деревня Починок Кстовской волости Нижегородского уезда Нижегородской области РСФСР (ныне Новоликеевского сельсовета Кстовского района Нижегородской области)
овощесовхоз Карагайский Карагайского района Чкаловской области (ныне село Кадилово Карагайского района Пермского края)
Родственники во время войны:
жена Хвостова Н.М.
Дата призыва:
0.0.1936
Место призыва (военкомат):
добровольно, ВМКУ имени М.В. Фрунзе, г. Ленинград
Дополнительные сведения:
Родился в 1917 году в деревне ПОЧИНОК Кстовской волости Нижегородского уезда Нижегородской области РСФСР (ныне Новоликеевского сельсовета Кстовского района Нижегородской области). Русский. Член ВЛКСМ.
В июле 1936 года по путевке ВЛКСМ ХВОСТОВ М.Г. был направлен для обучения в Военно-Морское Краснознаменное училище имени М.В. Фрунзе в городе ЛЕНИНГРАДЕ (ныне Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт), на подготовительные курсы которого был зачислен приказом начальника ВМКУ имени М.В. Фрунзе № 340 от 13 августа 1936 года. Подготовительные курсы училища размещались в городе ПЕТЕРГОФ Ленинградского городского совета (ныне Петродворцового района САНКТ_ПЕТЕРБУРГА) на южном берегу Финского залива.
В августе 1937 года ХВОСТОВ М.Г. был зачислен на первый курс Военно-Морского Краснознаменного училища имени М.В. Фрунзе.
Военно-политическая обстановка на ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ в начале 30-х годов потребовала от правительства СССР укрепления своих восточных рубежей. Созданный в 1932 году Тихоокеанский флот требовал не только материально-технического обеспечения, но и испытывал острую потребность в командирах, хорошо знающих специфические особенности обширного тихоокеанского театра. На основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР о расширении сети военно-морских училищ, директивой Генерального штаба РККА от 19 ноября 1936 года № 23520-СС было принято решение сформировать 3 Военно-Морское училище с дислокацией в городе ВЛАДИВОСТОКЕ. Училище считается сформированным 18 октября 1937 года, когда приказом за № 1 полковой комиссар БАРУЗДИН Александр Дмитриевич объявил о своем вступлении в должность начальника 3-го ВМУ РККФ и допустил к исполнению должности своего заместителя по учебно-строевой части капитан-лейтенанта КАЛИНИНА Михаила Степановича.
Место размещения училища было выбрано на окраине ВЛАДИВОСТОКА на берегу Амурского залива, в районе Второй речки. За основу для постройки учебных и административных корпусов и жилых помещений были взяты казармы Первого Владивостокского артиллерийского полка северного рубежа обороны Владивостокской крепости, расположенные на сопке САПЕРНАЯ. На них достраивались вторые, третьи и четвертые этажи, делались пристройки. К концу января 1938 года были готовы три этажа южной части учебного корпуса, вступили в строй столовая, санчасть, типография, телефонный коммутатор. Была сформирована кадровая команда. Для семей офицеров и сверхсрочников были построены несколько домов. Командно-преподавательский состав был набран из наиболее подготовленных командиров Тихоокеанского флота.
30 января 1938 года училище приняло первых питомцев - 329 курсантов 1 курса Военно-Морского Краснознаменного училища имени М.В. Фрунзе из города ЛЕНИНГРАДА, окончивших первый семестр. Курсант ХВОСТОВ Михаил Григорьевич был
переведен в 3 ВМУ приказом Народного комиссара ВМФ № 30 от 15 января 1938 года.
Вместе с курсантами из Ленинграда прибыли командиры подразделений и некоторые преподаватели, а уже 6 февраля 1938 года своим приказом № 29-а начальник училища объявил об окончании формирования училища. Начальный курс училища состоял из 8 групп, каждая из которых делилась на 2 класса. Командующий Тихоокеанским флотом флагман 2 ранга КУЗНЕЦОВ Николай Герасимович приказом № 0104 от 7 февраля 1938 года объявил дату начала занятий – 8 февраля 1938 года по штурманской, артиллерийской и минно-торпедной специальностям. Изучались и общеобразовательные дисциплины, к проведению которых привлекались лучшие преподаватели из высших и средних учебных заведений ВЛАДИВОСТОКА. Учеба была организована с учетом дальневосточной специфики: изучался не только местный театр плавания, но и языки вероятного противника. Постоянное внимание, заботу и практическую помощь оказывал училищу командующий Тихоокеанским флотом флагман 2 ранга Николай Герасимович КУЗНЕЦОВ.
