Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
139608
12898
7042
50416
4

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Гореславец Михаил Иванович



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1918
Место рождения:село Нарто-Ивановка Александрийского района Кировоградской области УССР
Национальность:украинец
Должность:химист III класса Краснознамен.крейсера «Киров"
Звание:старший краснофлотец

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

Краснознаменный крейсер «Киров» проекта 26
Краснознаменный Балтийский флот
Отряд лёгких сил (Краснознаменного Балтийского флота)
Эскадра Краснознаменного Балтийского флота
Эскадренный миноносец «Сметливый» Краснознаменного Балтийского флота

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.0.1939
Место призыва (военкомат):
Дополнительные сведения:Родился в 1918 году в селе Нарто-Ивановка Александрийского района Кировоградской области УССР. Украинец. В РРККФ призван в 1939 году. Краснофлотец Гореславец Михаил Иванович в составе Краснознаменного Балтийского флота участвовал в Советско-финской войне 1939-40 года. В ноябре 1941 года краснофлотец Гореславец Михаил Иванович воевал комендором палубным эскадренного миноносца «Сметливый» 1 дивизиона эскадренных миноносцев Отряда легких сил Краснознаменного Балтийского флота. Эскадренный миноносец «Сметливый» проекта 7 был заложен 17 сентября 1936 года на заводе №189 имени С.Орджоникидзе в городе Ленинграде. Заводской № 294. Спущен на воду 16 июля 1937 года. Вступил в строй 12 декабря 1938 года и вошел в состав 1 дивизиона эскадренных миноносцев Отряда легких сил Краснознаменного Балтийского флота. Тактико-технические данные корабля: Водоизмещение нормальное 1657 т. Водоизмещение полное 2039 т. Длина наибольшая 113,0 м. Ширина наибольшая 10,2 м. Осадка максимальная 3,27 м. Паротурбинная установка мощностью 50500 л. с. Винтов 2 шт. Скорость хода полная 39 узлов. Скорость хода экономическая 20 узлов. Дальность плавания экономическим ходом 2800 миль. Артиллерийское вооружение на 1941 год: 4 – 130/50-мм Б-13; 2 – 76/55-мм 34К; 2 – 45-мм 21К. Торпедное вооружение: 2 трехтрубных 53-см ТА типа 1-Н. Запас торпед 12 шт . Мины: принимал на палубу 88 мин образца 1912 года, или 60 мин образца 1926 года, или 56 мин КБ. Экипаж в мирное время 197 человек. Участвовал в советско-финской войне – нес дозорную и конвойную службу. К началу Великой Отечественной по уровню боевой подготовки считался одним из лучших кораблей Краснознаменного Балтийского флота. Во время Великой Отечественной войны эскадренным миноносцем «Сметливый» командовал капитан 2 ранга Нарыков Василий Максимович (до 28.10.1941 года), а за неделю до гибели корабля его сменил капитан 2 ранга Маслов Виктор Иванович. В первые дни войны эсминец «Сметливый» под командованием капитана 2 ранга Нарыкова Василия Максимовича участвовал в минных постановках в Ирбенском заливе, в районе острова Сааремаа и Рижском заливе. Базировался в Усть-Двинске (Рижский залив), Куйвасту (на острове Муху, Эстония), 30 июня 1941 года перешел в Таллин. В июле 1941 года эсминец «Сметливый» в составе конвоя из 4-х подводных лодок типа «С» и тральщика на переходе из Таллина в Кронштадт в районе города Кунда на севере Эстонии, в уезде Ляэне-Вирумаа отразил две атаки торпедных катеров противника и благополучно довел конвой до места назначения, обратно в Таллин провел другой конвой из 3-х транспортов. Вместе с другими кораблями 1 дивизиона эсминец «Сметливый» неоднократно обстреливал сухопутные позиции немецких войск. Получил повреждения от взрывов вражеских авиабомб, из-за чего с 15 по 27 июля 1941 года проходил ремонт на Балтийском заводе в Ленинграде, затем вернулся в Таллин. С 20 по 27 августа 1941 года эсминец «Сметливый» участвовал в обороне города Таллина, содействуя своим огнем сухопутному участку обороны. Во время перехода из Таллина в Кронштадт 28 августа 1941 года «Сметливый» вместе с эсминцем «Гордый» входил в отряд главных сил и стал единственным эсминцем, полностью сохранившим боеспособность к моменту завершения прорыва. В начале сентября 1941 года эм «Сметливый» выполнил 2 постановки мин у берегов противника в Финском заливе. В сентябре-октябре 1941 года «Сметливый» принимал непосредственное