Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158390
9751
6915
53049
0

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Чепелкин Пётр Афанасьевич



Пол:мужской
Дата рождения:21.9.1919
Место рождения:Беларусь, Могилёвская обл.
Национальность:белорус
Должность:лётчик
Звание:капитан

Попечитель:

Евгения Зданович

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

5 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ(5-й иап ВВС ВМФ)
61 истребительная авиационная бригада (Краснознаменного Балтийского флота)
71 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ(71-й иап ВВС ВМФ)

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:Могилевская обл., Хотимский р-н, д. Малуновка
Родственники во время войны:отец Афанасий Иванович
Дата призыва:0.0.1939
Место призыва (военкомат):Хотимский РВК
Дополнительные сведения:Чепелкин Петр Афанасьевич 21.09.1919- 14.08.1942 Чепелкин Петр Афанасьевич Дата рождения: __.__.1919 Место рождения: Белорусская ССР, Могилевская обл., Хотимский р-н, д. Малуновка Воинское звание: гв. капитан Последнее место службы: кбф 371 ап 2 АЭ 3 гиап Дата выбытия: 07.09.1941 Причина выбытия: убит Чепелкин Петр Афанасьевич Воинское звание: мл. лейтенант Последнее место службы: кбф 3 гиап Причина выбытия: жив Чепелкин Петр Афанасьевич Дата рождения: __.__.1919 Место рождения: Белорусская ССР, Могилевская обл., Хотимский р-н, д. Малуновка Дата поступления на службу: __.__.1940 Воинское звание: гв. капитан Наименование воинской части: 2 АЭ. 3 ГИАП. Судьба: Погиб Дата окончания службы: 14.08.1942 Дата выбытия: 14.08.1942 Чепелкин Петр Афанасьевич Дата рождения: 21.09.1919 Место рождения: Белорусская ССР Могилевская область Хотимский район деревня Малуновка Дата призыва: 1940 Воинское звание: капитан История: Орден Красного Знамени (1945) Чепелкин Петр Афанасьевич Дата рождения: __.__.1919 Дата поступления на службу: __.__.1939 Воинское звание: мл. лейтенант Воинская часть: 5 авп 61 авиац. бр. ВВС КБФ Даты подвига: 16.07.1941, 06.08.1941, 10.08.1941, 13.08.1941 Наименование награды: Орден Красного Знамени Приказ подразделения №: 4 Издан: КБФ ОТСЮДА: ЗЕМЛЯКИ http://hotlib.mogilev.by/zemlyaki/pages/deyateli.html#chepelkin И ЗДЕСЬ: https://noyabrsk-dobycha.gazprom.ru/victory/13/ Чепёлкин Пётр Афанасьевич — капитан, военный лётчик. Родился 21 Сентября 1919 года в деревне Малуновка, Хотимского района, Могилёвской области. В 1935 году окончил семилетку, работал бетонщиком. С 3 Ноября 1939 года по 14 Декабря 1940 года был курсантом Ейского военно-морского авиационного училища имени Сталина. После окончания учёбы младший лейтенант П. А. Чепёлкин был направлен в 1-ю авиаэскадрилью 71-го истребительного авиационного полка. С 24 Марта 1941 года служил младшим лётчиком, с 19 Июня 1941 года – лётчиком. 7 Сентября 1941 года не вернулся на свой аэродром с боевого задания, а приземлился на аэродром Низино и присоединился ко 2-й авиаэскадрильи 5-го истребительного авиационного полка. Приказ о зачислении его в 5-й ИАП был подписан только 29 Марта 1942 года, хотя всё это время лётчик успешно воевал в составе этого полка. По приказу командования в 1941 г. П.Чепёлкин со своими боевыми товарищами вылетел на охрану «Дороги жизни» - ледовой трассы на Ладожском озере. За первую неделю было сбито 25 вражеских самолётов. Ледяная трасса «жила» и осаждённый город получал боеприпасы, технику, продукты питания, медикаменты. 10 Ноября 1941 года П. А. Чепёлкину присвоено звание Лейтенант, 8 Апреля 1942 года - Старший лейтенант, 11 Августа 1942 года - Капитан. 21 Сентября 1941 года 3 МиГ-3, 2 ЛаГГ-3 и 1 Як-1 из состава 5-го ИАП вылетали на патрулирование над Кронштадтом. В 15:30 вступили в бой с 70 самолётами противника различных типов. В этом бою лётчики С. Г. Бондаренко и В. И. Терехин сбили Ju-87, А. Ф. Мясников и П. А. Чепёлкин - Ме-110. 