Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
137335
12793
7023
50172
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Бойчевский Александр Григорьевич



Пол:мужской
Дата рождения:25.8.1910
Место рождения:г.Севастополь, Таврическая губерния, Российская империя
Национальность:украинец
Должность:штурман АЭ
Звание:капитан

Попечитель:

Александр Кукалев

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

35 штурмовой Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова авиационный полк ВВС ВМФ(35-й шап ВВС ВМФ)
57 бомбардировочный авиационный полк ВВС ВМФ(57-й бап ВВС ВМФ)
8 бомбардировочная авиационная бригада (Краснознаменного Балтийского флота)
9 штурмовая авиационная Ропшинская Краснознаменная ордена Ушакова дивизия (Краснознаменного Балтийского флота)
Краснознаменный Балтийский флот
Николаевское военно-морское минно-торпедное авиационное училище летчиков и штурманов им.Леваневского(ВМАУ им.Леваневского)

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:ст.Безанчук, Куйбышевская обл.
Родственники во время войны:жена Бойчевская Нина Александровна, сын Александр(1938г.р)
Дата призыва:0.0.1931
Место призыва (военкомат):кадры РККА
Дополнительные сведения:В 1931 году добровольно поступил в ряды РККА и был направлен в 37-й авиационный отряд, дислоцировавшийся в Киеве. Первую воинскую специальность Бойчевский получил в 1932 году в школе младших авиамотористов, находившейся в аэропорту города Запорожье. Александр Бойчевский был человеком дисциплинированным, отлично справлялся с воинскими обязанностями. Военная служба представлялась ему лучшим выбором, и он решил остаться на сверхсрочную. Но парня, родившегося в Севастополе, тянуло к Чёрному морю. Александр был переведён во флот и прошёл переподготовку на курсах старшин моторных групп, которые окончил в 1934 году. До апреля 1935 года он служил в Севастополе старшиной моторной группы бригады торпедных катеров черноморского флота. В 1936 году Александр поступил в Военную школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей РККА в Ейске. Тогда это было единственное учебное заведение, где готовили лётный состав для морской авиации. Это была та самая офицерская школа морской авиации, которая родилась на берегах Балтики. Во время гражданской войны она, сменив название не один раз, из Ораниенбаума была переведена в Нижний Новгород, затем в Самару и Севастополь, а с 1931 года находилась в Ейске. К 26-ти годам Александр прошёл медицинскую и мандатную комиссии, сдал вступительные экзамены и был направлен в учебное отделение лётчиков-наблюдателей Ейской авиационной школы им.Сталина. К концу обучения Александр освоил летающую лодку МБР-2 (морской ближний разведчик). В январе 1938 года был сформирован народный комиссариат военно-морского флота. Авиационная школа в Ейске была преобразована в военно-морское авиационное училище (ВМАУ) им.Сталина, целиком сосредоточенное на подготовке морских авиаторов. По приказу наркома ВМФ в 1938 году состоялся очередной выпуск. В соответствии с этим приказом А.Бойчевский окончил училище по курсу лётчика-наблюдателя с присвоением воинского звания младший лейтенант и остался служить в училище инструктором-летнабом по курсу воздушно-стрелковой подготовки. В 1939 году инструктору-летнабу А.Бойчевскому присвоили звание лейтенанта вне очереди. Служба инструктора – занятие ответственное. Но молодым офицерам хотелось попасть в боевые части авиации флота. 30 ноября 1940 года А.Бойчевский был направлен в распоряжение командующего ВВС Балтийского флота. Вскоре его назначили младшим лётчиком-наблюдателем(штурманом) в экипаж скоростного бомбардировщика 57-го скоростного бомбардировочного авиационного полка(57-й сбап), он был сформирован к лету 1938 года и успел принять участие в советско-финляндской войне. В 1941 году 57-й полк 8-й авиабригады ВВС КБФ базировался на крупном аэродроме Котлы на западе Ленинградской области, в сорока километрах от пограничного эстонского города Нарва. Когда позволяли переменчивая балтийская погода и состояние аэродрома, личный состав полка занимался лётной и боевой подготовкой. Бойчевский показал себя умелым специалистом и в апреле-мае трижды получал благодарности от командира АЭ. Командиром экипажа, в котором служил Бойчевский, являлся старший пилот лейтенант Владимир Мищенко. 25 июня 1941 года экипажи выполняли своё первое боевое задание: наносили удары по целям на территории Финляндии. В первые дни войны экипаж Мищенко – Бойчевского четыре раза вылетал на бомбардировку порта Або (Турку), а затем ещё дважды – на воздушную разведку северного побережья Финского залива. Экипаж Мищенко – Бойчевского 30 июня 1941 года успешно выполнил свой 7 (седьмой) боевой вылет и вернулся на аэродром Котлы. За шесть дней напряжённой боевой работы экипаж провёл в воздухе около 23 часов. Для восполнения потерь в полк начали поступать одноместные бронированные штурмовики Ил-2 и новейшие бомбардировщики Пе-2. Мищенко и Бойчевский в короткий срок освоили бомбардировщик Пе-2 и до 13 августа 1941 года успели совершить ещё 30 б/вылетов с налётом 62 часа. Преимущественно они выполняли задачи воздушной разведки и аэрофотосъёмки военно-морских баз Риги, Либавы и Виндавы, захваченных противником, и одновременно наносили бомбовые удары по портовым сооружениям и кораблям. 