Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
157853
9944
6912
53038
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): Краснознаменная подводная лодка «Л-22»
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 29 сентября (по другим данным 4 декабря) 1938 года - 21 мая 1959 года
Период вхождения в действующую армию: 17.9.1942 - 9.5.1945 года
Последующие переименования: - 9 сентября 1949 года ПЛ получила обозначение Краснознаменная подводная лодка «Б-22».
- 17 февраля 1956 года подводная лодка была выведена из боевого состава ВМФ и отнесена к подклассу опытовых.
Дополнительная информация: Подводная лодка «Л-22» (подводный минный заградитель серии XIII-1938 типа «Ленинец») была заложена под стапельным номером 304 на заводе № 189 в Ленинграде 29 сентября (по другим данным 4 декабря) 1938 года. 25 сентября 1939 года подводная лодка спущена на воду.
Основные ТТХ подводной лодки:
• Водоизмещение - нормальное надводное - 1108 тонн, нормальное подводное - 1400 тонн.
• Длина х ширина (наибольшие) - 83,3 х 7 м.
• Осадка средняя - 4,05 м.
• Силовая установка - 2 дизеля общей мощностью 4000 л.с. и 2 электродвигателя общей мощностью 1300 л.с.
• Скорость - максимальная надводная - 18 узлов, подводная - 9 узлов.
• Дальность плавания - в надводном положении - 3100 миль при 18 узлах, 10000 миль при 10 узлах ; в подводном положении - 13,5 миль при 9 узлах, 150 миль при 2,5 узлах.
• Глубина погружения - рабочая - 80 метров, предельная - 100 метров.
• Вооружение - 6 533-мм носовых торпедных аппаратов ; 2 533-мм торпедных аппарата в кормовой надстройке ; 18 533-мм торпед ; 2 кормовые минные трубы, 20 мин, 1 - 100/51 артиллерийская установка "Б-24-ПЛ" 150 выстрелов ; 1 - 45/46 артиллерийская установка "21-К" 500 выстрелов.
• Время погружения - 45 секунд.
• Время пребывания под водой - 72 часа.
• Автономность - нормальная - 30 суток, максимальная - 45 суток.
• Экипаж - 10 офицера, 16 старшин, 29 матросов.
Начало Великой Отечественной войны корабль встретил под командованием капитан-лейтенанта Бютнера Георгия Николаевича в составе 14 дивизиона Учебной бригады подводных лодок КБФ в Ленинграде у заводской стенки в стадии достройки (степень технической готовности корабля на 1 июля 1941 года составляла 90,6 процентов). В конце августа – первой половине сентября подводная лодка переведена по Беломоро-Балтийскому каналу в Молотовск (ныне Северодвинск) на еще не введенный в эксплуатацию завод № 402, где весной – летом 1942 года достройка и окончательный ввод корабля в строй были продолжены. Едва прибыв в Молотовск, подводная лодка получила нового командира, вместо уволенного в запас «по несоответствию» 40-летнего Бютнера Г.Н. командование кораблем 25 сентября 1941 года принял капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3, 2 ранга) Афонин Валентин Дмитриевич. В апреле – июле 1942 года «Л-22» прошла швартовые и заводские испытания, 31 августа 1942 на корабле был поднят Военно-морской флаг (тогда короткое время подлодкой командовал капитан 3 ранга Кульбакин Василий Фёдорович, но уже 20 октября 1942 года его вновь сменил капитан-лейтенант Афонин В.Д). 17 сентября1942 года субмарина вступила в строй и вошла в состав Северного флота. «Л-22» была зачислена в состав 2 дивизиона Бригады подводных лодок Северного флота. 5 октября 1942 года она перешла в порт Полярный в Екатерининской гавани Кольского залива Баренцева моря.
