Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
157859
9931
6912
53038
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Маслов Виктор Иванович



Пол:мужской
Дата рождения:21.9.1906
Место рождения:город Красноярск
Национальность:русский
Должность:командир эскадренного миноносца "Сметливый" КБФ
Звание:капитан 2 ранга

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

Краснознаменный Балтийский флот
Отряд лёгких сил (Краснознаменного Балтийского флота)
Эскадра Краснознаменного Балтийского флота
Эскадренный миноносец «Сметливый» Краснознаменного Балтийского флота

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:город Ленинград,улица Чайковского, дом № 65, квартира № 7
Родственники во время войны:жена Бачачушина
Дата призыва:10.10.1927
Место призыва (военкомат):добровольно, ВМУ имени М.В.Фрунзе
Дополнительные сведения:Родился 21 сентября 1906 года в городе Красноярске. Из семьи потомственных революционеров. Русский. Член ВКП(б) с 1929 года. 10 октября 1927 года поступил в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе в городе Ленинграде, которое окончил с отличием в феврале 1931 года. декабрь 1931 года служил вахтенный начальником сторожевого корабля «Вихрь» Краснознаменного Балтийского флота. С декабря 1931 по июнь 1932 года обучался в Минном офицерском классе, после окончания которого служил минером эскаденного миноносца «Артем» (06–12.1932 г.), эскадренного миноносца «Войков» (12.1932–01.1934 г), дивизиона эскадренных миноносцев (01.1934–04.1935), флагманским минером бригады эскадренных миноносцев (04.1935–12.1936 г.) Краснознаменного Балтийского флота. Довольно часто Виктор Иванович Маслов выходил в море на «Якове Свердлове» для практических торпедных стрельб и минных постановок, обучая личный состав корабля, в том числе и командира, лучшему использованию этого грозного оружия. За высокие показатели в боевой и политической подготовке в 1935 году Военный совет признал «Якова Свердлова» лучшим надводным кораблем в составе флота. Немалая заслуга в этом принадлежала В. И. Маслову. С декабря 1936 года Маслов В.И. служил помощником командира эскадренного миноносца «Карл Маркс» Краснознаменного Балтийского флота, в июне 1937 года обучался на курсах командиров эскадренных миноносцев при Специальных курсах командного состава ВМС РККА, после окончания которых продолжил службу в той же должности. С марта 1938 года по январь 1939 года Маслов В.И. служил командиром эскадренного миноносца «Карл Маркс», командиром 2 дивизиона эскадренных миноносцев Краснознаменного Балтийского флота (01.1939–12.1940 г.), в составе которого участвовал в Советско-финляндской войне 1939–1940 г. За активное участие в Советско-финляндской войне капитан 3 ранга Маслов Виктор Иванович в 1940 году награжден орденом Красной Звезды. В декабре 1940 года капитан 3 ранга Маслов В.И был назначен командиром 3 дивизиона эскадренных миноносцев Краснознаменного Балтийского флота, в этой должности он вступил в Великую Отечественную войну. 28 октября 1941 года капитан 2 ранга (воинское звание присвоено10.03.1941 года) Маслов В.И. был назначен командиром эскадренного миноносца «Сметливый». Эскадренный миноносец «Сметливый» проекта 7 был заложен 17 сентября 1936 года на заводе № 189 имени С.