Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
157859
9940
6912
53038
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Лежепеков Григорий Иванович



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1907
Место рождения:
Национальность:русский
Должность:командир 4 дивизиона СКА МО Кольбергской вмб КБФ
Звание:капитан 3 ранга

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

4 дивизион сторожевых катеров малых охотников Краснознаменного Балтийского флота
Военно-морская база Ханко (Краснознаменного Балтийского флота)
Главная военно - морская база (Таллин, Кронштадт) (Краснознаменного Балтийского флота)
Истребительный отряд Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота
Кольбергская военно-морская база Юго-Западного морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота
Краснознаменный Балтийский флот
Кронштадтская военно - морская база (2 формирования) (Краснознаменного Балтийского флота)
Кронштадтская военно-морская база Краснознаменного Балтийского флота
Кронштадтский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Островная военно-морская база (Краснознаменного Балтийского флота)
Охрана водного района Краснознаменного Балтийского флота
Прибалтийский пограничный округ (Войск НКВД)
Таллинский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Юго-Западный морской оборонительный район Краснознаменного Балтийского флота

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.0.1929
Место призыва (военкомат):
Дополнительные сведения:Родился в 1907 году. Русский. Член ВКП(б). В РКВМФ с 1929 года. Перед началом Великой Отечественной войны старший лейтенант Лежепеков Г.И. служил командиром 3 отдельного дивизиона катеров морской пограничной охраны на острове Ханко Отдельного отряда береговой охраны МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. В состав дивизиона входили 4 катера малые охотники типа «МО-2»: ПК-236, 237, 238 и 239. За успешную подготовку и переход катеров МО из Ленинграда на полуостров Ханко старший лейтенант Лежепеков Г.И. был удостоен благодарности начальника войск Ленинградского пограничного округа НКВД. 22 июня 1941 года дивизион вошел в оперативное подчинение командира Охраны водного района ВМБ Ханко. В его состав были также включены сторожевые катера МО-311, 312 и 313. Базировался дивизион на острове Густавсверн. Дивизион старшего лейтенанта Лежепекова Г.И. на ВМБ Ханко был единственным соединением кораблей ОВР. Поэтому все операции по несению дозоров, обеспечению проводки конвоев, поддержке и высадке морских десантов, встрече кораблей и проводке по фарватеру осуществлялись катерами дивизиона. Катера дивизиона несли 3 дозора на подходах к полуострову с запада, востока и юга. Одновременно малые охотники, несшие дозоры, осуществляли противолодочную оборону на подходных фарватерах к Ханко. С 28 июня по 1 июля 1941 года сторожевые катера дивизиона ПК-237 командир лейтенант Козлов И.М.) и МО-311 (командир лейтенант Бубнов П.М.) обеспечили постановку минных заграждений к западу и юго-западу от полуострова Ханко и в заливе Гроссарсбуктен. В июле 1941 года гарнизоном ВМБ Ханко был проведен ряд операций по захвату прилегающих к полуострову вражеских островов, в которых катера дивизиона принимали самое активное участие. 10 июля 1941 года старший лейтенант Лежепеков Г.И., командуя катерами ПК-237 и ПК-239, в условиях шхерного района под сильным артиллерийско-пулеметным огнем противника обеспечил высадку десантов на острова Хорсен, Кугхольм, Старкерн и Эльмхольм. Бой за острова длился 6 часов. Катерами дивизиона были подавлены 2 минометных и 3 пулеметные точки противника, потоплены 2 шлюпки, уничтожены финские «кукушки», что способствовало продвижение десанта вперед. Артогнем катеров был отрезан отход финнов с островов, что обеспечило взятие в плен 27 солдат и офицеров, которые на катерах были доставлены в базу. 14 июля 1941 года с катеров ОР-2, ОР-3 и ПК-236 были высажены группы, занявшие острова Хесте, Грислом, Лонгхольм. 15 июля 1941 года на катерах ОР-7, ОР- 8 и ЗИС № 2 при поддержке МО-311, МО-313 под командованием старшего лейтенанта Лежепекова Г.И. была высажена диверсионная группа на остров Моргонланд. Десантники взорвали телефонный узел связи, уничтожили дальномер и все оборонительные сооружения, гарнизон острова сдался без сопротивления, в плен были взяты 6 человек. Ночью 19 июля 1941 года старший лейтенант Лежепеков Г.