Всего через три недели «Л-22» вышла в свой первый боевой поход с задачей установки минного поля в районе Тана-фьорда, с чем успешно справилась, поставив 27 октября три минных банки у порта Мехамн на острове Хольмен в самой северной части Норвегии. Заграждение было обнаружено и вытралено германскими «раумботами» («R 154», «R 156» и «R 160») из состава 7 флотилии 20 ноября 1942 года.
Второй боевой поход на позицию № 5 северо-западнее порта Вардё на узком острове Вардё (6 км длиной), расположенном на севере Варяжского залива (Варангер-фьорд) Баренцева моря, проходил в первой половине ноября 1942 года и был отмечен первой торпедной атакой подлодки. Выставив 3 ноября в Сюльте-фьорде минное поле № 4), «Л-22» продолжила патрулирование. Вечером 7 ноября севернее Сюльте-фьорда подводная лодка выпустила четыре торпеды предположительно по тральщику противника, но взрывов не последовало. Преследования тоже не было, и на исходе 16 ноября «Л-22» начала возвращение в базу. На протяжении всего похода субмарина неоднократно касалась минрепов вражеских мин. Что касается тех мин, которые были выставлены подлодкой в районе контролируемого фарватера, то они были обнаружены и частично уничтожены германским тральщиком «R-173».
Кампанию 1942 года «Л-22» завершила выходом на минную постановку в район северо-западнее Вардё (позиция № 5). Днем 18 декабря, находясь в Бос-фьорде, подлодка зафиксировала два взрыва неустановленного характера (предположительно, от огня береговой батареи), после чего, почти сразу, попала в рыбачью сеть, при освобождении из которой несколько раз ударилась о грунт. Вскоре при осмотре выяснилось, что форштевень субмарины у ватерлинии имеет разрез шириной 1,5 см и прогиб влево, повреждены кингстоны цистерны главного балласта № 4 с левого борта и крышка торпедного аппарата № 1. Несмотря на это, днем 20 декабря в Бос-фьорде «Л-22» произвела постановку минного заграждения № 44, состоящего из 5 банок, после чего приступила к патрулированию района действуя в торпедном варианте. Днем 25 декабря в направлении минного заграждения на подлодке зафиксирован сильный взрыв, что дало основание полагать, что мины нашли свою цель. По данным противника, мины «Л-22» были впервые обнаружены германским тральщиком «М-322» 29 марта 1943 года, позднее тральщики противника еще несколько раз встречались с «гостинцами» «Л-22», но все встречи проходили без потерь кораблей и судов проходящих здесь конвоев.
Прибыв в порт Полярный накануне нового 1943 года, «Л-22» вскоре встала на гарантийный ремонт и докование, и только 14 марта 1943 года снова вступила в строй. 18 марта корабль был перечислен в состав 1 дивизиона Бригады ПЛ СФ.
Вечером 19 апреля 1943 года «Л-22» вновь вышла в море с задачей постановки минного заграждения у острова Лоппа. На боту субмарины находился обеспечивающий, командир 1 дивизиона ПЛ капитан 1 ранга Хомяков М.Ф. Вечером 22 апреля подводная лодка в указанном месте поставила мины поля № 62. Через четыре часа в направлении только что установленных мин подводники зафиксировали глухой взрыв, но каких-либо потерь противника на данном заграждении не отмечено; почти два месяца спустя оно было обнаружено и уничтожено «раумботами» и катерами-тральщиками с плавбазы «Париж». Продолжая патрулирование, «Л-22» днем 24 апреля обнаружила конвой противника и тремя торпедами атаковала створившиеся транспорт в 7-8000 тон и танкер в 13-15000 тонн. Пуск торпед производился с достаточно большой дистанции – 14 кабельтовых, и, несмотря на то, что спустя 118, 130 и 148 секунд на подлодке зафиксировали три взрыва, а через 17 минут после атаки в перископ наблюдалось облако густого дыма, немцы не комментируют атаку субмарины. Принимая во внимание, что ответных действий со стороны немцев не последовало, можно предположить, что атака прошла безуспешно. 29 апреля «Л-22» прибыла в Полярный.
