Пока ни в одно подразделение этот Фронтовик не добавлен.
Захоронение:
-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:
0.0.0
Место призыва (военкомат):
Кадровый
Дополнительные сведения:
Помощник командира 147-го гв. иап 106 иад войск ПВО.
С юношеских лет увлёкся лётным делом. Посещал Смоленский
аэроклуб. В 1940г. окончил Одесскую военно-авиационную школу.
Лётную службу проходил в Белостокском авиационном полку.
Боевое крещение получил 22 июня 1941г.: вступил в свой первыйоздушный бой, в
ходе которого сумел повредить один вражескийистребитель. К началу июля 1944г.
Верников совершил 302 боевых вылета, участвовал в 64-х воздушных боях, в ходе
которых лично сбил 14 самолётов противника. Произвёл 24 разведки противника,
6 раз летал на штурмовку, в результате которых уничтожил значительныеилы врага.
Лётчики под его командованием произвели 1768 боевых самолётовылетов, провели
168 воздушных боёв, в ходе которых сбили 36 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного СССР от 18 ноября 1944г. присвоено
звание Героя Советского Союза. Награждён двумя орденами Ленина,,
четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны
1-й ст., тремя орденами Красной Звезды.
Из наградного листа к присвоению звания Героя Советского Союза: "За период
Отечественной войны с июня 1941г. капитан Верников вырос из рядового лётчика
до помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе.
За время командования эскадрильей, с ноября 1942г. по январь 1944г., добился
исключительной выучки в ведении воздушного боя у своих подчинённых. На опыте
Отечественной войны обучил лётный состав мастерству ведению воздушного боя...
В июне м-це 1942 года, прикрывая гор. Ростов, вступил в бой с группой
бомбардировщиков Ю-88, сбил одного из них, но в это время сам был атакован
пятью МЕ-109. Самолёт загорелся. Верников спасся на парашюте и приземлился в
расположении наземных войск, где шёл бой. Не теряя мужества тов. Верников не
расставаясь со своим товарищем-парашютом, вместе с бойцами отходил за реку Дон.
Увидев убитого бойца, он взял его винтовку и вместе с боевым оружием-
парашютом и винтовкой-прибыл в свою часть...
24.5.43г., действуя в паре, смело идёт в лобовую атаку по группе Ю-87 и с
двух коротких очередей сбивает ведущего, остальные в беспорядке сбросили бомбы.
В это время на его ведомого сваливается 4 МЕ-109, тов. Верников с присущей
ему смелостью и умением отражает атаку на ведомого, сбивает 1 МЕ-109, а
остальные, не принимая боя, удирают...
Участвуя в неравных боях, прикрывая города: Грозный, Ростов, всегда выходил
победителем. Израсходовав боеприпасы, он никогда не уходил из боя, продолжая
атаки, выручал своих товарищей в сложных и тяжёлых условиях боя...
За время участия на фронтах Отечественной войны произвёл 302 боевых вылета,
провёл 64 воздушных боя, в которых сбил 15 самолётов противника, из них лично
14: 7 истребителей и 7 бомбардировщиков и один бомбардировщик в паре.
Кроме того, тов. Верников произвёл 24 успешные разведки противника и 6
штурмовок, в которых уничтожено: 1 штабной автобус, 2 мотоцикла, 2 автомашины
с грузом, 3 повозки с боеприпасами и до взвода солдат противника..."
Список известных побед Гвардии майора Я. И. Верникова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)
№
п / п Д а т а Сбитые
самолёты Место воздушного боя
(одержанной победы) Свои
самолёты
1 07.10.1941 г. 1 Не-111 р-н Ростова на Дону И-16, ЛаГГ-3,
Як-7, Як-9, Ла-5.
2 18.07.1942 г. 1 Ме-109 Ростов - Аксай
3 19.07.1942 г. 1 Ме-109 Синявка
4 22.07.1942 г. 1 Ju-87 Чалтырь
5 20.03.1943 г. 1 Ju-88 (в паре - 1 / 2) сев-зап. Кулешовка
6 25.03.1943 г. 1 Ме-110 Кулешовка
7 1 Ме-109 Кулешовка
8 09.05.1943 г. 1 Ju-87 зап. Батайск
9 1 Ме-109 сев-зап. Азов
10 24.05.1943 г. 1 Ju-87 сев-вост. Усть - Койсуг
11 31.07.1943 г. 1 Ме-109 юго-зап. Дубровка
12 1 Ju-87 р-н Куйбышево
13 01.08.1943 г. 1 Ме-109 юго-зап. Дмитриевка
14 1 Ме-109 сев. Куйбышевские хутора
15 02.08.1943 г. 1 Не-111 сев-зап. Дьяково
16 22.07.1944 г. 1 Ju-88 юго-зап. Опочка
Всего сбитых самолётов - 15 + 1; боевых вылетов - 424; воздушных боёв - 68.
