Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
144641
13136
7082
51584
0

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Хвостов Михаил Григорьевич



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1917
Место рождения:деревня Починок Кстовской волости Нижегородского уезда Нижегородской области РСФСР (ныне Новоликеевского сельсовета Кстовского района Нижегородской области)
Национальность:русский
Должность:ком.катера
Звание:старший лейтенант

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

4 дивизион сторожевых катеров малых охотников Краснознаменного Балтийского флота
Истребительный отряд Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота
Краснознаменный Балтийский флот
Охрана водного района Краснознаменного Балтийского флота
Тихоокеанский флот
Тихоокеанское высшее Военно-Морское училище

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:овощесовхоз Карагайский Карагайского района Чкаловской области (ныне село Кадилово Карагайского района Пермского края)
Родственники во время войны:жена Хвостова Н.М.
Дата призыва:0.0.1936
Место призыва (военкомат):добровольно, ВМКУ имени М.В. Фрунзе, г. Ленинград
Дополнительные сведения:Родился в 1917 году в деревне ПОЧИНОК Кстовской волости Нижегородского уезда Нижегородской области РСФСР (ныне Новоликеевского сельсовета Кстовского района Нижегородской области). Русский. Член ВЛКСМ. В июле 1936 года по путевке ВЛКСМ ХВОСТОВ М.Г. был направлен для обучения в Военно-Морское Краснознаменное училище имени М.В. Фрунзе в городе ЛЕНИНГРАДЕ (ныне Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт), на подготовительные курсы которого был зачислен приказом начальника ВМКУ имени М.В. Фрунзе № 340 от 13 августа 1936 года. Подготовительные курсы училища размещались в городе ПЕТЕРГОФ Ленинградского городского совета (ныне Петродворцового района САНКТ_ПЕТЕРБУРГА) на южном берегу Финского залива. В августе 1937 года ХВОСТОВ М.Г. был зачислен на первый курс Военно-Морского Краснознаменного училища имени М.В. Фрунзе. Военно-политическая обстановка на ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ в начале 30-х годов потребовала от правительства СССР укрепления своих восточных рубежей. Созданный в 1932 году Тихоокеанский флот требовал не только материально-технического обеспечения, но и испытывал острую потребность в командирах, хорошо знающих специфические особенности обширного тихоокеанского театра. На основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР о расширении сети военно-морских училищ, директивой Генерального штаба РККА от 19 ноября 1936 года № 23520-СС было принято решение сформировать 3 Военно-Морское училище с дислокацией в городе ВЛАДИВОСТОКЕ. Училище считается сформированным 18 октября 1937 года, когда приказом за № 1 полковой комиссар БАРУЗДИН Александр Дмитриевич объявил о своем вступлении в должность начальника 3-го ВМУ РККФ и допустил к исполнению должности своего заместителя по учебно-строевой части капитан-лейтенанта КАЛИНИНА Михаила Степановича. Место размещения училища было выбрано на окраине ВЛАДИВОСТОКА на берегу Амурского залива, в районе Второй речки. За основу для постройки учебных и административных корпусов и жилых помещений были взяты казармы Первого Владивостокского артиллерийского полка северного рубежа обороны Владивостокской крепости, расположенные на сопке САПЕРНАЯ. На них достраивались вторые, третьи и четвертые этажи, делались пристройки. К концу января 1938 года были готовы три этажа южной части учебного корпуса, вступили в строй столовая, санчасть, типография, телефонный коммутатор. Была сформирована кадровая команда. Для семей офицеров и сверхсрочников были построены несколько домов. Командно-преподавательский состав был набран из наиболее подготовленных командиров Тихоокеанского флота. 30 января 1938 года училище приняло первых питомцев - 329 курсантов 1 курса Военно-Морского Краснознаменного училища имени М.В. Фрунзе из города ЛЕНИНГРАДА, окончивших первый семестр. Курсант ХВОСТОВ Михаил Григорьевич был переведен в 3 ВМУ приказом Народного комиссара ВМФ № 30 от 15 января 1938 года. Вместе с курсантами из Ленинграда прибыли командиры подразделений и некоторые преподаватели, а уже 6 февраля 1938 года своим приказом № 29-а начальник училища объявил об окончании формирования училища. Начальный курс училища состоял из 8 групп, каждая из которых делилась на 2 класса. Командующий Тихоокеанским флотом флагман 2 ранга КУЗНЕЦОВ Николай Герасимович приказом № 0104 от 7 февраля 1938 года объявил дату начала занятий – 8 февраля 1938 года по штурманской, артиллерийской и минно-торпедной