Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158482
9710
6878
53052
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): 8 автомобильная бригада
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 25.06.1941 - 25.05.1942 г. (расформирована).
Период вхождения в действующую армию: 25.06.1941 - 25.05.1942 г.
Последующие переименования:
Дополнительная информация: Автомобильные бригады в РККА создавались для: подвоз материальных средств и боеприпасов; перевозка личного состава; эвакуация раненых и больных, неисправного, излишнего имущества и трофеев.
К истории появления 8-й автотранспортной бригады можно отнести довоенный период: с апреля месяца 1939 г., когда была создана особая войсковая часть (в/ч № 4279), подчинявшаяся «Отделу Спецзаданий Генштаба РККА». В её распоряжении было 750 грузовых автомобилей – «ЗИС-5» и др. марок. Непосредственно для перевозки грузов была сформирована и особая бригада - особая в/ч № 8285 НКО, в составе которой "было 15 «караванов» (рот) – по 61 машине «ЗИС-5» в каждом, несколько парковых рот, мастерские и даже «авиагруппа». Этим специальным «автоподразделением» (в составе которого в разное время числилось от 750 до 2000 грузовиков), за первый год операции перевезено по трассе 10 965 тонн грузов. В том числе 985 самолетов, 82 танка, свыше 1300 орудий и более 14 000 пулеметов. С целью снабжения Китайской Армии, в условиях абсолютной секретности эта операция проводилась до конца 1944 г. Для перевозки грузов и была сформирована особая бригада – в/ч № 8285 НКО - «Экспедиция» (так - Журкин Борис Иванович, 1910 г. р., начинал службу в 1939 г. как капитан, командир батальона особой в/ч 8285 НКО – а как подполковник, впоследствии командовал бригадой). «Караваны» машин ходили почти постоянно, останавливаясь на всех организованных, вдоль трассы, 20 пунктах: ночёвок, питания и заправки машин (19 из них располагалось на китайской территории).
Во время событий на «Халхин-Голе» 1939 г. – 1940 г. г. принимали участие кадровые военнослужащие будущих автотранспортных батальонов 8-й автотранспортной бригады, например: Коровянский Василий Силович, 1904 г. р., который находясь в составе 460-го отдельного автобатальона 1-й Армейской Группы и был награжден орденом «Красной звезды» - 17.11.1939 г. В боевых действиях в Финляндии ("Зимняя война" 1939 г. – 1940 г.) полуторамиллионную группировки РККА обеспечивали 46 автотранспортных и автомобильных батальонов.
В «Финской Кампании» так же участвовали будущие военнослужащие 8-й атбр: политрук Андреев Иван Васильевич, 1913 г.р.; политрук Кротов Иван Никифорович, 1907 г. р.; майор Сударкин Николай Степанович, 1909 г. р.; ефрейтор Слесарев Николай Григорьевич, 1919 г. р.; капитан Серебрянский Ефим Сидорович 1913 г. р.; капитан Сирченко Иван Афанасьевич, 1914 г.; политрук Андреев Иван Васильевич, 1913 г. р.; младший воентехник Щербатюк Иван Михайлович, 1916 г. р.; майор Сударкин Николай Степанович, 1909 г. р. который был награжден 19.05.1940 г. медалью «За боевые заслуги».
К началу «Советско-финской Войны», или иначе называемой - «Зимняя Война», были сформированы автомобильные полки и отдельные автомобильные батальоны. В то время в отдельном автомобильном батальоне штатом предусматривались до 350 автомобилей (в основном типа «ГАЗ-АА» и «ЗИС-5». Автомобильный полк состоял из четырёх автомобильных батальонов по 250 автомобилей в каждом. Имелись подразделения: для ремонта и восстановления автомобилей; перевозки горюче-смазочных материалов; регулирования движения; обеспечения разведки; связи. Автомобильные полки, автотранспортные батальоны и автотранспортные роты РККА, до 1942 г., входили в состав Резерва Главного Командования. Всего в боевых действиях в ходе «Советско-финляндской войны», участвовало: 46 автотранспортных (атб) и автомобильных (аб) батальонов (армейский автотранспортный батальон РККА состоял из 4-х автотранспортных рот. Каждая рота состояла из 3-х автомобильных взводов, при этом каждый взвод делился на 4-е отделения); 16 (отдельных) автотранспортных и 11 эвакотракторных рот. По штату, в основных автотранспортных батальонах, должно было быть до 440 водителей.
«… Условия эксплуатации автомобилей во время «Советско-финляндской войны» были очень жёсткими. Боевые действия велись в суровую зиму (морозы достигали «минус» 40—45 градусов), местность с густыми лесами, многочисленными замёрзшими озерами и реками. В воспоминаниях участников войны отмечается, что моторное масло на морозе загустевало настолько, что заправить им двигатели не было никакой возможности. В сильные морозы водители снимали патрубок, соединявший радиатор - двигатель и воду заливали прямо в блок цилиндров …».
К 26.07.1938 г. в Виннице находилось Управление Киевского Особого Военного Округа – «КОВО», откуда 17.09.1939 г. начинался военный поход в восточную Польшу — Западную Украину. В войсковой операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР, например, участвовал будущий военный комиссар 8-й атбр - Рудник Семен Лазаревич.
22 июня 1941 года 8-я автотранспортная бригада КОВО дислоцировалась в районе г. Винница, её командиром тогда был военинженер 1-го ранга - Корольков Николай Александрович, который командовал бригадой до декабря 1941 г. (см. «Архивные материалы»). Затем 8-й атбр командовал подполковник Бондаренко (до своего выбытия в апреле – мае 1942 г.), начальником штаба бригады был - капитан Еськов (см. «Фотоальбом»).
Во время ВОВ вместе с военнослужащими - мужчинами в составе автотранспортных батальонов служили и женщины, например: шофер 883-го оатб красноармеец Кухарь Анна Ивановна, которая за свой самоотверженный боевой труд была награждена орденом «Красной Звезды» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»; Левкович Екатерина Александровна, 1918 г. р., лейтенант медицинской службы, которая служила в 456-м оатб «пгсм».

