Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158533
9706
6878
53054
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): 4 дивизион сторожевых катеров малых охотников Краснознаменного Балтийского флота
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 7 сентября 1941 года - 4 июля 1949 года
Период вхождения в действующую армию: 7.9.41-9.5.45 г.
Последующие переименования:
Дополнительная информация: 4 дивизион сторожевых катеров малых охотников был сформирован в составе Истребительного отряда катеров Охраны водного района КБФ 7 сентября 1941 года. В состав дивизиона вошли сторожевые катера малые охотники типа «МО-4» 2 Балтийского отряда пограничных судов НКВД Прибалтийского пограничного округа. На 22 июня 1941 года отряд насчитывал 1474 человек личного состава, штаб отряда базировался в городе Таллине. С 23 июня 1941 года отряд на основании распоряжения наркома Военно-Морского флота был передан в состав Краснознаменного Балтийского флота, действовал в дозорах и охранении конвоев в Финском заливе. Уже 23 июня 1941 года экипаж катера МО-206 уничтожил или, по крайней мере, повредил немецкую подводную лодку. 24 июня 1941 года сторожевой корабль «Аметист» совместно с ПК-229 атаковал подводную лодку, наблюдал масляное пятно. 4 июля 1941 года морские охотники заминировали выходной фарватер порта Хельсинки. 5 августа 1941 года ПК-221 и МО-142 потопили подводную лодку. 28 августа 1941 года КМ-280 из состава отряда, приняв на борт начальника штаба Краснознаменного Балтийского флота контр-адмирала Ю.Ф. Ралля, стал последним советским кораблём, покинувшим Таллин. Во время Таллинского перехода катера отряда отбивали атаки авиации, расстреливали плавучие мины, спасли более 1500 человек, оказавшихся в воде, в том числе и с лидера «Минск». Отряд потерь не имел и после завершения перехода вступил в подчинение Кронштадтской военно-морской базы. В связи с произведенной в начале сентября общей реорганизацией КБФ 7 сентября 1941 года 2 Балтийский отряд погрансудов был расформирован, корабли и катера вошли во вновь сформированный Истребительный отряд катеров Охраны водного района КБФ в Кронштадте. С первого же дня существования дивизиона «морские охотники» несли дозорную службу, осуществляли поиск подводных лодок и непосредственное охранение кораблей и судов. Дозорная служба кораблей ОВР в восточной части Финского залива осенью 1941 года охватывала два района: западный и восточный — от мыса Сейвястё на восток до банки Каменная (Невская губа). В восточном районе было развернуто 13 круглосуточных линий корабельных дозоров, расположенных вокруг острова Котлин и на запад до меридиана мыса Сейвястё. С 22 сентября 1941 года их число в Невской губе возросло еще более. Восточные дозоры поддерживались артиллерией кронштадтских фортов, звеном катеров МО, стоявших в базе в 15-минутной готовности к выходу, и звеном самолетов МБР-2. Для поддержки дозоров в районе Морского канала с 25 сентября 1941 года выделялись два катера МО с местом нахождения в его огражденной части, а с 29 сентября в связи с тем, что из района Стрельна — Новый Петергоф стали проникать на плавсредствах вражеские диверсионные группы, в ночное время на фарватере у Петергофского буя выставлялись базовый тральщик и два малых охотника. Восточными дозорами руководил командир Истребительного отряда ОВР КБФ.
Для несения дозорной службы использовались малые охотники, сторожевые и рейдовые катера. Благодаря стойкости и героизму моряков-овровцев, несших дозорную службу, морские подступы к Кронштадту и Ленинграду находились под надежной охраной. Овровцы осуществляли также противолодочную, противокатерную и противовоздушную оборону конвоев, прикрытие их дымовыми завесами от огня береговой артиллерии противника. Всего осенью 1941 года было проведено 37 конвоев. В этот же период силы и средства ОВР КБФ трижды эскортировали подводные лодки из Кронштадта до точки их погружения на Западном Гогландском плесе. С 24 октября по 3 декабря 1941 года малые охотники дивизиона участвовали в эвакуации Военно-морской базы Ханко. Походы на Ханко и обратно совершались в сложных гидрометеорологических условиях (штормы, обледенение, плохая видимость). До войны считалось, что катера МО могут плавать при волнении моря не более 3— 4 баллов. Во время эвакуации Ханко они ходили в семибалльный шторм. Их то и дело накрывали волны, верхняя палуба и надстройки нередко покрывались льдом. В ледяной панцирь превращалась одежда людей из верхней команды. Особенно трудно приходилось впередсмотрящим, стоявшим на самом носу корабля. Операция по эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко получила высокую оценку Военного совета Ленинградского фронта. Всему личному составу кораблей КБФ, участвовавших в ней, была объявлена благодарность. Наиболее отличившиеся удостоились правительственных наград.