Летняя курсантская практика 1938 года по времени совпала с событиями Хасанского пограничного конфликта. Основная часть курсантов, находившихся на корабельной практике, сошла на берег и влилась в состав береговых частей гарнизона, готовившихся к обороне ВЛАДИВОСТОКА. Некоторые курсанты в составе экипажей кораблей обеспечивали поддержку сухопутных частей продовольствием и боеприпасами. Другие в конце июля - начале августа 1938 года участвовали в эвакуации раненых из залива ПОСЬЕТ. Многие курсанты были награждены знаком «За бои у озера ХАСАН VI.VIII 1938 г.». В декабре 1938 года начальником училища был назначен опытный подводник капитан 2 ранга (в последствии капитан 1 ранга) ПОСКОТИНОВ Алексей Алексеевич, награжденный 23 декабря 1935 года, будучи командиром ПЛ «М-25» ТОФ, орденом ЛЕНИНА.
5 мая 1939 года приказом НК ВМФ № 154 3 Военно-Морское училище было переименовано в Тихоокеанское Военно-Морское училище. В июле 1939 года была создана учебная военно-морская база в бухте МИНОНОСОК залива СЛАВЯНКА. Согласно постановления Совета Народных Комиссаров от 5 мая 1940 года Приказом народного комиссара ВМФ № 234 от 10 июня 1940 года Тихоокеанское Военно-Морское училище было переведено в разряд высших учебных заведений первой категории с дальнейшим наименованием «Тихоокеанское высшее Военно-Морское училище».
3 февраля - 18 марта 1941 года в ТОВВМУ состоялись первые государственные экзамены. Всем выпускникам было присвоено воинское звание «мичман», и они разъехались для стажировки на корабли и в части, в основном, Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии. В город ЛЕНИНГРАД были посланы две группы выпускников ТОВВМУ: 50 человек – на специальные курсы подводников – штурманов и минеров подводных лодок и 30 человек – в Охрану водного района Кронштадтской военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота.
В число второй группы выпускников-тихоокеанцев вошел и мичман ХВОСТОВ Михаил Григорьевич, он проходил стажировку в штабе ОВР в городе КРОНШТАДТЕ.
После 22 июня 1941 года вся группа выпускников-катерников была отправлена в ВВМОЛКУ имени М.В. Фрунзе. Здесь им объявили приказ Народного комиссара ВМФ № 0963 от 24 июня 1941 года о присвоении воинского звания «ЛЕЙТЕНАНТ» и переодели в офицерскую форму. Был организован даже небольшой выпускной вечер.
Приказом Наркома ВМФ № 01087 от 27 июня 1941 года лейтенант ХВОСТОВ Михаил Григорьевич был распределен на Краснознаменный Балтийский флот, где был назначен командиром сторожевого катера «МО-407» типа «МО-4» 4 дивизиона сторожевых катеров МО.
Катера типа «МО-4» строились на Приморском заводе № 5 в городе ЛЕНИНГРАДЕ. Водоизмещение нормальное 53,5 тонны, полное 56 тонн. Длина, ширина, высота борта на миделе: 26,9х4,0х2,9. Осадка по корпусу: 1,5 м. Корпус катера гладкопалубный, деревянный с трёхслойной обшивкой из сосновых досок и прокладками из перкаля, в районе ватерлинии корпус был более полным, что существенно увеличивало остойчивость. Удачными были и обводы корпуса из-за чего катер не опрокидывался в шторм и легко всходил на волну. Надстройка состояла из боевой рубки и открытого ходового мостика. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков. Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми моторами ГАМ-34БС по 850 л.с. каждый, с реверс-муфтами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три винта фиксированного шага обеспечивая полную скорость до 27 узлов. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии повышало живучесть катера, что не раз спасало экипажи от верной гибели, а «подводный выхлоп» у двигателей уменьшал шум катера, что было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Вооружение катеров состояло: из двух одноствольных 45-мм полуавтоматов 21-К, расположенных одно на баке и одно в корме; двух одноствольных 12,7-мм пулемётов ДШК, которые располагались побортно в кормовой части между надстройкой и кормовым 45-мм орудием; двух бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб МБ-1; четырех якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Катера комплектовались компасом, шумопеленгаторной станцией (ШПС) «ПОСЕЙДОН» и морскими дымовыми шашками (МДШ).
4 дивизион сторожевых катеров малых охотников был сформирован в составе Истребительного отряда катеров Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота 7 сентября 1941 года в КРОНШТАДТЕ. С первого же дня существования дивизиона «морские охотники» несли дозорную службу, осуществляли поиск подводных лодок и непосредственное охранение кораблей и судов. Благодаря стойкости и героизму моряков-ОВРовцев, несших дозорную службу, морские подступы к КРОНШТАДТУ и ЛЕНИНГРАДУ находились под надежной охраной. ОВРовцы осуществляли также противолодочную, противокатерную и противовоздушную оборону конвоев, прикрытие их дымовыми завесами от огня береговой артиллерии противника. Всего осенью 1941 года было проведено 37 конвоев. С первых дней по приходу на катер лейтенант ХВОСТОВ М.Г. показал себя образцовым, волевым командиром.
