Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158510
9706
6878
53053
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Ковзан Борис Иванович



Пол:мужской
Дата рождения:7.4.1922
Место рождения:г.Шахты, Ростовская область, Россия
Национальность:белорусс
Должность:командир АЭ
Звание:гв.капитан

Попечитель:

Александр Кукалев

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

126 истребительный авиационный полк ПВО(126-й иап ПВО)
144 истребительная авиационная дивизия противовоздушной обороны
184 истребительный авиационный полк
42 истребительный авиационный полк
744 истребительный авиационный полк (744-й иап)

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:г.Бобруйск, Могилевская обл., Белоруссия
Родственники во время войны:отец Ковзан Иван Григорьевич, мать Матрена Васильевна, жена Надежда, сыновья Борис(1943г.р), Евгений
Дата призыва:7.4.1939
Место призыва (военкомат):кадры РККА
Дополнительные сведения:В рядах РККА с апреля 1939 года. В 1940 году окончил Одесскую Военную авиационную школу лётчиков. После окончания летной школы 18-летний Борис направлен в 160-й истребительный авиаполк ВВС Белорусского Особого ВО. С первых дней войны летчик Ковзан в составе 126-го истребительно-авиационного полка(126-й иап) прикрывал от вражеских налетов Гомель. Он видел, как внизу горела и дымилась родная белорусская земля; сердце обливалось кровью от известий о бомбежках родного Бобруйска. Боевой счет младший лейтенант Ковзан открыл на третий день войны: на истребителе И-15бис сбил бомбардировщик Doрнье-215( по другим данным Хейнкель – 111). Вскоре 126-й иап, потерявший в первые дни войны всю материальную часть, был направлен на переформирование, а ведущие летчики, и Борис Ковзан в их числе, отправились в тыл переучиваться на более современный истребитель Як-1. После переобучения летчик Ковзан получает назначение в 744-й истребительно-авиационный полк. Но в силу обстоятельств воевать он начал в 42-м иап 6-й резервной авиагруппы(6-я раг), который базировался под Тулой и действовал в интересах Брянского фронта. Впервые летчик Ковзан пошел на таран вражеского самолета при обороне Москвы. 29 октября 1941 г. Борис Ковзан на самолете МиГ-3 вылетел на разведку войск противника. Возвращаясь домой после успешно выполненного задания, в районе подмосковного г.Зарайска он заметил «Мессершмитт-110», самолет-разведчик, прикрывавший своих. И тут закончились боеприпасы, да и горючее было на исходе. Летчик пошел на таран, на высоте 700 м винтом своего самолета обрубив хвостовое оперение немецкой машины. Пилоту удалось благополучно посадить самолет в поле у д.Титово. Винт ему отремонтировал местный кузнец в своей кузнице, и на следующий день Ковзан своим ходом долетел до полкового аэродрома, где его уже считали пропавшим без вести. За этот подвиг он был награжден орденом "Красного Знамени". На счету Бориса Ковзана было уже 6 сбитых самолетов противника, когда на Тамбовщине, при посадке на зимний наст, его выбросило из самолета. С разбитым позвоночником он лежал в палате госпиталя в Ельце. Когда очнулся, рядом стояла молоденькая медсестра – невысокая, хрупкая. Все это время девушка с таким нужным на войне именем Надежда выхаживала раненого летчика, и Борис понял – это судьба. (Через год она станет его женой, а потом матерью двух его сыновей). После выздоровления Борис Ковзан продолжает воевать – в том самом 774-м полку, куда он был в свое время направлен после переобучения в тылу. Летал на истребителе Як-1. Был любимцем полка: за веселый нрав, надежность в бою, неутомимость в полетах товарищи прозвали его «Мухой». Второй таран летчика Ковзана пришелся на 21 февраля 1942 года. За три воздушных тарана Борис Ковзан был представлен к званию Героя Советского Союза с вручением ордена "Ленина" и медали "Золотая Звезда"(№1103). Свой последний таран, самый тяжелый из всех предыдущих, едва не закончившийся гибелью