В середине мая 1943 года подлодка прошла небольшой доковый ремонт, в ходе которого на корабль был установлен гидролокатор «Дракон-129».
Шестой боевой поход «Л-22» проходил в конце мая 1943 года в районе предыдущего патрулирования подлодки. Вечером 26 мая у острова Серё субмарина произвела постановку мин (заграждение № 35). Незадолго до того как утром 1 июня подлодка повернула в базу, на свежевыставленных минах оказался германский конвой идущий за тралами «раумботов». Одна из подсеченных мин оказалась на пути госпитального судна «Бирка» (1000 брутто-тонн), которое взорвалось и очень быстро затонуло, унеся с собой 105 эвакуировавшихся в тыл раненных солдат Вермахта. Суда конвоя смогли подобрать из воды только 41 человека.
В конце августа – первой половине сентября 1943 года подводная лодка действовала в районе Вардё – мыс Сейбунес (позиция № 4). Днем 25 августа в устье Сюльте-фьорда субмарина поставила мины, после чего продолжила патрулирование, используя торпеды. Днем 1 сентября атаке «Л-22» подвергся крупный немецкий конвой идущий в Киркенес. Пуск шести торпед производился подводной лодкой с дистанции 5-8 кбт, но был вовремя обнаружен кружащим над конвоем самолетом противника. Конвой начал маневр уклонения, но одна из торпед достигла цели, попав в корму транспорта «Рюдесхаймер» («Rudesheimer», 1940 г., 2036 брутто-тонн), лишив его руля. Подводная лодка подверглась безуспешной атаке кораблей сопровождения, сбросивших 14 глубинных бомб; впрочем, это дало немцам возможность взять поврежденное судно на буксир и довести его до мелководья в Перс-фьорде. (Транспорт оставался там до февраля 1944 года, пока был не отбуксирован в Германию для ремонта; после окончания войны он перешел под британский контроль). Дальнейшее патрулирование подводной лодки осталось безуспешным. Не увенчались пуском торпед встречи с кораблями противника днем 3 сентября, когда субмарина отказалась от атаки тральщика, и утром 5 сентября, когда подлодка упустила буксир. Мины, установленные «Л-22» 25 августа тоже не нашли своей цели, информации об обнаружении заграждения противником и потерях на нем нет. Днем 7 сентября 1943 года «Л-22» прибыла в Полярный.
В следующий боевой поход подлодка вышла только вечером 16 октября 1943 года. Ей предстояло внести свой вклад в охоту союзников на линкор «Тирпиц», стоящий в Альтен-фьорде. (22 сентября с помощью карликовых подлодок англичане сумели вывести его из строя на полгода, до конца марта – начала апреля 1944). Днем 20 октября «Л-22» в два приема выставила 20 плавающих мин «ПЛТ-2» (8 штук перед входом в Альтен-фьорд , еще две банки, каждая из шести мин, в западной части пролива Сере-сунд). Командование надеялось, что подхваченные течением мины достигнут цели и подорвут корабль, но, учитывая то, что «Тирпиц» был укрыт так называемым «сетевым ящиком», состоящим из двух рядов противоторпедных сетей, это могло произойти лишь случайно. Выполнив задачу, утром 21 октября подводная лодка направилась в базу, где до середины ноября проходила ремонт.
Боевые действия 1943 года «Л-22» завершила выходом на минную постановку в район мыс Нордкап – мыс Нордкин (позиция «Б») в первой половине декабря. Днем 8 декабря субмарина выставила в Порсангер-фьорде две минных банки заграждения № 91. Продолжая оставаться на позиции, подводная лодка попала в сильный шторм. Вечером 10 декабря штормовая волна накрыла субмарину. В результате через рубочный люк вода залила центральный пост, временно выведя из строя главную распределительную станцию, гирокомпас и лаг. Нахождение «Л-22» в районе действий длилось до тех пор, пока 12 декабря под ударами штормовых волн не выпал крепящий болт в нижней части вертикального руля, нарушив его управление. И хотя двумя днями раньше подлодка слышала сильный взрыв в направлении только что установленных мин, оно, вероятнее всего стало безуспешным. Подлодка после доклада о повреждениях была отозвана в базу, куда благополучно прибыла днем 15 декабря.
