Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
139550
12898
7042
50413
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): 335 штурмовая авиационная Витебская ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворова II степени дивизия
Страна (в военный период): СССР
Период существования: ноябрь 1943 - 1 апреля 1946 года расформирована составе 15 воздушной армии Ленинградского военного округа
Период вхождения в действующую армию: 12.11.43-9.5.45
Последующие переименования:
Дополнительная информация: 335-я штурмовая авиационная дивизия была сформирована 5 декабря 1943 года из штурмовых авиаполков, выделенных из 211 Невельской штурмовой авиадивизии.
В её состав вошли:
-6-й гвардейский, Московский штурмовой авиаполк,
-683-й штурмовой авиаполк, вследствие получивший название Полоцкий за освобождение г.Полоцка и награжденного орденами Красного Знамени и Суворова 2-й степени,
-826-й штурмовой авиаполк, получивший название Витебский и награждённый орденами Суворова 2-й степени и Богдана Хмельницкого
335-я штурмовая авиационная Витебская ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворова 2 степени дивизия была сформирована 5 декабря 1943 года из штурмовых авиаполков, выделенных из 211 Невельской штурмовой авиадивизии.
В её состав вошли:
-683-й штурмовой авиаполк, вследствие получивший название Полоцкий за освобождение г.Полоцка и награжденного орденами Красного Знамени и Суворова 2-й степени,
-826-й штурмовой авиаполк, получивший название Витебский и
награждённый орденами Суворова 2-й степени и Богдана Хмельницкого
- Весной 1944 года в состав дивизии влился 6-й Московский гвардейский штурмовой авиаполк

Командиром 335 шад был назначен полковник С.С.Александров, заместителем командира по политической части стал гвардии подполковник К.Т.Калугин, начальником штаба подполковник Б.И.Пинес, начальником оперативного отдела - майор К.А.Валигура. В состав руководства дивизии также входили: штурман дивизии - майор Петров; начальник связи - капитан В.Н.Плантюшев; заместитель командира дивизии по технической части инженер-подполковник В.Е.Титов, инструктор по технике пилотирования дивизии - капитан Г.И.Серенко; начальник строя и кадров -капитан М.П.Ганин. Управление 335-й штурмовой авиадивизии располагалась в деревне Логово. Дивизия была зачислена в резерв командования фронта.
335 шад была укомплектована новыми самолётами ИЛ-2, которые эффективно использовали в боевых достижениям в качестве штурмовиков и разведчиков. Каждый штурмовик ИЛ-2 имел на вооружении 2 пушки, 2 пулемёта, 8 реактивных снарядов и 600 кг Бомб. Удар, нанесённый эскадрильей в 13 самолетов, был мощным и прицельным, немцы назвали наши штурмовики «чёрной смертью», так как после их бомбёжек оставалась выжженная земля.
До весны 1944 года соединение в боях почти не участвовало, кроме вылетов на разведку. В основном работа боевого состава дивизии была направлена на учёбу молодых лётчиков. Отрабатывались наиболее эффективные методы боевого применения штурмовика ИЛ-2.
В июне 1944 года соединение включили в состав 3-й воздушной армии и с началом Белорусской стратегической наступательной операции ввели в бой.
335 штурмовая авиадивизия в составе 3 Воздушной Армии совместного с 1-м Прибалтийским и 3-м Белорусским фронтами принимала активное участие в операциях советских войск по освобождению Белоруссии и Прибалтики:

- Витебская с 23 по 26 июня 1994 года;
- Полоцкая с 29 июня по 4 июля 1944 года;
- Операция по преследованию врага с 5 по 15 июля 1944 года;
- Шяуляйская с 16 июля по 11 августа 1944 года;
- Оборонительная с 12 по 31 августа 1944 года;
- Бауская с 14 по 27 сентября;
- Первая Литовская с 1 по 11 октября 1944 года;
- Вторая Литовская с 21 по 28 декабря 1944 года;
-Восто́чно-Пру́сская с 13 января по 25 апреля 1945года
- Ликвидация окружённой группировки южнее г. Кенигсберга с 19 по 28 февраля 1945 года;
- Ликвидация Земландской группировки с 13 апреля по 5 мая 1945
года;
- Ликвидация Курляндской группировки с 7 по 9 мая 1945 года.