Всю первую блокадную зиму продолжался ремонт кораблей. Моряки-овровцы стремились всесторонне подготовиться к вступлению во вторую военную кампанию на Балтике. К весне 1942 года на всех катерах МО была установлена новая гидроакустическая аппаратура. Командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда ОВР Кронштадтской ВМБ КБФ был назначен капитан 3 ранга Лежепеков Григорий Иванович, который командовал дивизионом на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Командующим флотом на 1942 год противолодочным силам КБФ были поставлены основные задачи: системой дозорной службы и наблюдения обеспечить кораблям флота выход в море и безопасную стоянку на рейдах и гаванях Кронштадта, постановку дополнительных минных заграждений, безопасный переход подводных лодок из Кронштадта на Лавенсари, вывод в точку погружения, встречу и сопровождение при возвращении их с моря.
Весной и летом 1942 года наиболее активному воздействию противника подвергались фарватеры на коммуникации Кронштадт — Лавенсари, по которым выводились из Финского залива в море подводные лодки, осуществлялись морские перевозки. Подходы к фарватерам охраняли дозорные корабли. Они оказывали эффективное противодействие противнику. Поэтому враг с самого начала кампании обрушил на них удары легких сил своего флота и авиации. Дозорам пришлось вести ожесточенные бои с торпедными и сторожевыми катерами противника, отражать многочисленные атаки его самолетов. Только за май и июнь 1942 года катерники отразили 36 атак с воздуха, в которых участвовало 504 самолета противника. Но во всех случаях экипажи малых охотников вели себя стойко и мужественно. 12 июня 1941 года в весьма драматическом сражении приняли участие катера дивизиона МО-402 старшего лейтенанта Ивана Бокова и МО-409 старшего лейтенанта Вениамина Федорова, несшие службу на линии дозора. Каждый катер атаковала пар истребителей, намеревавшихся с пикирования обстрелять корабли из пушек и пулеметов. Но точно выдержать боевой курс им не удалось – помешал плотный зенитный огонь кораблей. Перестроившись, истребители с разных направлений ринулись на МО-402. Но и этой атаке помешал дружный огонь обоих катеров. Тогда истребители, вытянувшись цепочкой, пошли в пике один за другим. Но первый же самолет, напоровшись на пулеметную очередь, резко изменил курс и покинул место боя. Остальные самолеты взмыли вверх, покрутились над катерами и ушли ни с чем. 15 июня 1942 года сторожевой катер МО-409 под командованием старшего лейтенанта Федорова П.Л. также успешно отразил атаку авиации и сбил вражеский самолет. 24 июня 1942 года налету авиации был подвергнут дозорный катер МО-403, экипаж которого мастерски отразил атаку.
Очень показателен бой с авиацией противника, который 26 июня провел сторожевой катер «МО-413» старшего лейтенанта Родионова Ф.И. Еще на пути следования к линии дозора на морской охотник напал бомбардировщик Ю-88. Он атаковал с солнечной стороны. Выждав, когда бомбы отделились от самолета, командир резко увеличил скорость катера, и всплески от бомб остались за кормой. Ю-88 сделал новый заход. Теперь в момент сбрасывания бомб катер застопорил ход, и бомбы упали в море впереди по курсу корабля. «Юнкерс» ушел, впустую израсходовав боезапас. Пока «МО-413» шел в назначенный район, вражеские самолеты еще дважды появлялись над ним. Оба раза, ведя плотный зенитный огонь, катер ловкими маневрами уклонялся от атак воздушного противника. Израсходовав весь запас бомб, самолеты также ничего не добились. Но еще настойчивее они стали атаковать катер уже на линии дозора. 6 раз «Юнкерсы» сбрасывали бомбы различного калибра. Старший лейтенант Родионов Ф.И. то стремительно бросал катер вперед или в стороны, то форсировал ход до максимального, то внезапно стопорил моторы. Ни одна из сброшенных бомб не причинила катеру вреда. Ночью атаки авиации возобновились. Но и ночная атака самолетов, подкравшихся на малой высоте, не застала экипаж врасплох. Старшина 2 статьи Бойко меткой пулеметной очередью поразил головной «Юнкерс». Его скорость резко упала, он отвернул и, резко снижаясь, скрылся за горизонтом. Остальные бомбардировщики действовали уже не так нахально и вскоре тоже улетели.
Отражая многочисленные атаки авиации, катера дивизиона сбили и повредили более 20 немецких самолетов.