летчика, старший лейтенант Ковзан произвел 13 августа 1942 г. в районе Старой Руссы. Ему, в который раз, повезло невероятно. Упади он на луг или на лес – неминуемо разбился бы насмерть, даже при раскрытом парашюте. Но летчик угодил в зыбкую трясину. Внизу его уже ждали пехотинцы. Имя Ковзана гремело по всему фронту, и представлялся он всем могучим богатырем – а тут вытащили из трясины небольшого, худенького паренька с юным курносым лицом, обгорелого, в копоти, без сознания. У него были сломаны ключица и челюсть, обе руки и ноги, вместо правого глаза – кровавая рана. С лесного аэродрома так и не пришедшего в сознание летчика переправили в Москву. Очнулся Борис уже в московском госпитале, перебинтованный вдоль и поперек – на нем практически не было живого мест. Но он «цеплялся за жизнь зубами». Через два месяца почти срослось бедро и зажила сломанная рука; через полгода затянулась страшная рана на голове. Но глаз! Искусно сделанный стеклянный протез был мертвым, не способным ни оценить расстояние, ни уловить важные для летчика «полсекунды» на принятие решения… После тяжелейшего ранения летчик подлежал демобилизации. Но Борис Ковзан раз за разом, бессчетно обивал пороги отдела кадров ВВС, пока сердца кадровиков не дрогнули. Ему дали разрешение пройти медкомиссию, которую надо было убедить – он может воевать и с единственным глазом! Председатель комиссии, седой доктор с погонами генерал-майора медслужбы, не скрывал слез, слушая, как искалеченный войной 20-летний летчик просится опять во фронтовое небо. Читая заключение комиссии «Годен без ограничений», Борис Ковзан был счастлив! Он был направлен в истребительную авиацию ПВО. В полосе ближнего тыла (144-я истребительная дивизия ПВО г.Саратова) сражался с вражескими самолетами-разведчиками. Там Ковзана застало радостное известие о присвоении ему 24 августа 1943 года звания Героя Советского Союза и очередного звание капитан. Героический летчик Ковзан до конца прошел всю войну. Совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев, в которых уничтожил 28 вражеских самолетов – четыре из них тараном. После войны Борис Ковзан продолжал служить в ВВС СССР. В 1954 году окончил командную Военно-воздушную академию (п.Монино). С ноября 1958 года подполковник Ковзан – в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба, учил летать мальчишек и девчонок. В Рязани его знал каждый горожанин. Местный театр драмы на основе его героической биографии подготовил цикл художественно-документальных спектаклей. На премьерах Борис Иванович Ковзан поднимался на сцену, и зрители стоя аплодировали легендарному летчику. Последние годы Герой жил в г.Минске. Борис Иванович Ковзан умер 31 августа 1985 года в возрасте 63 лет. Похоронен на Северном кладбище в Минске. В Рязани и Минске, на домах, где жил Герой, установлены мемориальные доски. А в его родном Бобруйске есть улица им.Ковзана и памятник ему. Ковзан Б.И. – единственный в мире лётчик, совершивший четыре воздушных тарана. За время войны Ковзан совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боёв, сбил 28 самолётов противника. Наименование воинской части: 160 равп БВО, 126 иап, 8 зиап ПриВО, 133 гв. иап, 42 иап ЮЗФ, 184 иап ЮЗФ, 86 гв. иап, 744 иап ЮЗФ, 3 зап. авиац. бр. ПриВО, 144 иад ПВО, 963 иап 144 иад ПВО, 141 иад ПВО. Дата окончания службы: 29.11.1958 г. Награжден орденами: дважды орд."Ленина"(15.05.1942; 24.08.1943), орд."Красного Знамени"(16.07.1942), орд."Отечественной войны 1-й ст."(06.04.1985), орд."Красной Звезды"(30.04.1954), медалями "За оборону Ленинграда"(22.12.1942), "За боевые Заслуги"(15.11.1950), "За оборону Москвы"(01.05.1944), "За оборону Кавказа"(01.05.1944), "За победу над Германией"(09.05.1945) и другими.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2020-07-24 19:11:22
Дата и время последнего изменения:2020-08-02 10:59:28
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.