Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158611
9669
6879
53059
3

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Катунин Илья Борисович



Пол:мужской
Дата рождения:17.11.1908
Место рождения:Гомель, Белорусь
Национальность:Еврей
Должность:Заместитель командира авиаэскадрильи
Звание:Капитан

Попечитель:

Иосиф Финкельштейн

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

Пока ни в одно подразделение этот Фронтовик не добавлен.

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.0.1932
Место призыва (военкомат):Кадровый
Дополнительные сведения:Рано лишился отца, который с 1914г. участвовал в 1-й Мировой войне. В 1916г. вернулся с фронта израненным и с подорванным здоровьем, прожил недолго и вскоре умер, оставив на руках убитой горем матери 4-х детей: восьмилетнего Элю (Илюшу), двух его братьев-Ицика и Шлюйме и сестру. Семья бедствовала, едва сводя концы с концами. В 1920г. Илью пришлось определить в детский дом. Там он окончил семилетку и школу профдвижения, в которой приобрёл рабочую специальность. До призыва в 1932г. на воинскую службу трудился слесарем на Гомельском судостроительном заводе. Последовательно прошёл обучение в военно-авиационной школе и Ейской школе морских лётчиков. При выпуске, давая аттестацию лётчику Катунину, преподавательский состав отметил его хорошие организаторские способности, природное умение передавать накопленные знания другим. Эти качества в определённой степени определили его дальнейшую судьбу на ближайшие годы. Поначалу был назначен инструктором Бежицкого аэроклуба. Вскоре стал начальником лётной части Брянского аэроклуба, продолжая исполнять обязанности инструктора. Обучая молодёжь, одновременно продолжал совершенствовать своё лётное мастерство. В 1940г. Катунин в качестве инструктора был направлен на курсы усовершенствования лётного состава. С начала войны неоднократно обращался к командованию с просьбой о немедленной отправке на фронт. В конце концов просьба Катунина была удовлетворена. После соответствующей переподготовки в запасном полку весной 1943г. прибыл в распоряжение командования ВВС Северного флота,определён в 46-й штурмовой авиаполк. Поначалу лейтенант Катунин воевал рядовым лётчиком. Проявил своё лётное мастерство. Вскоре был назначен командиром звена, ему присвоили очередное звание- старший лейтенант. Летал со стрелком-радистом Андреем Михайловичем Маркиным, с которым, несмотря на значительную разницу в возрасте, подружился. В этом составе экипаж штурмовика неоднократно летал на штурмовку вражеских коммуникаций. Приведём документальный рассказ об одном из таких вылетов: "...Подан сигнал, раздаётся рёв моторов грозных "ильюшиных". Вылетают один за другим прославленные штурмовики. Среди них старший лейтенант Катунин. Построившись в воздухе, они ложатся на курс к морю. А над ними и по бокам, как верные стражи, мчатся истребители прикрытия. Штурмовики идут на бреющем полёте вдоль самого берега. На горизонте замечен вражеский караван, и штурмовики по команде ведущего набирают высоту, уходят за облака. Под прикрытием истребитей они они незаметно приближаются к каравану и возникают над ним на высоте около тысячи метров. Ведущий, капитан Осыка, быстро принимает решение атаковать второй от головы транспорт, что позволит меньше находиться в зоне зенитного огня противника... Грозные "ильюшины" бросаются на вражеские суда. Вслед за первой парой в атаку идёт старший лейтенант Катунин со своим неизменным спутником Маркиным. От их бомб тонет сторожевик. Они возвращаются на аэродром. Через некоторое время на стол командира части кладут снимки, сделанные Катуниным. На них отчётливо видно, как большой фашистский транспорт, окутанный дымом, накренился, вот-вот море поглотит его. В дальнейших вылетах Катунин летал уже ведущим групп. Первый из них, 5 сентября 1943г., оказался весьма результативным -четвёрка штурмовиков потопила транспорт водоизмещением в шесть тысяч тонн. Эта блестящая победа была отмечена оперативной сводкой штаба Военно-Воздушных Сил Северного флота. В эти сентябрьские дни 1943г. газета "Североморский лётчик" писала: "Катунин не только хороший лётчик-командир, уважаемый всем личным составом нашей части. Он лётчик-новатор, постоянно ищущий в тактических приёмах новое, более совершенное. Это Катунина наши люди называют мастером бомбо-штурмовых ударов по морским целям с пикирования. Это он первый из штурмовиков поставил вопрос о том, что мы можем и должны иметь фотоснимки своих ударов, а затем первый на практике показал, как надо их производить...". За первые победы Катунин был отмечен 29 октября 1943г. орденом Красного Знамени. 