В кампанию 1942 года овровцы осуществляли также проводку конвоев из Кронштадта на острова Сескар, Лавенсаари и обратно. Всего в 1942 году было проведено 50 конвоев общим составом 259 боевых кораблей и судов. С этой целью "малые охотники" совершили 78 выходов в море. Наряду с боевым тралением, несением дозорной службы, проводкой эскортов и конвоев Истребительному отряду ОВР приходилось решать и задачи наступательного характера. В период с 8 по 10 июля 1942 года корабли соединения участвовали в высадке и обеспечении тактического десанта на остров Соммерс. Сторожевик "Буря", базовые тральщики и малые охотники огнем орудий и пулеметов оказали эффективную поддержку действиям десантников.
После эвакуации гарнизона Ханко и оставления острова Гогланд выдвинутой вперед маневренной базой Краснознаменного Балтийского флота в Финском заливе до осени 1944 года был остров Лавенсари (Мощный), расположенный в 140 километрах западнее Кронштадта. Простирающееся к северу и к югу от него побережье залива находилось в руках противника, имевшего здесь десятки пунктов базирования своих корабельных сил и авиации. Лавенсари был последним пунктом на советской земле, из которого направлялись в Балтийское море подводники. Отсюда выходили корабли и катера ОВР, чтобы встретить на Гогландском плесе подводные лодки, возвращавшиеся из боевых походов. На соединение ОВР было возложено обеспечение безопасного перехода подводных лодок из Кронштадта на Лавенсари, вывод в точку погружения, встреча и сопровождение при возвращении их с моря. Овровцы с честью выполнили эту свою задачу. В июле 1942 года катера дивизиона под воздействием артиллерии противника успешно выполнили боевые операции по проводке 8 подводных лодок по маршруту Ленинград – Кронштадт.
В ноябре 1942 года группа катеров МО под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. в сложных навигационных и погодных условиях встретила на позициях и эскортировала на остров Лавенсари 2 подводные лодки.
28 декабря 1942 года, в связи с необходимостью расширить оперативную зону действий Краснознаменного Балтийского флота на запад, Кронштадтская военно-морская база была переформирована в Кронштадтский морской оборонительный район, в который Истребительный отряд катеров вошел в составе Охраны водного района. Зимой ОВРовцы активно участвовали в ремонтных работах, усиленно занимались боевой и политической подготовкой, несли боевую службу в системе зимней обороны острова Лавенсари. 14 апреля 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО первым в Кронштадтском морском оборонительном районе вступил в боевую кампанию 1943 года. В мае 1943 года дивизион участвовал в 3 боевых операциях: по прорыву минных заграждений противника у острова Гогланд, поиску и установлению дозоров противника и по демонстративным действиям катеров МО у побережья противника. Базируясь на бухту Батарейная и остров Сескар, катера дивизиона несли дозорную службу на ФВК в Финском заливе. Находясь на линиях дозоров, катера отразили многочисленные налеты вражеской авиации. 5 июля 1943 года на линии дозора № 55 сторожевые катера МО-402 и МО-403, умело маневрируя и ведя артиллерийско-пулеметный огонь, отразили атаку большой группы самолетов противника, сбив при этом Ме-109.
В ночь на 17 июля 1943 года катера "МО-207" и "МО-302" несли дозор в районе банки Диомид. В 1 час 10 мин. сигнальщики обнаружили три вражеских катера, шедших с севера к нашему фарватеру. "МО-302" (командир старший лейтенант И. Е. Сидоренко) лег наперерез их курсу. "МО-207" (командир старший лейтенант А. Ф. Коршевнюк) последовал за ним. С дистанции около 4 кабельтовых "МО-302" открыл огонь из орудий. Тут же заговорили автоматические установки и пулеметы противника. Через девять минут сигнальщик "МО-302" старший матрос Кузьмин заметил еще одну группу катеров врага. Один катер появился слева по курсу "охотника", три справа, а два заходили с кормы. Видя, что гитлеровцы окружили корабль, старший лейтенант Сидоренко решил, пробиваясь сквозь кольцо, таранить вражеский катер, находившийся слева по курсу. Но тот уклонился от тарана. В это время расчет носового орудия под командованием А. П. Фролова прямым попаданием снаряда взорвал катер противника. Остальные, прикрывшись дымзавесой, отошли в северо-западном направлении. "МО-207", выручая окруженный "охотник", сосредоточил свой огонь на группе из трех вражеских катеров, которые вскоре скрылись из видимости. Через полчаса вновь появились три катера противника. Снова завязалась перестрелка. Враг не выдержал огня "малых охотников" и, поставив дымзавесу, ушел восвояси.
