Печенгская Краснознаменная ордена Ушакова I степени бригада торпедных катеров Северного флота
Страна (в военный период):
СССР
Период существования:
С 1 марта 1944 г.
Период вхождения в действующую армию:
01.03.1944 г. - 09.05.1945 г.
Последующие переименования:
55 Печенгская Краснознаменная ордена Ушакова бригада торпедных катеров 23 Краснознаменной дивизии охраны водного района СФ
15 апреля 1982 года-108 Печенгский Краснознаменный ордена Ушакова 1 степени дивизион малых ракетных кораблей Краснознаменной Кольской флотилии разнородных сил СФ
Дополнительная информация:
Печенгская Краснознаменная ордена Ушакова I степени бригада торпедных катеров Северного флота ведет свою историю от отряда торпедных катеров, сформированного в августе 1941 года. Отряд участвовал в боевых действиях в составе Охраны водного района Главной ВМБ Северного флота.
В 1941—1943 годах катера отряда действовали на морских коммуникациях противника в Варангер-фьорде Баренцева моря, во взаимодействии с авиацией и противолодочными кораблями осуществляли поиск вражеских подводных лодок, участвовали в минных постановках, высаживали разведывательно-диверсионные группы на побережье противника и обеспечивали переходы отечественных и союзных морских конвоев.
В декабре 1943 года на базе отряда был сформирован Отдельный дивизион торпедных катеров Северного флота. В первые месяцы, когда шло формирование соединения и обучение катерников, действия на морских сообщениях противника проводились небольшими группами катеров, самостоятельно, методом "свободной охоты".
1 марта 1944 года Отдельный дивизион торпедных катеров был развёрнут в Бригаду торпедных катеров Северного флота, состоявшую вначале из 2, а затем из 3 дивизионов (55 катеров). Командиром бригады был назначен капитан 2 ранга Кузьмин Александр Васильевич, начальником штаба - капитан 2 ранга Чекуров Валентин Андреевич, начальником политотдела - капитан 3 ранга Мураневич Александр Евгеньевич. В момент формирования бригады ее личный состав был очень разнородным. Костяк составляли опытные катерники-североморцы, а также хорошо подготовленные, но не знавшие особенностей войны в Заполярье, моряки Тихоокеанского флота. Третью, довольно значительную группу, составляли выпускники военно-морских училищ 1941 - 1942 годов, воевавшие до сих пор в частях Красной Армии. Неизвестно, как узнавали они о формировании бригады, но буквально со всех фронтов шли письма с просьбой о переводе. Причем у каждого из них так велико было стремление попасть на флот, что, дослужившись в армии уже до сравнительно больших званий, они соглашались перейти в бригаду даже на лейтенантские должности. Были в бригаде и выпускники Соловецкой школы юнг, и просто прибившиеся подростки.
В первые месяцы, когда шло формирование соединения и обучение катерников, действия на морских сообщениях противника проводились небольшими группами катеров, самостоятельно, методом "свободной охоты".
В марте 1944 года торпедные катера имели только одну встречу с противником и потопили транспорт и буксир. В апреле бригада провела пять боев с конвоями, в которых приняло участие 17 торпедных катеров. В этих боях катерники потопили танкер, 2 транспорта, 2 самоходные баржи и 4 корабля охранения.
Первый бой во взаимодействии с береговой артиллерией и авиацией торпедные катера провели 28 июня 1944 года. В Петсамо шел вражеский конвой. По нему нанесли удар летчики Северного флота и расстроили его походный порядок. Затем, с подходом конвоя к Петсамо, открыла огонь береговая артиллерия. Вражеские сторожевые катера стали прикрывать транспорты дымовой завесой. Но этой завесой воспользовались торпедные катера бригады. Они скрытно атаковали транспорты и потопили несколько судов.
Большого успеха торпедные катера достигли в бою 15 июля 1944 года. Группа из восьми катеров под командованием командира 3 дивизиона торпедных катеров капитана 2 ранга Алексеева Владимира Николаевича атаковала большой конвой и потопила три транспорта, танкер, два миноносца, два сторожевых корабля и дрифтер.
