 4.8.42г. совершил 2 успешных боевых вылета ведущим 6 самолетов. Атаковал артиллерию на огневых позициях в районе Губинка, Михалкино, Александрово(ю/в Ржева). уничтожил: 5 орудий, 50 солдат и офицеров противника. Подтверждено докладом разведчика-контролера, летчика шустова(Разведдонесение № 4). Этого же числа совершил еще один успешный боевой вылет ведущим группы 5 самолетов по автоколоннам в районе Федоровское(юго/вост Ржев). Уничтожил: 10 повозок с грузом, 6 автомашин, минометную батарею, 3 пулеметных точки, поврежден 1 танк и до 40 солдат и офицеров противника. Подтверждено раведсчиком- контролером мл.лейтенантом Биказовым. 5.8.42 г. совершил один успешный боевой вылет на разведку по дороге Зубцов-Ржев. В районе Букситово встретился с 7 -ю самолетами противника типа Ю-88, вступил с ними в бой и сбил один самолет Ю-88. Подтверждено вылетом , на место падения самолета, 10 сентября 1942 года бат.комисаром Павленко и самого Калашникова.6.8.42г. совершил один успешный боевой вылет ведущим 6-ти самолетов по танкам и автомашинам противника, по дороге Самуплево-леушино(южнее Ржева). Уничтожен: 6 автомашин, 1 танк, до 10 солдат противника. Подтверждено контролером, экипажем летчика Шустова. 8.8.42г. совершил один успешный боевой вылет ведущим 2-самолетов в плохих метеоуслвиях по переправе через реку Волга(западнее Ржева). Прямым попаданием бомб повредил переправу, подавил огонь одной точки ЗА противника. Подтверждено летчиком старшиной Залюбовским. 9.8.42 г.совершил один успешный боевой вылет ведущим 3-х самолетов, в результате чего атаковал автомашины с грузом до 30 единиц по дороге Сомшилово-Корманово. Уничтожено: 3 автомашины, 4 подводы и до 20 солдат и офицеров противника. Подтверждено контралером, капитаном Ушаковым.13.8.42г. совершил 2 успешных боевых вылета ведущим 4-х самолетов в районе Селенюк-Тимково по танкам и артиллерии противника. Уничтожено: 3 танка, 10 автомашин, 2 орудия и до 30 солдат и офицеров противника. Подтверждено докладом экипажа-контролера старшины Губина.14.8.42г. совершил один успешный боевой вылет ведущим 4-х самолетов в районе д.Алферово(южнее Ржева), по скоплению пехоты противника. Уничтожено: 2 минбатареи, 5 повозок и до 20 солдат противника. Подтверждено экипажем-контроером летчиком Шустовым. 31.12.42г. совершил один успешный боевой вылетв районе Чертолтно, Ржев, Рождественно, на станции Мончалино обнаружил ж.д.эшалон, атаковал его, в результате чего взорвал 3 вагона с боеприпасами. Подтверждено повторной разведкой экипажа мл.лейтенанта Шустова. 22.2.43 г. совершил один успешный боевой вылет на разведку войск боем в район солнцево, Дятьково, Жиздра, Широковка. Во времяразведки уничтожил автобус с офицерами и 2 автомашины и обнаружил аэродром противника северо-западнее г.Жиздра. Подтверждено фотоснимком. 23.2.43г. совершил два успешных боевых вылета ведущим 5-ти самолетов по автомашинам в районе Людиново. Уничтожено:20 автомашин, одна минбатарея. Был два раза атакован 4-мя самолетами противника типа МЕ-109. Умело организовал воздушный бой, построив оборонительный круг, в результате чего группа без потерь вышла из боя. 24.2.43 г. совершил один успешный боевой вылет ведущим 4-х самолетов по артминоиетным позициям противника в районе Жиздра.Уничтожено: 3 миномета, 3 орудия, 2 блиндажа. Подтверждено фотоснимком экипажа мл. лейтенанта Губина. 7.3.43г. произвел два успешных боевых вылета седущим 9-ти самолетов по артминометным позициям противника в районе Ослинка. Уничтожено: 2 батареи с прислугой, разрушено 8 блиндажей, взорван склад с боеприпасами. Подтвержденофотоснимком экимажа мл. лейтенанта Слободенко.16.8.43г. совершил один успешный боевой вылет на разведку в район Дрогубуж-Ельня. На станцииЕльня взорвал 3 вагона с боеприпасами. Подтверждено фотоснимком(М-7). 