участие в обороне Ленинграда, с передовой позиции у Канонерского завода в Морском канале вел огонь из орудий главного калибра по наступавшим частям вермахта, уничтожал его живую силу и наступавшие танки, подавлял огонь батарей противника на подступах к городу, разбил группу самокатчиков на шоссе, сбил аэростат-корректировщик, проведя при этом до 40 стрельб. Кроме того, эм «Сметливый» участвовал в заградительных операциях в Финском заливе. В конце октября эсминец «Сметливый» под командованием капитана 2 ранга Маслова Виктора Ивановича учувствовал в эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко. Противником к тому времени в Финском заливе было выставлено 4631 мина и 3361 минный защитник. Первым крупным боевым соединением, прорвавшимся из Кронштадта, стал отряд вице-адмирала В.П. Дрозда (эсминцы «Стойкий» и «Славный», минный заградитель «Марти», 4 тральщика и 5 сторожевых катеров). Вслед за ним, 3 ноября 1941 года, вышел второй отряд под командованием начальника штаба Эскадры надводных кораблей КБФ капитана 2 ранга В.М. Нарыкова: эсминцы «Сметливый» и «Суровый», 4 тральщика, 4 морских охотника и 4 торпедных катера. Корабли без потерь достигли Ханко. Во время стоянки в базе «Сметливый» попал под обстрел финской осадной артиллерии, и один вражеский снаряд вывел из строя носовое орудие эсминца. Снарядом был пробит кранец, в котором находился боезапас, что вызвало пожар, загорелись заряды, каждую минуту можно было ожидать взрыва боезапаса. Раненый в правую ногу комендор палубный краснофлотец Паршков Михаил Тимофеевич, истекая кровью, под бешеным огнем батарей противника, рискуя жизнью, подполз к кранцу и вместе с подоспевшим краснофлотцем Гореславец Михаилом Ивановичем выбросил за борт горящие заряды. Своим отважным поступком краснофлотцы Гореславец М.И. и Паршков М.Т. предотвратили гибель корабля. Несмотря на повреждения корабля, посадка эвакуируемых прошла успешно. Приняв на борт 560 человек, эм «Сметливый» 4 ноября 1941 года отправился в обратный путь в Кронштадт. В строю он шел концевым. На нем работали 2 котла (№ 1 и № 2), эскадренный ход отряда равнялся 13 узлам. Погода ухудшалась, поднялся ветер силою 4-5 баллов, волны 4 балла. Это сильно затруднило форсирование минного поля, выставленного немцами к северо-западу от острова Нарген (ныне остров Найссаар в Финском заливе к северо-западу от Таллина). В 23.07 у острова Нарген в правом параване «Сметливого» взорвалась мина. Корабль окутало облаком пара и дыма. Командир капитан 2 ранга приказал дать полный ход назад, но, едва турбины перевели на задний ход, давление пара упало до нуля. Эсминец остался без хода. Взрыв произошел в районе 52-58-го шпангоутов. Обшивка получила сильные повреждения, и в носовые погреба боезапаса, центральный артиллерийский пост и носовое котельное отделение стала поступать вода. В кормовой части появились гофры в обшивке и настиле палуб, но герметичность отсеков сохранилась. Уже в 23.20 удалось поднять давление пара, и «Сметливый» малым ходом лег на прежний курс, следуя в кильватер эсминцу «Суровый». Но через 5 минут в районе носовой надстройки раздался новый взрыв: корабль подорвался на второй мине. В третьем носовом погребе сдетонировал боезапас, вся носовая часть эсминца до 61-го шпангоута оторвалась и, продержавшись на плаву примерно 12 минут, затонула. Находившиеся на мостике командир корабля капитан 2 ранга Маслов Виктор Иванович и командир 2 дивизиона эскадренных миноносцев капитан 1 ранга Заяц Андрей Иванович погибли. Погибли также военком корабля батальонный комиссар С. В. Щеглов и другие командиры и краснофлотцы, а также размещенные в носовых кубриках бойцы с Ханко. Всем катерам МО было приказано подойти к «Сметливому». В командование кораблем (вернее, тем, что от него осталось) вступил командир БЧ-3 старший лейтенант П. И. Иванов. Им была организована борьба за спасение корабля. Удалось укрепить носовые переборки и запустить дизель-генератор, что позволило перейти с аккумуляторного освещения на нормальное. На помощь искалеченному эсминцу подошел тральщик Т-205. Но через 25 минут после второго взрыва, в 23.50, дрейфующий эсминец коснулся еще одной мины. Но через 25 минут после второго взрыва, в 23.50 дрейфующий эсминец коснулся третьей мины. Корпус разорвался в районе 112-116-го шпангоутов на две части, на плаву осталась лишь кормовая. Носовой торпедный аппарат сбросило за борт. Погас свет, и оставшаяся половина эсминца начала быстро погружаться. Через некоторое время она встала вертикально винтами вверх и в 00 часов 13 минут 5 ноября 1941 года ушла под воду. Тральщику Т-205 и трем катерам типа МО удалось спасти 350 человек – 80 членов экипажа и 270 пассажиров и эвакуируемых солдат. Большинство находившихся на борту эсминца людей погибло. Среди спасенных был и краснофлотец Гореславец М.