Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158533
9706
6878
53054
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Шибаев Родион Николаевич



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1915
Место рождения:
Национальность:русский
Должность:командир ст.катера МО-593 4 ДСКА МО Кольб.вмб КБФ
Звание:младший лейтенант

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

4 дивизион сторожевых катеров малых охотников Краснознаменного Балтийского флота
Истребительный отряд Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота
Кольбергская военно-морская база Юго-Западного морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота
Кольбергская военно - морская база (Краснознаменного Балтийского флота)
Краснознаменный Балтийский флот
Кронштадтская военно-морская база Краснознаменного Балтийского флота
Кронштадтский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Островная военно-морская база (Краснознаменного Балтийского флота)
Охрана водного района Краснознаменного Балтийского флота
Таллинский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Юго-Западный морской оборонительный район Краснознаменного Балтийского флота

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.0.1941
Место призыва (военкомат):
Дополнительные сведения:Родился в 1915 году. В РККВМФ призван из запаса в 1941 году. С первых дней Великой Отечественной войны воевал на катерах-малых охотниках, при этом неоднократно проявлял самоотверженность, стойкость и мужество. В июле 1943 года Шибаев Родион Николаевич воевал стажером помощника командира сторожевого катера МО-408 4 дивизиона сторожевых катеров малых охотников Истребительного отряда Охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района КБФ. 4 дивизион сторожевых катеров малых охотников был сформирован в составе Истребительного отряда катеров Охраны водного района КБФ 7 сентября 1941 года. В состав дивизиона вошли сторожевые катера малые охотники типа «МО-4» 2 Балтийского отряда пограничных судов НКВД Прибалтийского пограничного округа. На 22 июня 1941 года отряд базировался в городе Таллине. С 23 июня 1941 года отряд на основании распоряжения наркома Военно-Морского флота был передан в состав Краснознаменного Балтийского флота, действовал в дозорах и охранении конвоев в Финском заливе. 28 августа 1941 года КМ-280 из состава отряда, приняв на борт начальника штаба Краснознаменного Балтийского флота контр-адмирала Ю.Ф. Ралля, стал последним советским кораблём, покинувшим Таллин. Во время Таллинского перехода катера отряда отбивали атаки авиации, расстреливали плавучие мины, спасли более 1500 человек, оказавшихся в воде, в том числе и с лидера «Минск». Отряд потерь не имел и после завершения перехода вступил в подчинение Кронштадтской военно-морской базы. В связи с произведенной в начале сентября общей реорганизацией КБФ 7 сентября 1941 года 2 Балтийский отряд погрансудов был расформирован, корабли и катера вошли во вновь сформированный Истребительный отряд катеров Охраны водного района КБФ в Кронштадте. С первого же дня существования дивизиона «морские охотники» несли дозорную службу, осуществляли поиск подводных лодок и непосредственное охранение кораблей и судов.14 апреля 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО первым в Кронштадтском морском оборонительном районе вступил в боевую кампанию 1943 года. В мае 1943 года дивизион участвовал в 3 боевых операциях: по прорыву минных заграждений противника у острова Гогланд, поиску и установлению дозоров противника и по демонстративным действиям катеров МО у побережья противника. Базируясь на бухту Батарейная и остров Сескар, катера дивизиона несли дозорную службу на ФВК в Финском заливе. Находясь на линиях дозоров, катера отразили многочисленные налеты вражеской авиации. 14 июля 1943 года, находившиеся в дозоре № 49, сторожевые катера МО-404 и МО-408 дивизиона под общим командованием командира звена катеров старшего лейтенанта Воробьева Алексея Павловича обнаружили 4 катера финских катера и, несмотря на его численное превосходство, смело и решительно атаковали врага. В результате тактически грамотных и мужественных действий МО-404 огнем артиллерии потопил один вражеский катер, а остальные пытались спастись бегством. Старший лейтенант Воробьев А.