Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158663
9667
6879
53066
0

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): Военно-воздушные силы Балтийского флота (ВВС БФ)
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 1914-2010
Период вхождения в действующую армию:
Последующие переименования: После 2010 года управление морской авиации БФ расформировано и образована одна авиабаза № 7054, с базированием на четырёх аэродромах.
Дополнительная информация: По указу императора Николая II, 6 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге был создан Отдел Воздушного флота, ознаменовавший начало авиационной эры в России. В 1910 году в Российской империи было начато строительство самого первого в стране аэродрома в г. Гатчина под Санкт-Петербургом. 3 мая 1910 года в Гатчине производится формирование Авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы. К 14 мая 1910 года все основные работы по устройству аэродрома были завершены. Официально Гатчинский аэродром был открыт 26 марта 1911 года.
До революции, как на Балтике, так и на Черном море первоначально были сформированы авиастанции на лодочных самолётах. В первую мировую войну балтийская авиация вступила с одной такой станцией, на которую базировались только 4 аэроплана. Первоначально задачи их боевой работы сводились только к воздушной разведке. Однако в ходе войны авиация быстро показала себя эффективным средством борьбы на море, следствием чего стали рост количества авиационной техники, появление специализированных летательных аппаратов в зависимости от целей их применения, выработка тактики взаимодействия с кораблями и с силами береговой обороны, организационное оформление. Так, приказом от 30 ноября 1916 году в Российской империи были сформированы две первые морские авиационные дивизии на действующих флотах, на Балтике это была Воздушная дивизия Балтийского моря, на вооружении которой, в основном, состояли самолёты-разведчики. Вскоре в составе Воздушной дивизии Балтийского моря был сформирован первый авиационный отряд колёсных самолётов-истребителей.
С конца апреля 1918 года Балтийская авиация подверглась реорганизации — вместо Воздушной дивизии БМ была сформирована Воздушная бригада особого назначения, состоящая из двух дивизионов гидроавиаотрядов летающих лодок-разведчиков. Тогда же впервые из состава 2-го дивизиона был сформирован отдельный авиационный отряд (Онежский авиаотряд), который был направлен в Петрозаводск, где была организована авиастанция. Командировка продлилась почти год, после чего этот авиаотряд вернулся а Петроград и стал называться 5-й гидроотрядом 2-го гидроавиадивизиона Воздушной бригады Балтийского моря.
В 1920 году началась реорганизация в морской авиации, в том числе и на Балтике. Так, на базе гидроавиационных дивизионов были сформированы два разведывательных гидроавиаотряда, общим числом 33 гидросамолёта различных типов. Бурное развитие авиации в 30-х годах прошлого века повлекло за собой массу разнообразных исследований в этой области и практических воплощений в жизнь, зачастую не всегда удачных.
После реформирования ВВС в 1938 году отдельные авиационные эскадрильи БФ были преобразованы в авиационные полки, а те, в свою очередь, сведены в авиационные бригады.