В ту же ночь катера "МО-404" (командир лейтенант Мациевский Герман Васильевич) и "МО-408" (командир старший лейтенант Сажнев Петр Иванович), находившиеся в дозоре № 49 восточнее острова Сескар под общим командованием командира звена катеров старшего лейтенанта Воробьева Алексея Павловича, обнаружили четыре катера противника. Когда дистанция до них сократилась до 20 кабельтовых, командир дозора старший лейтенант Воробьев Алексей Павлович, находившийся на "МО-408", приказал открыть артиллерийско-пулеметный огонь. Противник ответил стрельбой из автоматов. Во время боя появился пятый вражеский катер, шедший на пересечение курса "малых охотников". "МО-408" перенес огонь на него. В результате тактически грамотных и мужественных действий сторожевой катер «МО-404» огнем артиллерии потопил один вражеский катер, а остальные пытались спастись бегством. Старший лейтенант Воробьев А.П. по радио вызвал с острова Сескар штурмовую авиацию и навел ее на врага, в результате чего был потоплен еще один катер противника. По всей вероятности, это была та же группа, с которой вели бой "МО-207" и "МО-302". Не добившись успеха в одном месте, она пыталась прорваться к фарватеру в другом. Однако своими решительными действиями наши катерники сорвали замысел противника.
6 и 13 августа 1943 года катера дивизиона «МО-404» и «КМ-907» высадили разведгруппы в район мысов Дубовской, Долгий и в районе гавани Пейпия на южном берегу Копорской губы Финского залива.
8 августа 1943 года 2 морских охотника дивизиона на линиях дозоров № 51 и 52 обеспечивали проводку каравана судов по ФВК. 4 торпедных катера противника прорвались к каравану и вышли на него в торпедную атаку. Несмотря на численное превосходство, морские охотники решительно атаковали вражеские торпедные катера и огнем своей артиллерии и пулеметов не позволили им выйти на дистанцию торпедного залпа, заставили сойти с боевого курса. При этом один торпедный катер противника был потоплен.
19 августа 1943 года катера "МО-124" и "МО-203" несли дозор к северу от основного фарватера Сескарского плеса под руководством командира дивизиона капитана 3 ранга Г. И. Лежепекова. На расстоянии 25-30 кабельтовых они заметили пять сторожевых катеров врага. Вскоре противник перестроился в строй фронта и полным ходом пошел на сближение. Развертываясь полукольцом, он с дистанции 15 кабельтовых применил автоматические пушки и пулеметы. Наш дозор открыл ответный огонь, ведя бой на отходе. В этой схватке катерники соединения использовали новый тактический прием. "МО-203" (командир старший лейтенант М. Г. Авилкин) поставил дымовую завесу, а "МО-124" (командир младший лейтенант Н. Д. Дежкин) сбросил серию больших глубинных бомб впереди по курсу противника. Эти взрывы перед самым носом сторожевых катеров, с ходу вошедших в дымовую завесу, дали эффект — враг, прекратив огонь, повернул на обратный курс и скрылся из видимости. "МО-124" и "МО-203" возвратились на линию дозора.
22 августа 1943 года дозор в составе "МО-124", "МО-408" и "МО-409" имел боевое столкновение с группой сторожевых и торпедных катеров противника, пытавшихся атаковать наш конвой на переходе с Лавенсари в Кронштадт. При этом огнем "МО-408" (командир старший лейтенант Варлахов Иван Андреевич) был поврежден один вражеский катер.
Боевые походы продолжались вплоть до поздней осени, на базу морские охотники возвращались лишь для дозаправки горючим и получения запаса продовольствия или для того, чтобы переждать сильный шторм. Всего в летнюю кампанию 1943 года катерами дивизиона были потоплены 3 катера и сбиты 2 самолета противника.
Осенью 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО отправился на зимовку в Ленинград.
Экипажи катеров не только несли патрульную службу на городских улицах и охраняли стратегические объекты, но и помогали рабочим ремонтировать свои катера.
Приказом командира ОВР КМОР КБФ № 0072 от 16.05.1944 года 4 дивизион сторожевых катеров МО был передан в состав Островной военно-морской базы КМОР КБФ.
С весны 1944 года для 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда катеров ОВР Островной военно-морской базы Кронштадтского морского оборонительного района КБФ открылась новая боевая навигация.
С 12 по 16 июня 1944 года, выполняя боевую задачу командования по обеспечению траления у берегов противника в районе острова Бьёрке и мыса Лайвисто в Финском заливе, морские охотники дивизиона под систематическим огнем береговых батарей противника, умело прикрывали дымовыми завесами катера и катерные тральщики. Озлобленный враг, видя, что огонь его артиллерийских батарей неэффективен, 16 июня 1944 года выслал 25 самолетов Ю-88 для уничтожения советских катерных тральщиков. Умело организованный заградительный огонь сторожевых катеров МО и поставленная дымзавеса, надежно прикрыли тралящие катера от атак воздушного противника, который беспорядочно сбросил бомбы, не причинив вреда тральщикам и морским охотникам.
