Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158663
9667
6879
53065
0

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): Военно-воздушные силы Северного флота (ВВС СФ)
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 1936-2015
Период вхождения в действующую армию: с 22.06.1941 - 01.09.1945
Последующие переименования: После 2015 года ВВС и ПВО Северного флота переформированы в 45-ю армию ВВС и ПВО. Помимо лётных частей, в структуру 45-й армии вошли зенитно-ракетные и радиотехнические части по территориальному признаку.
Дополнительная информация: 7 июня 1934 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О развитии военно-морских баз и аэродромов Морских Сил Севера». Официальной датой формирования авиации Северного флота считается 18 августа 1936 года, когда был подписан приказ НК ВМФ о перебазировании 7-го отдельного морского разведывательного авиационного звена (три самолёта МБР-2), сформированного из состава 105-й авиабригады ВВС Балтийского флота. Это была первая лётная часть ВМФ на севере, которая затем была развёрнута в эскадрилью (29-я МБРАЭ, затем 45-я ОМБРАЭ). В августе 1939 года вводится должность командующего ВВС СФ, на которую назначается комбриг А. А. Кузнецов (с 04.06.1940 г. — генерал-майор авиации). 16 сентября 1939 года приказом НК ВМФ СССР № 00124 на базе 45-й ОМБРАЭ формируется 118-й морской ближнеразведывательный авиационный полк(118-й МРАП) ВВС Северного флота. На вооружении полка были летающие лодки.
В скоротечной Зимней кампании принимал участие 118-й МРАП. На тот момент в полку было 37 самолетов МБР-2 и семь ГСТ. В конце декабря 1939 года из Белорусского Особого ВО на Север прибыли две истребительные авиационные эскадрильи самолётов И-15бис и И-16, а также эскадрилья скоростных бомбардировщиков СБ. Приказом НК ВМФ от 23.12.1939 года из них был сформирован 72-й смешанный авиационный полк ВВС Северного флота. Полк принимал участие в БД против Финляндии. Авиация СФ за время финской компании боевых потерь не имела.
По состоянию на 22 июня 1941 года в составе ВВС СФ имелось пять лётных частей:
118-й морской разведывательный авиационный полк, летающие лодки ГСТ и МБР-2,
72-й смешанный авиационный полк — четыре истребительные АЭ и одна бомбардировочная,
49-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья на МБР-2,
34-е отдельное санитарное авиационное звено — 2 МБР-2,
24-е отдельное авиационное звено связи в составе Беломорской военно-морской базы — 2 МБР-2.
Части аэродромного обеспечения: 15-я и 30-я авиабазы. Места дислокации авиации СФ: один сухопутный аэродром в п. Ваенга (Большой аэродром) и три гидроаэродрома: в губе Грязной в районе Североморска, на оз. Холмовское под Архангельском и на Большом Соловецком острове.
В связи с явной нехваткой сил на северном направлении, в течение лета 1941 года ВВС СФ были усилены 10 самолетами МиГ-3 от промышленности и 22 И-16 из других частей ВВС ВМФ, в августе поступило 10 И-153 из ВВС ЧФ. В бомбардировочную авиацию поступило 9 СБ и 6 Пе-2.
К 15 августа 1941 года, согласно приказу НК ВМФ, Беломорская Военно-морская база была переформирована в Беломорскую военную флотилию, с подчинением Военному совету СФ. В её состав была передана 49-я ОМРАЭ и 24-е ОАЗСВ.
Из экипажей и самолётов полярной авиации была сформирована 2-я авиационная группа Главного Управления Севморпути (ГУ СМП), под командованием ГСС полковника И. П. Мазурука. Штаб авиагруппы размещался в Архангельске. Группа отвечала за защиту морских коммуникаций и проводку судов.
28 августа 1941 года на аэродром Ваенга приземлились 24 британских истребителя «Харрикейн» Mk.IIB из состава 151-го крыла RAF. Задачей авиагруппы было переучивание советских специалистов, однако вскоре было сформировано две эскадрильи (ещё 15 самолётов было собрано из доставленных морем машинокомплектов), которые принимали участие в проводке конвоев союзников и прикрытии морских портов. Осенью из Харрикейнов был сформирован новый 78-й ИАП. Формирование полка было возложено на Героя Советского Союза капитана Б. Ф. Сафонова.