Утром 17 августа 1944 года разведывательная авиация Северного флота установила сосредоточение вражеских транспортов и кораблей охранения западнее мыса НОРДКИНН. Через несколько часов самолеты-разведчики в районе поселка ГАМВИК, расположенного на полуострове НОРДКИНН в южной части МЕХАМН-ФЬОРДА Баренцева моря, выявили идущий на восток конвой в составе 3 транспортов в охранении 2 эскадренных миноносцев, 8 сторожевых кораблей, тральщика и 12 катеров. В воздухе конвой прикрывали 3 истребителя Ме-109.
Командование Северного флота решило удар по конвою нанести силами бригады торпедных катеров в районе ВАРАНГЕР-ФЬОРДА, поскольку метеорологические условия исключали возможность действий авиации в этом районе. Увеличение в 1944 года числа торпедных катеров в составе действующих соединений, улучшение их тактико-технических элементов, характеристик радиотехнических средств связи, большой боевой опыт командиров катеров, звеньев, отрядов, а также офицеров штабов соединений катеров позволили к этому времени перейти от действий по конвоям одиночными малыми группами к нанесению массированных ударов несколькими группами катеров в тесном тактическом взаимодействии при централизованном управлении с берегового КП бригады.
Вечером 18 августа было получено последнее донесение от самолета-разведчика о том, что конвой прошел мыс Маккаур и что его состав увеличился. Расчеты, выполненные в штабе бригады, показывали, что при сохранении скорости он должен войти в пределы Варангер-фьорда после полуночи 19 августа 1944 года.
В соответствии с этим начались непосредственная подготовка и организация боя. Для удара по конвою было выделено 14 торпедных катеров. Для участия в операции было выделено 14 торпедных катеров. К исходу 18 августа они были сосредоточены в пункте маневренного базирования ЗЕМЛЯНОЕ (ПУММАНКИ) в бухте по юго-западному берегу губы БОЛЬШАЯ ВОЛОКОВАЯ полуострова СРЕДНИЙ. Катера были сведены в три группы: разведывательная РГ-1 под управлением начальника штаба 3 дивизиона торпедных катеров капитан-лейтенанта ЕФИМОВА А.И., доразведки РГ-2 под управлением командира звена 2 дивизиона старшего лейтенанта ПАВЛОВА Б.Т. и ударная — во главе с командиром 2 дивизиона капитаном 3 ранга КОРШУНОВИЧЕМ С.Г. Общее управление силами в бою командир бригады капитан 1 ранга Кузьмин А.В., находившийся на береговом командном пункте на полуострове СРЕДНИЙ, на высоте 200.0, оставил за собой.
Замысел боя заключался в следующем.
Разведывательна группа РГ-1 капитан-лейтенанта Ефимова А.И — «ТКА-213» (командир старший лейтенант Горбачев А.Ф.) и «ТКА-238» (командир лейтенант Никитин И.А.) — обходит остров Вардё и производит разведку конвоя в районе Перс-фьорда, уточняет его состав и устанавливает время подхода к проливу Буссесунд, о чем доносит на БКП. После выполнения разведки она вновь обходит остров Вардё и участвует в нанесении удара совместно с группой катеров капитана 3 ранга Коршуновича С.Г.
Группа РГ-2 старшего лейтенанта Павлова Б.Т. в составе «ТКА-218» (он же командир этого катера), «ТКА-214» (командир старший лейтенант Шкутов Е.Г.) и «ТКА-203» (командир старший лейтенант Карташев А.А.) скрытно подходит к проливу Буссесунд с юга, ставит на фарватере у выхода из пролива маневренную минную банку, а затем выполняет задачу доразведки: выявляет момент выхода из пролива конвоя, обстановку непосредственно перед нанесением удара и наводит на врага группу Коршуновича С.Г., после чего вместе с ней участвует в нанесении удара.