4 дивизион сторожевых катеров МО под командованием капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. 20 - 25 июня 1944 года принимал участие в Бьёркской десантной операции Краснознаменного Балтийского флота по захвату островов Бьёркского архипелага (ныне острова Берёзовые в Финском заливе) в ходе Выбогско-Петрозаводской операции. В ночь на 20 июня 1944 года отряд катеров (10 сторожевых катеров МО, 7 катеров-тральщиков, 14 торпедных катеров) высадил усиленную стрелковую роту из состава 6 отдельного полка морской пехоты КБФ на остров Нерва в 16 милях к западу от Бьёркского архипелага. Противника на острове не оказалось. Этот остров был выбран в качестве исходного пункта для дальнейших действий флота. Там была спешно организована круговая оборона, установлены береговая батарея (3 орудия 45-мм) и 6 пулеметных дзотов, оборудованы инженерные препятствия. Стремясь вернуть важный остров, финское командование уже днём 20 июня направило к нему отряд кораблей (миноносцы, тральщики, десантно-артиллерийские суда, торпедные катера). Катера дивизиона при появлении кораблей противника трижды смело и решительно вступали в бой с превосходящими силами противника и каждый раз своим огнем и умелым маневрированием наносили удары, оттесняя противника от острова Нерва, чем обеспечили успех боевой операции. В этой операции во взаимодействии с торпедными катерами был потоплен немецкий миноносец «Т-31» — самый крупный немецкий боевой корабль, потопленный надводными кораблями ВМФ СССР за всю войну (было пленено 6 членов его экипажа, 76 немецких моряков погибло и 86 спасено финскими катерами). Противник отказался от высадки десанта на остров Нерва, однако затем остров подвергался частым бомбардировкам, вокруг него до середины июля 1944 года регулярно происходили морские бои.
В течение боевой кампании 1944 года катера дивизиона неоднократно выполняли задания по проводке караванов судов, несли дозорную службу.
3 октября 1944 года управление Истребительного отряда КМОР было расформировано, 1 гвардейский, 2 и 4 дивизионы сторожевых катеров МО вошли в состав Охраны водного района вновь сформированного Таллинского морского оборонительного района КБФ. 21 октября 1944 года в состав 4 дивизиона сторожевых катеров МО были включены новые сторожевые катера малые охотники типа МО-Д3 («ПП-19-ОК»), построенные в 1943 - 1944 годах на заводе № 5 НКВД в Ленинграде: «МО-588», «МО-589», «МО-590», «МО-591», «МО-592», «МО-593», «МО-594», «МО-595», «МО-596», «МО-615». Катера этого проекта пополняли дивизион и позже, по мере включения их в состав КБФ. Катера типа МО-4 были переданы в состав 1 гвардейского дивизиона сторожевых катеров МО. Гвардии капитан-лейтенант Боголюбский В.Н. был назначен командиром 9 отряда 4 дивизиона сторожевых катером МО. Под руководством капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. удалось в короткие сроки сколотить дивизион, как боевую единицу, из молодого личного состава. Гвардии капитан-лейтенант Боголюбский В.Н., наряду с другими опытными офицерами, проделал огромную работу по обучению и воспитанию молодого пополнения, вновь назначенных командиров и офицеров катеров. Ведь значительную часть матросов, младших командиров составили краснофлотцы призывов 1926 – 1927 года, многие пришедшие из Кронштадтской школы юнг не достигли еще 18-летнего возраста, были в составе экипажей и 16 летние юнги. Командирами и помощниками командиров многих катеров были назначены бывшие старшины и краснофлотцы, закончившие курсы командиров катеров и получившие офицерские звания.
С октября 1944 года по январь 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО обеспечивал противолодочную оборону в районе маяка Пакри близ города Палдиски.
Утром 26 октября находившиеся в районе Палдиски дозорные катера «МО-104» и «МО-591» несколько раз пеленговали шумы подводной лодки, после чего сбросили несколько серий глубинных бомб. Несмотря на то, что бомбометание осуществлялось практически наугад, противник все-таки получил повреждения. По полученным позднее сведениям из немецких источников две подводные лодки столкнулись друг с другом. Уклоняясь от атак советских морских охотников, ПЛ «U-1001» прошла под «U-475», лишившись при этом сетепрорывателя и зенитного перископа. Причем обе субмарины обнаружили друг друга при помощи гидроакустики лишь в самый последний момент и командир каждой из них был уверен, что столкнулся с советской подлодкой.