12 сентября 1941 года, из состава 1-го МТАП БФ было перебазировано авиационное звено самолётов ДБ-3ф. Эти три машины вошли в состав 72-го САП и положили основу минно-торпедной авиации Северного флота СССР.
В сентябре 1941 года на СФ переведена 22-й ОМДРАЭ БФ на самолётах Че-2. Эскадрилья вошла в состав 118-го МРАП как З-я АЭ.
19 декабря 1941 года приказом командующего СФ был установлен следующий состав авиационных полков ВВС СФ: 72-й САП — 1-я, 2-я, 3-я ИАЭ, 4-я и 5-я БАЭ; 118-й МРАП — 1-я и 2-я МБРАЭ, 3-я МДРАЭ.
В январе 1942 года 72-й авиационный Краснознаменный полк был переименован во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Северного флота (Приказ НК ВМФ № 10 от 18 января 1942 года). В связи с большими потерями, в марте 1942 года в полк был передан полным составом 78-й ИАП со всей авиационной техникой. Командиром 2-го гвардейского смешанного авиационного Краснознаменного полка был назначен Герой Советского Союза майор Б. Ф. Сафонов.
В марте 1942 года на базе двух эскадрилий 2-го гв. САП был сформирован 27-й ИАП, вооружённый самолётами И-153, И-16 и «Харрикейн».
В соответствии с Приказом НКО СССР № 0060 от 5.03.1942 г., 95-й истребительный авиационный полк ПВО Московского военного округа был передан в состав ВВС Северного флота, где был переименован в 95-й истребительный авиационный полк ВВС Северного флота. На вооружении полка были тяжёлые истребители Пе-3. Задачами полка были определены воздушное прикрытие конвоев союзников, бамбо-штурмовые удары по портам и базам и ведение воздушной разведки в море. Этот старейший авиационный полк в составе Северного флота претерпел ряд реорганизаций и переименований и закончил свой путь 1 сентября 2002 года (Директива ГШ ВМФ № 730/1/091 от 01.11.2001 года).
Для обеспечения проводок союзных конвоев, в июле 1942 года в составе ВВС СФ была сформирована Особая морская авиационная группа (ОМАГ), возглавляемая генерал-майором авиации Н. Т. Петрухиным. В состав группы входили 13-й, 20-й, 121-й и 255-й ИАП, а также 35-й МТАП. Кроме истребительных частей, в неё несколько ранее вошли также 28-й и 29-й ПБАП ВВС ВМФ, которые ещё в июне прибыли на Север. Эта группировка действовала до конца октября того же года, после чего была расформирована.
Американский штурмовик А-20, в советских ВВС ВМФ применялся в качестве торпедоносца и самолёта огневой поддержки (подавления корабельной ПВО). 23 октября 1942 года, в связи с расформированием ОМАГ, в состав ВВС СФ были включены 29-й БАП и 255-й ИАП, и отведены на переформирование 35-й МТАП, 13-й ИАП, 28-й БАП и 20-й ИАП.
В ноябре 1942 года на СФ сформирован новый 24-й минно-торпедный авиационный полк. Одновременно из состава СФ выведен 35-й минно-торпедный авиационный полк. Тогда-же с Каспийской флотилии прибыл 22-й разведывательный авиаполк.
В начале 1943 года на СФ были сформированы две авиационные бригады: 5-я минно-торпедная и 6-я истребительная. В 5-ю были включены 24-й МТАП, 29-й БАП и 255-й ИАП. В 6-ю вошли: 2-й, 20-й, 28-й и 78-й истребительные авиаполки. В июле эти бригады переименованы в авиадивизии. Всего к середине лета 1943 года ВВС Северного флота имели в своем составе более 600 самолетов разных типов как отечественного, так и зарубежного производства.
В апреле 1944 года 29-й БАП передан в состав ВВС Черноморского флота. 28 апреля подписан приказ о формировании на СФ 14-й смешанной авиационной дивизии, в составе: 95-й ИАП и 46-й ШАП. В июне с ЧФ прибыл 36-й МТАП, который вошёл в состав 5-й авиационной дивизии. На 1 октября 1944 года в ВВС СФ было 750 самолетов.
Всего ВВС Северного флота за время войны совершили более 57 тысяч самолето-вылетов.
В июле 1945 года 27-й ИАП ВВС СФ и 36-й МТАП ВВС СФ были переданы в подчинение командира 2-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Тихоокеанского флота, где приняли ограниченное участие в боях с Японией.
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Александр Кукалев

Фронтовики, служившие в подразделении:

Кузнецов Александр Алексеевич
23.4.1904
генерал-майор авиации
Тыминский Ромунальд Матвеевич
20.5.1915
техник-лейтенант

Дата и время создания карточки:

2023-07-13 14:13:41
Дата и время последнего изменения: 2023-08-21 00:58:44
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.