После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах, стал
заслуженным лётчиком-испытателем СССР, в звании генерал-майора
авиации в 1975г. уволился в запас. Умер 30 сентября 1993г. Похоронен
в г.Жуковском Московской обл., на Быковском кладбище.
Он учит летать самолёты.
В моих записных книжках военных лет немало заметок, посвящённых воздушным бойцам. В их числе были и строки, относящиеся к одному из мастеров воздушного боя Якову Ильичу Верникову.
"Мы прожили славный боевой год. Близок час нашей полной победы". Под этим заголовком в газете соединения в номере от 1 Января 1945 года была напечатана фотография молодого лётчика с такой надписью:
"В минуты наибольшей опасности Якова Верникова никогда не покидает ясность мысли и железная воля. Он жадно любит жизнь и во имя любви к жизни презирает смерть, бесстрашно сражаясь за счастье своего народа".
В этом же номере была корреспонденция о воздушных боях с истребителями противника, над которыми лётчик Верников одержал немало побед.
На трудном ратном пути встретилось немало испытаний. Однажды в районе Дона Верников уничтожил пикирующий бомбардировщик, тут же оказался в окружении 5 "Мессеров". Силы явно не равны, и фашисты одолели нашего лётчика. Раненый, он вместе с отступающими пехотинцами, переправился через реку, прополз через болото. В полку считали его погибшим, а он добрался, наконец, до своей части.
Отважному лётчику Капитану Я. И. Верникову было присвоено звание Героя Советского Союза 18 Ноября 1944 года, когда он служил в 147-м Гвардейском истребительном авиационном полку. В воздушных боях он уничтожил 16 самолётов противника.
В чем же секрет его мужества и огромных моральных сил ?
Яков Верников вырос в послеоктябрьские годы (к концу войны ему было 25 лет). С юных лет он связал свою жизнь с пионерией, комсомолом, а в первый военный год с партией коммунистов. Он, как и миллионы его сверстников, начал свою сознательную жизнь как верный гражданин своей Родины, горячо любящим и безмерно преданным ей.
Судьбу Верникова во многом определили его индивидуальные наклонности, а главной чертой характера была настойчивость в достижении цели.
Родители его жили интересами своего единственного сына. Увлечение 12-летнего школьника авиационным моделизмом для отца и матери было радостью. Вместе с сыном они разделили его первый успех, когда построенная им вместе с товарищами, смоленскими кружковцами, 8-метровая модель дирижабля заняла на Всесоюзных соревнованиях по авиамоделизму 1-е место.
Пытливым, любознательным мальчишкам, приобщившимся к технике в авиамодельной лаборатории Смоленского аэроклуба Осоавиахима, становились близки и понятны цели оборонного Общества. У них появлялось горячее желание верно служить Советской Родине. И вполне естественным для взрослеющих юных умельцев, строивших копии летательных аппаратов, явился их порыв в небо: они стали планеристами.
Никогда не забыть несравненное чувство полёта. На первых порах кратковременные подлёты, а затем парение навсегда сроднило Верникова с воздушной стихией, выработало в нём смелость, находчивость, самообладание. Он испробовал безмоторные аппараты того времени: УПАР, Г-9, Ш-10.
За планером последовал самолёт - знаменитый У-2. Постепенно эта машина становилась послушной юноше. Прошло немного времени, он окончил аэроклуб и в качестве инструктора - общественника начал сам обучать новичков лётному делу. Итак, комсомолец Яков Верников к своим 18 годам прошёл в спортивной авиации все этапы: "От модели к планеру, с планера - на самолёт !"
Избрав в жизни крылатую дорогу, Верников никогда не сворачивал с неё. Позади - учёба в Одесской военной школе лётчиков. И менее чем за год до войны молодой истребитель в звании Младшего лейтенанта получил назначение в полк.
...Мирную жизнь после войны Яков Ильич начал с чувством исполненного воинского долга. Отмеченный высшей наградой родины, он пришёл в коллектив, объединяющий лётчиков высокого мастерства, большой смелости, завершающих высокоответственный труд авиационных конструкторов. В этом коллективе лётчиков - испытателей Герой Советского Союза Яков Ильич Верников проработал 25 лет. Затем трудился в одном из ведущих конструкторских бюро.
Чем были заполнены все эти годы ? По самым приблизительным подсчётам через руки Верникова прошло несколько десятков типов самолётов, вертолётов и планеров. В испытательных полётах он провёл более 4000 часов - почти полгода. Ему довелось испытать и так называемые тихоходные машины и сверхзвуковые истребители.
Перед встречей с каждой новой машиной приходится сначала изучать расчётные материалы, агрегаты и детали в натуре, ясно представить себе взаимодействие частей, понять основную идею конструктора. Это поистине кропотливый, напряжённый труд, требующий острого глаза, быстрой реакции, глубоких технических знаний.
