Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
157858
9944
6912
53038
3

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Политыкин Василий Константинович



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1907
Место рождения:Орловская область Клетнянский район, пос. Жерновец
Национальность:русский
Должность:штурман разведывательного самолета Пе-3
Звание:капитан

Попечитель:

Вадим Чесалин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

2 авиационный полк дальней разведки Главного Командования Красной Армии

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.0.1929
Место призыва (военкомат):РВК г. Брянска
Дополнительные сведения:Место рождения: Орловская обл., Клетнянский р-н, пос. Жерновец Призван в армию в 1929 г. в РВК г. Брянск. Военный летчик. Капитан, штурман разведывательного самолета 2 авиационного полка разведчиков (авиационный полк дальней разведки) Главного командования Красной Армии. Окончил Военно-воздушную академию командного и штурманского состава (пос. Монино Щелковского района Московской области). В первые дни Великой Отечественной войны командованием Красной Армии было принято срочное решение о формировании специального авиационного полка для выполнения дальней разведки войск противника. Для укомплектования полка летным и техническим составом направлялись лучшие кадры из действующих авиационных полков и слушатели Военно-воздушной академии. Для полка выделялись лучшие по тем временам самолеты Пе-2 и Пе-3 — скоростные пикирующие бомбардировщики. Экипажи этой авиационной эскадрильи приступили к переучиванию на более скоростной и маневренный самолет Пе-2, а технический состав - к монтажу фотооборудования на самолеты. Разведэскадрилья была сформирована в начале июля того же года в составе 8 экипажей за счет состава, подготовленного для выполнения бомбардировочных задач, но не подготовленного к ведению разведки. В начале августа 1941 года на базе эскадрильи п. Монино был развернут 2 авиационный полк дальней разведки Главного Командования Красной Армии. Его вооружили самолетами Пе-2. С 5 июля 1941 года авиационная эскадрилья начала выполнять боевые задания, и в тот же день понесла первую боевую потерю. Дневные полеты в тыл противника на ДБ-3Ф в условиях господства противника в воздухе были смертельно опасными. В начале октября 1941 года часть достигла боеготового состояния, располагая 25 экипажами и 26 исправными Пе-2. Кроме того, в разное время на вооружении полка были самолеты Ил-4, Ли-2, Пе-3, По-2, Ту-2, B-25, а также два Do-17 (или Do-215) из числа закупленных перед войной. Работа полка велась в основном по трем основным направлениям: - выявление состава группировок войск противника и наблюдение за перемещениями его частей и соединений; - слежение за перевозками по железным, шоссейным и грунтовым дорогам; - разведка и наблюдение за аэродромами противника. Советские лётчики, пилотировавшие в начале войны самолёты, уступавшие по основным показателям и возможностям немецким, в полной мере заслужили право быть именованными Героями и Асами своего дела, поскольку, хотя и несли оправданные потери в воздушных боях с противником, но и наносили его силам ощутимый вред, и успешно выполняли боевые задания командования. Старшего лейтенанта Климанова Алексея Ивановича и старшего лейтенанта Политыкина Василия Константиновича приказом назначили соответственно командиром и штурманом 3-й эскадрильи (в ноябре и декабре 1941 году обоим летчикам было присвоено звание «капитан»). Они уже имели опыт участия в боевых действиях. За участие в событиях на озере Хасан, в борьбе с японскими захватчиками, Климанов А. И. был награжден орденом «Боевое Красное Знамя», Политыкин В. К. за участие в финской войне награжден орденом «Красная Звезда». Им было поручено формировать летный и технический состав их обучать и готовить к боевой работе. Одновременно формировались 1-я и 2-я эскадрильи. В составе полка было сформировано три эскадрильи по десять экипажей в каждой и группа управления полка. Общая численность полка составила 40 самолетов и соответственно экипажей. Экипаж самолета Пе-2 три человека: летчик, штурман и стрелок-радист. Полеты на разведку выполнялись, как правило, одиночными самолетами без прикрытия истребителями. Противник охотился за нашими самолетами-разведчиками и потери самолетов и экипажей были значительными. Вот один из эпизодов их боевой работы, опубликованный в журнале «Мир авиации» №3 за 2001 г.: «В первые часы 13 июля 1941 года с аэродрома подскока Гривочки вылетел на задание самолет ДБ-3Ф старшего лейтенанта Климанова. Машина держала курс вдоль побережья Балтийского моря. На борту находились летчик-наблюдатель (штурман) Политыкин и стрелок-радист Сыроваткин. Разведчикам предстояло на обратном маршруте, после рассвета, сфотографировать все порты, ж.