И. во главе группы стрелков сектора Береговой обороны и пограничников на катерах МО-311, ЗИС № 1, ОР-6, ОР-8 высадился на остров Мальтшер. На острове противника не оказалось, десантники уничтожили сооружения острова, после чего вернулись на базу. 25 июля 1941 года дивизион старшего лейтенанта Лежепекова Г.И. был организационно включен в состав КБФ, как 3 дивизион сторожевых катеров МО Охраны водного района ВМБ Ханко. 26 июля 1941 года, командуя тремя катера МО (ПК-238, МО-311, МО-312), старший лейтенант Лежепеков Г.И. высадил на остров Бенгтшер десант с целью подрыв маяка, который, как предполагалось, являлся НП противника. После высадки по катерам с острова Бенгтшер был открыт огонь. Десант, поддерживаемый огнем артиллерии катеров МО-312 и ПК-238, вступил в бой с гарнизоном острова. Снаряды катеров попали внутрь маяка и вызвали пожар. Катера дивизиона поддерживая артиллерийско-пулеметным огнем действия десанта на берегу, уничтожили около 120 финских солдат и офицеров, 2 крупнокалиберных пулемета, три пулеметные точки. Оборонявшиеся финны запросили по радио поддержку. Огонь по катерам открыли батареи островов Эрэ и Грандхольм. В 01.30 с рейда Хёгсора к Бенгтшеру вышли канонерские лодки «Уусимаа» и «Хяменмаа» и сторожевой катер. На острове Русала в моторные лодки погрузилась рота егерей. В 03.30 катер ПК-238 обнаружил к северо-западу от Бенгтшера две канонерские лодки типа «Уусимаа», один сторожевой корабль и несколько щюцкоровских катеров противника. Корабли шли в направлении острова и вскоре открыли огонь по катерам дивизиона из 102-мм орудий и 40-мм автоматов. Почти одновременно со стороны Турку появились финские истребители. В 04.00 катера МО, атакованные истребителями противника и находясь под огнем кораблей и батарей островов Эрэ и Сваршер, отошли на восток под прикрытие своих батарей. Над аэродромом Ханко держалась дымка, поэтому советская авиация в районе боя появилась только около 07.00. Решительными атаками истребителей самолеты противника были отогнаны. В воздушном бою было сбито два самолета типа «Фоккер Д-21». Бомбово-штурмовыми ударами советских самолетов на сторожевике был вызван пожар и сильно повреждена одна из канлодок. В это время на поддержку катерам дивизиона подоспел катер ПК-239, на котором находился командир ОВР капитан 2 ранга М.Д. Полегаев. Катера МО-312, МО-311 и ПК-238 пошли в атаку на канлодку и катера противника с задачей оттеснить их и дать возможность катеру ПК-239 снять десант с острова. Во время приближения катеров к острову Бенгтшер от прямого попадания 102-мм снаряда ПК-238 взорвался и затонул. Остальные катера получили повреждения, но из боя не вышли. Катера МО-312, МО-311 и ПК-239 произвели пять безуспешных атак на корабли противника и, получив повреждения, были вынуждены отойти. Слишком неравными были силы. На МО-311 был убит один краснофлотец, на всех катерах — 6 раненых, ПК-239 получил пробоину в районе кают-компании. Оттеснив катера, корабли противника открыли огонь по острову Бенгтшер. После непродолжительного обстрела катера противника направились к острову и высадили десант — около роты финских матросов. В десять утра прилетели три самолета СБ, вызванные с южного берега Финского залива. Подошли катера ПК-236 и ПК-237 лейтенантов М. Н. Феофанова и И. М. Козлова, отозванные из дозора. В 10.10 при поддержке самолетов и трех батарей катера МО-311, МО-312, ПК-239, ПК-236 и ПК-237 оттеснили корабли противника на запад и подошли к Бенгтшеру. На острове из десанта никого в живых не оказалось. При подходе катеров вплотную к берегу по ним с Бенгтшера и других островов был открыт пулеметный и артиллерийский огонь. Маневрируя переменными курсами, катера открыли интенсивный огонь по Бенгтшеру и уничтожили одну из групп финнов. Окончательно убедившись в отсутствии десанта на берегу, катера с боем стали отходить в район базы. 27 августа 1941 года, командуя катерами МО-313, ПК-237 и ПК-239, старший лейтенант Лежепеков Г.И. руководил спасением личного состава с островов Большие и Малые Роги. Катерами было снято 64 бойца и командира. 