В ходе Московской битвы авиаполк начал использовать практику ночных полетов. Наиболее активно ночная работа проводилась после 20.02.1942 г. Вероятно, с этого времени полк стали называть как 1-й нбап (официально с 24.05.1942 г.). В мае 1942 года вошел в состав 213-й бад. Основными объектами бомбардировок в 1942 году были вражеские аэродромы, а также шоссейные дороги, железнодорожные мосты и переправам, узлы обороны, станции и др. Полное наименование: 1-й ночной бомбардировочный авиационный полк. В действующей армии: с 24.05.1942 - 22.11.1942 (1 нбап). С 04.09.1942 г. полк принимал участие в боях за Ржев. До марта 1943 года произвел 330 боевых вылетов по Ржеву и 249 вылетов по всей территории Ржевского плацдарма. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР № 374 от 22.11.42 г. преобразован в 22-й гв.нбап. Поное наименование: 22-й гвардейский ночной бомбардировочный Красноярский ордена Суворова авиационный полк. В действующей армии: с 22.11.42 - 27.06.43 (22 гнбап) ; 25.04.44 - 11.05.45
Дополнительная информация:
Сформирован в мае 1938 году из личного состава 44 авиабригады Сибирского ВО как 1 сбап в составе пяти эскадрилий. На вооружении полк имел самолеты Р-5. В октябре 1938 года стали поступать бомбардировщики СБ. До января 1939 года летный и технический состав переучивался на новые самолеты. Штат полка был укомплектован 62-мя самолетами. Среди летчиков и штурманов большинство составляли старые кадровики, а стрелки-радисты набирались из выпускников Красноярской окружной школы мл. авиаспециалистов 1939 года. В июне 1939 года полк переместился в Забайкальский ВО на 74-й разъезд, где базировался до октября 1939 года. В боевых действиях против японцев в районе р.Халхин-Гол участвовали пять лучших экипажей, а остальные занимались подготовкой. После поражения японцев полк вернулся в Красноярск. В январе 1940 года авиаполк разделился: большая его часть вместе с полковником А.К.Богородецким отправилась на Советско-финляндскую войну, а меньшая, сохранив название, осталась в Красноярске. Штат полка пополнился выпускниками авиашкол Новосибирска и Кемерово. Лето 1940 года полк провел в Черногорске, а в январе 1941 года перебазировался в Ашхабад. Летом 1941 года переместился в Кизил-Арват (юг Туркмении) и с конца августа по октябрь 1941 года принимал участие в Иранской кампании, базируясь на иранском аэродроме Гарган. За месяц произвел 65 самолетовылетов на разведку и бомбометание. Полк не понес боевых потерь, но несколько самолетов было повреждено, имелись случаи потери ориентировки и даже бомбежки собственной территории. 07.10.1941 г. поступил приказ о переброске полка в составе двух эскадрилий (20 самолетов) и 181 человека личного состава на оборону Москвы. 08.10.1941 г. с аэродрома Гарган наземный и большинство технического состава выехали поездом, а воздушный эшелон начал перелет по воздуху. В пути маршрут был изменен, и в результате отсутствия связи часть полка прибыла поездом в Дмитров, а самолеты завершили перелет 18.10.1941 г. в Егорьевске. Полк вошел в состав 38-й сад Западного фронта. Вылеты производились днем, преимущественно одиночными экипажами под прикрытием облаков. В боевую работу, кроме бомбардировок, входила разведка, фотографирование. До конца октября полк сделал 284 дневных боевых вылета, уничтожил до 400 автомашин, 21 танк, 126 орудий и минометов, 2080 солдат противника, вызвал 16 взрывов и 52 пожара. Экипажи действовали по дорогам в окрестностях городов: Калуга, Таруса, Алексин. С середины ноября 1941 г. участвовал в отражении второго генерального наступления немцев на Москву. В конце ноября полк оставил аэродром Егорьевск ввиду приближения противника и действовал с луговой площадки на берегу Оки в районе Луховиц. Поддерживал контрнаступление Красной Армии, нанося бомбовые удары в районе городов Клин, Истра, Солнечногорск. В ходе боевых действий произведено около 2 тыс. боевых вылетов, уничтожены сотни автомашин, десятки танков, орудий, самолетов, свыше 4,5 тыс. солдат противника. 28.11.1941 г. передан в состав 146-й ад. В этот день полк имел 18 самолетов СБ, из них 3 неисправных. Через месяц - 29.11.1941 г. - осталось только 7 самолетов, из них 2 неисправных. А еще через неделю полк обладал всего одним исправным и тремя неисправными самолетами. Ускоренный ремонт материальной части и пополнение не могли возместить возрастающих потерь. 07.01.1942 г. боевую работу пришлось прекратить. 09.01.1942 г. вся исправная техника была передана в 130-й сбап. Вероятно, в это время полк был передан в непосредственное подчинение ВВС Западного фронта. До 20.02.1942 г. полк занимался восстановлением материальной части, принимал пополнение. При этом он не отводился в тыл. Восстановив технику и летный состав, перебазировался на аэродром Дракино близ Серпухова. На вооружении в этот период в полку были самолеты СБ и АР-2. С момента прибытия на фронт и до 01.07.1943 г. полк совершил 2455 боевых вылетов, сбросил св. 32 тыс. авиабомб различной мощности. С 01.08.1944 г. действовал на 4-м Украинском фронте. Занимался ночной разведкой, производил налеты на коммуникации противника сразу в трех государствах - Чехословакии, Венгрии и Польше. В 1944 году часть пять раз удостаивалась благодарности ВГК: дважды за Львов, за Карпаты, за Ужгород, за словацкий город Михаловце. За время работы на 4-м Украинском фронте погибло 8 летчиков, 7 штурманов, 13 стрелков-радистов и воздушных стрелков, 4 механика. За это же время полк произвел 1040 боевых вылетов и сбросил 1350 тонн авиабомб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.07.1945 г. полк удостоен ордена Суворова 3-й ст. Кроме ордена, за 1945 год в адрес полка последовало еще четыре благодарности ВГК - за действия в Польше и Чехословакии. День Победы полк встретил в Германии на аэродроме Обер-Глогау. Затем он обосновался на базе Росвайде (Германия) и находился здесь до 18.08.1945 г., когда его перебросили в СССР. С середины августа до середины декабря полк нес службу на аэродроме Сутиски Винницкой области. В конце 1945 года начал перебазировался в Среднюю Азию, в Фергану, куда прибыл 07.01.1946 г. В части было четыре эскадрильи, а в марте 1947 года добавилось еще 13 экипажей из расформированного 46-го бап. В 1960 году расформирован.