20 августа 1941 года лейтенанта В.Мищенко назначили командиром, а лейтенанта А.Бойчевского штурманом звена АЭ. С этого времени экипаж в основном выполнял воздушную разведку районов северного и южного побережий Финского залива. Разведывательные данные и аэрофотосъёмки, сделанные А.Бойчевским, отличались точностью и аккуратностью, что отражено в его послужных документах. Результаты разведки доносились как в штаб 8-й авиабригады, в составе которой воевал 57-й полк, так и в штаб Балтфлота. 16 октября 1941 года экипаж самолёта Пе-2 в составе командира звена лейтенанта В.Мищенко, штурмана звена лейтенанта А.Бойчевского, стрелка-радиста Л.Павельева находился на аэродроме Шугозеро в 46 километрах от Тихвина. Получив боевое задание, экипаж приступил к взлёту, но при наборе высоты задымил левый двигатель. Молодой лётчик по ошибке выключил правый двигатель, после чего «обрезало» и левый. Лейтенанту В.Мищенко удалось осуществить вынужденную посадку с двумя остановившимися двигателями, сам он при этом погиб. Штурман А.Бойчевский и стрелок-радист Л.Павельев получили ранения, лейтенант А.Бойчевский был направлен в госпиталь, где находился до конца месяца. С 20 августа 1941 года он успел совершить 10 (десять) успешных боевых вылетов с налётом 16 часов 35 минут. Командир полка представил лейтенанта А.Бойчевского к ордену "Красного знамени". Зимой 1942 года он успел совершить ещё 8 (восемь) боевых вылетов на Волховском фронте и получил третье ранение. 9 июня 1942 года А.Бойчевского перевели на должность преподавателя бомбардировочного цикла в Военно-морское авиационное училище (ВМАУ им.Леваневского) в Куйбышевской области. Здесь А.Бойчевский освоил самолёт ИЛ-2, готовил на нём курсантов и исполнял обязанности штурмана второй эскадрильи формируемого штурмового полка. 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, и войска волховского и ленинградского фронтов сомкнулись, заняв узкий коридор на берегу Ладожского озера в районе Шлиссельбурга. Чтобы не допустить прорыва врага, летом 1943 года советские войска вели тяжёлые бои в районе деревни Синявино. В этих боях и участвовал переформированный 35-й штурмовой полк(35-й шап). В августе 1943 года 35-й полк был переброшен на Ораниенбаумский плацдарм, введён в состав 9-й штурмовой авиадивизии(9-я шад) и базировался на недавно построенном оперативном аэродроме Гора-Валдай (на территории нынешнего Ломоносовского района). С аэродрома Гора-Валдай в Ломоносовском районе 35-й шап совершал боевые вылеты на самолётах Ил-2 на бомбоштурмовые удары по железнодорожным и шоссейным дорогам, артиллерийским батареям и скоплениям войск противника. Всего с начала 1943 года до 15 октября Бойчевский совершил 42 боевых вылета с общим налётом 33 часа 30 минут, из них 11 полётов ночью. В августе 1943 года Бойчевский получил четвёртое ранение, которое наряду с недолеченными ранами давало о себе знать во время боевой работы, он стал сильно уставать. Поздней осенью 1943 года А.Агеенко и А.Бойчевский неоднократно вылетали ведущими группы штурмовиков для нанесения ударов по кораблям противника на морских коммуникациях. С 27 октября по 10 ноября в составе экипажа они потопили сторожевой корабль и ещё два подожгли, а также отправили на дно сторожевой катер, тральщик и транспортное судно в Финском заливе. Бойчевский А.Г. был награждён вторым орденом "Красного знамени". А его командир А.Агеенко удостоен полководческого ордена "Александра Невского". В том же 1943 году балтийским авиаторам были вручены медали «За оборону Ленинграда». 1 февраля 1944 года в боях погибли лётчик капитан Александр Агеенко и штурман АЭ капитан Александр Бойчевский. 8 марта 1944 года извещение об их последнем подвиге, наградные книжки и документы были направлены семьям. У Гора-Валдайского озера, в шестидесяти километрах к западу от Санкт-Петербурга, за деревней Шепелево справа от дороги стоит мемориал «Балтийцам». Он находится на территории Лебяженского городского поселения в Ломоносовском районе Ленинградской области. Ежегодно по традиции на бывшем фронтовом аэродроме Борки близ Лебяжья проводятся мероприятия, посвящённые дню победы. Награжден орденами: дважды орд."Красного Знамени"(16.12.1941, 25.12.1943); медалью "За оборону Ленинграда"(1943).
Выжил / пропал без вести / погиб:погиб
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2020-06-06 06:50:10
Дата и время последнего изменения:2020-06-19 06:29:58
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.