19 октября 1941 года под его командованием тремя катерами дивизиона в сильный шторм, под артобстрелом береговых батарей и атаками самолетов противника в течение 2 суток с острова Даго было снято 94 человека командного состава, 23 октября 1941 года катером МО-311 были сняты и спасены с финского острова 64 бойца и командира, большинство из которых были ранены на острове Даго. Эвакуация ВМБ Ханко в Ленинград проводилась с 26 октября по 2 декабря 1941 года кораблями Балтийского флота в условиях штормов, ледового покрова и большой минной опасности при активном противодействии противника. При эвакуации произошла одна из самых страшных трагедий на море во время Великой отечественной войны - подрыв 3 декабря 1941 года на своих же минах советского турбоэлектрохода "Иосиф Сталин", который использовался как военный транспорт «ВТ-521» и на борту которого, несмотря на расчётные 512 человек пассажиров, находилось 5589 военнослужащих Красной Армии (по другим сведениям на борту находились не только военнослужащие, но и женщины с детьми, эвакуировавшиеся с Ханко). Катера дивизиона, находившиеся в охранении транспорта, приняли участие в спасательной операции. Тремя катерами МО под командованием капитан-лейтенанта Лежепекова Г.И. было снято и спасено 76 человек команды и пассажиров судна. За время героической обороны ВМБ Ханко катерами дивизиона под командованием капитан-лейтенанта Лежепекова Г.И. было проведено свыше 100 различных боевых операций. Непосредственно участвуя в большинстве из них, он показал себя храбрым, мужественным, грамотным и инициативным командиром. Личным примером в бою учил и воспитывал командиров катеров. В любых условиях боя мог находить выход, обеспечить сохранение катеров и личного состава. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир 3 дивизиона сторожевых катеров МО капитан-лейтенант Лежепеков Г.И. командиром Охраны водного района ВМБ Ханко капитаном 2 ранга Полегаевым М.Д. в декабре 1941 года был представлен к ордену Красного Знамени, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом командующего Краснознаменным Балтийским флотом 1942 года № 3. Весной 1942 года капитан-лейтенант Лежепеков Г.И. был назначен командиром 4 дивизиона сторожевых катеров малых охотников Истребительного отряда ОВР Кронштадтской ВМБ КБФ, которым командовал на протяжении всей Великой Отечественной войны. Летом 1942 года наиболее активному воздействию противника подвергались фарватеры на коммуникации Кронштадт — Лавенсари, по которым выводились из Финского залива в море подводные лодки, осуществлялись морские перевозки. Подходы к фарватерам охраняли дозорные корабли. Они оказывали эффективное противодействие противнику. Поэтому враг с самого начала кампании обрушил на них удары легких сил своего флота и авиации. Дозорам пришлось вести ожесточенные бои с торпедными и сторожевыми катерами противника, отражать многочисленные атаки его самолетов. Только за май и июнь 1942 года катерники отразили 36 атак с воздуха, в которых участвовало 504 самолета противника. Но во всех случаях экипажи малых охотников вели себя стойко и мужественно. Отражая многочисленные атаки авиации, катера дивизиона сбили и повредили более 20 немецких самолетов. В кампанию 1942 года овровцы осуществляли также проводку конвоев из Кронштадта на острова Сескар, Лавенсаари и обратно. Всего в 1942 году было проведено 50 конвоев общим составом 259 боевых кораблей и судов. С этой целью "малые охотники" совершили 78 выходов в море. Наряду с боевым тралением, несением дозорной службы, проводкой эскортов и конвоев Истребительному отряду ОВР приходилось решать и задачи наступательного характера. В период с 8 по 10 июля 1942 года корабли соединения участвовали в высадке и обеспечении тактического десанта на остров Соммерс. Сторожевик "Буря", базовые тральщики и малые охотники огнем орудий и пулеметов оказали эффективную поддержку действиям десантников. После эвакуации гарнизона Ханко и оставления острова Гогланд выдвинутой вперед маневренной базой Краснознаменного Балтийского флота в Финском заливе до осени 1944 года был остров Лавенсари (Мощный), расположенный в 140 километрах западнее Кронштадта. Простирающееся к северу и к югу от него побережье залива находилось в руках противника, имевшего здесь десятки пунктов базирования своих корабельных сил и авиации. Лавенсари был последним пунктом на советской земле, из которого направлялись в Балтийское море подводники. Отсюда выходили корабли и катера ОВР, чтобы встретить на Гогландском плесе подводные лодки, возвращавшиеся из боевых походов. На соединение ОВР было возложено обеспечение безопасного перехода подводных лодок из Кронштадта на Лавенсари, вывод в точку погружения, встреча и сопровождение при возвращении их с моря. Овровцы с честью выполнили эту свою задачу. В июле 1942 года катера дивизиона под воздействием артиллерии противника успешно выполнили боевые операции по проводке 8 подводных лодок по маршруту Ленинград – Кронштадт. В ноябре 1942 года группа катеров МО под командованием командира дивизиона капитан-лейтенанта Лежепекова Г.