С 24 октября по 6 декабря 1941 года малые охотники дивизиона участвовали в эвакуации Военно-Морской базы ХАНКО. Сторожевой катер «МО-407» под командованием лейтенанта ХВОСТОВА М. Г. участвовал в походах на ХАНКО со 2 ноября 1941 года. Походы на ХАНКО и обратно совершались в сложных гидрометеоусловиях (штормы, обледенение, плохая видимость). До войны считалось, что катера МО могут плавать при волнении моря не более 3— 4 баллов. Во время эвакуации ХАНКО они ходили в семибалльный шторм. Их то и дело накрывали волны, верхняя палуба и надстройки нередко покрывались льдом. В ледяной панцирь превращалась одежда людей из верхней команды. Каждый поход к ХАНКО можно расценивать как настоящий подвиг. Малые охотники, выполняли задачи противолодочной, противокатерной, противовоздушной обороны, а также ставили дымовые завесы для прикрытия конвоев от обстрела и спасали людей с гибнущих кораблей и судов. Все возложенные задачи по эвакуации гарнизона вмб ХАНКО лейтенант ХВОСТОВ М.Г. выполнил отлично.
В ночь со 2 на 3 декабря 1941 года из ХАНКО вышел турбоэлектроход «ИОСИФ СТАЛИН», использовавшийся как военный транспорт «ВТ-521», имея на борту 5589 военнослужащих Красной Армии. Транспорт следовал в КРОНШТАДТ в составе конвоя, включавшего: эсминцы «СТОЙКИЙ» (флагман) и «СЛАВНЫЙ», 5 тральщиков, катер связи ЯМБ, семь катеров МО и четыре торпедных катера. В 01 час 14 минут 3 декабря во время прохождения немецкого минного заграждения северо-западнее острова НАЙССАР, при перемене курса по сигналу эм «СТОЙКИЙ», втр «ИОСИФ СТАЛИН» вышел из протраленной полосы и подорвался последовательно на трёх минах, получил значительные повреждения. Корабли конвоя немедленно приступили к спрасательной операции. С 03 часов 25 минут спасательная операция проводилась под обстрелом финской береговой батареи МАКИЛУОТО. От попадания 12-дюймового снаряда (по другим данным — от подрыва на четвертой мине, подсечённой тралом и всплывшей) произошла детонация боеприпасов на транспорте. Судно начало погружаться в воду. Базовым тральщикам 205, 211, 215, 217 и пяти катерам МО, несмотря на минную опасность, удалось снять с гибнущего судна и поднять из воды 1740 человек. Сторожевой катер «МО-407» под командованием лейтенанта ХВОСТОВА М.Г., несмотря на большую волну, обстрел финской береговой батареи и минную опасность, подошел к транспорту, снял с его борта 80 человек и доставил на остров ГОГЛАНД.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, отличную организацию службы на корабле, что дало возможность решать боевые задачи, спасение 80 человек и проявленные при этом доблесть и мужество командир сторожевого катера «МО-407» лейтенант ХВОСТОВ Михаил Григорьевич командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда Охраны водного района КБФ капитан-лейтенантом КЛИЕНТОВЫМ А.В. 6 декабря 1941 года был представлен к ордену КРАСНОГО ЗНАМЕНИ. Решением ВРИД командира Охраны водного района КБФ капитана 2 ранга ЛАДИНСКОГО Ю.В. и по его ходатайству от имени Президиума Верховного Совета СССР приказом Командующего Балтийским флотом № 2 от 4 января 1942 года награжден орденом КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ (http://podvignaroda.ru/?#id=7893925&tab=navDetailManAward).
Сразу после окончания эвакуации гарнизона ХАНКО в связи с быстрым распространением льда потребовалось завершить эвакуации гарнизона острова ГОГЛАНД. В связи с плохой погодой эвакуационный караван смог выйти в море только 10 декабря 1941 года и, пробиваясь через лед, прибыл в КРОНШТАДТ только 16 декабря. В ходе этого перехода Истребительный отряд катеров Охраны водного района КБФ понес большие потери в кораблях, чем при эвакуации из ТАЛЛИНА и ХАНКО вместе взятых. На пути в КРОНШТАДТ были потеряны 4 малых охотника, чьи деревянные корпуса не выдержали давления льда. Сторожевой катер «МО-407» лейтенанта ХВОСТОВА М.Г.был раздавлен льдом 10 декабря и, после снятия вооружения, документации и личного состава, 11декабря 1941 года затонул восточнее острова ЛАВЕНСААРИ (МОЩНЫЙ) в ФИНСКОМ заливе.