д. станции, аэродромы и магистрали, которые встретятся от Гдыни до Клайпеды. Экипаж рассчитывал встретить немецкие истребители лишь на обратном пути, а бой пришлось принять уже на первых километрах вражеской территории. У города Эльбинг на одинокий ДБ-3Ф набросились шесть Bf-109, даже не утруждавшие себя маневром. Поочередно атакуя, они осыпали разведчика ливнем огня. Поначалу стрелку удавалось отражать наскоки противника. Вот один из них пошел к земле объятый пламенем, но после очередной атаки пулемет Сыроваткина замолчал. Тяжело раненный он так и умер, не отпуская гашеток. Ранен Политыкин, пробиты бензобаки. Климанов, развернувшись после смерти стрелка обратно, изо всех сил тянул машину через линию фронта. Разбита приборная доска, вышла из строя система выпуска шасси, изуродованы оба колеса. Но полет продолжался, и Климанову удалось долететь до своего аэродрома и посадить самолет на «брюхо». Пробежав чуть больше сотни метров, ДБ-3Ф рассыпался и восстановлению уже не подлежал. Осматривая после посадки кабину, Климанов насчитал около 60 вмятин от осколков и пуль в своей бронеспинке». В книге В. И. Силантьева «Воздушные разведчики» так же довольно подробно описаны боевые вылеты экипажа командира эскадрильи: «Воздушные разведчики храбро сражались в небе подмосковья. Наш первый Батя, командир эскадрильи Климанов, вместе со штурманом Политыкиным выполнил много важных заданий. В дни грозного наступления врага на столицу разведчики обнаружили большое скопление танков в окрестностях Волоколамска и Можайска. По их донесения действовала штурмовая авиация. Как тяжело добывались эти ценные сведения! Приходилось летать в плохую погоду, на обледеневших самолетах. Облачность и туманы закрывали объекты разведки. И тогда вылеты приходилось повторять. Фотографирование в плохую погоду не удавалось, а командование ВВС настойчиво требовало точных, подтвержденных фотоснимками данных. Так было с разведкой танковой колонны в районе Волоколамска и Можайска В полет на разведку в район Волоколамска и Можайска Климанов пошел рано утром. Вернулся расстроенный и озадаченный. - Ни пехоты, ни техники не обнаружили на всем участке разведки, - доложил он командиру полка. - Странно, сухо сказал командир полка Тюрин. - А наземная разведка сообщает, что прорвалась танковая колонна. Пишите динесение. Политыкин достал планшет, расположился на хвосте самолета и начал что-то писать. Так было заведено: сразу же после полета, не покидая стоянки, экипаж писал донесение о визуальной разведке. Прочитав листок, исписанный Политыкиным, Тюрин спустился в штабную землянку и попросил соединить его по телефону с каким-то генералом, который для нас был тогда инкогнито. Ему быстро ответили, и командир стал докладывать о полете Климанова. Конечно, генерал остался недоволен, приказал вылететь снова и разведать дополнительно другой участок шоссе, по которому могли прорваться фашистские танки. Политыкин тут же вытащил карту и принялся рассчитывать новый разведывательный маршрут. Тем временем фотоспециалисты закончили работу и доложили, что на пленке пусто, не снято ни одного военного объекта. Экипаж Пе-3 слетал вторично и снова ничего не обнаружил. Лишь в ходе третьего полета по другому маршруту была обнаружена фашистская танковая колонна. Она растянулась на десятки километров и двигалась на Москву. В свой последний боевой полет на задание с аэродрома п. Монино экипаж второго разведывательного авиаполка на Пе-3 в составе командира, капитана Алексея Ивановича Климанова и штурмана Василия Константиновича Политыкина, отправился 