И. Он был назначен на должность башенного кренового наводчика крейсера «Киров» Краснознаменного Балтийского флота. Крейсер «Киров» проекта 26 был заложен 22 октября 1935 года в Ленинграде на Балтийском заводе № 189, как головной крейсер проекта 26.При его строительстве применялось много технологических новинок. Стапельные работы были завершены за один год и 38 дней, что по тем временам явилось рекордным сроком. 30 ноября 1936 года состоялся спуск корабля на воду. В августе 1937 года крейсер под заводским флагом впервые вышел в море. 26 сентября 1938 года на крейсере «Киров» был поднят Военно-Морской Флаг, крейсер вступил в состав Краснознаменного Балтийского флота. В годы Великой Отечественной войны крейсер под командованием капитанов 1 ранга Сухорукова М. Г. и Солоухина С. Д. активно участвовал в обороне Таллина и Ленинграда. В организации боевых действий корабля принимали деятельное участие флотские политработники Столяров В. П., Воспитанный Ф. Е., Львов А. В. 22 июня 1941 года «Киров» был на Рижском рейде под флагом командира Отряда легких сил Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирала В. П. Дрозда и днем вступил в бой, отражая налет фашистской авиации на город Рига и корабли. В ночь на 1 июля 1941 года Отряд легких сил КБФ в составе крейсера «Киров» и пять эсминцев в сопровождении четырех торпедных катеров вышел из Усть-Двинска, благополучно прошел пролив Муху-Вейн, ночью встал на якорь на рейде порта Куйвасту на острове Муху (Эстония), а днем 1 июля 1941 года прибыл в главную базу Краснознаменного Балтийского флота Таллин. 5 августа 1941 года развернулись бои на дальних подступах к городу. Противник прорвался к побережью Финского залива, отрезав Таллин от суши. Вечером 22 августа 1941 года крейсер «Киров» первым из кораблей на Таллинском рейде открыл огонь по позициям немцев в районе мызы Кейла на северо-западе Эстонии, в уезде Хайрюмаа. 23 августа 1941 года совместно с лидером эскадренных миноносцев «Ленинград» крейсер вел огонь по скоплению немецких танков у переправы через реку Кейла. В результате было уничтожено и повреждено 12 вражеских танков и рассеяно большое скопление пехоты. Сухопутные части вечером 27 августа 1941 года начали посадку на транспорты. Орудия кораблей в это время вели отсечной заградительный огонь - настолько мощный и точный, что неприятель даже не пытался проникнуть в район гаваней вслед за отходящими частями прикрытия. Крейсер «Киров» атаковал врага до последнего дня обороны города, когда начался прорыв кораблей из Таллина в Кронштадт, прикрывая своим огнем выход транспортов. Утром следующего дня корабли и суда начали сниматься с якорей и выходить с рейда. Крейсер “Киров” под флагом командующего Краснознаменным Балтийским флотом адмирала В. Ф. Трибуца шел во главе отряда главных сил. На корабле находились Военный совет КБФ и Краснознаменное знамя Балтийского флота, а также правительство Эстонии. Немцы перекрыли Финский залив минными полями, корабли подвергались атакам бомбардировщиков и торпедных катеров, с берега стреляли тяжелые батареи. Во время Таллинского перехода крейсер отразил атаки 32 самолетов, ни одна из более чем 80 бомб, сброшенных на корабль, не достигла цели. В 16 часов 30 минут 29 августа 1941 года крейсер “Киров” бросил якорь на Кронштадтском рейде. Закончился героический и трагический для нашего флота Таллиннский переход. На следующий день буксиры ввели крейсер в Лесную гавань и поставили у стенки. Корабль был включен в систему артиллерийской обороны Ленинграда. 