15.1.42 - Переформирован в 41 одэб
одэб – отдельный дорожно-эксплуатационный батальон
Дополнительная информация:
В ПОЛКУ СЛУЖИЛИ УРОЖЕНЦЫ ПОЛТАВЫ И ПОЛТАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Обстановка была сложной. На фронтах иногда не успевали развернуть дорожный участок, как его приходилось сворачивать, а частям уходить. Многие дорожные подразделения вступали в бой с врагом. Вот пример. Магистраль на главном направлении от Смоленска к Вязьме обслуживал 41-й отдельный дорожно-эксплуатационный полк. Им командовал подполковник Сергей Петрович Деменченко, военный комиссар полка - Мастафанов, начштаба полка - подполковник Дудин. Он больше находился в окопах, чем на дороге. Начальник автодорожного отдела Западного фронта полковник Александр Иванович Сычев сообщил мне, что этот полк имеет даже свою артиллерию и сейчас держит оборону. (http://militera.lib.ru/memo/russian/kondratev_zi/01.html)
В начале декабря материальная обеспеченность Западного фронта[97] была выше, чем в середине ноября. Фронт имел боеприпасов наиболее ходовых видов 2–3 боекомплекта, горючего 5–6 заправок и продовольствия 10–12 дач. Основная масса этих средств (4/5 боеприпасов, 2/3 горючего и продовольствия) находилась в войсках и на армейских базах.
Такое распределение материальных средств было выгодно на случай наступления. Вместе с тем недостаточные и быстро истощавшиеся в первые дни декабря запасы фронтовых баз (к 6 декабря 1941 года запасы боеприпасов наиболее ходовых видов уменьшились до 0,1–0,2 боекомплекта, запасы автобензина – до 0,6 заправки и муки до 1,5 дачи) тревожили командование фронта.
Управление тыла фронта в своей сводке от 6 декабря сигнализирует центру об угрожающем истощении запасов в своих базах. «Подача фронту боеприпасов, горючего и продфуража по нарядам центра, – говорится в выводах этой сводки, – идет крайне медленно и не удовлетворяет возросших потребностей армий».
Тыл и снабжение Западного фронта к началу наступления были организованы в соответствии с директивой по тылу от 3 декабря 1941 года за № 025. Тыловая граница фронта осталась прежней.
Правая тыловая граница 30-й армии шла по оперативной границе фронта, левая – по линии Мошнино, Рогачево (искл.), Татищево (искл.) далее по оперативной границе армии. Для организации базирования армии был отведен железнодорожный участок станция Рязанцево, Мошнино. Армейскую базу приказано было развернуть в районе станции Берендеево, передовые отделения полевых складов – в районе Савелово, Талдом.
Автотранспорт за осень износился, часть машин нуждалась или находилась в ремонте. Кроме того, в результате быстрого численного роста состава фронта ощущался недостаток автотранспорта, главным образом не хватало машин ЗИС-5 и бензоцистерн. Наличие средств автотранспорта у фронта к началу операции и в середине ее показано в нижеследующей таблице.
Наличие и техническое состояние автотранспорта фронта к 6 и 15 декабря 1941 года
К началу наступления в составе фронта числилось четыре дорожно-эксплуатационных полка, один дорожно-эксплуатационный батальон и отдельная рота регулирования. Из них только один 5-й дорожно-эксплуатационный полк, находившийся в распоряжении фронта, и 41-й дорожно-эксплуатационный полк 30-й армии были более или менее укомплектованы. Дорожно-эксплуатационный полк 50-й армии как действующая часть последний раз показан в сводке от 1 декабря 1941 года.
Начавшееся 6 декабря наступление Западного фронта поставило перед работниками тыла и снабжения большие и сложные задачи. Нужно было на ходу перестроить работу тыла и изыскать необходимые дополнительные материальные средства для удовлетворения возросших требований войск. Больше всего трудностей встретилось при организации подвоза к войскам. Эти трудности были вызваны недостатком дорожно-эксплуатационных и ремонтно-восстановительных частей, влиянием зимних условий, не вполне рациональным распределением транспортных средств и дефектами в организации подвоза. При отрыве войск от своих баз отрицательно сказывался и некомплект автотранспортных частей.