Ударная группа действует в составе двух тактических групп. Тактическая группа ТГ-2 под управлением командира отряда капитан-лейтенанта Решетько И.Я. в составе «ТКА-205» (командир лейтенант Диренко П.П.; на этом же катере находится Решетько И.Я.), «ТКА-204» (командир старший лейтенант Киреев А.И.), «ТКА-242» (командир старший лейтенант Быков В.II.) и «ТКА-237» (командир старший лейтенант Домысловский В.А.) составляет передовой отряд. Группа должна поставить дымовую завесу для обеспечения выхода в атаку катеров других групп, нанести предварительный удар по силам охранения, а если представится возможность, то и по основным объектам — транспортам. Тактическая группа ТГ-1 под управлением Коршуновича С.Г. (он же осуществляет управление ударной группой в целом) в составе «ТКА-216» (командир старший лейтенант Желваков И.М., брейд-вымпел командира дивизиона), «ТКА-219» (командир капитан-лейтенант Чернявский В.В.), «ТКА-215» (командир лейтенант Кузнецов В.С.), «ТКА-119» (командир старший лейтенант Родионов Ф.З.) и «ТКА-222» (командир старший лейтенант Фролов Н.М.) наносит удар по транспортам конвоя и решает главную задачу в бою.
Очередность выхода катеров из Земляного планировалась в соответствии с замыслом действий. Катера ударной группы должны были выйти в море после установления группой капитан-лейтенанта Ефимова А.И. контакта с конвоем.
Незадолго до выхода РГ-1 командир бригады собрал всех командиров групп и катеров и в ходе короткого инструктажа уточнил данные обстановки в районе боевых действий, проверил уяснение командирами задачи, роли каждой группы и катера в достижении общих целей боя, а также готовность катеров. В заключение он предупредил, что в силу сложности обстановки разработанный штабом план на предстоящий бой может претерпеть изменения, и указал на необходимость проявления в бою самостоятельности, инициативы и находчивости в соответствии с общим замыслом боя.
С расчетом обнаружить конвой в 15 - 20 милях северо-западнее острова Вардё покинула Земляное РГ-1, а через полчаса — и РГ-2. С уходом РГ-2 катера ударной группы были подготовлены к немедленному выходу.
В это время посты наблюдения на полуострове Средний установили, что катера врага ставят дымовую завесу в районе Печенги. Это давало основание предположить, что противник предпримет попытку провести конвой из Киркенеса в Печенгу (Петсамо) или вывести из Печенги находившиеся там, по данным разведки, транспорты. Но нельзя было исключать и того, что фашисты специально проводят демонстративные действия для отвлечения внимания от северо-западной части Варангер-фьорда.
Проанализировав складывающуюся обстановку, командир бригады принял решение считать основной целью конвой, идущий с запада, как было предусмотрено планом. В то же время он приказал усилить наблюдение за южной частью Варангер-фьорда и быть в готовности перенацелить часть сил в этом направлении, если здесь будет обнаружен конвой. Для того чтобы иметь возможность маневрировать силами на два направления, он отдал приказание выйти в море катерам ударной группы, несмотря на то что никаких сведений от РГ-1 и РГ-2 не поступало. В соответствии с этим 19 августа в 00 час 25 мин в море вышла ТГ-2 и, построившись в строй ромба, легла на курс в западную часть Варангер-фьорда. Следом, держась на расстоянии 15 - 20 каб, вышла ТГ-1.
В 00 час 35 мин береговым КП было получено радиодонесение от командира РГ-1. Он сообщал, что обнаружил конвой неприятеля, следующий курсом 130 градусов со скоростью 8 - 10 уз. Несколько позднее он сообщил, что конвой растянулся на 5 миль, насчитывает большое число кораблей и что видимость в районе 60 - 70 кабельтовых. Казалось, что все идет по плану.
Но в 01 час 20 мин командир РГ-1 (он шел на «ТКА-238») передал донесение, что обнаруженный конвой остановился в Перс-фьорде. Это показывало, что гитлеровцы отказались от форсирования пролива с ходу и, следовательно, план боя срывался. Однако, чтобы прийти к этому выводу окончательно, требовалось еще какое-либо подтверждение. Поэтому с КП было передано приказание командиру РГ-2 немедленно донести обстановку. Через несколько минут он доложил, что первую часть задачи выполнил успешно — мины скрытно поставлены в назначенном месте. Далее он информировал, что видимость в районе 70 - 80 кабельтовых и что никаких кораблей противника он не наблюдает. Этот доклад подтверждал, что враг решил воздержаться от прохода пролива этой ночью. Поэтому командир бригады приказал РГ-2 идти на соединение с РГ-1 и совместно атаковать конвой у Перс-фьорда. РГ-2 пошла в обход острова Вардё на запад.
