Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158499
9709
6878
53053
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): 1 авиационный транспортный Херсонский полк Гражданского воздушного флота (ГВФ)
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 6 ноября 1942 года - 30 ноября 1946 года
Период вхождения в действующую армию: 06.11.1942 - 05.11.1944 г. (в составе 1 атд ГВФ); 05.11.1944 - 09.05.1945 г. (в составе 10 гв атд ГВФ)
Последующие переименования:
Дополнительная информация: 1 авиационный транспортный Херсонский полк Гражданского воздушного флота (ГВФ) был сформирован в составе 1 авиационной транспортной дивизии Гражданского воздушного флота (ГВФ), которая ведет свою историю от Московской авиагруппа особого назначения Гражданского воздушного флота (МАОН ГВФ).
На следующий день после начала Великой Отечественной войны с немецкими фашистскими захватчиками 23 июня 1941 года Постановлением СНК СССР Гражданский воздушный флот СССР в оперативном отношении был подчинен Народному комиссариату обороны. Вышло Постановление Совета народных комиссаров СССР о формировании особых авиагрупп и отрядов для обслуживания действующих частей Красной Армии и Военно-Морского Флота.
На базе аэродрома Внуково на основании Приказа по Главному управлению Гражданского воздушного флота СССР № 9-с от 27 июня 1941 года из опытных летчиков гражданской авиации была сформирована Московская авиагруппа особого назначения Гражданского воздушного флота (МАОН ГВФ) для выполнения специальных заданий командования Красной Армии.
Авиагруппа формировалась из опытных кадров Управления международных воздушных сообщений, экипажей Московского, Казахского, Приволжского, Восточно-Сибирского и Узбекского управлений ГВФ.
9 июля 1941 года вышел Приказ Народного Комиссара обороны СССР № 0047 о том, что «...Личный состав ГВФ, непосредственно зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считать призванным в Красную Армию и на него распространить все права и преимущества, установленные для военнослужащих Красной Армии». Он принял военную присягу, получил военное обмундирование.
С первых дней своего существования Московская авиагруппа особого назначения выполняла самые разнообразные задания по доставке грузов и людей, в том числе в тылы противника. Экипажи МАОН летали к линии фронта, в глубокие тылы немецко-фашистских войск, доставляли партизанам боеприпасы, вывозили раненных, выполняли особо важные боевые задания, обеспечивали перевозку пассажиров и грузов внутри страны.
6 ноября 1942 года на базе Московской авиационной группы особого назначения ГВФ на аэродроме Внуково была сформирована 1 авиационная транспортная дивизия Гражданского воздушного флота (ГВФ) в составе трех полков: 1, 2 и 3 авиационных транспортных полков Гражданского воздушного флота.
Командиром дивизии был назначен генерал-майор авиации Казьмин Михаил Павлович, заместителем командира дивизии по политической части - начальником политического отдела дивизии – майор Гончарёнок Дмитрий Степанович, начальником штаба - полковник Соломин Владимир Петрович.
Командиром 1 авиационного транспортного полка ГВФ был назначен подполковник Бухаров Константин Александрович.
Создание дивизии по времени совпало с активным участием авиаторов в сражении под Сталинградом. Экипажи дивизии обеспечивали связь между Москвой и воинскими подразделениями, сражавшимися на Волге. Экипажи 1авиатрансапортной дивизии ГВФ в разгром врага под Сталинградом внесли весомый вклад. Ее экипажи совершили 46 041 боевой вылет, перевезли около 31 тыс. солдат и командиров, эвакуировали в тыл свыше 3 тыс. раненых, доставили более 2500 т военных грузов.
Самоотверженная борьба партизанских соединений Белоруссии и Украины, Смоленщины, Брянщины, Орловщины, напрямую связана с неоценимой помощью, оказанной летным составом дивизии. Так, к партизанам на Украину было выполнено 655 вылетов, в Белоруссию — 516, к партизанам Крыма — 435, в Молдавию — 50 вылетов. Помимо отдельных полетов, самолетами дивизии выполнялись массовые операции в немецком тылу. Так, с середины августа 1943 года дивизия начала выполнение боевой задачи по транспортировке в тыл противника трех партизанских отрядов в составе 250 человек и 26 тонн боеприпасов для нарушения деятельности двух железных дорог, питавших Харьковский укрепленный узел противника. Поставленная задача была выполнена за семь дней.