31 октября 1944 года сторожевой катер «МО-409», сопровождавший конвой из Ханко в Виртсу, обнаружил немецкую подводную лодку «U-958», находившуюся в надводном положении. «МО-409» и «МО-593» из состава охранения конвоя вышли в атаку на ПЛ. Немецкая субмарина срочно погрузилась и малые охотники атаковали ее глубинными бомбами, но, к сожалению, безуспешно. 18 ноября 1944 года малые охотники понесли еще одну потерю. В 23.00 в районе Палдиски в дозоре № 23 был потоплен торпедой с ПЛ «U-679» сторожевой катер «СК-62». В момент атаки он стоял, ошвартовавшись за навигационный буй, а второй дозорный катер «МО-595» был у него на бакштове. В 22.45 гидроакустики обнаружили приближение подлодки, но дать ход «СК-62» не успел, раздался взрыв, катером «МО-595» был спасен только один человек из экипажа погибшего катера. На «МО-595» взрывной волной был сорван съемный лист палубы над моторным отделением, повреждена обшивка ходовой рубки. Проведенный поиск подводной лодки результатов не дал. При разборе происшествия было отмечено, что основной причиной гибели корабля явилась халатность командиров дозорных катеров, которые в нарушение инструкции, предписывающей маневрирование на позиции, несли службу в неподвижном дозоре, пришвартовавшись к бую и заглушив моторы.
28 ноября 1944 года находившиеся в дозоре «МО-302» и «МО-596» в 21.05 в дистанции 10 – 15 кабельтовых обнаружили подводную лодку в надводном положении. Когда катера пошли на сближение, лодка погрузилась. Охотники произвели бомбометание, но признаков уничтожения ПЛ не обнаружили. Примерно через полтора часа дозорные катера вновь обнаружил подводную лодку в надводном положении, и открыли по ней артиллерийский огонь. Увидев, что морские охотники выходят в атаку, ПЛ погрузилась. Катера вновь атаковали глубинными бомбами. Произведя обследование района, и ничего не обнаружив, в 23.00 катера вернулись на линию дозора. Утром 29 ноября эти же дозорные катера на дистанции около 10 кабельтовых в третий раз обнаружили ПЛ в надводном положении и пошли на сближение. Немецкая подводная лодка дала ход и погрузилась. Обследование района продолжалось целый день, но результатов не дало.
В тот же день сторожевой катер «МО-590» 4 дивизиона СКА МО, находившийся в дозоре № 24, обнаружил и дважды атаковал глубинными бомбами подводную лодку. Но успеха так же не добился.
С декабря 1944 по январь 1945 года в трудных условиях осенне-зимнего плавания катера дивизиона несли дозорную службу, принимали участие в операциях по поиску подводных лодок, конвоированию караванов кораблей и судов по маршруту Ханко – Вооси-Курк Таллин – Хельсинки.
24 декабря 1944 года во время перехода «СК-142» и «МО-615» на линию дозора № 23 в районе маяка Пакри в 50 метрах за кормой концевого «МО-615» раздался взрыв. Причиной его была торпеда, выпущенная немецкой ПЛ «U-637». Сторожевые катера «МО-592» и «МО-594», находившиеся на соседней линии дозора № 22, увидев этот взрыв, пошли в район для выяснения обстановки. Командир немецкой субмарины посчитал, что добился успеха, и решил добить морской охотник. Он выпустил акустическую торпеду, но поскольку катер шел малым ходом, она не навелась на шумы и прошла мимо. Обнаружив «МО-592» и «МО-594», шедшие полным ходом к месту событий, командир немецкой ПЛ атаковал их акустическими торпедами. В 12.10 под «МО-594» раздался взрыв, и он затонул со всем экипажем.
В феврале 1945 года катера дивизиона по железной дороге были доставлены в Ригу и оттуда морем перешли в пункт маневренного базирования Швентой (Латвия), где 23 марта 1945 года вошли в состав Охраны водного района вновь образованной Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района (ЮЗМОР) Краснознаменного Балтийского флота.
В начале мая 1945 года, после овладения войсками 2 Белорусского фронта юго-западным побережьем Балтийского моря, германский флот отошел к Балтийским проливам, удержав в своих руках датский остров Борнхольм. Гитлеровцы создали на острове базу для своих подводных лодок и легких сил. В последние дни войны на Борнхольм вывозились немецко-фашистские войска и население с Балтийского побережья. По данным разведки, здесь насчитывалось более 12 тыс. солдат и офицеров. Они получили категорическое приказание своего верховного командования, исчерпав все возможности к сопротивлению, сдать остров англичанам. Учитывая важное стратегическое значение Борнхольма, командование Краснознаменного Балтийского флота в начале мая 1945 года приступило к подготовке десанта для освобождения острова от фашистов. Необходимые силы и средства были сосредоточены в порту Кольберг (Колобжег). Общее руководство действиями по высадке десанта было возложено на командира Кольбергской военно-морской базы капитана 1 ранга Гуськова Е.В. Для участия в десантной операции на остров Борнхольм 4 дивизион сторожевых кораблей МО получил приказание перебазироваться в порт Кольберг.