Летом 1944 г. в Белорусской операции «Багратион» для разгрома немецко- фашистской группы армий «Центр» привлекались 1-й Прибалтийский 3, 2, и 1 Белорусские фронты, Днепровская военная и крупные силы партизан Белоруссии.
По замыслу операции «Багратион» 1-ый Прибалтийский фронт своей ударной группировкой (6-я гвардейская армия, часть сил 43-й армии и 1-й танковый корпус) при активной поддержке авиаторов должен был нанести главный удар в общем направлении на Сиротино, Шумилино, Бешенковичи, Лепель, форсировать Западную Двину, захватить плацдарм, на ее левом берегу и во взаимодействии с 39-й армией 3-го Белорусского фронта окружить и уничтожить витебскую группировку противника. Вслед за этим намечался разгром его полоцкой и лепельской группировок и овладение городами Полоцк, Лепель и Камень.
335-я ШАД должна была сопровождать 1-й танковый корпус. Рано утром 22 июня 1944 года войске фронта начали разведку боем. Несмотря на ненастную погоду операция «Багратион» началась. В 4 часа утра по всему фронту раздалась артиллерийская канонада. Вслед за ней двинулись в наступление войска 6-й гвардейской и 43-армии, обходя Витебск с северо-запада. Они прорвали оборону противника и в сопровождении танков и самоходных орудий продолжали успешно наступать.
Успех в этих боях был достигнут действиями всего личного состава 335-й дивизии.Но особенно эффективно действовали штурмовики 683-го штурмового авиаполка.В течение одного дня летчики 335-й дивизии произвели 421 самолёто-вылетов, было уничтожено большое количество техники и живой силы врага.
6-я гвардейская и 43-я армии прорвали оборону противника в полосе 30 км. и за сутки продвинулись вперёд на 16 км. Войска фронта вышли на дорогу Витебск- Полоцк и лишили Витебскую группировку противника возможности отойти на Полоцк. К исходу 24-го июня войска 6-ой и 43 армий при поддержке 1-го танкового корпуса вышли на левый берег Двины, и на отдельных участках пехота переправилась на противоположный берег. Немцы, яростно сопротивляясь, пытались сбросить в реку переправившиеся части 60-го стрелкового корпуса 43-й армии. Создалась критическая обстановка. На помощь вылетели группы самолётов 335-й ШАД.
Над целью, меняя друг друга, они сделали несколько заходов, к середине 25 июня все контратаки противника были отбиты, положение восстановилось.
Войска фронта прочно закрепились на левом берегу Западной Двины, вечером части 43-й армии в районе Гнездиловичей соединились с частями 39-й армии 3-го Белорусского фронта. Вражеская группировка войск в Витебске в составе пяти пехотных дивизий была окружена. Все её попытки прорваться на Запад не имели успеха. Дороги, по которым отступал противник, находились поп непрерывным воздействием нашей авиации.
Все три полка 6-й гвардейский, 653-й и 826-й работали с предельным напряжением. Они блокировали вражеские аэродромы, штурмовали мобильные танковые колоны противника, обрушивали бомбовые удары на артиллерийские позиции и скопление живой силы противника- 3-4 вылета в день было нормой для каждого экипажа, а порой приходилось подниматься в воздух по 6-7 раз. Инженерно технический состав за 30 минут успевал осмотреть самолёт, устранить неполадки, заправить горючим, уложить в отсеки штурмовика 240 противотанковых бомб, подвести 8 реактивных снарядов, уложить в спецлюки ленты с 300 пушечными снарядами и 1,5 тысяч пушечными патронами. Летчики-штурмовики проявили высокое мастерство и героизм.
Во взаимодействии с 1-м танковым корпусом лётчики продолжали преследовать отступающего противника. Для выяснения обстановки командир дивизий полковник С.С.Александров со звеном штурмовиков вылетел на разведку. В районе Лепеля на возвышенности было обнаружено укрепление гитлеровцев. На небольшом участке было сосредоточено шесть артиллерийских батарей, которые обстреливали единственную дорогу, связывающую левый фланг наших войск с наступающими на Лепель танками.