16.10.43г. совершил один успешный боевой вылетна охоту и разведку войск противника на станцию Чусы. Уничтожил 10 автомашин,повредил паровоз. Подтверждено фотоснимком.8.8.44 г. ведущим группы в составе 8 самолетов совершил один успешный боевой вылет на уничтожение танков в район Замки(Польша). Уничтожено: 2 танка, одна атрбатарея. Результат подтвержден фотоснимком.10.10.44г. ведущим в группе в составе 8 самолетов совершил один успешный боевой вылет на уничтожение артминометных батарей противника в районе Подвожье(зап.Макув0. Уничтожил до 2-х батарей и до 20 солдат и офицеров противника. Отличная работа подтверждена станцией наведения. 25 и 26 октября 1944 г. находился на переднем крае, на станции наведения во время наступления наших войск в районе Пултуск. С 10 по 17 января 1945 г. - на переднем крае, в районе Макув, Рожан и с 17 по 24 января 1945 года находится в районе Цеханув, Млава. Товарищ Калашников отлично выполнял задания по наведениюштурмовиков во взаимодействии с 48 и 49 наземными армиями и 29 танковым корпусом. Товарищ Калашников, как летчик-штурмовик, творчески разрабатывал тактику и приемы борьбы самолета штурмовика на поле боя. Первым, по своей инициативе, в 231 ШАД стал применять оборонительный круг и метод отсечения истребителей противника, разрабатывая его, применил в воздушном бою и его группы потерь от истребителей противника не имели. Применил штурмовик на поле боя для бомбометания с пикирования, причем разработал метод ввода и вывода на цель с разворотом как одиночного самолета, так и группы, тем самым внес новое в противозенитный маневр. Первым в Армии стал вести разведку и "охоту" на самолете - штурмовике. Метод охоты разработал конкретно по целям. Непрерывно участвуя в боях, обучая летчиков тактике и приемам в бою штурмовиков, товарищ Калашников прививал и прививает им свое мужество, отвагу и героизм. За геройство в боях с немецкими захватчиками, совершенные 101 успешный боевой вылет на цели, сильно насыщенные ЗА и прикрытые истребителями противника, причем из них 80 успешных боевых вылетов в сложных метеоусловиях. 91 успешный боевой вылет в качестве ведущего, не имея ни одного случая удара по своим войскам, за уничтожение большого количесвта техники и живой силы противника, проявленные в боях мцжество и геройство, достоин высшей правительственной награды- присвоения звания "ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА". Командир 289 ШАП Гв. майор ПОСПЕЛОВ. 28.2.1945г. сайт МО РФ "Подвиг народа" Из воспоминаний летчика-штурмовика Н. А. Калашникова. "Полк [в мае 1943 г.] приступил к боевым действиям — одиночным вылетам, парами и звеньями. Мы несколько изменили тактику: действовали ранним утром и поздним вечером. То есть, тогда, когда гитлеровцы нас не ждали. Взлетали еще в темноте с использованием прожекторов или в сгустившихся сумерках. Принимали самолеты на аэродроме уже ночью. При заходе на посадку метров с пятидесяти и до выравнивания полосу подсвечивали два рассеивающих прожектора. Кроме того, при подходе к аэродрому мы использовали радиоприводную станцию. Мне, как штурману полка, пришлось покрутиться. Дело новое и весьма рискованное. Но летчики довольно быстро освоились, даже были довольны — в таких условиях меньше вероятности встреч с истребителями противника. Да и зенитный огонь был не столь эффективен. ...