Во время перехода из Мемеля (ныне город Клайпеда, Литва) в порт Кольберг (ныне Колобжег, Польша) отряд из 5 катеров дивизиона («МО-590», «МО-591», «МО-592», «МО-593», «МО-595») под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. на «МО-591» в ночь с 5 на 6 мая 1945 года в районе маяка Риксгефт (ныне маяк Розеве, Хельская коса) вступил в бой с немецким отрядом из 4 эсминцев, 5 миноносцев и рядом малых боевых кораблей, следовавшим в порт Хель в Гданьском заливе Балтийского моря, для эвакуации в порт Копенгаген (Дания) войск и беженцев. Советские сторожевики с обнаружением противника стремительно пошли на него в атаку, открыв артиллерийско-пулеметный огонь. Корабли противника открыли заградительный огонь, увеличили скорость до максимального и уклонились от боя. К сожалению, сторожевой катер «МО-595» получил серьезные повреждения и затонул. Вместе с кораблем погибли:
• командир 3 отряда сторожевых катеров МО гвардии капитан-лейтенант Боголюбский Владимир Николаевич;
• механик катера главный старшина Сотник Александр Григорьевич;
• боцман катера старшина 1 статьи Назаров Иван Иванович;
• командир отделения радистов старшина 1 статьи Завершинский Николай Андреевич;
• командир отделения рулевых краснофлотец Гагарин Леонид Александрович;
• командир отделения мотористов краснофлотец Стародуб Александр Трофимович;
• старший гидроакустик краснофлотец Никитин Виктор Николаевич;
• моторист краснофлотец Валышев Владимир Алексеевич;
• моторист краснофлотец Марков Николай Васильевич;
• моторист краснофлотец Драгушин Анатолий Андреевич.
При проходе близ побережья, еще занятого противником, 6 мая 1945 года в районе порта Штольпмюнде (ныне город Устка, Польша) дивизион был обстрелян артиллерией с берега. Флагманский катер МО-591 получил прямое попадание снарядом. На боевом посту был смертельно ранен дивизионный штурман лейтенант Шкамерда Игорь Васильевич, а командир дивизиона капитан 3 ранга Лежепеков Григорий Иванович получил тяжелое ранение, но не ушел с мостика до прихода катеров в базу.
В 6 ч 15 мин 9 мая 1945 года после проведенной ночью разведки торпедные катера «ТК-96», «ТК-37», «ТК-183»(под командованием командира звена ТКА старшего лейтенанта Горячева Василия Васильевича), «ТК-185» (под командованием командира звена капитан лейтенанта Пьянова Максима Мироновича), «ТК-188», «ТК-193» (командир катера лейтенант Воскресенский Николай Дмитриевич) под командованием командира 4 дивизиона торпедных катеров 1 Краснознаменной бригады торпедных катеров КБФ капитана 3 ранга Е.В. Осецкого с десантом на борту (344 местная стрелковая рота тыла Кольбергской ВМБ, командир роты – майор П.И. Антоник; личный состав частей и подразделений Кольбергской вмб – всего 108 человек) вышли из Кольберга (Колобжег) к острову Борнхольм. В 7 ч 23 мин катера обнаружили самоходную баржу и 4 мотобота с немецкими солдатами и офицерами. Вражеские суда не оказали сопротивления и под конвоем «ТК-183» были направлены в Кольберг. Остальные 5 торпедных катеров в 10 ч 30 мин попали в полосу густого тумана и вынуждены были остановиться. В 13 ч 40 мин, когда туман рассеялся, катера снялись с якоря и в 15 ч 30 мин, подойдя к пирсу в гавани Рённе, высадили личный состав десанта на берег. Прибывший в порт немецкий офицер потребовал, чтобы советские моряки оставили остров. В свою очередь, капитан 2 ранга Д.С. Шавцов заявил, что, если гарнизон не сложит оружие, то по военным объектам на острове нанесет удар авиация. В это время рота десантников вместе с подошедшими датскими патриотами – участниками движения Сопротивления - заняли телеграф, порт, перерезали кабели связи. Некоторое время спустя в порт наконец прибыло командование гарнизона острова. Вечером комендант Борнхольма генерал Вутман, его начальник штаба и заместитель по морской части капитан 1 ранга фон Кеметц на «ТК-37» и «ТК-185» были доставлены в Кольберг, где и состоялось подписание акта о капитуляции. На острове в это время шло разоружение войск гарнизона.
