Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
157853
9944
6912
53038
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): 2 бригада траления Волжской военной флотилии
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 15 мая 1943 года - 30 июня 1944 года
Период вхождения в действующую армию: 17.05.1943 г. - 30.06.1943 г.
Последующие переименования:
Дополнительная информация: 2 бригада траления Волжской военной флотилии (командир — капитан 2 ранга В. А. Кринов, начальник политотдела — капитан 2 ранга С. Д. Бережной, начальник штаба — капитан 3 ранга А. А. Комаров) была сформирована 15 мая 1943 года на базе Отдельной бригады траления Волжской военной флотилии.
В соответствии с задачей эффективной борьбы с минной опасностью, обеспечения перевозок нефтепродуктов командование Волжской военной флотилии разработало гибкую организацию ее сил. В основу этой организации был положен принцип формирования мощных соединений тральных сил и закрепление за каждым из них определенного боевого района с органами тыла, подчиненными непосредственно командиру соединения. Командир соединения являлся и командиром боевого района. 2 бригада траления действовала в границах второго боевого района – от села Райгород Светлоярского района Сталинградской области до города Саратова. Ее командный пункт находился на штабном корабле у города Камышина Сталинградской области. Командиру бригады непосредственно подчинялись четыре дивизиона тральщиков, развернутые на 5 - 8 боевых участках, отделение тыла 2 боевого района, восемь зенитных батарей флотилии. При штабах боевых районов (1 и 2 бригад траления) постоянно находились уполномоченные Народного комиссариата речного флота на правах помощников командиров боевых районов по координации взаимодействия органов речного транспортного флота с флотилией.
Командование Волжской военной флотилии с 17 мая 1943 года организовало конвоирование транспортов канонерскими лодками, бронекатерами и сторожевыми катерами, а также проводку судов за тралами в районах, где возникала минная опасность. Наращивались темпы и объем боевого траления с целью расширения действовавших фарватеров и уничтожения вновь поставленных противником минных банок. Одновременно принимались срочные меры по переоборудованию речных судов под тральщики в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны. Авиация противника в течение месяца, с 15 мая по 15 июня, поставила 227 мин (больше половины общего количества мин, поставленных ею за кампанию 1943 года). Во второй половине июня ее активность на Волге заметно спала. Тогда вражеские самолеты поставили всего 21 мину. Это объясняется тем, что наша авиация нанесла ряд массированных ударов по аэродромам противника в районе города Сталинo (Донецка), где были сосредоточены миноносные самолеты, а также все большим усилением противодействия зенитных сил Волжской флотилии и Войск ПВО страны. Тральные силы флотилии в границах боевых районов и участков непрерывно очищали фарватеры от вражеских мин, поддерживали безопасность судового хода во всей операционной зоне.
В мае - ноябре 1943 года боевое траление являлось главной задачей флотилии, определявшей всю боевую деятельность военных моряков на Волге. Корабли 1 и 2 бригад траления были развернуты в отведенных им районах и боевых участках во второй половине мая. Несмотря на то что тральные силы постоянно росли за счет переоборудования транспортных судов, боевая деятельность бригад носила исключительно напряженный характер. В мае — июне противник особенно интенсивно ставил мины, притом — во всей операционной зоне. К тому же начавшийся спад весенней большой воды вызвал обмеление обходных фарватеров, ограничивая тем самым возможности для маневрирования ими. Тральщикам, которых постоянно не хватало, пришлось действовать во всей операционной зоне флотилии протяженностью более 1000 км - прокладывать фарватеры через плотные минные банки, обеспечивать проводку транспортных судов за тралами, вести контрольное траление не обмелевших обходных фарватеров. Экипажи этих кораблей решали свои задачи, проявляя большую выдержку, стойкость, инициативу и находчивость. В мае - июне 1943 года активность миноносных самолетов противника постоянно росла. Только в мае они поставили 354 мины. Однако гитлеровцам не удалось сорвать перевозки по Волге. С начала июня плавание транспортных судов стало возможным только по основным летним меженным фарватерам. Поэтому 1 и 2 бригады траления получили задание в кратчайший срок восстановить их в границах 1 и 2 боевых районов. С 5 июня 1943 года все дивизионы тральщиков начали регулярное сплошное траление всего основного летнего судового хода с перекрытием и тщательной обработкой на 15 импульсов. После такой обработки по меженным фарватерам проходили 20 — 25 караванов транспортов, следовавших порожняком, и только после этого они открывались для груженых нефтеналивных судов. Это задание тральщики выполнили успешно. К концу июня открылось плавание по всем летним фарватерам в операционных зонах Волжской флотилии и Астраханской военно-морской базы. Качество тральных работ было довольно высоким. В июне 1943 года подорвалась лишь баржа «Судога», шедшая порожняком. Во время битвы на Курской дуге авиация противника подвергла бомбардировке мосты у города Сызрани. Это заставило командование флотилии создать 9 участок 2 боевого района, увеличить операционную зону более чем на 300 км (до поселка Батраки Куйбышевской области), объявить опасным для плавания и участок Саратов — Батраки Куйбышевской (ныне Самарской области).