3 Декабря 1941 года 3 Як-1 (А.Ф.Мясников, П.А.Чепёлкин и С.И.Львов) вылетели на прикрытие транспортов. В 15:15 у острова Гогланд вели бой с парой Fokker D.XXI. Мясников и Чепёлкин сбили один "Фоккер". Второго сбил лично Львов. В ходе боя на самолёте Чепёлкина была перебита система, управляющая выпуском шасси. Лётчик дотянул повреждённый самолёт до аэродрома. 1 Января 1942 года 3 ЛаГГ-3 и 1 Як-1 из 5-го ИАП на высоте 2000 метров несли охрану перевалочных пунктов. Ведущий группы решил, чтобы надёжнее обеспечить охрану и взаимный просмотр, разойтись парами на одной высоте и в пределах видимости. Одна пара находилась над Кобоной, вторая - разворачивалась над островом Зеленец. Таким образом, пара от пары находилась в 9 - 10 км друг от друга. При развороте Мунина и его ведомого П. А. Чепёлкина над островом Зеленец в 12:20 неожиданно появившийся одиночный Ме-109 с превышением пошёл в атаку на ведущего. Вторая пара (ведущий И.А.Каберов), заметив эту атаку, попыталась отрезать противника, но из-за большой дистанции между парами самолётов поддержки оказать не могла. Чепёлкин сделал левый отворот со скольжением. Мунин, заметив атаку, также отвернул влево, но при отвороте сорвался в штопор. Противник, убедившись в безуспешности атаки, горкой вправо пытался занять позицию для повторной атаки. В 12:30 Чепёлкин резким доворотом вправо занял выгодную позицию и в момент потери скорости с дистанции 150 метров одной длинной очередью сбил самолёт противника. 5 Февраля 1942 года в 16:20 Г. Д. Костылев и П. А. Чепелкин из 3-го Гвардейского ИАП, вылетели на разведку в интересах 54-й армии в район Мга - Тосно, но задачу не выполнили. В районе Малукса, на высоте 4000 метров они внезапно сзади - снизу были атакованы парой Ме-109. В результате атаки у самолёта Чепёлкина загорелся мотор. Пикированием пламя сорвано. Самолёты противника преследовали его до аэродрома Шум, где были отогнаны зенитной артиллерией. Чепёлкин по причине повреждения мотора произвёл вынужденную посадку. Лётчик легко ранен. Костылев на высоте 3000 метров выпрыгнул из горящего самолёта на парашюте в районе Малуксинского болота над линией фронта. Ему удалось приземлиться сзади своих окопов. 19 Июля 1942 года награждён орденом Красного Знамени. 14 Августа 1942 года 9 "Харрикейнов" из 3-го Гвардейского ИАП сопровождали Ил-2 на бомбово - штурмовой удар по дозорным катерам противника в Финском заливе. На обратном пути в 10:15 на высоте 2200 метров в районе острова Сейскар 4 "Харрикейна" были атакованы 7 "Брюстерами В-239" из состава LLv-24 финских ВВС на траверзе Шепелевского маяка. "Илы", увидев самолёты противника, стали удирать, чем оторвали 4 истребителя из группы непосредственного прикрытия, которые, движимые чувством ответственности за сохранением штурмовиков, ушли вслед за ними. Оставшаяся четвёрка приняла бой. В этом бою гвардии капитан П. А. Чепёлкин допустил горячность, увлекшись погоней за ведущим самолётом противника и, пропущенный ведомой парой вперёд, был зажат ими в клещи и подбит. Он пытался дотянуть машину до берега, но произвёл вынужденную посадку в заливе в 4 км к северу от маяка Шепелев. При посадке на воду почему-то выпустил посадочные щитки. Машина коснулась воды и сразу же ушла на глубину. Лётчик не успел покинуть кабину самолёта и погиб За время войны сбил 2 самолёта противника лично и 6 в группе. Имя Петра Афанасьевича Чепёлкина увековечено на мемориале Борки.
Выжил / пропал без вести / погиб:погиб
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2022-08-27 18:55:05
Дата и время последнего изменения:2022-08-28 11:09:15
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.