23 апреля 1944 года капитан Катунин вылетел на очередное боевое задание ведущим группы 8-ми штурмовиков Ил-2, которых прикрывали 14 истребителей. Группа на выходе из Варангер-фьорда обнаружила и атаковала караван вражеских судов, следовавший из Киркенеса в Репе-фьорд . В состав каравана входило 14 транспортных судов и 17 кораблей охранения. Самолёт Катунина на подходе к цели был подбит зенитным огнём и загорелся. Лётчики видели, как Катунин решительно рванулся вперёд. Они видели, как машина капитана Катунина задымила и загорелась. Он успел передать своему заместителю лейтенанту Скопинцеву приказ принять на себя командование группой. В эфире лётчики услышали последние слова командира: -Братцы! Бейте фашистов! Прощайте, друзья! Прости, Андрюша! Машина, объятая пламенем, была направлена на транспорт. Из наградного листа:"За период боевой т.Катунин совершил 12 успешных боевых вылетов,в результате которых: 5.09.43г., вылетая ведущим четвёрки штурмовиков, лично потопил транспорт водоизмещением 5-6000 тонн (оперсводка ШВВС СФ № 249 от 6.9.43). 27.09.43г., будучи ведущим четвёрки штурмовиков, лично потопил мотобот (оперсводка ШВВС СФ №270 от 27.09.1943г.). 3.03.44г., являясь заместителем ведущего шестёрки штурмовиков, лично потопил сторожевой корабль 700 тонн водоизмещением и произвёл фотографирование нанесённого удара. Фотоснимком дал командиру необходимые данные о результатах удара (оперсводка ШВВС СФ №63). 5.03.44г. четвёрка штурмовиков, ведомая капитаном Катуниным, повредила транспорт противника водоизмещением 6000 тонн (оперсводка №65 от 5.03.44г.) 14.03.44г., являясь ведущим четвёрки штурмовиков, нанёс удар по порту Вадсе и лично потопил шхуну и повредил катер. Всей группой потоплено 4 шхуны, поддожено 2 мотобота и пореждён 1 катер (оперсводка ШВВС СФ №74 от 14.3.44г.) 10.04.44г., будучи ведущим восьмёрки штурмовиков, которая потопила транспорт водоизмещением 10-12000 тонн и сторожевой корабль. Три экипажа, в том числе т.Катунин, произвели фотоснимки нанесённого удара, которые дали командиру исчерпывающие данные о результатах удара. 23.04.44г, вылетая ведущим восьмёрки штурмовиков ИЛ-2, на подходе к цели, самолёт был подбит зенитной артиллерией, в результате чего загорелся. Т. Катунин горящий самолёт направил на транспорт противника и таранил его. Транспорт водоизмещением 5000 тонн потонул. Сам т.Катунин погиб смертью храбрых, проявив при этом мужество и героизм. За успешные и дерзкие действия на коммуникациях противника, приведшие к уничтожению его кораблей и транспортов, проявленные при этом мужество и героизм достоин представления к высшей награде-звания Героя Советского Союза посмертно. Ходатайствую о представлении к высшей награде-званию Героя Советского Союза посмертно. Командующий ВВС Северного флота генерал-лейтенант авиации Андреев". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944г. звания Героев Советского Союза присвоены Илье Борисовичу Катунину и Андрею Михайловичу Маркину посмертно. Мать Героя -Катунина Двося Шлемовна, 1881г.р., пережила своего сына Умерла в 1965г., похоронена на еврейском кладбище Гомеля "Прудковское". После войны в Брянске проживали вдова Героя Катунина Мария Семёновна дочь Дина и сын Вадим. Погибли на фронте братья Ильи Катунина: Исаак Борисович, 1916г.р., рядовой, погиб в бою 5 июля 1943г., место первичного захоронения: с.Коровино, перезахоронен в братскую могилу с.Ракитное, Белгородская обл.; пропал без вести и второй брат Шлойме Борисович. Приказом Министра Обороны СССР капитан И.Б.Катунин и старший сержант А.М.Маркин навечно зачислены в списки Н-ской части Северного флота. Именем Героя названы посёлок в Приморском районе Архангельской обл. (Катунино), рыболовный траулер "Илья Катунин", улица в Гомеле. Бюсты установлены в пос.Катунино и на территории музея авиации Северного флота
Выжил / пропал без вести / погиб:погиб
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2022-03-12 15:53:39
Дата и время последнего изменения:2022-03-12 15:53:39
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.