В те летние месяцы я первым в полку выполнил два вылета ночью. ...Первый ночной вылет многому научил. К примеру, я не совсем точно рассчитал время вылета. Когда пришел к цели, было еще темно. Нужно было вылететь несколько позже, тогда ранний рассвет застал бы меня как раз над целью. Главное, в чем я убедился: ночью можно летать и успешно поражать противника. Позже я уже подсказывал летчикам, как производить расчет, учитывая время старта, протяженность маршрута, наступление рассвета. Вскоре почти все они уверенно летали в ночное время суток. ...За период боевой работы на Западном фронте в 289-м штурмовом авиационном полку были подготовлены 33 летчика, которые могли уверенно летать одиночно и группами в любых метеоусловиях, в том числе ночью". (Калашников Н. А. В небе войны. Воспоминания летчика-штурмовика. — Омск, 1997, с. 156, 166-167, 174). Из воспоминаний Калашникова Н. А. "289-й штурмовой полк вошел в состав 1-й Воздушной армии на особом положении охотника в тылу врага в любых метеоусловиях. Это означало, что действовать мы должны, когда высота облачности равнялась всего 50 метрам при видимости до одного километра. При таких условиях не каждый летчик способен подняться в воздух, но "старики" имели уже такой опыт, поэтому мы привычно приступили к выполнению боевых заданий. В конце декабря [1942 г.] полк перебазировался на фронтовой аэродром у деревни Климово, в 30 километрах севернее Ржева... Наши войска на этом участке фронта стояли в обороне. Обе стороны активных боевых действий не проводили. Наша задача состояла в том, чтобы обеспечить рейд по тылам врага конного корпуса генерала Белова... 31 декабря мне поручили в одиночном боевом вылете разведать район, где предположительно мог располагаться штаб генерала Белова. Кабину стрелка занял капитан Кирилловский. Он давно просился взять его в боевой вылет. ...До Ржева шли на высоте бреющего полета. На станции Осуга увидели несколько вагонов под выгрузкой, видимо, боеприпасов. Вереница машин ждала своей очереди. Я постарался как можно точнее положить бомбы, которые заранее были установлены на замедленное действие. Развернулся, вижу — пожар. Горят вагоны и часть автомобилей, гитлеровцы поспешно разбегаются в разные стороны. Подождать бы, посмотреть, чем кончится заварушка, но подняться выше не позволяла низкая плотная облачность. Отбомбившись, взял курс вдоль линии железной дороги Ржев — Великие Луки. Прошел километров тридцать. Густой туман, словно одеялом, прикрывал лес. Лететь дальше было невозможно. Решил вернуться назад. Все время держу штурмовик над самой землей, опасаясь, как бы не задеть телеграфные столбы или не зацепиться за верхушки старых деревьев. ...Облачность еще ниже прижимает меня к земле. Набираю высоту, ныряю в пелену тумана. Другого выхода нет. Теперь надежда на компас и часы. Слепой полет. Несколько раз менял курс. Немудрено заблудиться. Выскочил на железнодорожную станцию Шаховская. Отлегло от сердца — здесь я пролетал раз двадцать. Для большей верности в ориентировке делаю круг и беру курс на свой аэродром. Повезло — впереди видимость чуть улучшилась. Произвел посадку. Здесь меня уже ждали, тревожились. И не случайно: вместо расчетных сорока пяти минут полета я пробыл в воздухе один час и сорок минут. Предельное время. По сути, приземлился на последних каплях горючего". (Калашников Н. А. В небе войны. Воспоминания летчика-штурмовика. — Омск, 1997, с. 138-140).
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2013-04-01 01:44:43
Дата и время последнего изменения:2023-10-26 00:57:16
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.