Всю первую блокадную зиму в КРОНШТАДТЕ продолжался ремонт кораблей. ОВРовцы стремились всесторонне подготовиться к вступлению во вторую военную кампанию на БАЛТИКЕ. К весне 1942 года на всех катерах МО была установлена новая гидроакустическая аппаратура.
К началу навигации 1942 года старший лейтенант ХВОСТОВ М.Г. воевал командиром сторожевого катера «МО-208» типа «МО-4» 2 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда Охраны водного района КБФ.
Летом 1942 года наиболее активному воздействию противника подвергались фарватеры на коммуникации КРОНШТАДТ - ЛАВЕНСААРИ, по которым выводились из ФИНСКОГО залива в море подводные лодки, осуществлялись морские перевозки. Подходы к фарватерам охраняли дозорные корабли. Всего в ФИНСКОМ заливе было выставлено 16 линий дозоров от КРОНШТАДТА и маяка ШЕПЕЛЕВСКИЙ до района западнее острова ЛАВЕНСААРИ.
Они оказывали эффективное противодействие противнику. Поэтому враг с самого начала кампании обрушил на них удары легких сил своего флота и авиации. Дозорам пришлось вести ожесточенные бои с торпедными и сторожевыми катерами противника. В течение 1942 года второй по серьезности опасностью после минной для дозоров и вообще для флота являлась вражеская авиация. Уже с мая начались нападения с воздуха на любой советский корабли или судно, появлявшиеся в ФИНСКОМ заливе. Только за май и июнь 1942 года катерники отразили 36 атак с воздуха, в которых участвовало 504 самолета противника. Но во всех случаях экипажи малых охотников вели себя стойко и мужественно. Отражая многочисленные атаки авиации катера сбили и повредили более 20 немецких самолетов.
10 июня 1942 года 1942 года сторожевые катера «МО-208» и «МО-210» были атакованы самолетами противника, при этом на «МО-208» старшего лейтенанта ХВОСТОВА М.Г. осколками был поврежден левый мотор, убит один и ранены четыре члена экипажа.
14 июня 1942 года на фарватерах в районе острова СЕСКАР в восточной части Финского залива было обнаружено минное заграждение противника, и для охраны фарватера на СЕСКАРСКОМ плесе с 16 июня был выставлен парный дозор № 17.
Сторожевой катер «МО-208» 2 дивизиона Истребительного отряда Охраны водного района КБФ, находясь в дозоре на линии № 17 в районе ДЕМАНСТРЕЙСКИХ банок на СЕСКАРСКОМ плесе в восточной части ФИНСКОГО залива БАОТИСКОГО моря, 19 сентября 1942 года подорвался на финском минном заграждении «Sauna I», состоявшим из малых противолодочных мин UMB, выставленным с заглублением 1 метр. На затонувшем катере погиб весь экипаж, в том числе его командир старший лейтенант ХВОСТОВ Михаил Григорьевич.
Донесение о безвозвратных потерях Командного отдела КБФ № 1/1160с от 12.10.1942 год (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76663869,
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76795178).
Донесение о безвозвратных потерях Организационно-строевого управления КБФ № 22/567сс от 12.02.1943 года (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76640814).
Донесение о безвозвратных потерях Организационно-строевого управления КБФ от 12.05.1943 года (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77698368).
Алфавитная книга учета погибшего и пропавшего без вести офицерского состава КБФ (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77630007)
Алфавитная книга учета погибшего и пропавшего без вести офицерского состава ВМФ (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77628149)
Из списков РКВМФ старший лейтенант ХВОСТОВ Михаил Григорьевич исключен приказом Командного управления ВМФ № 0360 от 20.10.1942 года.
Учетная карточка ВМФ https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76264176
Во время Великой Отечественной войны жена фронтовика ХВОСТОВА Н.М. проживала в овощесовхозе КАРАГАЙСКИЙ Карагайского района Чкаловской области (ныне село КАДИЛОВО Карагайского района Пермского края).
ХВОСТОВ Михаил Григорьевич увековечен в Книге памяти Нижегородской области, том 8, стр.590 (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=403942842), на мемориальной плите Памятника воспитанникам училища погибшим в войне на территории Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. МАКАРОВА в городе ВЛАДИВОСТОКЕ.
Выжил / пропал без вести / погиб:
погиб
Близкий:
нет
Дата и время создания карточки:
2019-03-18 16:47:15
Дата и время последнего изменения:
2019-03-19 01:24:35
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.