К этому времени катера ударной группы достигли прибрежной коммуникации у западного побережья Варангер-фьорда, и комбриг в 01 ч 45 мин приказал Коршуновичу С.Г. идти к проливу Буссесунд, при этом усилить наблюдение.
В 01 час 45 мин командир ТГ-2 (его группа, как и прежде, шла впереди) доложил, что им обнаружены у пролива Буссесунд шесть больших и шесть малых силуэтов, а еще через несколько минут он уточнил, что им обнаружен конвой, выходящий из пролива.
Это означало, что в предыдущих докладах Ефимова А.И. была допущена какая-то неточность или он обнаружил другой конвой, возможно, созданный фашистами специально для дезинформации о месте и действиях основного, проводимого на восток конвоя. В то же время доклады командира ТГ-2 показывали, что оценка обстановки в штабе бригады была верной и что конвой противника, против которого развернуты силы, проходит пролив Буссесунд, а, следовательно, удар по нему состоится там, где это было запланировано. Поэтому с БКП бригады торпедных катеров в 02 час 04 мин было передано приказание командирам всех групп катеров об общей атаке в районе мыса Кибергнес, южнее выхода из пролива Буссесунд. Однако стало очевидно, что запланированная последовательность действий нарушалась и ударной группе, которая должна была наносить удар при обеспечении другими группами, предстояло действовать по конвою первой и только своими силами.
Обстановка в районе пролива соответствовала той, которую предвидели и прогнозировали в штабе бригады при выборе места и времени нанесения удара по конвою. Часть кораблей противника, выйдя из пролива, остановилась, некоторые маневрировали для занятия положения в охранении после построения походного ордера, остальные продолжали движение в проливе.
После обнаружения подходящих с юга катеров некоторые корабли и суда врага начали поворачивать на обратный курс, а им навстречу продолжали идти корабли, только что вышедшие из пролива. Обстановка для нанесения удара была благоприятной. Впереди шли «ТКА-237» старшего лейтенанта ДОМЫСЛОВСКОГО В.А. и «ТКА-242» БЫКОВА В.И. (выпускника первого выпуска ТОВВМУ 1941 года). Один из них должен был по приказанию командира ТГ-2 поставить дымовую завесу для прикрытия подхода к конвою катеров основной ударной группы. В 02 час 07 мин по приказанию командира отряда «ТКА-237» начал ставить дымовую завесу. Расстояние до конвоя в это время составило около 15 каб, но северо-восточный ветер относил завесу к югу, навстречу идущим в атаку катерам. Поэтому, когда катера ударной группы прошли ее, дистанция до кораблей противника была еще значительной и не обеспечивала надежного поражения целей. Атакующие катера оказались под прицельным огнем кораблей охранения. В сложившихся условиях командир «ТКА-242» старший лейтенант БЫКОВ Василий Иванович решил поставить вторую дымовую завесу на расстоянии 10-12 каб от кораблей конвоя и дымом прикрыть катера ударной группы до выхода их на дистанцию торпедного залпа, которая обеспечивала бы надежное поражение целей. Поставленная завеса в значительной степени определила дальнейший ход боя. Наперерез катеру пошел вражеский тральщик, вероятно, решив расстрелять его в упор или нанести таранный удар. Подвернув на курсовой угол, позволявший стрелять торпедами, В.И. БЫКОВ приказал выпустить по тральщику две торпеды с дистанции 400-500 м. Они попали в цель, и тральщик затонул. Вслед за «ТКА-242» пошел на конвой «ТКА-205» лейтенанта ДИРЕНКО П.