Яков Ильич Верников увёл не один самолёт в испытательные полёты. Наедине с опытным экземпляром самолёта, который представляется уравнением со многими неизвестными, лётчик совершал первые рулежки, подлёты, полёты над аэродромом, на дальних маршрутах вместе с инженером - испытателем определил максимальную дальность.
Размеренная и сравнительно спокойная работа в воздухе, неоднократные повторения одних и тех же испытаний сменялись полётами, связанными с напряжением и риском. Это, например, изучение поведения некоторых истребителей типа "МиГ" при штопоре. Но именно в этих чрезвычайно ответственных опытах Яков Ильич завоевал славу ведущего специалиста. Преднамеренно ввести в штопор и вывести из него реактивный самолёт в испытательном полёте - задача, доступная большому мастеру, бесстрашному авиатору.
Дома на книжных полках лётчика немало изданий, подаренных ему авторами. Среди них книга инженера М. Котика "Сваливание в штопор" с надписью: "Одному из первых отечественных лётчиков - испытателей - штопорников, внесшему неоценимый вклад в исследование критических режимов полёта".
Много интересных, уникальных фотографий хранится в его домашних альбомах. Здесь можно увидеть немало известных людей, с которыми он жил и трудился, проследить все этапы большой, интересной жизни этого замечательного человека.
...1940 год. Младший лейтенант в довоенной летной форме. 1943 год - он со своим верным боевым другом Николаем Дураковым у самолёта Як-1. Весна того же года. Аэродром под Батайском. Генерал вручает ему первый орден Красного Знамени. Лето: из рук командира дивизии лётчик получает второй боевой орден. 1944 год. Групповой снимок награждённых фронтовиков с М. И. Калининым в центре. Среди них - Я. И. Верников после вручения ему Золотой Звезды.
Я.И.Верников.
Год 1965-й. Франция. Авиационный салон в Бурже. На одном из фото Ю. Гагарин, В. Коккинаки и Я. Верников. К дням пребывания в Париже относится и цветной фотопортрет первопроходца космоса с его автографом. Советская делегация из Франции возвратилась на Родину. У самолёта конструкции С. Ильюшина его творец рядом с Яковом Ильичом, одним из первых, кто дал крылатой машине путевку в небо.
Проходят годы. К началу 1980-х годов относится несколько фотографий, сделанных друзьями в день полувекового юбилея Верникова. Он - со своими знакомыми лётчиками - космонавтами Г. Береговым, А. Елисеевым, А. Леоновым, с известными испытателями: С. Анохиным и Генерал - майором авиации С. Микояном, доктором технических наук М. Тайцом. На одном из снимков надпись - "участнику испытаний самолёта Ил-76".
В его альбоме хранятся фотоснимки, выполненные в памятный день 17 Мая 1971 года, когда во Внукове руководители Коммунистической партии и Советского правительства во главе с Л. И. Брежневым осматривали образцы новой авиационной техники. Здесь был представлен Ил-62М - самолёт, тогда ещё не известный на воздушных линиях. Верников - один из его испытателей - вёл рассказ об этом новом авиалайнере.
У Якова Ильича хранится целая кипа лётных книжек, где хронологически, день за днём, зафиксирована его работа в воздухе. Вот одна из них. В ней Сентябрьские записи 1947 года. За 2-е число этого месяца отмечены испытания разных типов машин: Ил-10, Як-9, По-2, дважды УТ-2. А вот другая запись 25 и 29 Декабря 1949 года: лётчик поднимался в воздух по 3 раза на МиГ-17 и других машинах.
И так каждый день, в мороз и зной, в солнечные дни весны и осеннюю непогоду. Самоотверженность, безупречное служение Родине по заслугам вознаграждены. На его груди - "Золотая Звезда" Героя, два ордена Ленина, четыре Красного Знамени, три Красной Звезды и орден Трудового Красного Знамени, 11 медалей. В 1960 году Верникову вручена Грамота Заслуженного лётчика - испытателя. Все это свидетельствует о его боевых подвигах и огромном вкладе в дело развития и совершенствования советского самолётостроения.
...Яков Ильич поднимается рано утром. На аэродроме, с которого он теперь стартует по несколько раз в день, приветливо встречают этого плотного широкоплечего человека, голова которого чуть тронута сединой. Добрыми серо - голубыми глазами смотрит он на людей, всегда готовый самозабвенно служить им своим крылатым трудом.
Автор статьи - Я. Шварцман.
Выжил / пропал без вести / погиб:
выжил
Близкий:
нет
Дата и время создания карточки:
2022-03-20 14:27:10
Дата и время последнего изменения:
2022-03-20 14:27:10
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.