21 сентября 1941 года “Киров” получил ряд тяжелых повреждений. В связи с регулярными обстрелами рейдов и гаваней Кронштадта военный совет КБФ принял решение перебазировать крупные корабли в Ленинград. “Киров” занял огневую позицию на Неве и продолжал вести огонь по наступающему противнику. В сентябрьских боях за Ленинград флот понес ощутимые потери, но свою задачу выполнил. 27 сентября 1941 года немецкие войска прекратили атаки и начали закрепляться на достигнутых рубежах. Фронт под Ленинградом стабилизировался. Немалая заслуга в этом корабельной артиллерии, которую жители города называли “огневым щитом Ленинграда”. Башенный креновой наводчик краснофлотец Гореславец М.И. добросовестно исполнял свои обязанности, чем внес вклад в боевую работу артиллерии крейсера «Киров». В суровую блокадную зиму 1941-42 года экипаж совместно с рабочими Балтийского завода № 189 ремонтировал корабль, устраняя повреждения. На корабле размещался штаб Эскадры КБФ. В 1942 году краснофлотец Гореславец М.И. был послан на учебу в школу химического оружия, после окончания которой вернулся на корабль. 28 марта 1942 года немецко-фашистское командование отдало приказ о начале операции «Айсштосс» («Ледовый удар»). Оно рассчитывало уничтожить вмерзшие в лед Невы корабли комбинированным ударом осадной артиллерии и бомбардировочной авиации. 24 апреля1942 года, при одновременном отвлекающем артобстреле, авиации противника удалось добиться прямых попаданий в “Киров”. Кораблю был причинен серьезный урон — выведена из строя значительная часть зенитной артиллерии, разрушены кормовая надстройка и вторая дымовая труба. Загорелись приготовленные к стрельбе 100-мм снаряды. Умело и решительно действовали моряки в экстремальной обстановке: горящий боезапас был выброшен за борт, пожар ликвидирован, но корабль получил крен 2 градусов на левый борт. Смертью храбрых на своих боевых постах погибли командир зенитной батареи лейтенант В. Г. Киташов, главный старшина Н. И. Галахов, старшина 2 статьи Д. С. Павлов, ранее сбивший два самолета, старший мастер завода П. Ластовенко и десятки других моряков-кировцев. Ночью крейсер отбуксировали к другой набережной и тщательно замаскировали, а на его место поставили старый учебный корабль “Свирь”. На следующее утро “юнкерсы” вновь появились над этой стоянкой и потопили “Свирь”. Геббельсовская пропаганда протрубила на весь мир о том, что “советский крейсер “Киров” уничтожен”. Фашисты уже в который раз выдавали желаемое за действительное. Начавшийся вскоре ремонт корабля занял два месяца. В тяжелых блокадных условиях рабочие ленинградских заводов совместно с моряками в рекордно короткий срок выполнили ремонт корабля, значительно усилив при этом зенитное вооружение: дополнительно установили две “сотки”, 45-мм пушки заменили на 37-мм автоматы, число которых было доведено до 12. Катапульту сняли, освободив место под зенитки. В конце июня 1942 года «Киров» перевели к правому берегу Невы, к Университетской набережной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года старший краснофлотец Гореславец Михаил Иванович награжден медалью «За оборону Ленинграда». В 1943 году верхнюю палубу крейсера покрыли броневыми плитами толщиной 35 мм в два слоя. Родина высоко оценила героизм экипажа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1943 года «За образцовое выполнение экипажем боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу» крейсер «Киров» первым среди надводных кораблей Краснознаменного Балтийского флота был награжден орденом Красного Знамени. В январе 1944 года началась операция по разгрому немецких войск под Ленинградом. Краснознаменный крейсер «Киров» вместе с другими кораблями Эскадры КБФ был включен во 2 артиллерийскую группу. Он совместно с другими кораблями эскадры с огневой позиции на Неве поддерживал наступление 42 армии Ленинградского фронта, подавляя и разрушая узлы сопротивления противника. Действуя в интересах перешедших в наступление войск Ленинградского фронта, крейсер провел четыре артиллерийские стрельбы по оборонительным сооружениям противника, нанеся ему большие потери в живой силе и технике. Вечером 27 января 1944 загремели зенитки крейсера. Впервые за годы войны они стреляли холостыми снарядами, салютуя в честь великой победы под Ленинградом. В июне 1944 года Краснознаменный крейсер «Киров», заняв огневую позицию в Ленинградском торговом порту, огнем артиллерии главного калибра разрушал доты и дзоты «линии Маннергейма», обеспечивая наступление войск Ленинградского фронта на выборгском направлении. Это были его последние боевые залпы. В мае 1945 года Краснознаменный крейсер «Киров» перешел в Кронштадт. Химист III класса Краснознаменного крейсера «Киров» старший краснофлотец Гореславец М.