Первым командиром 8-й атбр был военинженер 1-го ранга - Корольков Николай Александрович который погиб: «… утонул в реке Волга вследствие катастрофы катера в районе г. Сталинград» - 21.11.1941 г. В «Архиве» имеются две «Докладных» от 22.06.1941 г. от военинженера 1-го ранга, Королькова Н. А. - командира 8-й автобргады КОВО. Николай Александрович трагически погиб: «… утонул в реке Волга вследствие катастрофы катера в районе г. Сталинград» - 21.11.1941 г.
К началу «Великой Отечественной Войны» - 8-я автотранспортная бригада входила в состав «Киевского Особого Военного Округа», Южного Фронта. Входившие в её состав автотранспортные батальоны выполняли боевые задания в 9-й, 12-й, 18-й, 46-й и 58-й Армий Южного Фронта, «Черноморской Группы Войск» (ЧГВ) и впоследствии - Северо-Кавказского Фронта. После 1943 г. отдельные автотранспортные батальоны 8-й атбр были переформатированы, получили другие наименования или обращены на формирование автополков.
Известно, что в состав 8-й бригады входили: 4-я отдельная рота регулирования движения; 133-й орвб (ремонтно-восстановительный батальон); 431-й оатб (отдельный автотранспортный батальон); 447-й оатб (был в составе ЧГВ ЗакФ); 448-й оатб; 451-й оатб; 453-й оатб – «батальон автоцистерн» (с 01.01.1942 г. был переименован в 855-й оатб); 456-й оатб; 512-й оатб (с 31.07.1943 г. переформирован в 451-го оатб); 853-й оатб (переименован из оатб 9-й Армии 31.12.1941 г.); 854-й оатб (на февраль - март 1942 г. входил в состав 57-й Армии ЮФ); 855-й оатб (обращен на формирование 24-й атбр - 02.11.1943 г.).
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 1080

Попечитель:

Сергей Могилат

Фронтовики, служившие в подразделении:

Загреба Яков Андреевич
21.3.1914
Военврач 3-го ранга.
Корольков Николай Александрович
25.10.1900
Военинженер 1-го ранга.
Рудник Семен Лазаревич
23.3.1908
Подполковник.

Дата и время создания карточки:

2020-12-17 16:18:42
Дата и время последнего изменения: 2024-02-18 11:27:25
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.