апрель 1945 г. - по настоящее время как 19 бригада подводных лодок КТОФ
Период вхождения в действующую армию:
09.08.1945 г.- 03.09.1945 г.
Последующие переименования:
-17 апреля 1951 года на базе 1 бригады пл сформирована 40 дивизия подводных лодок 5 ВМФ.
-В ноябре 1957 года в составе 40 дивизии ПЛ создана 19 бригада подводных лодок
-С июля 1961 – 19 бригада подводных лодок - в составе 6 эскадры ПЛ Тихоокеанского флота
-В 1998 году переформирована в 213 отдельный дивизион ПЛ Тихоокеанского флота
- В 2000г. 213 отдельный дивизион ПЛ вновь преобразован в 19 бригаду подводных лодок Тихоокеанского флота
Дополнительная информация:
В апреле 1945 года в соответствии с решением НК ВМФ (№ 0048) подводные соединения ТОФ переформировали в 4 бригады и 2 отдельных дивизиона.
В состав 1 бригады подводных лодок (командир - контр-адмирал А.Т. Чабаненко, начальник штаба - капитан 2 ранга Д.И. Лопатко) входили :
• 1 дивизион подводных лодок
1945 - 1950 г. - подводные лодки типа "Щ" («Щука»).
• 2 дивизион подводных лодок
1945 – 1950 г. - подводные лодки типа "Л" («Ленинец»).
• 3 отдельный дивизион подводных лодок
База: Петропавловск-Камчатский.
В сентябре1945 г. - на его базе сформирована 5 бригада ПЛ.
• 4 дивизион подводных лодок
1945 - 1950 г. - подводные лодки типа "Щ" («Щука»).
• 5 дивизион подводных лодок
1945 г. - подводные лодки типа "Л" («Ленинец»).
20.06. 1947 г. - передан Камчатской военной флотилии.
Командиры бригады:
• весна 1940 г. - ноябрь 1945 г. – контр адмирал Чабаненко Адрей Трофимович
• ноябрь 1945 г. - сентябрь 1947 г. – капитан 1 ранга Емельянов Л.А
• апрель 1948 г.- май1950 г. - капитан 1 ранга Леонов И.С.
• май 1950 г. – июнь 1950 г. - Головко В.И.
• июнь 1950 г. –апрель 1951 г. - Шулаков Евгений
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тихоокеанский флот находился в постоянной боевой готовности. С началом боевых действий 9 августа 1945 года подводным лодкам ТОФ ставилась задача во взаимодействии с ВВС и легкими силами флота нарушать коммуникации противника, уничтожать всеми силами оружия его транспорты и боевые корабли, ведя неограниченную подводную войну. Для нарушения коммуникаций 1 бригаде ПЛ были назначены позиции № 1 и № 2 на подходах к портам Северной Кореи между мысами Мюсю-Куци и Гиор-Тан. Позиции № 1 и № 2 заняли подводные лодки «Л-14» и «Л-17».
С 19 августа 1945 года противник усилил движение транспортов в проливе Лаперуза и западнее острова Хоккайдо. Для противодействия перевозкам противника вечером 19 августа 1945 года на позиции «А» и «Б» в районе порта Румои были высланы подводные лодки «Л-12» (командир – капитан-лейтенант Щегланцев П.З.) и «Л-19» (командир – капитан 3 ранга Кононенко Анатолий Степанович) 2 дивизиона 1 бригады подводных лодок с задачами:
- до 21.00 23 августа 1945 года разведка подходов и порта Румои;
- с 21.00 23 августа 1945 года уничтожение боевых кораблей противника и донесение о появлении таковых на позициях.
22 августа 1945 года подводные лодки «Л-12» и «Л-19» заняли назначенные им позиции. В то же день в 04.50 пл «Л-12», находясь в крейсерском положении у порта Румои, обнаружила, атаковала торпедами и потопила японский транспорт водоизмещением более 4000 тонн. Вечером того же дня, находясь на перископной глубине, командир пл обнаружил небольшой конвой в охранении сторожевого корабля и 6 катеров. Командир решил атаковать конвой, но подводная лодка была обнаружена и подверглась преследованию. Подводная лодка оторвалась от преследования на глубине 40 метров. На нее было сброшено 5 глубинных бомб, причинивших незначительные повреждения.После отрыва от преследования в 20.58 «Л-12» всплыла в позиционное положение. Оценив полученные повреждения, командир принял решение продолжать выполнять боевую задачу.