Обойти оборону врага было невозможно. Оставалось одно — уничтожить противотанковый узел.С этой целью в воздух поднялось 2 полка штурмовиков. Только массированный удар мог парализовать действия противника. В результате налета штурмовиков оборонительный узел противника остался без пушек и снарядов. Это облегчило продвижение наших наземных войск.
26 июня 1944 г, войска фронта, сжимая кольцо окружённой группировки противника во взаимодействии с войсками 3-го Белорусского фронта овладели городами Витебск и Улла.
Враг потерял здесь 20 тысяч человек убитыми, более 10 тысяч пленными, много оружия и боевой техники. Мощными непрерывными ударами с воздуха лётчики 3-ей ВА помогли сухопутным войскам громить врага. Столица нашей Родины Москва салютовала двадцатью залпами из 224 орудий в честь освободителей Витебска, 335-й штурмовой авиадивизии в числе других воинских соединений и частей, освобождавших город приказом Верховного Главнокомандующего было присвоено почетное наименование Витебская.
27 и 28 июня 1944 наши войска развивали успешное наступление и исходу 28 июня овладели городом Лепель.
В ожесточённых боях шло освобождение Белоруссии. Через мощные укрепления, реки и болота войска фронта продвигались на запад. 4 июля 1944 г. город Полоцк был освобождён. В освобождении города особо отличились лётчики 683-го штурмового авиаполка. Приказом Верховного главнокомандующего ему в числе других воинских соединений, освобождавших Полоцк, присвоено почетное название Полоцкий. После освобождения Полоцка закончился первый этап Белорусской наступательной операции. Ударами авиации было прервано движение по железной дороге Полоцк - Даугавпилс. Противник лишился возможности делать перегруппировки своих поиск.
В Шяуляйской наступательной операции штурмовая авиация содействуя наступлению 6 гв., 43 и 2 гв. армий, подавляла и уничтожала огневую систему противника а районе Биржай, Спайскала, Бауска, Сурженой, Крусляй, Действовала по ж.д. эшелонам на участке Пепле, Меж, Искай, Тукумс, Каплова, а также нарушала автоперевозки противника по дорогам, уничтожала живую силу и технику противника, предпринявшего наступление на Литовском направлении в районе Кольмы, Курженай, Круспяй, Жагаре, Ауце, Лобеле. Вела разведку и фотографирование целей.
В июле 1-й Прибалтийский фронт разгромил крупную группировку противника «Щит Прибалтики». При этом авиация произвела 11443 самолётовылета, четыре раза сменила свою дислокацию.
В августе 1944 года активность боевых действий войск и авиации фронта ещё больше усилилась. В это время возросло и боевое напряжение авиации противника. Удары наших штурмовиков на поле боя значительно облегчили продвижение наступающих войск фронта на Рижском направлении, которые прорвали глубоко эшелонированную оборону противника и продвинулись до 50 км, заняв города: Бауску, Ияцаву, Вецмуйже, Янгельчава, Боллоне и почти полностью лишили противника плацдарма на южном берегу Западной Двины.
Командированием 1-го Прибалтийского фронта в сентябре 1944 года была подготовлена, а в октябре — проведена Мемельская операция в полосе по фронту 145 км на глубину 130 км. После мощной огневой подготовки силами авиации 3-ей ВА войска успешно прорвали оборону противника на всю тактическую глубину. На шестой день войска фронта на 35- километровом участке вышли к Балтийскому морю и завязали бои за г.Мемель.
Начались изнурительные затяжные бои. Враг оказывал яростное сопротивление, а на отдельных участках фронта концентрировал довольно сильные группировки и переходил в контрнаступление. Главные усилия 1-го Прибалтийского фронта были направлены на овладение городом Елгава - крупным узлом коммуникаций, связывающих Прибалтику с Восточной Пруссией. Гитлеровцы сосредоточили здесь большие силы, стянули много авиации, В связи с этим полки 335-й штурмовой авиации перебазировались на передовые аэродромы: 6-й гвардейский — в Повартичи, 683-й - близ Шяуляя, 826-й — на лесную полянку около села Бейнорачай. Командиры полков К.П.Заклёпа, В.Т.Болотов, Н.В.Банков ознакомились с обстановкой на данном участке фронта и определили боевые задачи.