Орджоникидзе в городе Ленинграде. Заводской № 294. Спущен на воду 16 июля 1937 года. Вступил в строй 12 декабря 1938 года и вошел в состав 1 дивизиона эскадренных миноносцев Отряда легких сил Краснознаменного Балтийского флота. Тактико-технические данные: Водоизмещение нормальное 1657 т. Водоизмещение полное 2039 т. Длина наибольшая 113,0 м. Ширина наибольшая 10,2 м. Осадка максимальная 3,27 м. Паротурбинная установка мощностью 50500 л. с. Винтов 2 шт. Скорость хода полная 39 узлов. Скорость хода экономическая 20 узлов. Дальность плавания экономическим ходом 2800 миль. Артиллерийское вооружение на 1941 год: 4 – 130/50-мм Б-13; 2 – 76/55-мм 34К; 2 – 45-мм 21К. Торпедное вооружение: 2 трехтрубных 53-см ТА типа 1-Н. Запас торпед 12 шт . Мины: принимал на палубу 88 мин образца 1912 года, или 60 мин образца 1926 года, или 56 мин КБ. Экипаж в мирное время 197 человек. Участвовал в советско-финской войне – нес дозорную и конвойную службу. К началу Великой Отечественной по уровню боевой подготовки считался одним из лучших кораблей Краснознаменного Балтийского флота. Во время Великой Отечественной войны эскадренным миноносцем «Сметливый» командовал капитан 2 ранга Нарыков Василий Максимович (до 28.10.1941 года), а за неделю до гибели корабля его сменил капитан 2 ранга Маслов Виктор Иванович. В первые дни войны эсминец «Сметливый» под командованием капитана 2 ранга Нарыкова Василия Максимовича участвовал в минных постановках в Ирбенском заливе, в районе острова Сааремаа и Рижском заливе. Базировался в Усть-Двинске (Рижский залив), Куйвасту (на острове Муху, Эстония), 30 июня 1941 года перешел в Таллин. В июле 1941 года эсминец «Сметливый» в составе конвоя из 4-х подводных лодок типа «С» и тральщика на переходе из Таллина в Кронштадт в районе города Кунда на севере Эстонии, в уезде Ляэне-Вирумаа отразил две атаки торпедных катеров противника и благополучно довел конвой до места назначения, обратно в Таллин провел другой конвой из 3-х транспортов. Вместе с другими кораблями 1 дивизиона эсминец «Сметливый» неоднократно обстреливал сухопутные позиции немецких войск. Получил повреждения от взрывов вражеских авиабомб, из-за чего с 15 по 27 июля 1941 года проходил ремонт на Балтийском заводе в Ленинграде, затем вернулся в Таллин. С 20 по 27 августа 1941 года эсминец «Сметливый» участвовал в обороне города Таллина, содействуя своим огнем сухопутному участку обороны. Во время перехода из Таллина в Кронштадт 28 августа 1941 года «Сметливый» вместе с эсминцем «Гордый» входил в отряд главных сил и стал единственным эсминцем, полностью сохранившим боеспособность к моменту завершения прорыва. В начале сентября 1941 года эм «Сметливый» выполнил 2 постановки мин у берегов противника в Финском заливе. В сентябре-октябре 1941 года «Сметливый» принимал непосредственное участие в обороне Ленинграда, с передовой позиции у Канонерского завода в Морском канале вел огонь из орудий главного калибра по наступавшим частям вермахта, уничтожал его живую силу и наступавшие танки, подавлял огонь батарей противника на подступах к городу, разбил группу самокатчиков на шоссе, сбил аэростат-корректировщик, проведя при этом до 40 стрельб. Кроме того, эм «Сметливый» участвовал в заградительных операциях в Финском заливе. В конце октября эсминец «Сметливый» под командованием капитана 2 ранга Маслова Виктора Ивановича учувствовал в эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко. Противником к тому времени в Финском заливе было выставлено 4631 мина и 3361 минный защитник. Первым крупным боевым соединением, прорвавшимся из Кронштадта, стал отряд вице-адмирала В.П. Дрозда (эсминцы «Стойкий» и «Славный», минный заградитель «Марти», 4 тральщика и 5 сторожевых катеров). Вслед за ним, 3 ноября 1941 года, вышел второй отряд под командованием начальника штаба Эскадры надводных кораблей КБФ капитана 2 ранга В.М. Нарыкова: эсминцы «Сметливый» и «Суровый», 4 тральщика, 4 морских охотника и 4 торпедных катера. Корабли без потерь достигли Ханко. Во время стоянки в базе «Сметливый» попал под обстрел финской осадной артиллерии, и один вражеский снаряд вывел из строя носовое орудие эсминца. Снарядом был пробит кранец, в котором находился боезапас, что вызвало пожар, загорелись заряды, каждую минуту можно было ожидать взрыва боезапаса. Раненый в правую ногу комендор краснофлотец Паршков М.