10 отдельный Краснознамённый восстановительный железнодорожный батальон (10 оквждб)
Страна (в военный период):
СССР
Период существования:
Период вхождения в действующую армию:
22.06.1941-10.09.1944
Последующие переименования:
Дополнительная информация:
10 отдельный Краснознамённый восстановительный железнодорожный батальон (10 оквждб).
Орден Красного Знамени 10 отдельный восстановительный батальон получил еще в 1919 г. за ударные труды на железных дорогах во время борьбы за Советскую власть в составе одноименного железнодорожного полка. С этим орденом 10-му ОКВЖДБ суждено было пройти все годы Великой Отечественной войны.
Место постоянной дислокации станция Хапры под Ростовом-на-Дону.
В начале войны 10 оквждб оказался на Южном фронте в районе Одессы.
Известны следующие вышестоящие соединения:
- 1941 г.(начало войны) - 29 отдельная железнодорожная бригада (29 ождбр; командир, полковник Н.В. Веревкин);
- с 1942 г. - 36 отдельная железнодорожная бригада (36 ождбр) Черномор. груп. войск ЗакФ
Период вхождения 10 оквждб в ДА: 22.06.1941-10.09.1944.
Период вхождения 36 ождбр в ДА: 23.11.1941-28.01.1942 01.05.1942-10.09.1944.
«…В состав 29 ождбр вошли: 10-й отдельный Краснознамённый восстановительный батальон (оквждб), 15-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон (овждб), 2-й отдельный мостовой железнодорожный батальон (омждб), 13-я отдельная рота механизации железнодорожных работ (ормждр). Формировались они по штатам (13/75) мирного времени, и их отмобилизование в случае войны предполагалось провести в пунктах постоянной дислокации6.
…25 июля 1-я рота 10 овждб, выполняя задачи на ст. Слободка железнодорожного участка Колбасная — Котовск, при появлении немецких передовых отрядов вступила с ними в бой. Под сильным натиском противника, применившего артиллерию и миномёты, рота вынуждена была отойти, однако в 16.00 бойцы после короткого и ожесточённого боя вновь заняли станцию, при этом командир взвода старший лейтенант Д.С. Гомозов с командиром отделения младшим сержантом П.В. Ворошко успели под миномётно-пулемётным огнём противника подорвать пять путевых стрелочных переводов»
«….С конца июля 1942 года 36-я отдельная железнодорожная бригада приняла непосредственное участие в оборонительной операции советских войск на Кавказе в составе Северо-Кавказского и Закавказского фронтов, которая продолжалась пять месяцев. В период обороны Кавказа многое зависело от действий железнодорожных войск. Противник массированными налетами авиации и высадкой десантов стремился затруднить и сковать действия наших войск, нарушить железнодорожное движение. Немецкая авиация бомбила железные дороги, станции, вокзалы, мосты, эшелоны с войсками и техникой, поезда с эвакуируемым мирным населением и ранеными. Подразделения бригады под непрерывными авианалетами восстанавливали разрушенные железнодорожные объекты, обеспечивая снабжение обороняющихся войск вооружением и военной техникой».