В июле — августе 1943 года число тральщиков флотилии продолжало расти. Если на 1 июля их насчитывалось 165, а различных тралов — 209, то на 1 сентября 1943 года тральщиков было уже 213, а тралов 317. Когда же определилось поражение гитлеровцев в летне-осенней кампании 1943 года и советские войска вышли к Днепру, угроза налетов авиации противника отпала окончательно. Поэтому дальнейшая мобилизация транспортных судов для переоборудования под тральщики была приостановлена. Во второй половине 1943 года Волжская военная флотилия успешно решала задачу полного уничтожения мин и продолжала обеспечивать противовоздушную оборону перевозок в своей операционной зоне. Одновременно с тралением на кораблях и в частях велась напряженная боевая учеба личного состава. Во втором полугодии задачи флотилии сводились к следующему: завершение траления всех меженных летних фарватеров и доведение их до полной ширины; полное уничтожение поставленных противником минных банок во всей операционной зоне; повторное траление всего судового хода Нижней Волги для обеспечения полной безопасности плавания всех судов; выполнение плана боевой подготовки; ремонт и подготовка к перебазированию кораблей, предназначавшихся для укомплектования воссоздававшихся Днепровской флотилии и бригады кораблей Чудского озера, а также для пополнения Азовской флотилии.
Успешно решали свои задачи тральные силы флотилии и во втором полугодии 1943 года. Они спрямили и расширили фарватеры летнего судового хода, обеспечили безопасность дноуглубительных работ на лимитирующих перекатах, полностью ликвидировали минные банки на судоходных глубинах, довели все основные фарватеры до их естественных границ. Затем тральщики флотилии провели контрольное траление акватории бывших минных банок, закончили заключительное повторное траление этих районов с помощью магнитно-акустических трал-барж и контрвзрывов глубинных бомб. Личным составом дивизионов тральщиков, постов СНиС было обследовано побережье Волги. В июле — ноябре 1943 года траление проводилось с большим напряжением на всех боевых участках. Рабочий день экипажей тральщиков составлял 14 - 17 часов. В июле - августе, когда велась полная ликвидация минных банок на фарватерах, непосредственно на тралении было занято более 75 процентов тральщиков. Всего за кампанию 1943 года они протралили на 15 импульсов площадь в 112 кв. км, прошли со всеми видами тралов 176 761 километр. С помощью тралов было уничтожено 67 мин, контрвзрывами глубинных бомб - 22 мины. Минеры разоружили 12 мин, обнаруженных на обсохших участках реки. 104 мины взорвались при постановке, 242 было нейтрализовано. За обнаружение и уничтожение мин морякам флотилии и местному населению было выплачено денежное вознаграждение в сумме 530 тыс. рублей. Все это позволило обеспечить безопасность плавания транспортных судов. Всего за кампанию 1943 года в бассейне Нижней Волги прошло 10 959 судов, из них подорвалось на минах 13, или менее 0,2 процента. Со второй половины мая до конца навигации 1943 года не было ни одного случая подрыва груженых нефтеналивных судов. За образцовые действия по обеспечению безопасности речной коммуникации в 1943 году более 800 моряков Волжской флотилии и транспортного флота Волжско-Каспийского бассейна было награждено орденами и медалями.
В соединениях тральщиков наряду с боевым тралением также проводилась боевая подготовка. Все тральщики, находившиеся в кампании, успешно отработали курсовые задачи. Специальные упражнения сдавались ими во время боевого траления с фактическим использованием трального оружия. Штабы этих бригад провели учения по управлению силами на темы: «Минная разведка закрытого для плавания района реки», «Проводка транспортных судов в условиях бомбардировок и высокой минной опасности».
По решению Народного комиссара ВМФ с 1 ноября 1943 года Волжская флотилия начала постепенно свертывать свои силы. Одни корабли и части передавались на другие флоты и флотилии, другие возвращались гражданским речным транспортным и промысловым организациям. Оставалась лишь часть тральщиков для контрольного траления фарватеров в начале навигации 1944 года. В декабре 1943 года в командование флотилией вступил капитан 1 ранга П. А. Смирнов. Начальником политотдела оставался капитан 1 ранга Н. П. Зарембо. В сентябре 1943 года начальником штаба флотилии был назначен капитан 2 ранга Н. Д. Сергеев.
Зимой 1943/44 г. личный состав кораблей и частей Волжской флотилии занимался боевой и политической подготовкой. В апреле — июне 1944 года 8 дивизионов тральщиков провели контрольное траление фарватеров от Астрахани до Саратова, а также повторное траление минных банок, остававшихся нейтрализованными. Мин на фарватерах во всей операционной зоне флотилии не было обнаружено.
Приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота от 30 июня 1944 года 2 бригада траления Волжской военной флотилии была расформирована. Ее корабли и части передавались другим, действующим флотам и флотилиям. Мобилизованные суда были разоружены и возвращены по принадлежности организациям транспортного и промыслового флота Волжского бассейна.
на.
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Аржавкин Александр Федорович
18.4.1909
капитан 1 ранга

Дата и время создания карточки:

2012-11-10 18:27:37
Дата и время последнего изменения: 2023-08-20 18:10:33
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.