Наименование части (воинского подразделения): |
5 бомбардировочный авиационный полк(5-й бап) |
Страна (в военный период): |
СССР |
Период существования: |
1938-1945 |
Период вхождения в действующую армию: |
с 17.09.1939 - 09.11.1939 (5 сбап) ; 17.02.1940 - 13.03.1940 (5 сбап) ; 22.06.1941 - 07.03.1942 (5 бап) |
Последующие переименования: |
Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР № 70 от 07.03.1942 г. в 8-й гв.бап. Полное наименование: 8-й гвардейский бомбардировочный Лодзинский Краснознаменный авиационный полк. На вооружении имел самолеты Пе-2.
В действующей армии: 07.03.1942 - 30.08.1942 (8 гв.бап) ; 03.06.1943 - 09.05.1945 (8 гбап).
В мае 1942 года входил в состав 5-й раг.
С 22.05.1942 г. действовал в составе 219-й бад. 23.07.1942 г. убыл на переформирование. С марта 1943 года входил в состав 221-й бад.
За успешные действия в боях за плацдармы на Висле в августе 1944 года авиаполк был награжден орденом "Красного Знамени". |
Дополнительная информация: |
Сформирован к 08.05.1938 г. в Кировограде (ХВО) как 5-й тяжелый бомбардировочный авиаполк путем переформирования 15 тяжелой бомбардировочной бригады: 1-я АЭ - 58 тбаэ; 2-я АЭ - 57 тбаэ; 3-я АЭ - 59 тбаэ; 4-я АЭ - 60 тбаэ; 5-я АЭ - 16 иаэ. Для доукомплектования использовался личный состав расформированной 15-й краснознаменной разведэскадрильи.
Весной 1939 года реорганизован в 5-й скоростной бомбардировочный полк пятиэскадрильного состава с перевооружением на СБ. 12.09.1939 г. перебазирован в составе четырех эскадрилий в Умань для участия в польской кампании Красной армии. Вошел в состав 10 авиабригады. Боевые вылеты совершал только 17.09.1939 г. для разрушения ж.д. узлов Тисмянница, Хролин и Городенка. 09.11.1939 г. вернулся обратно в Кировоград. 14.02.1940 г. в составе четырех эскадрилий передислоцировался на Карельский перешеек для участия в боевых действиях против Финляндии. 26.02.1940 г. переброшен на ледовый аэродром Суула-ярви, где вошел в состав 1-й легкой бомбардировочной авиабригады ВВС 7 Армии СЗФ и приступил к боевым действиям. За время боевых действий выполнил 402 самолетовылета, сбросив без малого 279 тонн бомб. За это время от огня зенитной артиллерии потеряно три экипажа. 18.03.1940 г. вернулся в Кировоград. Вошел в состав 1-й тяжелой бомбардировочной авиабригады, 16 июня передан 13-й скоростной бомбардировочной авиабригаде.
В период с 21 июня по 7 июля 1940 года полк находился на аэродроме Выгода (ОдВО) в готовности №2 для участия в освобождении Бессарабии. Входил в состав 43-й иабр. 14.08.1940 г. переброшен в Аккерман, где вошел в состав 21-й сад.
К 22.06.1941 г. имел на вооружении 35 самолетов СБ (в том числе 13 неисправных), а также 25 Пе-2, для полетов на которых экипажи еще не были подготовлены. 22.06.1941 г. полк начал боевые вылеты. Во время вылета 17-ти самолетов полка были отмечены прямые попадания в Галацкий мост. 02.08.1941 г. аэродром полка Шайтаровка подвергся нападению танков противника. При этом попали в окружение и погибли многие авиаторы полка. |
Номер воинской части: |
0 |
Полевая почта №: |
0 |
Почтовый ящик №: |
0 |
Попечитель: |
Александр Кукалев |
Фронтовики, служившие в подразделении: |
|
Дата и время создания карточки: |
2023-03-11 13:05:11 |
Дата и время последнего изменения: |
2024-02-20 23:36:16 |
|
|