14.12.1941 г. На этом варианте бомбардировщиков «петляковых» не было предусмотрено место для стрелка-радиста. (Несмотря на отсутствие стрелка, благодаря заметно большей дальности, Пе-3 в роли разведчиков пользовались значительно большей популярностью, чем Пе-2. Последние уцелевшие Пе-3 оставались на вооружении полка до 1946 г.). Погода портилась. Однако задание нужно было выполнить. Очередной вылет воздушных разведчиков стал роковым. Над с. Туманово Пе-3 был сбит вражеским истребителем снизу, с хвоста». Климанов успел катапультироваться, но был расстрелян немцами прямо в воздухе. Самолёт с Политыкиным упал в болото недалеко от Туманова. В ту годину многие не возвращались из боя. Полк набирался опыта, неся тяжелые потери. За несколько недель напряженной фронтовой жизни погиб костяк полка - степенные, семейные летчики и штурманы. Некоторые из них налетали тысячи километров и оказались сбитыми в первых же вылетах на разведку… Судьба Василия Константиновича сложилась так, что его жена и дети узнали о его гибели лишь через 20 лет. В 1961 г. у деревни Ширяиха Гагаринского района на Смоленщине обнаружены останки нашего самолета. А начал посиковую деятельность Иван Яковлевич Абрамов, который в 1961 году руководил работами по осушению болота в пойме реки Сежа у совхоза «Баскаковский» близ Туманова. Там, у деревни Ширяиха было раскопано место падения самолета и были обнаружены останки и документы штурмана В. К. Политыкина. По номеру чудом сохранившейся на планшете квитанции о переводе продаттестата жене, через подольский архив Советской Армии была установлена фамилия погибшего, затем разысканы его родственники. Неоценимый вклад в дело поиска внес сын Василия Константиновича – Владимир Васильевич. Останки летчика Политыкина В. К. с соблюдением воинских почестей и ритуалов были похоронены в братской могиле на воинском кладбище No.11 в пос. Бывалицы (Тумановский с/с, Вяземский р-н, Смоленская обл.), 42 км. от г. Вязьма. В 1987 г. найдено место захоронения летчика А. И. Климанова. Его останки были перенесены на то же кладбище, где захоронен В. К. Политыкин. Мы очень благодарны неравнодушным к чужому горю людям, которые участвовали в поиске родственников погибших летчиков. В школьном музее в Баскаково двум героически погибшим летчикам посвящен один из разделов школьного музея «Крылатые разведчики». В 2001-м году, когда полк, где служили Климанов и Политыкин (ныне это – 47-й отдельный гвардейский авиационный полк, базирующийся в Шаталове) отмечал своё 60-летие, И. Я. Абрамов сделал подарок полковому музею – изготовленный им макет памятника на могиле лётчиков в масштабе 1:10, который занял достойное место в экспозиции музея. Разведывательные данные добывались ценой больших потерь. С 5 июля 1941 года по 23 апреля 1945 года полк потерял 297 человек личного состава и 99 самолетов. За годы Великой Отечественной Войны экипажи полка выполнили 4463 боевых вылетов. Разведали 19646 городов и крупных населенных пунктов, 16836 железнодорожных узлов и станций,4469 аэродромов, фотографировали 230 раз 50 морских портов. Протяженность сфотографированных маршрутов составила 516 000 км. 8 февраля 1943 года за заслуги в боях с немецко-фашистскими захватчиками приказом НКО СССР № 64 2-й авиационный полк дальней разведки главного командования Красной Армии (2-й АПДР ГК КА) преобразован в 47-й Гвардейский авиационный полк дальней разведки Главного командования Красной Армии (47-й Гвардейский АПДР ГК КА). За образцовое выполнение заданий командования за овладение г. Борисов приказом присвоено почетное наименование «Борисовский». Полк награжден орденами «Красное Знамя» и орденом Суворова 3-й степени. Экипажи полка выполнили фотосъемку Берлина перед его штурмом и специалистами полка был изготовлен фотопланшет Берлина для Верховного Главнокомандующего. За годы Великой Отечественной Войны в полку состоялось. 2075 награждений орденами и медалями. Присвоено звание Герой Советского Союза -9 летчикам и штурманам.
Выжил / пропал без вести / погиб:погиб
Близкий:да
Дата и время создания карточки:2020-04-02 13:01:09
Дата и время последнего изменения:2020-04-28 14:26:54
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.