П. Ведя пулеметный огонь по кораблям охранения, он сблизился со сторожевым кораблем и выстрелил по нему одной торпедой, а второй, несколько изменив курс, — по транспорту. Обе торпеды попали в цель: сторожевой корабль затонул, а транспорт получил повреждения и потерял ход. Затем вышли из дымовой завесы «ТКА-204» командира 2 звена старшего лейтенанта КИРЕЕВА А.И. и «ТКА-237» старшего лейтенанта ДОМЫСЛОВСКОГО В.А. «ТКА-234» выстрелил по транспорту, а «ТКА-237» — по сторожевому кораблю. Оба корабля пошли ко дну. Закончив атаки, ТГ-2 начала отход с постановкой дымовых завес. Через несколько минут из дымовых завес показалась ТГ-1. Первым атаковал врага «ТКА-216» лейтенанта ЖЕЛВАКОВА И.М. и двумя торпедами потопил эскадренный миноносец. Вслед за ним удачно атаковал «ТКА-222». Перед ним оказались два сторожевых корабля. С дистанции 2-3 каб старший лейтенант ФРОЛОВ Н.М. выпустил в каждый корабль по одной торпеде. В результате один сторожевой корабль был потоплен. Следующими атаковали корабли охранения катера «ТКА-219» капитан-лейтенанта ЧЕРНЯВСКОГО В.В. и «ТКА-215» старшего лейтенанта КУЗНЕЦОВА В.С. Их атаки завершились потоплением двух сторожевых кораблей. Одновременно с ними «ТКА-119» старшего лейтенанта РОДИОНОВА Ф.З. двухторпедным залпом потопил тральщик, а огнем из пулеметов и пушки вызвал пожар на сторожевом катере.
Выполнив атаки, катера ТГ-1 начали отходить под прикрытием дымовых завес. В этот момент в район боя подошли катера РГ-2 старшего лейтенанта ПАВЛОВА Б.Т. Море было затянуто дымом, что резко ограничивало видимость. Поэтому катера атаковали те цели, которые оказались на их пути. В 02 час 25 мин Б.Т. ПАВЛДОВ двухторпедным залпом потопил транспорт. Почти одновременно «ТКА-214» старшего лейтенанта ШКУТОВА Е.Г. залпом торпед с дистанции около 2 каб уничтожил тральщик, затем, отражая контратаку катера охранения, огнем из пушек и пулеметов пустил на дно и его, а «ТКА-203» под командованием старшего лейтенанта КАРТАШЕВА А.А. атаковал и повредил сторожевой корабль. В ходе атаки «ТКА-203» имел несколько попаданий снарядов и потерял ход, о чем его командир доложил на БКП. Получив это донесение, командир бригады приказал всем катерам вернуться в район боя, найти «ТКА-203» и оказать помощь его экипажу. Поиск поврежденного катера оказался безрезультатным. Экипаж дрался с фашистами буквально до последнего патрона и почти полностью героически погиб.
Несколько человек из экипажа катера попали в плен, среди них и командир катера старший лейтенант КАРТАШЕВ Александр Андреевич. Последними к району боя подошли катера РГ-1. В 2 час 30 мин «ТКА-243» обнаружил перед собой эскадренный миноносец и потопил его. Следом за ним «ТКА-238» атаковал сторожевой корабль и пустил его на дно.
Получив сообщение от Коршуновича С.Г.о том, что «ТКА-203» найти не удалось, командир бригады приказал всем катерам возвращаться в Земляное. Так как катера выходили из дымовых завес в одиночку, а видимость в Варангер-фьорде увеличилась до 70 каб, он дал указание катерам отходить из района боя на север, чтобы избежать возможных встреч с катерами противника, которые, по данным наблюдательных постов, вышли в море из Киркенеса и Печенги. В этом бою 14 торпедных катеров потопили 2 транспорта, 2 эскадренных миноносца, 3 тральщика, 6 сторожевых кораблей и 1 сторожевой катер. Транспорт, сторожевой корабль и сторожевой катер врага получили повреждения. Бой продолжался 37 мин. При этом бригада потеряла торпедный катер "Т-203". Успех в бою был достигнут в сложной оперативно-тактической обстановке. Катера наносили удар самостоятельно (без обеспечения авиацией) в прибрежной зоне противника, находившейся под прикрытием его береговых батарей. Несмотря на это, тактический замысел командования бригады торпедных катеров был осуществлен.