9 и 10 мая 1945 года на остров Борнхольм морскими охотниками 4 дивизиона сторожевых катеров МО был высажен второй эшелон десанта (580 человек) – из состава 18 стрелковой дивизии 132 стрелкового корпуса 19 армии 2 Белорусского фронта. С 11 мая 1945 года на датских рыбацких шхунах и мотоботах из порта Ренне под охраной сторожевых катеров 4 дивизиона сторожевых катеров МО началась эвакуация в Кольберг пленных. В последующие дни дивизион обеспечил доставку на Борнхольм войск двух стрелковых дивизий 132 стрелкового корпуса (7687 человек) и эвакуацию с острова в порт Кольберг (Колобжег) 12 тысяч солдат и офицеров плененного немецкого гарнизона.
Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом от 5 июня 1945 года Кольбергская ВМБ была переименована в ВМБ Свинемюнде (в последующем Свиноустье) с дислокацией в этом городе и порту. Дивизион был переведен в порт Свинемюнде и базировался на правом берегу реки Свина в Угольной гавани. В трудных условиях отдаленности от основных районов базирования Краснознаменного Балтийского флота под руководством командира ВМБ Свинемюнде Гуськова Е.В. были созданы новые пункты базирования сил флота, организована охрана и оборона, созданы условия для всестороннего обеспечения сил флота и проведения мероприятий по поддержанию оперативного режима в установленной операционной зоне.
4 июля 1949 года 4 дивизион сторожевых катеров МО ВМБ Свинемюнде был расформирован, отслужившие свой срок катера были исключены из списков судов ВМФ и сданы в ОФИ для разборки. Военно-морская база Свиноустье (бывшая Свинемюнде) в 1964 году была преобразована в 24 отдельную бригаду ракетных катеров ДКБФ с базированием в этом польском порту. В 1992 году 24 бррка была выведена в город Балтийск Калининградской области и в 1993 году расформирована.
Номер воинской части: 10597
Полевая почта №: 10597
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Атюков Григорий Алексеевич
0.0.1924
старший краснофлотец
Баранов Виктор Константинович
0.0.1926
краснофлотец
Белов Василий Федорович
0.0.1918
старший лейтенант
Боголюбский Владимир Николаевич
0.0.1919
гвардии капитан-лейтенант
Бузович Анатолий Александрович
15.11.1927
краснофлотец
Бухтин Василий Никифорович
0.0.1926
старший краснофлотец
Валышев Владимир Алексеевич
0.0.1927
краснофлотец
Воробьев Алексей Павлович
0.0.1908
капитан-лейтенант
Гагарин Леонид Александрович
0.0.1924
краснофлотец
Геращенков Иван Григорьевич
0.0.1920
старшина 2 статьи
Гневушев Виктор Александрович
0.0.1918
главный старшина
Гнутов Гавриил Васильевич
0.0.1918
старший краснофлотец
Драгушин Анатолий Андреевич
0.0.1926
краснофлотец
Елисеев Александр Александрович
0.0.1906
краснофлотец
Жулего Виктор Кузьмич
0.0.1921
старший краснофлотец
Завершинский Николай Андреевич
0.0.1923
старшина 1 статьи
Зибирев Михаил Петрович
0.0.1914
краснофлотец
Зотов Дмитрий Васильевич
0.0.1903
мичман
Игнатьев Григорий Пантелеевич
14.12.1924
краснофлотец
Колесов Виктор Николаевич
0.0.1918
главный старшина
Лежепеков Григорий Иванович
0.0.1907
капитан 3 ранга
Лекомцев Александр Николаевич
0.0.1926
краснофлотец
Марков Николай Васильевич
0.0.1928
краснофлотец
Монтак Василий Григорьевич
0.0.1922
старший краснофлотец
Назаров Иван Иванович
0.0.1916
старшина 1 статьи
Никитин Виктор Николаевич
0.0.1926
краснофлотец
Поташов Иван Михеевич
19.1.1924
старший краснофлотец
Прошин Василий Васильевич
0.0.1919
старшина 1 статьи
Релишко Болеслав Александрович
0.0.1920
младший лейтенант
Сотник Александр Григорьевич
0.0.1913
главный старшина
Стародуб Александр Трофимович
0.0.1926
краснофлотец
Терешин Анатолий Иванович
0.0.1926
краснофлотец
Теслев Константин Григорьевич
1.8.1919
капитан 2 ранга арт-ст 4 д-на бр.катеров Дун. Фл
Трубников Николай Кириллович
0.0.1918
лейтенант
Хвостов Михаил Григорьевич
0.0.1917
старший лейтенант
Шепелюк Филипп Иванович
27.11.1912
лейтенант
Шибаев Родион Николаевич
0.0.1915
младший лейтенант
Шкамерда Игорь Васильевич
0.0.1916
лейтенант

Дата и время создания карточки:

2013-03-08 20:32:50
Дата и время последнего изменения: 2023-08-20 18:03:16
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.