Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158663
9667
6879
53065
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Ляпидевский Анатолий Васильевич



Пол:мужской
Дата рождения:23.3.1908
Место рождения:с.Белая Глина, Ставропольская губерния Российской империи
Национальность:русский
Должность:начальник полевого ремонта ВА
Звание:гв.полковник

Попечитель:

Александр Кукалев

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

7 воздушная армия
ВВС 19 Армии
Ейское военно-морское авиационное училище летчиков им.Сталина (1-е ВМАУ).
Карельскмй фронт
Научно-испытательный институт ВВС РККА (НИИ ВВС РККА)
Управление Дальневосточных воздушных линий (УДВ ВЛ)

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:Московская обл.
Родственники во время войны:жена Ляпидевская Ирина Александровна, дети: сын Роберт, дочь Александра
Дата призыва:0.8.1926
Место призыва (военкомат):кадры РККА
Дополнительные сведения:В августе 1926 года призван в РККА и направлен в Ленинградскую Военно-теоретеческую школу ВВС РККА (ТЕРКА), затем окончил Севастопольскую школу морских лётчиков. Служит пилотом в ВВС Балтийского флота, летчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков и летнабов им.И.Сталина, но в 1932 году его за принадлежность к «вредному сословию» увольняют в запас. Анатолий Васильевич поступает пилотом в недавно созданное Дальневосточное управление ГВФ. 13 февраля 1934 года в Чукотском море, зажатый льдами, терпит бедствие пароход «Челюскин». На его борту – полярная экспедиция под руководством знаменитого географа, исследователя Памира и Крайнего Севера Отто Юльевича Шмидта. Вся экспедиция, 104 человека, высаживается на дрейфующий лёд. 18 февраля, по заданию правительства, поиск ледового лагеря начинает Анатолий Ляпидевский. При температуре минус 40–45 градусов он поднимается в небо на 6-местном самолёте АНТ-4 (ТБ-1) с открытой кабиной. Из-за холода застывает масло, отказывает один из двигателей, ломается лыжа. 29 вылетов, но всё безрезультатно. 5 марта Анатолий Ляпидевский всё же находит челюскинцев и садится на ледовую полосу длиной всего 400 метров. Не заглушая моторов, лётчик берёт на борт 12 человек – десять женщин и двух девочек. Он проложил дорогу к дрейфующему лагерю, и другие пилоты забирают остальных полярников. Правительство СССР принимает решение об учреждении звания Героя Советского Союза. 20 апреля 1934 года этого звания удостоены семь лётчиков, спасших челюскинцев. Первый в списке – Ляпидевский, медаль "Золотая Звезда"(№ 1). После спасательной операции Анатолий Васильевич возвращается в армию. Обучение на инженерном факультете Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е.Жуковского и далее – заместитель начальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности, начальник отдела лётных испытаний ЦАГИ, директор ряда авиационных заводов в Москве и Омске, где под его руководством уже в начале Великой Отечественной войны налажен выпуск первого фронтового бомбардировщика Ту-2. В мае 1942 года Ляпидевского назначают начальником отдела лётных испытаний НИИ ВВС РККА. Идёт война, Анатолий Васильевич рвётся на фронт. С сентября 1942 года – заместитель командующего ВВС 19-й Армии по тылу, помощник начальника и начальник полевого ремонта 7-й ВА (Карельский фронт). На фронтовых должностях проявляет себя грамотным, волевым и ответственным начальником. В сентябре 1943 года новое назначение – директор опытного завода ОКБ А.Н.Туполева. После окончания войны – главный контролёр Министерства госконтроля СССР, заместитель министра авиационной промышленности, директор опытного завода секретного КБ-25, выпускавшего оборудование для ядерных боеприпасов и атомных электростанций. В марте 1961 года, после облучения во время испытания 50-мегатонной водородной «Царь-бомбы» над Новой Землёй, генерал-майор авиации Анатолий Ляпидевский по состоянию здоровья уволен в запас. Подлечившись, насколько это было возможно, работал в ОКБ А.И.Микояна, руководил разработкой истребителей МиГ, в том числе МиГ-25 и МиГ-27. Сначала ведущим инженером, затем ведущим конструктором. Закончил трудовую карьеру заместителем главного инженера по капитальному строительству. И вёл активную общественную жизнь. Умер 29 апреля 1983 года, простудившись на похоронах, на которые просто не мог не прийти, своего первого лётного инструктора, близкого друга, товарища по челюскинской эпопее Василия Сергеевича Молокова, Героя Советского Союза № 3. Для больного и ослабленного лейкемией организма Анатолия Васильевича эта простуда стала фатальной. И первый Герой СССР ушёл из жизни последним из той «великолепной семёрки». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. За авиационные свершения награждён орденами: трижды орд."Ленина"(20.04.1934, 04.01.1954, 30.04.1954), орд."Октябрьской Революции"(22.03.1978), орд."Красного Знамени"(06.05.1946), орд."Отечественной войны двух степеней"(04.08.1943, 16.09.1945), орд."Трудового Красного Знамени"(11.09.1956), дважды орд."Красной Звезды"(02.10.1944, 03.11.1944), «Знак Почёта» (29.07.1960) и многими медалями.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2023-11-18 15:03:15
Дата и время последнего изменения:2024-01-04 18:35:28
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.