С наступлением полярных ночей действия торпедных катеров на вражеских морских сообщениях усилились. Североморские катерники самостоятельно и во взаимодействии с авиацией провели в сентябре еще три успешных боя.
В начале октября 1944 года войска Карельского фронта в тесном взаимодействии с Северным флотом перешли в наступление в Северной Финляндии. Торпедные катера, продолжая наносить удары по вражеским конвоям, принимали активное участие в десантных операциях. О том, каким высоким было их боевое напряжение, говорят следующие данные. Если в июле - сентябре на каждый катер ежемесячно в среднем приходилось 25 часов работы моторов и 430 миль плавания, то в октябре эти цифры соответственно увеличились в четыре и в два раза.
Впервые североморские катерники применили радиолокацию в бою 11 октября 1944 г. В этот день утром в районе Лаксе-фьорда самолет-разведчик, заметил конвой, шедший в восточном направлении. Наблюдение за ним велось до наступления темноты. Вечером на поиск и уничтожение конвоя вышли три группы торпедных катеров; первая (из четырех катеров) — в район маяка Стуршер; вторая (из двух катеров) — в район Бек-фьорда и третья (из двух катеров) в район губы Печенга. Первая группа, установив связь с двумя самолетами-осветителями, в 21 час начала радиолокационный поиск вдоль побережья в районе Лилле-Эккерей, Стуршер. Из-за неопытности (это был первый случай использования катерниками радиолокации) командир первой группы капитан 2 ранга В. Н. Алексеев пошел на катере, не имевшем такой аппаратуры, и ему пришлось постоянно поддерживать радиосвязь с офицером по радиолокации. Это нарушало скрытность движения катеров. А один раз радиометристы береговые камни приняли за корабли.
В 00 час. 15 мин. 12 октября «ТКА-230», оборудованный радиолокатором, обнаружил в 60 — 65 каб. конвой, состоявший из 3 транспортов, 5 кораблей и 10 — 12 катеров охранения. Уточнив данные" катер начал наводить на него группу. Она оказалась в выгодных для атаки условиях — между берегом и конвоем. Основные же силы охранения прикрывали суда со стороны моря. Используя данные, полученные с помощью радиолокации, вся группа под сильным огнем начала сближаться с противником. С дистанции 1,5 — 2 каб. катера выпустили торпеды, которые два транспорта потопили и один повредили.
Торпедные катера стали вести поиск противника одновременно несколькими группами в различных районах. При обнаружении вражеских кораблей или судов какой-либо из групп она наводила на них другие группы катеров, и все вместе производили атаку.
Так, 21 октября группа катеров капитана 3 ранга А. И. Ефимова обнаружила конвой противника, атаковала его и одновременно навела на него другие наши катера. В результате совместных действий нескольких групп торпедных катеров противник потерял 10 боевых кораблей и судов.
Активная боевая деятельность торпедных катеров наряду с другими силами флота на вражеских морских сообщениях способствовала ослаблению северной группировки противника, приближала срок окончательного разгрома немецко-фашистских захватчиков в Заполярье.
Всего в 1944 г. катерники совершили 101 групповой выход на поиск конвоев противника.
Торпедными катерами соединения за годы Великой Отечественной войны потоплено и повреждено 69 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов противника.
За успешное проведение морских операций и проявленные личным составом соединения героизм и мужество 7 сентября 1944 года бригада была награждена орденом Красного Знамени, а 3 ноября 1944 года – орденом Ушакова 1-й степени.
За активное участие в освобождении Печенги в Петсамо-Киркенесской наступательной операции бригаде торпедных катеров присвоено почётное наименование «Печенгской».
Более 50 военнослужащих бригады погибли в годы войны.
Прах восьмерых моряков-катерников Печенгской Краснознаменной ордена Ушакова первой степени бригады торпедных катеров, воевавших на Севере в годы Великой Отечественной войны, перенесен 24 июля 2010 года в Североморск из поселка Гранитный (губа Долгая), где с 1944 года базировались торпедные, а затем и ракетные катера Северного флота.
В настоящее время традиции героев-катерников продолжают моряки-ракетчики 108 Печенгского Краснознаменного ордена Ушакова I степени дивизиона малых ракетных кораблей.