Весной 1943 года 1 транспортной авиадивизии ГВФ была поставлена задача: обеспечить наступательные действия войск Центрального фронта. С этой целью была сформирована оперативная группа из четырнадцати самолетов на аэродроме Телегино под городом Елец. Группа работала в сложных метеоусловиях и сложной воздушной обстановке. Пилоты группы на два дня ранее намеченного срока выполнили поставленную задачу. Их работа была высоко оценена Командующим Центральным фронтом. В приказе от 05.04.1943 года № 38 по Центральному фронту отмечалось, что в предельно краткие сроки было выполнено 1280 вылетов, переправлено 2 тысячи тонн боеприпасов, доставлен тактический резерв на угрожаемый участок в количестве 13600 человек, вывезено в тыл 12124 раненых. С 23 февраля по 15 марта 1943 года оперативная группа выполняла задание 4 воздушной армии по транспортировке горючего, боеприпасов и технического имущества на линию фронта. Совершено 370 боевых вылетов. Перевезенные запчасти обеспечили восстановление 411 боевых самолетов. В приказе от 20.04.43 года по Северо-Кавказскому фронту отмечалось, что в исключительно трудные дни, когда из-за бездорожья наземные войска и личный состав передовых аэродромов испытывали нужду в продовольствии и боеприпасах, подвоз автомашинами был невозможен. Вся тяжесть и ответственность по доставке частям армии и флота продовольствия, боеприпасов, горючего были возложены на транспортные экипажи. С поставленной задачей авиационная группа полностью справилась.
В ходе Курской битвы (5 июля — 23 августа 1943 года) транспортные самолеты 1 авиатранспортной дивизии ГВФ доставляли войскам боеприпасы, техническое имущество, горючее для танков.
С сентября по октябрь 1943 года дивизия выполняла приказ ставки Верховного Главнокомандования по оказанию советским войскам помощи при форсировании Днепра. Летный состав дивизии, совершая по 5—7 вылетов в день, выполнил задачу и дал возможность войскам вести успешные бои. Группа самолетов 1 авиационного транспортного полка ГВФ под командованием старшего лейтенанта Лабутина Бориса Константиновича, выполняя задание 4 Украинского фронта, оказала содействие частям 5 ударной армии, ведущим форсирование Днепра в районе города Никополь Днепропетровской области Украинской ССР. В сентябре 1943 года экипажи дивизии провели крупную операцию по выброске во вражеский тыл в районе города Канев Киевской (ныне Черкасской) области Украинской ССР подразделений 5 воздушно-десантного корпуса. За одну ночь был выполнен 31 вылет и сброшено 483 парашютиста и более десяти тонн боеприпасов.
С 10 октября 1943 года по заданию 2 Украинского фронта с аэродрома Полтава была проведена массовая операция по транспортировке в район хутора Пятихатки в Неклиновском районе Ростовской области топлива и боеприпасов для танков. В боевом отзыве Командующего 5 воздушной армией генерал-полковника авиации Горюнова С.Г. отмечалось, что летный состав, выполняя приказ Верховного Главнокомандующего, обеспечил наступающие части 2 Украинского фронта боеприпасами, вооружением и горючим.
В период Корсунь-Шевченковской битвы (24 января - 17 февраля 1944 года) из-за распутицы, автотранспорт не мог подвезти войскам требуемого количества боеприпасов. Этот пробел восполнили летчики, обеспечив передовые части в достаточном количестве боеприпасами и топливом.
Самолеты 1 транспортного авиационного полка ГВФ под командованием подполковника Бухарова Константина Александровича с февраля по конец мая 1944 года обеспечивали наступление войск 3 Украинского фронта в направлении Херсона, Николаева и Одессы. В первых числах марта советские войска форсировали реку Ингулец и захватили плацдарм на западном берегу. Пехотинцы зацепились за маленький клочок земли, который острым клином вдавился в оборону противника. В помощь частям, ведущим боевые действия на правобережье, командование направило самолеты дивизии ГВФ. Под ожесточенным вражеским огнем, невзирая на сложные метеоусловия, летчики направились в район прорыва. Экипажи самолетов сбросили большое количество топлива советским танковым соединениям, расширявшим прорыв. Было совершено 1225 самолетовылетов. Группа также взаимодействовала с танковыми и кавалерийскими частями генерала Плиева, вышедшими в глубокие рейды в тылу врага. Боевую работу в районе прорыва заместитель командующего 3 Украинским фронтом оценил так: «Транспортная группа 1 АТД своей оперативностью и маневренностью по-боевому содействовала успешному углублению плацдарма на реке Ингулец. Перед экипажами стояла новая задача — обеспечить части, вырвавшиеся на оперативный простор в германском тылу, топливом и боеприпасами. Группа отлично справилась с поставленной задачей.