Т., истекая кровью, под бешеным огнем батарей противника, рискуя жизнью, подполз к кранцу и вместе с подоспевшим краснофлотцем Гореславец М.И. выбросил за борт горящие заряды. Несмотря на повреждения корабля, посадка эвакуируемых прошла успешно. Приняв на борт 560 человек, эм «Сметливый» 4 ноября 1941 года отправился в обратный путь в Кронштадт. В строю он шел концевым. На нем работали 2 котла (№ 1 и № 2), эскадренный ход отряда равнялся 13 узлам. Погода ухудшалась, поднялся ветер силою 4-5 баллов, волны 4 балла. Это сильно затруднило форсирование минного поля, выставленного немцами к северо-западу от острова Нарген (ныне остров Найссаар в Финском заливе к северо-западу от Таллина). В 23.07 в одиннадцати милях к северо-западу от острова Нарген в правом параване эсминца «Сметливый» взорвалась мина. Корабль окутало облаком пара и дыма. Командир капитан 2 ранга приказал дать полный ход назад, но, едва турбины перевели на задний ход, давление пара упало до нуля. Эсминец остался без хода. Взрыв произошел в районе 52-58-го шпангоутов. Обшивка получила сильные повреждения, и в носовые погреба боезапаса, центральный артиллерийский пост и носовое котельное отделение стала поступать вода. В кормовой части появились гофры в обшивке и настиле палуб, но герметичность отсеков сохранилась. Уже в 23.20 удалось поднять давление пара, и «Сметливый» малым ходом лег на прежний курс, следуя в кильватер эсминцу «Суровый». Но через 5 минут в районе носовой надстройки раздался новый взрыв: корабль подорвался на второй мине. В третьем носовом погребе сдетонировал боезапас, вся носовая часть эсминца до 61-го шпангоута оторвалась и, продержавшись на плаву примерно 12 минут, затонула. Находившиеся на мостике командир корабля капитан 2 ранга Маслов Виктор Иванович и командир 2 дивизиона эскадренных миноносцев капитан 1 ранга Заяц Андрей Иванович погибли. Погибли также военком корабля батальонный комиссар С. В. Щеглов и другие командиры и краснофлотцы, а также размещенные в носовых кубриках бойцы с Ханко. Всем катерам МО было приказано подойти к «Сметливому». В командование кораблем (вернее, тем, что от него осталось) вступил командир БЧ-3 старший лейтенант П. И. Иванов. Им была организована борьба за спасение корабля. Удалось укрепить носовые переборки и запустить дизель-генератор, что позволило перейти с аккумуляторного освещения на нормальное. На помощь искалеченному эсминцу подошел тральщик Т-205. Но через 25 минут после второго взрыва, в 23.50, дрейфующий эсминец коснулся еще одной мины. Но через 25 минут после второго взрыва, в 23.50 дрейфующий эсминец коснулся третьей мины. Корпус разорвался в районе 112-116-го шпангоутов на две части, на плаву осталась лишь кормовая. Носовой торпедный аппарат сбросило за борт. Погас свет, и оставшаяся половина эсминца начала быстро погружаться. Через некоторое время она встала вертикально винтами вверх и в 00 часов 13 минут 5 ноября 1941 года ушла под воду. Тральщику Т-205 и трем катерам типа МО удалось спасти 350 человек – 80 членов экипажа и 270 пассажиров и эвакуируемых солдат. Большинство находившихся на борту эсминца людей погибло. Капитан 2 ранга Маслов В.И. из списков ВМФ исключен приказом командующего КБФ № 187 п/с от 19.12.1941 года и приказом начальника КУ ВМФ № 072 от 06.12.1941 года. Извещение о смерти № 538 от 14.06.1946 года отправлено жене Бачачушиной. Имя капитана 2 ранга Маслова Виктора Ивановича увековечено на воинском мемориале на улице Красной Армии в городе Балтийске Калининградской области.
Выжил / пропал без вести / погиб:погиб
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2012-11-04 02:24:59
Дата и время последнего изменения:2012-11-09 06:31:20
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.