И. в сложных навигационных и погодных условиях встретила на позициях и эскортировала на остров Лавенсари 2 подводные лодки. С ноября 1942 по май 1943 года 4 дивизион катеров МО базировался на острове Лавенсари. 28 декабря 1942 года, в связи с необходимостью расширить оперативную зону действий Краснознаменного Балтийского флота на запад, Кронштадтская военно-морская база была переформирована в Кронштадтский морской оборонительный район, в который Истребительный отряд катеров вошел в составе Охраны водного района. Зимой ОВРовцы активно участвовали в ремонтных работах катеров, зимовавших во льдах, усиленно занимались боевой и политической подготовкой, несли боевую службу в системе зимней обороны острова Лавенсари. В апреле 1943 года капитан-лейтенант Лежепеков Григорий Иванович в числе первых на Краснознаменном Балтийском флоте был награжден медалью «За оборону Ленинграда», учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года. 14 апреля 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО первым в Кронштадтском морском оборонительном районе вступил в боевую кампанию 1943 года. В мае 1943 года дивизион участвовал в 3 боевых операциях: по прорыву минных заграждений противника у острова Гогланд, поиску и установлению дозоров противника и по демонстративным действиям катеров МО у побережья противника. При выполнении задания командования по прорыву минных полей противника катер, на котором находился командный пункт командира дивизиона, подорвался на минном поле. В сложной обстановке капитан-лейтенант Лежепеков Г.И. принял все возможные меры к спасению катера и, выполнив боевую задачу, привел сильно поврежденный катер в базу. Базируясь на бухту Батарейная и остров Сескар, катера дивизиона несли дозорную службу на ФВК в Финском заливе. Находясь на линиях дозоров, катера отразили многочисленные налеты вражеской авиации. 5 июля 1943 года на линии дозора № 55 сторожевые катера МО-402 и МО-403, умело маневрируя и ведя артиллерийско-пулеметный огонь, отразили атаку большой группы спмолетов противника, сбив при этом Ме-109. 14 июля 1943 года, находившиеся в дозоре № 49, сторожевые катера МО-404 и МО-408 дивизиона под общим командованием командира звена катеров старшего лейтенанта Воробьева Алексея Павловича обнаружили 4 катера финских катера и, несмотря на его численное превосходство, смело и решительно атаковали врага. В результате тактически грамотных и мужественных действий МО-404 огнем артиллерии потопил один вражеский катер, а остальные пытались спастись бегством. Старший лейтенант Воробьев А.П. по радио вызвал с острова Сескар штурмовую авиацию и навел ее на врага, в результате чего был потоплен еще один катер противника. 8 августа 1943 года 2 морских охотника дивизиона на линиях дозоров № 51 и 52 обеспечивали проводку каравана судов по ФВК. 4 торпедных катера противника прорвались к каравану и вышли на него в торпедную атаку. Несмотря на численное превосходство, морские охотники решительно атаковали вражеские торпедные катера и огнем своей артиллерии и пулеметов не позволили им выйти на дистанцию торпедного залпа, заставили сойти с боевого курса. При этом один торпедный катер противника был потоплен. Боевые походы продолжались вплоть до поздней осени, на базу морские охотники возвращались лишь для дозаправки горючим и получения запаса продовольствия или для того, чтобы переждать сильный шторм. Всего в летнюю кампанию 1943 года катерами дивизиона были потоплены 3 катера и сбиты 2 самолета противника. Во всех проводимых боевых операциях дивизиона в кампании 1943 года капитан 3 ранга Лежепеков Г.И. показывал воинское умение, отвагу и геройство. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир 4 дивизиона сторожевых катеров МО капитан 3 ранга Лежепеков Григорий Иванович командиром Истребительного отряда катеров Охраны водного района капитаном 2 ранга Капраловым М.