К началу боевых действий с Финляндией ВВС БФ имели 450 самолётов разных типов (411 боеготовых) и 361 экипаж, из них 111 бомбардировщиков (60 ДБ-3, 51 СБ), 214 истребителей (124 И-16, 70 И-15, 20 И-153), 115 разведчиков МБР-2 и 10 разведчиков-корректировщиков Р-5. (В других источниках сообщается о 469 самолётах: 111 бомбардировщиков СБ и ДБ-3, 246 истребителей И-15, И-16 и И-153, 102 летающие лодки МБР-2 и несколько машин других типов).
Состав и дислокация ВВС БФ по состоянию на 30 ноября 1939 года:
Управление ВВС БФ — г. Таллин.
8-я бомбардировочная авиационная бригада (Котлы), в составе: 1-й МТАП (штаб, 2-я и 4-я АЭ — аэродром Беззаботное, 1-я АЭ — аэродром Клопицы, 3-я АЭ — аэродром Котлы, 5-я АЭ — аэродром Копорье;
57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (штаб, 1-я, 3-я, 4-я, 5-я АЭ — аэродром Котлы, 2-я АЭ — аэродром Палдиски);
10-я смешанная авиационная бригада (Палдиски): 12-я ОМБРАЭ (с декабря 1939 г. — 15-я ОМБРАЭ, аэродром Кихельконна), 43-я ОМБРАЭ (аэродром Либава), 44-я ОМБРАЭ (аэродром Палдиски);
61-я истребительная авиационная бригада (Новый Петергоф): 5-й ИАП (штаб, 1-я, 2-я, 3-я, 4-я АЭ — аэродром Низино, 5-я АЭ — аэродром Бычье Поле), 13-й ИАП (штаб, 1-я, 2-я, 3-я АЭ — аэродром Котлы, 4-я АЭ — аэродром Липово, 5-я АЭ — аэродром Беззаботное); 11-я ОИАЭ (аэродром Куммолово), 12-я ОИАЭ (аэродром Липово), 13-я ОИАЭ (аэродром Купля);
15-й морской разведывательный авиационный полк: 11-я ОМРАЭ, 18-я ОМРАЭ, 19-я ОМРАЭ, 58-я ОАЭ ВУ;
7-я ОМБРАЭ, 41-я ОМБРАЭ (аэродром Новая Ладога);
12-й ОМРАО, 44-й ОМРАО, 71-й ОКОРАО, ОСАНАЗ, ОАЗСВ.
(примечание: 9-я разведывательная авиационная бригада была сформирована весной 1939 года, однако уже осенью этого года она была расформирована и обращена на формирование 10-й АБ)
За период боев лётчики БФ произвели 16663 боевых вылета. Потери составили 59 самолётов и 110 человек лётного и технического состава. Потери врага от действий ВВС флота оценивались в 13 потопленных и 15 повреждённых транспортов, на 9 зафиксированы пожары. На позиции финских войск сброшено несколько тысяч тонн авиабомб.
За мужество и героизм, проявленные в боях морскими авиаторами, 12-я и 13-я ОИАЭ, а также 3-я АЭ 1-го МТАП были награждены орденами "Красного Знамени", а 17 авиаторов Балтики были удостоены звания Героя Советского Союза.
К лету 1941 года в составе ВВС БФ были следующие лётные части:
8-я бомбардировочная авиационная бригада, в составе: 1-й МТАП, 57-й БАП и 17-й ОТАО
10-я авиационная бригада (73-й БАП, 13-й ИАП и 71-й ИАП)
61-я истребительная авиационная бригада (5-й ИАП, 12-ю ОИАЭ, 13-ю ОИАЭ и 104-ю ОИАЭ)
15-й отдельный морской разведывательный авиационный полк
1-й и 2-й учебные резервные авиационные полки
семь отдельных разведывательных и одна корректировочная авиационные эскадрильи
звено связи, звено ПВО, санитарное звено, два корабельных авиационных звена линкоров
По различным источникам, в составе ВВС флота имелось порядка 700 самолётов. По документам военного времени, ВВС флота на 22 июня 1941 года составляли 639 боевых самолётов, в том числе ДБ-3 — 91 самолёт, СБ — 66, Ар-2 — 17, И-16 — 137, И-15 — 31, МиГ-3 — 38, Як-1 — 8, МБР-2 — 144, Че-2 — 5, И-153 — 100. Командующий ВВС БФ — генерал-майор авиации В. В. Ермаченков.
После относительной стабилизации обстановки осенью 1941 года происходит переформирование и передислокация частей. Так, была расформирована 10-я авиабригада, 73-й полк и ряд эскадрилий, часть личного состава была отправлено в тыл на переучивание и переформирование. За первых четыре месяца войны ВВС БФ потеряли 577 самолётов.