22.08.45 г. утром от ПЛ «Л-19», находившейся у входа в пролив Лаперуза, получено донесение о том, что в южной части района ее пребывания мин не обнаружено, что дозорных кораблей там нет.
В 21.30 22 августа комбригом было дано распоряжение об уходе из района, т.к. в тот район, на основании приказания Военного совета вышла из базы ПЛ С-52. РДО командира бригады ПЛ гласило: "Перейти залив Анива, действовать на подходах к Отомари (ныне порт Корсаков на юге Сахалина) с задачей топить корабли противника. В проливе Лаперуза противник выставил мины, спешно эвакуирует Сахалин". Командир пл был оповещен о том, что американские пл форсируют залив Анива в южной его части. В очередном донесении командир Л-19 сообщил, что "… потопил транспорт, второй повредил, он возвратился в порт Румои. Дозоров нет, обследовал весь район – мин нет". По уточненным данным разведки, оба транспорта, атакованные ПЛ Л-19, затонули.
После того, как на ПЛ было передано приказание, запрещающее топить корабли, командир Л-19 запросил, как ему понимать свою задачу. Командир бригады ПЛ ответил: "Находиться Анива, ваша задача разведка. Получение подтвердить". В 05.50 23.08.45 г. командир Л-19 подтвердил получение РДО.
В 15.22 23 августа от командира было получено донесение следующего содержания: "10.22 . Атакован подводной лодкой противника. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00". Это было последнее донесение Л-19.
В дальнейшем ПЛ запрашивалась всеми видами связи, но она ответа не дала и в базу из боевого похода не возвратилась. Вероятными причинами гибели подводной лодки считаются подрыв на японских минных заграждениях при форсировании пролива Лаперуза, гибель в результате атаки неустановленной подводной лодки или столкновение в тумане с японским судном. На подводной лодке погиб весь экипаж - 64 человека. Весь экипаж подводной лодки Л-19 посмертно награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени.
Кроме действий на коммуникациях, подводные лодки решали задачи прикрытия минных постановок, несения дозорной службы у своих баз, высадки разведывательных и десантных групп. Вечером 22 августа 1945 года подводные лодки «Л-11» и «Л-18» в бухте Улисс приняли на борт по 60 человек десанта с личным оружием и утром следующего дня благополучно прибыли в порт Маока. По особому указанию они должны были высадить десант в порт Румои.
К 31 августа 1945 года все подводные лодки, за исключением «Л-19» прибыли в свои пункты базирования.
В послевоенное время 1 бригада подводных лодок совершенствовала боевое мастерство, стояла на защите дальневосточных рубежей нашей Родины.
-17 апреля 1951 года на базе 1 бригады пл сформирована 40 дивизия подводных лодок 5 ВМФ.
-В ноябре 1957 года в составе 40 дивизии ПЛ создана 19 бригада подводных лодок (9 ПЛ 613 проекта и плавбаза "Бахмут".
-С июля 1961 – 19 бригада подводных лодок - в составе 6 эскадры ПЛ Тихоокеанского флота
-В 1998 году переформирована в 213 отдельный дивизион ПЛ Тихоокеанского флота
База: бухта Улисс (Владивосток) – 2 подводные лодки проекта 877 («Варшавянка»)
Командиры дивизиона
• 1997 – капитан 1 ранга Войтович Андрей
• 1999-10.2002 - капитан 1 ранга Жеглов Игорь Николаевич
- В 2000г. 213 отдельный дивизион ПЛ вновь преобразован в 19 бригаду подводных лодок Тихоокеанского флота
Командиры бригады:
• 1957-1962 г. - капитан 1 ранга Попов Владимир Степанович
• 19??-1967 г.- Сафронов Г.А.
• 1968-1975 г. – капитан 1 ранга Радушкевич Радий Борисович (ставший в последствии первым начальником радиотехнического факультета ТОВВМУ им.С.О.Макарова)
• капитан 1 ранга Карманов
• капитан 1 ранга 198?-1991 г. - Широков В.
• капитан 1 ранга 1991-199? Г. - Побожий Александр Александрович
• 1999 г. -2001 г. – капитан 1 ранга Тюрин Родион Вадимович
По состоянию на май 2010 года в составе 19 бригады подводных лодок:
• ПЛ Б–187 — дизельная подводная лодка проекта 877.
• ПЛ Б-190 "Краснокаменск" — дизельная подводная лодка проекта 877.
• ПЛ Б-260 "Чита" — дизельная подводная лодка проекта 877.
• ПЛ Б–345 "Могоча" — дизельная подводная лодка проекта 877.