В. 15 ноября 1943 года был представлен к ордену Отечественной войны I степени. От имени Президиума Верховного Совета СССР приказом командующего Кронштадтским морским оборонительным районом Краснознаменного Балтийского флота № 23 от 13 декабря 1943 года награжден орденом Красной Звезды. Осенью 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО отправился на зимовку в Ленинград. Экипажи катеров не только несли патрульную службу на городских улицах и охраняли стратегические объекты, но и помогали рабочим ремонтировать свои катера. С весны 1944 года для 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда катеров ОВР Островной военно-морской базы (остров Лавенсари) Кронштадтского морского оборонительного района КБФ открылась новая боевая навигация. С 12 по 16 июня 1944 года, выполняя боевую задачу командования по обеспечению траления у берегов противника в районе острова Бьёрке и мыса Лайвисто в Финском заливе под систематическим огнем береговых батарей противника капитан 3 ранга Лежепеков Г.И. умело управлял группой катеров обеспечения, прикрывая дымовыми завесами катера и катерные тральщики. Озлобленный враг, видя, что огонь его артиллерийских батарей неэффективен, 16 июня 1944 года выслал 25 самолетов Ю-88 для уничтожения советских катерных тральщиков. Умело организованный заградительный огонь сторожевых катеров МО и поставленная дымзавеса, надежно прикрыли тралящие катера от атак воздушного противника, который беспорядочно сбросил бомбы, не причинив вреда тральщикам и морским охотникам. 4 дивизион сторожевых катеров МО под командованием капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. 20 - 25 июня 1944 года принимал участие в Бьёркской десантной операции Краснознаменного Балтийского флота по захвату островов Бьёркского архипелага (ныне острова Берёзовые в Финском заливе) в ходе Выбогско-Петрозаводской операции. В ночь на 20 июня 1944 года отряд катеров (10 сторожевых катеров МО, 7 катеров-тральщиков, 14 торпедных катеров) высадил усиленную стрелковую роту из состава 6 отдельного полка морской пехоты КБФ на остров Нерва в 16 милях к западу от Бьёркского архипелага. Противника на острове не оказалось. Этот остров был выбран в качестве исходного пункта для дальнейших действий флота. Там была спешно организована круговая оборона, установлены береговая батарея (3 орудия 45-мм) и 6 пулеметных дзотов, оборудованы инженерные препятствия. Стремясь вернуть важный остров, финское командование уже днём 20 июня направило к нему отряд кораблей (миноносцы, тральщики, десантно-артиллерийские суда, торпедные катера). Будучи командиром боевого обеспечения десантной операции, капитан 3 ранга Лежепеков Г.И. при появлении кораблей противника трижды смело и решительно вступал в бой с превосходящими силами противника и каждый раз своим огнем и умелым маневрированием морские охотники наносили удары, оттесняя противника от острова Нерва, чем обеспечили успех боевой операции. В этой операции во взаимодействии с торпедными катерами был потоплен немецкий миноносец «Т-31» — самый крупный немецкий боевой корабль, потопленный надводными кораблями ВМФ СССР за всю войну (было пленено 6 членов его экипажа, 76 немецких моряков погибло и 86 спасено финскими катерами). Противник отказался от высадки десанта на остров Нерва, однако затем остров подвергался частым бомбардировкам, вокруг него до середины июля 1944 года регулярно происходили морские бои. В июле-августе 1944 года катера дивизиона под непрерывным воздействием авиации противника участвовали в обеспечении боевого траления ФВК в Нарвском заливе. В течение боевой кампании 1944 года катера дивизиона неоднократно выполняли задания по проводке караванов судов, несли дозорную службу. Капитан 3 ранга Лежепеков Г.И. часто выходил в море командиром сил поддержки и смело принимал бой с превосходящим противником. В бою он своим мужеством воодушевлял личный состав на подвиги и отвагу. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир 4 дивизиона сторожевых катеров МО Охраны водного района Островной военно-морской базы капитан 3 ранга Лежепеков Григорий Иванович от имени Президиума Верховного Совета СССР приказом командующего Краснознаменным Балтийским флота № 64 8 июля 1944 года награжден орденом Нахимова II степени (вручен орден № 261). 24 августа 1944 года 4 дивизион сторожевых катеров МО в составе Охраны водного района вошел во вновь образованный Таллинский морской оборонительный район. 