П. по радио вызвал с острова Сескар штурмовую авиацию и навел ее на врага, в результате чего был потоплен еще один катер противника. 24 июля 1943 года, несшие дозорную службу на линии ДОЗК № 55, катера дивизиона были атакованы самолетами противника "ФВ-190". Исполняя обязанности вахтенного командира, Шибаев Р.Н. первым заметил самолеты противника и своевременно привел катер в боевую готовность для отражения атаки. От взрыва бомбы был убит пулеметчик катера. Шибаев Р.Н. быстро спрыгнул с мостика, занял место погибшего, продолжил вести пулеметный огонь по самолетам противника, сбил их с боевого курса, благодаря чему катер не имел повреждений. 17 августа 1943 года на линии дозора ДОЗК № 56 сторожевой катер МО-408 в паре с МО-404 вступил в бой с 5 катерами противника. Шибаев Р.Н., несмотря на сильный артиллерийско-пулеметный огонь противника, спокойно и смело управлял артиллерийским огнем катера, в результате чего один катера противника был потоплен, а остальные спаслись бегством. Боевые походы продолжались вплоть до поздней осени, на базу морские охотники возвращались лишь для дозаправки горючим и получения запаса продовольствия или для того, чтобы переждать сильный шторм. Осенью 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО отправился на зимовку в Ленинград. Экипажи катеров не только несли патрульную службу на городских улицах и охраняли стратегические объекты, но и помогали рабочим ремонтировать свои катера. В декабре 1943 года младший лейтенант Шибаев Н.Р. был назначен командиром строящегося на заводе № 5 НКСП в Ленинграде сторожевого катера типа "МО-Д3" заводской номер 89. 21 октября1944 года катер был включен в состав 4 дивизиона сторожевых катеров МО Охраны водного района Таллинского морского оборонительного района КБФ с названием МО-593. С октября 1944 года по январь 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО обеспечивал противолодочную оборону в районе маяка Пакри близ города Палдиски. Катера дивизиона принимали участие в операциях по поиску подводных лодок, конвоированию караванов судов, несли дозорную службу. В кампанию 1944-45 года в трудных условиях осенне-зимнего плавания, туманов, штормов и низких температур младший лейтенант Шибаев Р.Н. образцово водил катер на выполнение боевых задач - 7 операций по поиску подводных лодок противника, 12 операций по конвоированию кораблей и судов по маршрутам Таллин - Хельсинки - Ханко - пролив Вормси-Курк. В феврале 1945 года все катера дивизиона по железной дороге были доставлены в Ригу и оттуда морем перешли в пункт маневренного базирования Швентой (Латвия), где 23 марта 1945 года вошли в состав Охраны водного района вновь образованной Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района (ЮЗМОР) Краснознаменного Балтийскойго флота. В начале мая 1945 года, после овладения войсками 2 Белорусского фронта юго-западным побережьем Балтийского моря, германский флот отошел к Балтийским проливам, удержав в своих руках датский остров Борнхольм. Гитлеровцы создали на острове базу для своих подводных лодок и легких сил. В последние дни войны на Борнхольм вывозились немецко-фашистские войска и население с Балтийского побережья. По данным разведки, здесь насчитывалось более 12 тыс. солдат и офицеров. Они получили категорическое приказание своего верховного командования, исчерпав все возможности к сопротивлению, сдать остров англичанам. Учитывая важное стратегическое значение Борнхольма, командование Краснознаменного Балтийского флота в начале мая 1945 года приступило к подготовке десанта для освобождения острова от фашистов. Необходимые силы и средства были сосредоточены в порту Кольберг (Колобжег). Общее руководство действиями по высадке десанта было возложено на командира Кольбергской военно-морской базы капитана 1 ранга Гуськова Е.