Кампанию 1944 года «Л-22» открыла участием в операции «РВ-1». Вечером 16 января субмарина покинула базу с заданием постановки минного заграждения севернее острова Ингё (сектор № 7). На исходе 18 января подлодка прибыла на позицию, но попыткам проникнуть на шхерный фарватер мешали туман, штормовые волны и плохое техническое состояние корабля. Из-за большой невязки (порядка 17 миль) подлодка долго не могла определиться, и только днем 25 января в районе острова Рольвсё выставила заграждение № 49-а, которое не было обнаружено противником. При отходе с места постановки подводная лодка дважды ударялась о дно, но повреждений не получила. Уже на подходе к базе в 140 милях севернее входа в Кольский залив «Л-22» обнаружила неизвестную подлодку, но в связи с приказом о запрете атак субмарин в этом районе от пуска торпед отказалась.
Свое участие в боевых действиях «Л-22» завершила в первой половине марта 1944 года выходом на минную постановку в районе остров Иельмсё – остров Серё (позиция «Х»); ее обеспечивал командир 1 дивизиона Бригады ПЛ СФ капитан 1 ранга капитан 1 ранга Августинович Михаил Петрович. Днем 7 марта в районе Хаммерфеста «Л-22» поставила мины, которые спустя месяц были обнаружены и вытралены противником. В дальнейшем подлодка должна была снять с побережья противника разведгруппу. Выполняя это задание, командир «Л-22», чтобы не обозначить присутствие подлодки в этом районе, днем 8 марта отказался от атаки конвоя, но в итоге разведчики на борт субмарины так и не были приняты - сигналов с берега в условленном месте не было.
Прибыв в Полярный, «Л-22» встала на текущий ремонт, который был совмещен с установкой на корабль приборов торпедной стрельбы: «ПУГ» (установки гидростата) и «ПУПО» (установки прибора Обри). Работы затянулись, и завершились только к 1 ноября. К этому времени война в Заполярье подошла к концу.
За время войны подводная лодка «Л-22» под командованием капитана 3 ранга Афонини В.Д. совершила двенадцать боевых походов, во время которых потопила торпедами три транспорта противника. На минах, выставленных лодкой, подорвались четыре фашистских судна общим водоизмещением свыше 5 тысяч тонн.
1 февраля 1945 года командиром «Л-22» назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Трофимов Евгений Николаевич.
8 июля 1945 года подводная лодка «Л-22» Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденом Красного Знамени. Так командование оценило 12 боевых походов подводного минного заградителя.
С 30 июля 1946 по 21 ноября 1947 года подводной лодкой «Л-22» командовал капитан 2 ранга Константинов Филипп Васильевич.
9 сентября 1949 года ПЛ получила обозначение Краснознаменная подводная лодка «Б-22».
17 февраля 1956 года подводная лодка была выведена из боевого состава ВМФ и отнесена к подклассу опытовых. В дальнейшем она была использована для обеспечения испытаний ядерного оружия у берегов архипелага Новая Земля. 21 мая 1959 года корабль был окончательно исключен из списков кораблей и судов ВМФ.
Часть боевой рубки Краснознаменной подводной лодки «Л-22» выставлена в экспозиции музея Северного флота.
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Руденко Валерий Митрофанович
0.0.1920
старший инженер-лейтенант

Дата и время создания карточки:

2016-10-27 02:45:27
Дата и время последнего изменения: 2023-08-20 01:14:47
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.