12 сентября 1944 года катера дивизиона участвовали в проводке первого каравана на освобожденный остров Гогланд. 21 октября 1944 года в состав дивизиона были включены новые сторожевые катера малые охотники типа МО-Д3 («ПП-19-ОК»), построенные в 1943 - 1944 годах на заводе № 5 НКВД в Ленинграде. Под руководством капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. удалось в короткие сроки сколотить дивизион, как боевую единицу, из молодого личного состава и вновь назначенных командиров катеров. Катера этого проекта пополняли дивизион и позже, по мере включения их в состав КБФ. Катера типа МО-4 были переданы в состав 1 гвардейского дивизиона сторожевых катеров МО. С октября 1944 года по январь 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО обеспечивал противолодочную оборону в районе маяка Пакри близ города Палдиски. В трудных условиях осенне-зимнего плавания катера дивизиона принимали участие в операциях по поиску подводных лодок, конвоированию караванов судов, несению дозорной службы. Капитан 3 ранга Лежепеков Г.И. лично принял участие в 10 боевых операциях по поиску подводных лодок противника 6 операциях по конвоированию кораблей и судов. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир 4 дивизиона сторожевых катеров МО Охраны водного района Островной военно-морской базы КБФ капитан 3 ранга Лежепеков Григорий Иванович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года награжден орденом Красной Звезды. 18 ноября 1944 года при несении службы на линии дозора № 24 сторожевым катером дивизиона МО-588 под командованием лейтенанта Жаворонкова С.С. при штормовой погоде были обнаружены и расстреляны 8 гальваноударных мин противника, чем было обеспечено безопасное плавание по фарватеру. В феврале 1945 года все катера дивизиона по железной дороге были доставлены в Ригу и оттуда морем перешли в пункт маневренного базирования Швентой (Латвия), где 23 марта 1945 года вошли в состав Охраны водного района вновь образованной Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района (ЮЗМОР) Краснознаменного Балтийскойго флота. В начале мая 1945 года, после овладения войсками 2 Белорусского фронта юго-западным побережьем Балтийского моря, германский флот отошел к Балтийским проливам, удержав в своих руках датский остров Борнхольм. Гитлеровцы создали на острове базу для своих подводных лодок и легких сил. В последние дни войны на Борнхольм вывозились немецко-фашистские войска и население с Балтийского побережья. По данным разведки, здесь насчитывалось более 12 тыс. солдат и офицеров. Они получили категорическое приказание своего верховного командования, исчерпав все возможности к сопротивлению, сдать остров англичанам. Учитывая важное стратегическое значение Борнхольма, командование Краснознаменного Балтийского флота в начале мая 1945 года приступило к подготовке десанта для освобождения острова от фашистов. Необходимые силы и средства были сосредоточены в порту Кольберг (Колобжег). Общее руководство действиями по высадке десанта было возложено на командира Кольбергской военно-морской базы капитана 1 ранга Гуськова Е.В. Для участия в десантной операции на остров Борнхольм 4 дивизион сторожевых кораблей МО получил приказание перебазироваться в порт Кольберг. Во время перехода из Мемеля (ныне город Клайпеда, Литва) в порт Кольберг (ныне Колобжег, Польша) отряд из 5 катеров дивизиона («МО-590», «МО-591», «МО-592», «МО-593», «МО-595») под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. на «МО-591» в ночь с 5 на 6 мая 1945 года в районе маяка Риксгефт (ныне маяк Розеве, Хельская коса) вступил в бой с немецким отрядом из 4 эсминцев, 5 миноносцев и рядом малых боевых кораблей, следовавшим в порт Хель в Гданьском заливе Балтийского моря, для эвакуации в порт Копенгаген (Дания) войск и беженцев. Советские сторожевики с обнаружением противника стремительно пошли на него в атаку, открыв артиллерийско-пулеметный огонь. Корабли противника открыли заградительный огонь, увеличили скорость до максимального и уклонились от боя. К сожалению, сторожевой катер «МО-595» получил серьезные повреждения и затонул. Вместе с кораблем погибли командир 3 отряда сторожевых катеров МО гвардии капитан-лейтенант Боголюбский Владимир Николаевич и 9 членов экипажа катера. При проходе близ побережья, еще занятого противником, 6 мая 1945 года в районе порта