Начал формироваться 04.04.1942 г. в составе АДД как 840-й дбап на аэродроме Лебедянь (Брянский фронт) на базе личного состава 139-й бап. Первоначально имел двухэскадрильный состав. На вооружении имел самолеты ДБ-3.
С мая 1942 года введен в состав авиации дальнего действия и с 24.06.1942 г. действовал в составе 113-й ад дд.
В июле 1942 года полк, не прерывая боевую работу, перевооружился на самолеты Ил-4.
Летом 1942 года действовал в интересах Западного, Воронежского и Брянского фронтов.
В августе 1942 года в полк вошла 3-я аэ из расформированного 820-го дбап.
Осенью 1942 основным районом боевой работы полка стал Сталинград. В августе-сентябре в район Сталинграда произведено 272 боевых вылета, сброшено 305 т.бомб. Наиболее подготовленные экипажи всю осень 1942 года выполняли одиночные ночные налеты на хорошо прикрытые зенитками железнодорожные узлы Лихая, Касторная, Миллерово и аэродром Курск. В интересах Западного фронта полк работал по аэродромам Сеща, Орша, Болбаново, Витебск, по железнодорожным узлам Смоленск, Рославль, Ельня. В ноябре 1942 года налетам подверглись штабы и скопления пехоты и техника противника в Великих Луках, Невеле и Сычевке.
В январе 1943 года привлекался к прорыву блокады Ленинграда, выполнено 94 боевых вылета, сброшено 103 т бомб. Параллельно наносились удары по железнодорожному узлу Брянск и по скоплениям войск противника в полосе Брянского фронта.
В феврале 1943 года переведен из состава АДД в состав ВВС и переименован в 840-й дбап. В апреле личный состав вернулся в АДД, полк же вместе со всей материальной частью остался в ВВС. Личный состав был набран в основном за счет молодого пополнения. В преддверии Курской битвы молодые летчики фактически доучивались: осваивали полеты днем в строю девяток. С мая полк базировался на аэродромах Тульского аэроузла.
Летом 1943 года действовал днем под прикрытием истребителей. Наибольшее количество боевых вылетов выполнялось в интересах Брянского фронта.