В это же время авиация Балтфлота оказалась разделена на три части. Основные силы базировались внутри блокадного кольца, на аэродромах внутри городской черты и в непосредственной близости от города (Левашово, Каменка, Парголово, Гражданка, Приютино, Углово, Бычье поле). Другая часть ВВС БФ была выделена для защиты ладожских коммуникаций и базировалась на южном берегу Ладожского озера (Выстав, Новая Ладога, Волхов). Третья часть разместилась на Ораниенбаумском плацдарме (Борки — Лебяжье и Гора-Валдай). Здесь же разместился передовой командный пункт ВВС БФ. При этом состав авиачастей этих районов базирования неоднократно менялся. Такая ситуация сохранялась вплоть до января 1944 года, до снятия блокады Ленинграда.
Состав ВВС БФ по состоянию на 9 мая 1945 года:
1-я гв. ИАД: 3-й гв. ИАП, 4-й гв. ИАП, 10-й гв. ИАП, 11-й ИАП;
8-я МТАД: 1-й гв. МТАП, 12-й гв. ПБАП, 51-й МТАП, 14-й гв. ИАП, 21-й ИАП;
9-я ШАД: 7-й гв. ПШАП, 35-й ШАП, 12-й ИАП;
11-й ШАД: 8-й гв. ШАП, 9-й ИАП, 47-й ШАП;
15-й ОРАП;
1-й УАП;
1-я ОСАЭ, 3-я ОБУКАЭ, 7-я ОАЭСВ, 13-я ОКОРАЭ, 15-я ОАЭ ПЛО, 16-я ОАЭ ПЛО, 17-я ОАЭ ПЛО.
Авиация БФ принимала участие в следующих военных операциях Великой отечественной войны:
Операция «Искра»
Красносельско-Ропшинская операция («Январский гром»)
Нарвская наступательная операция
Выборгско-Петрозаводская наступательная операция
Прибалтийская стратегическая наступательная операция
и др.
25 февраля 1946 года управление ВВС БФ было передислоцировано из Паланги в г. Калининград, где и находится по настоящее время. Тогда же Балтийский флот был разделён на Южно-Балтийский (главная военно-морская база Балтийск) и Северо-Балтийский (ГВМБ Таллин) флоты. Соответственно, и Морская Авиация БФ была поделена между двумя флотами. Командующим ВВС ЮБФ стал ГСС генерал-лейтенант авиации М. И. Самохин, а командующим ВВС СБФ — ГСС генерал-лейтенант авиации А. Х. Андреев.
В январе 1947 года Южно-Балтийский и Северо-Балтийский флоты были переименованы в 4-й и 8-й ВМФ. Соответственно, и ВВС этих флотов стали именоваться как ВВС 4-го ВМФ и ВВС 8-го ВМФ. В этом же году в состав Балтфлота была передана 19-я минно-торпедная авиационная дивизия центрального подчинения, ранее замыкавшаяся напрямую на главкома ВМФ.
С 15 декабря 1947 года, в соответствии с циркуляром НГШ ВМС № 0036 от 07.10.1947 г., ВВС 4-го и 8-го ВМФ перешли на типовую организацию военно-воздушных сил ВС СССР: авиационные полки стали четырёхэскадрильного состава.
В 1994 году все воинские формирования ВМФ, ВВС, ПВО и СВ, дислоцирующиеся в Калининградской области, были объединены в Объединенную группировку войск и сил БФ. Авиационная составляющая этой группировки стала именоваться ВВС и ПВО БФ.
В 2009 году почти вся авиация РФ, путем слияния летных частей, дислоцировавшихся на аэродроме и частей обеспечения, были преобразованы в единую структуру под названием авиабаза. В Авиации Балтфлота были сформированы следующие авиабазы:
Управление МА БФ — Калининград
7052-я (гв.) АвБ (Черняховск);
7053-я АвБ (Чкаловск);
7054-я АвБ (Храброво).
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Александр Кукалев

Фронтовики, служившие в подразделении:

Кузнецов Александр Алексеевич
23.4.1904
генерал-майор авиации

Дата и время создания карточки:

2023-07-16 15:49:02
Дата и время последнего изменения: 2023-07-16 15:49:02
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.