В. Для участия в десантной операции на остров Борнхольм 4 дивизион сторожевых кораблей МО получил приказание перебазироваться в порт Кольберг. Во время перехода из Мемеля (ныне город Клайпеда, Литва) в порт Кольберг (ныне Колобжег, Польша) отряд из 5 катеров дивизиона («МО-590», «МО-591», «МО-592», «МО-593», «МО-595») под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. на «МО-591» в ночь с 5 на 6 мая 1945 года в районе маяка Риксгефт (ныне маяк Розеве, Хельская коса) вступил в бой с немецким отрядом из 4 эсминцев, 5 миноносцев и рядом малых боевых кораблей, следовавшим в порт Хель в Гданьском заливе Балтийского моря, для эвакуации в порт Копенгаген (Дания) войск и беженцев. Советские сторожевики с обнаружением противника стремительно пошли на него в атаку, открыв артиллерийско-пулеметный огонь. Корабли противника открыли заградительный огонь, увеличили скорость до максимального и уклонились от боя. К сожалению, сторожевой катер «МО-595» получил серьезные повреждения и затонул. Вместе с кораблем погибли командир 9 отряда сторожевых катеров МО гвардии капитан-лейтенант Боголюбский Владимир Николаевич и 9 членов экипажа катера. При проходе близ побережья, еще занятого противником, 6 мая 1945 года в районе порта Штольпмюнде (ныне город Устка, Польша) дивизион был обстрелян артиллерией с берега. Флагманский катер МО-591 получил прямое попадание снарядом. На боевом посту был смертельно ранен дивизионный штурман лейтенант Шкамерда Игорь Васильевич, а командир дивизиона капитан 3 ранга Лежепеков Григорий Иванович получил тяжелое ранение, но не ушел с мостика до прихода катеров в базу. 9 и 10 мая 1945 года сторожевой катер «МО-593» под командованием младшего лейтенанта Шибаева Р.Н. в составе 4 дивизиона сторожевых катеров МО участвовал в высадке на остров Борнхольм второго эшелона десанта (580 человек) – из состава 18 стрелковой дивизии 132 стрелкового корпуса 19 армии 2 Белорусского фронта. С 11 мая 1945 года на датских рыбацких шхунах и мотоботах из порта Ренне под охраной сторожевых катеров 4 дивизиона сторожевых катеров МО началась эвакуация в Кольберг пленных. В последующие дни дивизион обеспечил доставку на Борнхольм войск двух стрелковых дивизий 132 стрелкового корпуса (7687 человек) и эвакуацию с острова в порт Кольберг (Колобжег) 12 тысяч солдат и офицеров плененного немецкого гарнизона. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир сторожевого катера МО-593 младший лейтенант Шибаев Родион Николаевич командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Кольбергской вмб капитаном 3 ранга Лежепековым Г.И. 20 мая 1945 года был представлен к ордену Отечественной войны I степени. От имени Президиума Верховного Совета СССР приказом командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 99 от 28 мая 1945 года награжден орденом Красного Знамени. Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом от 5 июня 1945 года Кольбергская ВМБ была переименована в ВМБ Свинемюнде (в последующем Свиноустье) с дислокацией в этом городе и порту. Дивизион был переведен в порт Свинемюнде и базировался на правом берегу реки Свина в Угольной гавани. В трудных условиях отдаленности от основных районов базирования Краснознаменного Балтийского флота под руководством командира ВМБ Свинемюнде Гуськова Е.В. были созданы новые пункты базирования сил флота, организована охрана и оборона, созданы условия для всестороннего обеспечения сил флота и проведения мероприятий по поддержанию оперативного режима в установленной операционной зоне. Катера дивизиона несли дозорную службу в Балтийском море в районе острова Рюген, конвоировали советские транспорты с трофейным оборудованием заводов. 4 июля 1949 года 4 дивизион сторожевых катеров МО ВМБ Свинемюнде был расформирован, отслужившие свой срок катера были исключены из списков судов ВМФ и сданы в ОФИ для разборки.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2013-03-18 00:49:02
Дата и время последнего изменения:2023-10-26 00:33:35
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.