специальностям. Изучались и общеобразовательные дисциплины, к проведению которых привлекались лучшие преподаватели из высших и средних учебных заведений ВЛАДИВОСТОКА. Учеба была организована с учетом дальневосточной специфики: изучался не только местный театр плавания, но и языки вероятного противника. Постоянное внимание, заботу и практическую помощь оказывал училищу командующий Тихоокеанским флотом флагман 2 ранга Николай Герасимович КУЗНЕЦОВ. Летняя курсантская практика 1938 года по времени совпала с событиями Хасанского пограничного конфликта. Основная часть курсантов, находившихся на корабельной практике, сошла на берег и влилась в состав береговых частей гарнизона, готовившихся к обороне ВЛАДИВОСТОКА. Некоторые курсанты в составе экипажей кораблей обеспечивали поддержку сухопутных частей продовольствием и боеприпасами. Другие в конце июля - начале августа 1938 года участвовали в эвакуации раненых из залива ПОСЬЕТ. Многие курсанты были награждены знаком «За бои у озера ХАСАН VI.VIII 1938 г.». В декабре 1938 года начальником училища был назначен опытный подводник капитан 2 ранга (в последствии капитан 1 ранга) ПОСКОТИНОВ Алексей Алексеевич, награжденный 23 декабря 1935 года, будучи командиром ПЛ «М-25» ТОФ, орденом ЛЕНИНА. 5 мая 1939 года приказом НК ВМФ № 154 3 Военно-Морское училище было переименовано в Тихоокеанское Военно-Морское училище. В июле 1939 года была создана учебная военно-морская база в бухте МИНОНОСОК залива СЛАВЯНКА. Согласно постановления Совета Народных Комиссаров от 5 мая 1940 года Приказом народного комиссара ВМФ № 234 от 10 июня 1940 года Тихоокеанское Военно-Морское училище было переведено в разряд высших учебных заведений первой категории с дальнейшим наименованием «Тихоокеанское высшее Военно-Морское училище». 3 февраля - 18 марта 1941 года в ТОВВМУ состоялись первые государственные экзамены. Всем выпускникам было присвоено воинское звание «мичман», и они разъехались для стажировки на корабли и в части, в основном, Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии. В город ЛЕНИНГРАД были посланы две группы выпускников ТОВВМУ: 50 человек – на специальные курсы подводников – штурманов и минеров подводных лодок и 30 человек – в Охрану водного района Кронштадтской военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота. В число второй группы выпускников-тихоокеанцев вошел и мичман ХВОСТОВ Михаил Григорьевич, он проходил стажировку в штабе ОВР в городе КРОНШТАДТЕ. После 22 июня 1941 года вся группа выпускников-катерников была отправлена в ВВМОЛКУ имени М.В. Фрунзе. Здесь им объявили приказ Народного комиссара ВМФ № 0963 от 24 июня 1941 года о присвоении воинского звания «ЛЕЙТЕНАНТ» и переодели в офицерскую форму. Был организован даже небольшой выпускной вечер. Приказом Наркома ВМФ № 01087 от 27 июня 1941 года лейтенант ХВОСТОВ Михаил Григорьевич был распределен на Краснознаменный Балтийский флот, где был назначен командиром сторожевого катера «МО-407» типа «МО-4» 4 дивизиона сторожевых катеров МО. Катера типа «МО-4» строились на Приморском заводе № 5 в городе ЛЕНИНГРАДЕ. Водоизмещение нормальное 53,5 тонны, полное 56 тонн. Длина, ширина, высота борта на миделе: 26,9х4,0х2,9. Осадка по корпусу: 1,5 м. Корпус катера гладкопалубный, деревянный с трёхслойной обшивкой из сосновых досок и прокладками из перкаля, в районе ватерлинии корпус был более полным, что существенно увеличивало остойчивость. Удачными были и обводы корпуса из-за чего катер не опрокидывался в шторм и легко всходил на волну. Надстройка состояла из боевой рубки и открытого ходового мостика. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков. Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми моторами ГАМ-34БС по 850 л.с. каждый, с реверс-муфтами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три винта фиксированного шага обеспечивая полную скорость до 27 узлов. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии повышало живучесть катера, что не раз спасало экипажи от верной гибели, а «подводный выхлоп» у двигателей уменьшал шум катера, что было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Вооружение катеров состояло: из двух одноствольных 45-мм полуавтоматов 21-К, расположенных одно на баке и одно в корме; двух одноствольных 12,7-мм пулемётов ДШК, которые располагались побортно в кормовой части между надстройкой и кормовым 45-мм орудием; двух бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб МБ-1; четырех якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Катера комплектовались компасом, шумопеленгаторной станцией (ШПС) «ПОСЕЙДОН» и морскими дымовыми шашками (МДШ). 