Немцы упорно сопротивлялись. С 27 по 31 октября они несколько раз переходили в контрнаступление, но успеха не имели. Существенный урок немцам наносили штурмовые удары лётчиков 335-й ШАД: Денисов, Макаров, Арефьев, Ковальчик, Садчиков, Федорычев, Саломатин, Дьяков, Падалко. Дивизия в эти дни совершила около 500 боевых вылетов, уничтожила и подбила около 100 танков.
В обороне противника в это время важную роль играл порт Либава(Лиепая). Через него немецкое командование снабжало группу армии «Север», зажатую на Курляндском полуострове. Порт прикрывался большим количеством зенитных орудий истребителей. Его нужно было вывести из строя, разрушить портовые сооружения. Эта задача была успешно решена нашей авиацией.
В декабре 1944 года активность боевых действий для авиации была очень высокой. Авиачасти З ВА совершили 10351 самолётовылетов, сбросили 2465 т.авиабомб, уничтожили 148 самолётов противника.
Войска 1-го Прибалтийского фронта, перейдя в наступление 28 января 1945 года, овладели г.Мемель (Клайпеда), завершив тем самым полное освобождение Советской Литвы. Развёртывались бои и сражения в Восточной Пруссии, здесь гитлеровцы имели хорошо организованную оборону и крупную группировку войск, насчитывающую 35 пехотных, 4 танковых и 4 моторизованные дивизии.
Группу армий «Центра поддерживал 6-й воздушный флот - 775 самолётов. Перед нашими войсками стояла задача прорвать оборону противника и разгромить его.
Штурмовые и истребительные дивизии перелетели поближе к фронту на аэродромы Тяльшай и Лукники. На Кенигсберском направлении было сосредоточено 696 самолётов, в том числе 141 «Ил-2». Одновременно решалась ещё одна не менее важная задача. Лётный состав обучался умению ориентироваться в условиях сложного рельефа, чтобы не допустить ошибок и избежать ударов по своим войскам.
Ежедневно на разведку Земланского полуострова, Кенигсберга и района южнее его вылетали лётчики 335 шад. Немало ценных сведений доставили летчики в штаб. Они оказали большую помощь при подготовке наступления. Наступление началось 13 января 1945 года войсками 3-го и 2-го Белорусских фронтов, их поддерживали войска 1-й, 2-й и 4-й ВА.
15 января по немецким группировкам нашей авиацией было нанесено несколько мощных и эффективных ударов, а 16 января - по опорным пунктам второй полосы. В результате мощных ударов наших войск, группа войск противника «Север» была расчленена на три части:
- на Земландском полуострове оказались прижатыми к морю 4 дивизии;
- в Кенигсберге Заблокированного 5 дивизий с войсками крепости;
- юго-западнее Кенигсберга окружено 20 дивизий.
23 февраля 1945 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза 21 летчику З ВА, а капитану Павлову Ивану Фомичу (6 гв.ШАП) и майору Смирнову Алексею Семеновичу (826 ШАП) - дважды Героя Советского Союза.
22 февраля 1945 года Ставка Верховного главнокомандования упразднила 1-й Прибалтийский фронт, его армии, именовавшиеся теперь Земландской группой войск, вошли в состав З-го Белорусского фронта. С воздуха их поддерживала З ВА. К моменту наступления в 335-й ШАД сменилось командование полков. Командира 6-го гвардейского Московского штурмового авиаполка подполковника К.П.Заклепу сменил летчик этого же полка Герой Советского Союза майор И.А.Мушенко, командира 683-го Полоцкого авиаполка В.Т.Болотова заменил подполковник А.Л.Карпов, вместо командира 826-го Витебского авиаполка подполковника Н.В.Байкова был назначен Герой Советского Союза майор Д.И.ПомугчинскиЙ.
Восточная Пруссия - гнездо германского милитаризма - была сильно укреплена оборонительными сооружениями, сплошь опутана колючей проволокой, изрезана противотанковыми рвами, насыщена огневыми точками, артиллерией. Немецкое командование считало эти рубежи неприступными.
Полки 335 шад, перелетев на новые аэродромы, находились недалеко от линии фронта.