Штольпмюнде (ныне город Устка, Польша) дивизион был обстрелян артиллерией с берега. Флагманский катер МО-591 получил прямое попадание снарядом. На боевом посту был смертельно ранен дивизионный штурман лейтенант Шкамерда Игорь Васильевич, а командир дивизиона капитан 3 ранга Лежепеков Григорий Иванович получил тяжелое ранение, но не ушел с мостика до прихода катеров в базу. В 6 ч 15 мин 9 мая 1945 года после проведенной ночью разведки торпедные катера «ТК-96», «ТК-37», «ТК-183»(под командованием командира звена ТКА старшего лейтенанта Горячева Василия Васильевича), «ТК-185» (под командованием командира звена капитан лейтенанта Пьянова Максима Мироновича), «ТК-188», «ТК-193» (командир катера лейтенант Воскресенский Николай Дмитриевич) под командованием командира 4 дивизиона торпедных катеров 1 Краснознаменной бригады торпедных катеров КБФ капитана 3 ранга Е.В. Осецкого с десантом на борту (344 местная стрелковая рота тыла Кольбергской ВМБ, командир роты – майор П.И. Антоник; личный состав частей и подразделений Кольбергской вмб – всего 108 человек) вышли из Кольберга (Колобжег) к острову Борнхольм. В 7 ч 23 мин катера обнаружили самоходную баржу и 4 мотобота с немецкими солдатами и офицерами. Вражеские суда не оказали сопротивления и под конвоем «ТК-183» были направлены в Кольберг. Остальные 5 торпедных катеров в 10 ч 30 мин попали в полосу густого тумана и вынуждены были остановиться. В 13 ч 40 мин, когда туман рассеялся, катера снялись с якоря и в 15 ч 30 мин, подойдя к пирсу в гавани Рённе, высадили личный состав десанта на берег. Прибывший в порт немецкий офицер потребовал, чтобы советские моряки оставили остров. В свою очередь, капитан 2 ранга Д.С. Шавцов заявил, что, если гарнизон не сложит оружие, то по военным объектам на острове нанесет удар авиация. В это время рота десантников вместе с подошедшими датскими патриотами – участниками движения Сопротивления - заняли телеграф, порт, перерезали кабели связи. Некоторое время спустя в порт наконец прибыло командование гарнизона острова. Вечером комендант Борнхольма генерал Вутман, его начальник штаба и заместитель по морской части капитан 1 ранга фон Кеметц на «ТК-37» и «ТК-185» были доставлены в Кольберг, где и состоялось подписание акта о капитуляции. На острове в это время шло разоружение войск гарнизона. 9 и 10 мая 1945 года на остров Борнхольм морскими охотниками 4 дивизиона сторожевых катеров МО был высажен второй эшелон десанта (580 человек) – из состава 18 стрелковой дивизии 132 стрелкового корпуса 19 армии 2 Белорусского фронта. С 11 мая 1945 года на датских рыбацких шхунах и мотоботах из порта Ренне под охраной сторожевых катеров 4 дивизиона сторожевых катеров МО началась эвакуация в Кольберг пленных. В последующие дни дивизион обеспечил доставку на Борнхольм войск двух стрелковых дивизий 132 стрелкового корпуса (7687 человек) и эвакуацию с острова в порт Кольберг (Колобжег) 12 тысяч солдат и офицеров плененного немецкого гарнизона. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир 4 дивизиона сторожевых катеров МО капитан 3 ранга Лежепеков Григорий Иванович командиром Кольбергской военно-морской базы капитаном 1 ранга Гуськовым Е.В. 22 мая 1945 года был представлен к ордену Красного Знамени, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 99 от 28 мая 1945 года. Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом от 5 июня 1945 года Кольбергская ВМБ была переименована в ВМБ Свинемюнде (в последующем Свиноустье) с дислокацией в этом городе и порту. Дивизион был переведен в порт Свинемюнде и базировался на правом берегу реки Свина в Угольной гавани. В трудных условиях отдаленности от основных районов базирования Краснознаменного Балтийского флота под руководством командира ВМБ Свинемюнде Гуськова Е.В. были созданы новые пункты базирования сил флота, организована охрана и оборона, созданы условия для всестороннего обеспечения сил флота и проведения мероприятий по поддержанию оперативного режима в установленной операционной зоне. 4 июля 1949 года 4 дивизион сторожевых катеров МО ВМБ Свинемюнде был расформирован, отслужившие свой срок катера были исключены из списков судов ВМФ и сданы в ОФИ для разборки.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2013-03-11 05:01:20
Дата и время последнего изменения:2023-10-26 00:30:33
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.