Форсировав реку Днепр в нижнем течении, войска 3 Украинского фронта, заняли город Берислав Херсонской области Украинской ССР и, развивая наступление, 13 марта ё1944 года в результате уличных боев овладели городом Херсон – крупным узлом железнодорожных и водных коммуникаций и важным опорным пунктом обороны немцев у устья реки Днепр.
За отличные боевые действия войскам, участвовавшим в боях за освобождение городов Херсон и Берислав, Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. СТАЛИНА № 83 от 13 марта 1944 года объявлена благодарность, в Москве был дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. В ознаменование одержанной победы, среди соединений и частей, наиболее отличившихся в боях за освобождение города Херсон, 1 авиационный транспортный полк ГВФ подполковника Бухарова Константина Александровича был представлен к присвоению почетного наименования «Херсонский», которого удостоен Приказом Верховного Главнокомандующего № 067 от 23 марта 1944 года.
Летом 1944 года фронтовые формирования ГВФ принимали активное участие в освобождении Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Австрии, Греции.
В июле – августе 1944 года 10 тяжелых транспортных самолетов Ли-2 и С-47 с экипажами от 1 транспортной авиационной дивизии ГВФ были прикомандированы к Польскому Комитету национального освобождения, в том числе от 1 авиационного транспортного полка экипажи капитана Шутова Василия Ивановича, лейтенантов Гуляева Василия Ильича, Гусева Василия Ильича, Гавва Кирилла Никитовича, Барилова Дмитрия Ивановича, Захарченко Ивана Акимовича. В апреле 1945 года 5 самолетов Ли-2 и 5 самолета С-47 с экипажами, обслуживавшие Польский Комитет национального освобождения, входя к этому времени в состав 10 гвардейской авиационной транспортной дивизии, были направлены на формирование 6 отдельной транспортной авиационной эскадрильи Гражданского воздушного флота ВВС Войска Польского. Вместе с самолетами была выделена техническая бригада.
Приказом НКО СССР № 0361 от 5 ноября 1944 года «за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм» 1 авиационная транспортная дивизия ГВФ была преобразована в 10 гвардейскую авиационную транспортную дивизию.
При присвоении дивизии гвардейского звания все три полка гвардейскими не именовались, сохранив свои прежние номера и наименования, однако все воины дивизии стали гвардейцами, получив не только приставку «гвардии» к своим воинским званиям, но и все положенные льготы и привилегии.
Командиром дивизии продолжал воевать гвардии генерал-майор авиации Чанкотадзе Шалва Лаврентьевич, 1 авиационным транспортным полком ГВФ - гвардии подполковник Бухаров Константин Александрович.
В конце Великой Отечественной войны 10 гвардейской транспортной авиационной дивизии ГВФ была поставлена задачу доставить из Горького специальные боеприпасы большой мощности, предназначавшиеся для генерального наступления на Берлин. Трудность задачи состояла в том, что боеприпасы нужно было доставить в течение одного дня, покрыв расстояние от Внукова до Горького и от Горького до Каллау (2400 км) в сложных погодных условиях. 21 апреля 1945 года группа самолетов 1 транспортного авиационного Херсонского полка ГВФ под руководством командира полка гвардии майора Чернякова Владимира Михайловича выполнила задание, артиллеристы получили полный боекомплект специального боезапаса.
30 ноября 1946 года 10 гвардейская авиационная транспортная дивизия ГВФ была расформирована, как воинское соединение. На ее базе была создана 1 отдельная авиационная группа Гражданского воздушного флота (ГВФ).
Номер воинской части: 40460
Полевая почта №: 40460
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Александр Кукалев

Фронтовики, служившие в подразделении:

Орлеанский Юрий Дмитриевич
24.3.1909
майор
Шутов Василий Иванович
30.12.1911
гвардии майор

Дата и время создания карточки:

2021-09-07 19:31:38
Дата и время последнего изменения: 2024-03-21 00:01:51
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.