4 дивизион сторожевых катеров малых охотников был сформирован в составе Истребительного отряда катеров Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота 7 сентября 1941 года в КРОНШТАДТЕ. С первого же дня существования дивизиона «морские охотники» несли дозорную службу, осуществляли поиск подводных лодок и непосредственное охранение кораблей и судов. Благодаря стойкости и героизму моряков-ОВРовцев, несших дозорную службу, морские подступы к КРОНШТАДТУ и ЛЕНИНГРАДУ находились под надежной охраной. ОВРовцы осуществляли также противолодочную, противокатерную и противовоздушную оборону конвоев, прикрытие их дымовыми завесами от огня береговой артиллерии противника. Всего осенью 1941 года было проведено 37 конвоев. С первых дней по приходу на катер лейтенант ХВОСТОВ М.Г. показал себя образцовым, волевым командиром. С 24 октября по 6 декабря 1941 года малые охотники дивизиона участвовали в эвакуации Военно-Морской базы ХАНКО. Сторожевой катер «МО-407» под командованием лейтенанта ХВОСТОВА М. Г. участвовал в походах на ХАНКО со 2 ноября 1941 года. Походы на ХАНКО и обратно совершались в сложных гидрометеоусловиях (штормы, обледенение, плохая видимость). До войны считалось, что катера МО могут плавать при волнении моря не более 3— 4 баллов. Во время эвакуации ХАНКО они ходили в семибалльный шторм. Их то и дело накрывали волны, верхняя палуба и надстройки нередко покрывались льдом. В ледяной панцирь превращалась одежда людей из верхней команды. Каждый поход к ХАНКО можно расценивать как настоящий подвиг. Малые охотники, выполняли задачи противолодочной, противокатерной, противовоздушной обороны, а также ставили дымовые завесы для прикрытия конвоев от обстрела и спасали людей с гибнущих кораблей и судов. Все возложенные задачи по эвакуации гарнизона вмб ХАНКО лейтенант ХВОСТОВ М.Г. выполнил отлично. В ночь со 2 на 3 декабря 1941 года из ХАНКО вышел турбоэлектроход «ИОСИФ СТАЛИН», использовавшийся как военный транспорт «ВТ-521», имея на борту 5589 военнослужащих Красной Армии. Транспорт следовал в КРОНШТАДТ в составе конвоя, включавшего: эсминцы «СТОЙКИЙ» (флагман) и «СЛАВНЫЙ», 5 тральщиков, катер связи ЯМБ, семь катеров МО и четыре торпедных катера. В 01 час 14 минут 3 декабря во время прохождения немецкого минного заграждения северо-западнее острова НАЙССАР, при перемене курса по сигналу эм «СТОЙКИЙ», втр «ИОСИФ СТАЛИН» вышел из протраленной полосы и подорвался последовательно на трёх минах, получил значительные повреждения. Корабли конвоя немедленно приступили к спрасательной операции. С 03 часов 25 минут спасательная операция проводилась под обстрелом финской береговой батареи МАКИЛУОТО. От попадания 12-дюймового снаряда (по другим данным — от подрыва на четвертой мине, подсечённой тралом и всплывшей) произошла детонация боеприпасов на транспорте. Судно начало погружаться в воду. Базовым тральщикам 205, 211, 215, 217 и пяти катерам МО, несмотря на минную опасность, удалось снять с гибнущего судна и поднять из воды 1740 человек. Сторожевой катер «МО-407» под командованием лейтенанта ХВОСТОВА М.Г., несмотря на большую волну, обстрел финской береговой батареи и минную опасность, подошел к транспорту, снял с его борта 80 человек и доставил на остров ГОГЛАНД. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, отличную организацию службы на корабле, что дало возможность решать боевые задачи, спасение 80 человек и проявленные при этом доблесть и мужество командир сторожевого катера «МО-407» лейтенант ХВОСТОВ Михаил Григорьевич командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда Охраны водного района КБФ капитан-лейтенантом КЛИЕНТОВЫМ А.В. 6 декабря 1941 года был представлен к ордену КРАСНОГО ЗНАМЕНИ. Решением ВРИД командира Охраны водного района КБФ капитана 2 ранга ЛАДИНСКОГО Ю.В. и по его ходатайству от имени Президиума Верховного Совета СССР приказом Командующего Балтийским флотом № 2 от 4 января 1942 года награжден орденом КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ (http://podvignaroda.ru/?#id=7893925&tab=navDetailManAward). Сразу после окончания эвакуации гарнизона ХАНКО в связи с быстрым распространением льда потребовалось завершить эвакуации гарнизона острова ГОГЛАНД. В связи с плохой погодой эвакуационный караван смог выйти в море только 10 декабря 1941 года и, пробиваясь через лед, прибыл в КРОНШТАДТ только 16 декабря. В ходе этого перехода Истребительный отряд катеров Охраны водного района КБФ понес большие потери в кораблях, чем при эвакуации из ТАЛЛИНА и ХАНКО вместе взятых. На пути в КРОНШТАДТ были потеряны 4 малых охотника, чьи деревянные корпуса не выдержали давления льда. Сторожевой катер «МО-407» лейтенанта ХВОСТОВА М.