29 марта 1945 года войска 3-го Белорусского фронта завершили ликвидацию немецкой группировки, окружённой юго-западнее Кенигсберга. За семнадцать дней противник потерял свыше 50000 пленными и 80000 убитыми. 605 танков и самоходных орудий и 3500 полевых орудий. Началась подготовка к штурму Кенигсберга - первоклассной крепости, в которой оборонялся 135-тысячный гарнизон.
Борьба за Кенигсберг была школой боевого опыта взаимодействия авиации с наземными войсками. Наши лётчики, действуя на направлениях главных ударов, выбивая врага из укрытий, продемонстрировали высокие образцы выучки, мужества и самоотверженности.
7 апреля 1945 года штурмовики 6-го гвардейского Московского авиаполка под командованием прославленных лётчиков, героев Советского Союза И.Ф.Павлова, В.Соловьёва, С.Янковского, И.Нечаева весь день громили врага. Под их снайперскими ударами рушились оборонительные узлы в Кенигсберге и пригородах.
С упорством фанатиков гитлеровцы яростно сопротивлялись в Меденау, северо-западнее Кенигсберга. Для подавления сопротивления огневых позиций вылетали штурмовики 6-го гв ШАП Герои Советского Союза И.Шабельников, Н.Баленко, Д.Тарасов, А.Воронов, И.Корчагин.
9 апреля 1945 года нашли войска, овладели важным стратегическим узлом обороны немцев, Кенигсбергом в плен было взято 27 тысяч немецких солдат и офицеров.
За содействие наземным войскам, а разгроме противника личный состав 335-й ШАД получил благодарности от командиров наземных войск, а также от командующего 3-м Белорусским фронтом маршала А,М. Василевского.
Вечером 9 апреля Москва в честь взятия Кенигсберга салютовала 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.
После взятия Кенигсберга начался разгром противника на Земландском полуострове и овладение его крупной военно-морской базой Пиллау. Здесь находилось 8 дивизий и остатки 4-й немецкой армии. Противнику было предложено сложить оружие и сдаться в плен. Но ответа не последовало. Тогда войска 5, 39 и 11-й гвардейской армии перешли в наступление и 25 апреля взяли крепость и порт Пиллау. Им хорошо помогла наша авиация. Ежедневно по 3 - 5 вылетов совершали лётчики 335-й ШАД на штурмовку крепости Пиллау. Было проведено 33 воздушных боя, в которых сбито 54 вражеских самолёта. За большой вклад в дело разгрома врага в военно-морской базе Пиллау 335-й ШАД была награждена орденом Ленина.
В начале мая 1945 года со всех фронтов поступали победоносные вести. Над рейхстагом 2 мая взвилось Знамя Победы- Советская Армия, ломая сопротивление врага, приближалась к столице Чехословакии — Праге. 8 мая 1945 года штурмовики уходили громить остатки вражеских войск. В стане врага стали появляться белые флаги. Последовал приказ экипажам о прекращении атак, но немецкие смертники продолжали вести огонь по штурмовикам, некоторые из самолётов были повреждены так, что на них трудно было приземлиться. Это был последний день войны. 9 мая был получен приказ - вернуться в Лабиау. Находясь на маршруте, экипажи услышали по радио официальное правительственное сообщение о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии.
335 штурмовая авиационная Витебская ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворова II степени дивизия по окончании Великой Отечественной войны базировалась на аэродроме Лабиау в Восточной Пруссии (ныне город Полесск Калининградской области). 1 апреля 1946 года была расформирована в составе 15 воздушной армии Ленинградского военного округа.
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 19001
Почтовый ящик №: 19001

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Гуляев Владимир Леонидович
1.11.1924
лейтенант
Дьяков Петр Михайлович
6.5.1916
старший лейтенант
Катков Николай Федорович
3.12.1916
ст.лейтенант
Миронов Александр Ильич
7.9.1921
старший лейтенант
Миронов Алексей Михайлович
0.0.1909
лейтенант
Пруцков Фёдор Васильевич
0.0.1925
мл. сержант
Руднов Аркадий Андреевич
8.2.1922
старший лейтенант

Дата и время создания карточки:

2010-04-26 19:21:25
Дата и время последнего изменения: 2016-12-31 17:02:22
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.