И. за все время службы на корабле показал себя, как хорошо знающий свое дело специалист. В суровых условиях блокады города Ленинграда он при большом некомплекте личного состава, не считаясь со временем, работал за троих, обеспечивая своевременное задымление корабля при налетах авиации и артиллерийских обстрелах противника. Старший матрос Гореславец М.И. полностью обеспечивал личный состав корабля средствами химзащиты, а корабль дымомаскирующими средствами. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество химист III класса старший краснофлотец Гореславец Михаил Иванович командиром Краснознаменного крейсера «Киров» капитаном 2 ранга Осадчим М.Д. 21 июля 1945 года был представлен к медали Нахимова, которой от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом командующего Эскадрой Краснознаменного Балтийского флота № 13 от 14 августа 1945 года. Согласно плану боевой подготовки, 16 октября 1945 года он вышел из Кронштадта в полигон для выполнения артиллерийских стрельб. Но в этот день выполнить все стрельбы не удалось, так как не сработал центральный автомат стрельбы. 17 октября 1945 года Краснознаменный крейсер «Киров» снялся с якоря и лег на створ кронштадтских маяков, дав ход 16 узлов. В носовой части с левого борта раздался сильный взрыв. Часть механизмов вышла из строя. Корабль кренился на левый борт и садился носом. Переносные водоотливные средства не могли обеспечить откачку поступающей воды. Вечером корабль на буксире вошел на Большой Кронштадтский рейд и стал на якорь, коснувшись носом грунта. Крейсер принял около 2000 т воды, его отсеки были затоплены на длине 70 м. Ремонт на Кронштодтском морском ордена Ленина заводе продлился до 20 декабря 1946 года. Затем корабль был вновь введен в строй и вошел в состав Эскадры Южно-Балтийского флота (4-й ВМФ). В ноябре 1949 года крейсер прибыл в Ленинград и встал к стенке завода № 194 на капитальный ремонт и модернизацию, которые завершились в апреле 1953 года, после чего он вошел в состав 4 Военно-Морского Флота, а с 11 июля 1955 года – в состав 8 Военно-Морского Флота. 2 января 1956 года оба флота вновь были объединены в один – Краснознаменный Балтийский Флот. В январе 1956 года Краснознаменный крейсер «Киров» вошел в состав 12 дивизии крейсеров Краснознаменного Балтийского флота. В июне 1956 года он вместе с крейсером «Свердлов» и четырьмя эсминцами участвовал в тактических учениях в Северном море и южной Балтике (за год прошел 7568 миль). 29 апреля 1958 года Краснознаменный крейсер «Киров» был выведен из боевого состава и поставили в Кронштадте на отстой, но 6 сентября 1960 года он был расконсервирован, введен в строй и передан в состав Ленинградской Военно-Морской базы, а 3 августа 1961 года переклассифицирован в учебный крейсер. В 60-х и 70-х годах Краснознаменный учебный крейсер «Киров» неоднократно ходил с визитами в порты Швеции, ПНР, ГДР. Корабль посетили многие государственные и военные деятели, гостями экипажа не раз были советские космонавты. В качестве флагманского корабля Краснознаменный учебный крейсер «Киров» участвовал в учениях “Север” и “Океан”. Всего же служба первенца советского крейсеростроения продолжалась 36 лет. 22 февраля 1974 года Краснознаменный учебный крейсер «Киров» был исключен из состава ВМФ и передан в отдел фондового имущества для разборки на металл. Две его носовые артиллерийские башни было решено сохранить - ныне они установлены на площади Балтфлота на Васильевском острове города Санкт-Петербурга (Ленинграда) в качестве памятника знаменитому кораблю. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, в честь 40-летия Победы 6 апреля 1985 года Гореславец Михаил Иванович награжден Орденом Отечественной войны II степени.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2012-11-05 19:34:33
Дата и время последнего изменения:2012-11-08 01:51:41
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.