Г.был раздавлен льдом 10 декабря и, после снятия вооружения, документации и личного состава, 11декабря 1941 года затонул восточнее острова ЛАВЕНСААРИ (МОЩНЫЙ) в ФИНСКОМ заливе. Всю первую блокадную зиму в КРОНШТАДТЕ продолжался ремонт кораблей. ОВРовцы стремились всесторонне подготовиться к вступлению во вторую военную кампанию на БАЛТИКЕ. К весне 1942 года на всех катерах МО была установлена новая гидроакустическая аппаратура. К началу навигации 1942 года старший лейтенант ХВОСТОВ М.Г. воевал командиром сторожевого катера «МО-208» типа «МО-4» 2 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда Охраны водного района КБФ. Летом 1942 года наиболее активному воздействию противника подвергались фарватеры на коммуникации КРОНШТАДТ - ЛАВЕНСААРИ, по которым выводились из ФИНСКОГО залива в море подводные лодки, осуществлялись морские перевозки. Подходы к фарватерам охраняли дозорные корабли. Всего в ФИНСКОМ заливе было выставлено 16 линий дозоров от КРОНШТАДТА и маяка ШЕПЕЛЕВСКИЙ до района западнее острова ЛАВЕНСААРИ. Они оказывали эффективное противодействие противнику. Поэтому враг с самого начала кампании обрушил на них удары легких сил своего флота и авиации. Дозорам пришлось вести ожесточенные бои с торпедными и сторожевыми катерами противника. В течение 1942 года второй по серьезности опасностью после минной для дозоров и вообще для флота являлась вражеская авиация. Уже с мая начались нападения с воздуха на любой советский корабли или судно, появлявшиеся в ФИНСКОМ заливе. Только за май и июнь 1942 года катерники отразили 36 атак с воздуха, в которых участвовало 504 самолета противника. Но во всех случаях экипажи малых охотников вели себя стойко и мужественно. Отражая многочисленные атаки авиации катера сбили и повредили более 20 немецких самолетов. 10 июня 1942 года 1942 года сторожевые катера «МО-208» и «МО-210» были атакованы самолетами противника, при этом на «МО-208» старшего лейтенанта ХВОСТОВА М.Г. осколками был поврежден левый мотор, убит один и ранены четыре члена экипажа. 14 июня 1942 года на фарватерах в районе острова СЕСКАР в восточной части Финского залива было обнаружено минное заграждение противника, и для охраны фарватера на СЕСКАРСКОМ плесе с 16 июня был выставлен парный дозор № 17. Сторожевой катер «МО-208» 2 дивизиона Истребительного отряда Охраны водного района КБФ, находясь в дозоре на линии № 17 в районе ДЕМАНСТРЕЙСКИХ банок на СЕСКАРСКОМ плесе в восточной части ФИНСКОГО залива БАОТИСКОГО моря, 19 сентября 1942 года подорвался на финском минном заграждении «Sauna I», состоявшим из малых противолодочных мин UMB, выставленным с заглублением 1 метр. На затонувшем катере погиб весь экипаж, в том числе его командир старший лейтенант ХВОСТОВ Михаил Григорьевич. Донесение о безвозвратных потерях Командного отдела КБФ № 1/1160с от 12.10.1942 год (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76663869, https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76795178). Донесение о безвозвратных потерях Организационно-строевого управления КБФ № 22/567сс от 12.02.1943 года (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76640814). Донесение о безвозвратных потерях Организационно-строевого управления КБФ от 12.05.1943 года (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77698368). Алфавитная книга учета погибшего и пропавшего без вести офицерского состава КБФ (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77630007) Алфавитная книга учета погибшего и пропавшего без вести офицерского состава ВМФ (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77628149) Из списков РКВМФ старший лейтенант ХВОСТОВ Михаил Григорьевич исключен приказом Командного управления ВМФ № 0360 от 20.10.1942 года. Учетная карточка ВМФ https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76264176 Во время Великой Отечественной войны жена фронтовика ХВОСТОВА Н.М. проживала в овощесовхозе КАРАГАЙСКИЙ Карагайского района Чкаловской области (ныне село КАДИЛОВО Карагайского района Пермского края). ХВОСТОВ Михаил Григорьевич увековечен в Книге памяти Нижегородской области, том 8, стр.590 (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=403942842), на мемориальной плите Памятника воспитанникам училища погибшим в войне на территории Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. МАКАРОВА в городе ВЛАДИВОСТОКЕ.
Выжил / пропал без вести / погиб:погиб
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2019-03-18 13:47:15
Дата и время последнего изменения:2019-03-18 22:24:35
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.