Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
157859
9940
6912
53038
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): 3 дивизион эскадренных миноносцев Северного флота
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 16 октября 1942 года - 1 июля 1949 года
Период вхождения в действующую армию: 16.10.1942 г. - 09.05.1945 г.
Последующие переименования:
Дополнительная информация: 3 дивизион эскадренных миноносцев был сформирован 16 октября 1942 года в составе Бригады эскадренных миноносцев Северного флота, созданной после перевода с Тихоокеанского флота Северным морским путем в составе Экспедиции особого назначения (ЭОН-18) лидера эсминцев «Баку» (командир капитан-лейтенант Б.П.Беляев) и двух эсминцев проекта 7 - «Разумный» (командир капитан-лейтенант В.В.Фёдоров), «Разъярённый» (командир капитан-лейтенант Н.И.Никольский).
С приходом на Северный флот Отряда кораблей ВМФ СССР, принятых в Англии, в соответствии с приказами 1944 года Наркома ВМФ № 00156 и Военного совета Северного флота № 00463 была создана Эскадра Северного флота. 24 августа 1944 года 3 дивизион эскадренных миноносцев под командованием капитана 2 ранга Крашенинникова Ермила Михайловича вошел в эскадру в следующем составе:
• эскадренный миноносец «Деятельный» (бывший английский "Черчилль"),
• эскадренный миноносец «Достойный» (бывший английский I 15 "Сент-Олбенс"),
• эскадренный миноносец «Дружный» (бывший английский G 42 "Линкольн"),
• Краснознаменный эскадренный миноносец «Валериан Куйбышев» (бывший «Рыков», а до этого «Капитан Керн», тип 6),
• эскадренный миноносец «Урицкий» (бывший «Забияка», тип 6),
• эскадренный миноносец «Карл Либкнехт» (бывший «Капитан Бели», тип 6).
Корабли эскадры в суровых арктических условиях принимали участие в проводке конвоев, большинство из которых проводились в боях с немецкими подводными лодками, эскортировали транспорты, в составе поисковых групп охотились за немецкими подводными лодками, участвовали в спасательных операциях. Для борьбы с германскими подводными лодками в Арктике 5 сентября 1944 года эсминцы "Деятельный" и "Жгучий" пришли в Военно-Морскую базу Йоканьга (которая позже получила название Гремиха), расположенную на побережье Баренцева моря вблизи Йоканьгских островов, в 12 км от реки Йоканьга и к западу от мыса Святой Нос, в 360 км от Мурманска и 430 км от Архангельска.
Первое боевое задание на Северном флоте "Деятельный" выполнил с эсминцем "Жгучий", проведя транспорт "Софья Перовская" из Йоканьги в порт Мезень на входе в Белое море(конвой ББ-25). Моряки знают, что плавание в Мезенской губе - одно из сложнейших в Белом море. Завершив проводку, эсминцы ушли в Архангельск.
20 сентября 1944 года из Архангельска Диксон (скалистый остров в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, при выходе Енисейской губы в Северный Ледовитый океан) вышел конвой БД-8: транспорт "Енисей", эскортируемый "Деятельным", тральщиком Т-108 и большим охотником БО-203. 24 сентября в 10 милях к северу от острова Матвеева эсминец был атакован с большой дистанции неприятельской подводной лодкой. Сигнальщик старшина 2 статьи Корябин Д.Ф. своевременно заметил след торпеды, командир изменил курс, приведя торпеду за корму, в кильватерную струю. Вскоре в 12 кабельтовых (около 2000 метров) "Деятельный" гидролокатором обнаружил подводную лодку и атаковал ее глубинными бомбами. Лодка отвернула от конвоя и ушла на глубину, контакт с ней, после взрыва глубинных бомб, был утрачен. Конвой продолжил путь к проливу Югорский Шар. Вторую подлодку "Деятельный" обнаружил в 16 кабельтовых по курсу конвоя 30 сентября на подходе к острову Диксон. Конвой отвернул на 90градусов, а "Деятельный" вышел в атаку, сбросив большую серию глубинных бомб. Выполняя противолодочный зигзаг, конвой без потерь пришел на Диксон.
3 октября 1944 года с Диксона в Белое море вышел конвой ДБ-6 в составе транспортов "Киров", "Диксон", "Петровский" и ледокольного парохода "Таймыр". В состав эскорта конвоя входили эсминцы "Жесткий", "Достойный", "Деятельный", тральщики Т-112 и Т-906, большой охотник БО-142. На переходе с Диксона в пролив Югорский Шар между берегами острова Вайгач и Югорского полуострова, соединяющий южные части Баренцева и Карского морей, конвой трижды обнаруживал подводные лодки, пытавшиеся атаковать транспорты. Эсминец "Деятельный" с помощью гидроакустической станции (ГАС) обнаружил подлодку, но от атаки глубинными бомбами она успела уклониться. В 23 часа к северо-востоку от входа в пролив Югорский Шар "Деятельный" гидролокатором нащупал вражескую лодку и атаковал ее большой серией глубинных бомб. После их взрывов на водной поверхности образовалось пятно соляра. 6 октября конвой прибыл в ныне упразднённый посёлок в Ненецком автономном округе Хабарово в проливе Югорский Шар, где простоял до 11 октября в ожидании окончания тральных работ в проливе. На усиление эскорта обратного конвоя, в связи с обнаружением трех подводных лодок в одном районе, прибыли эсминцы "Жаркий", "Жгучий" и "Доблестный". Однако обратный переход прошел без соприкосновения с противником, и 14 октября 1944 года конвой пришел в Архангельск. Сразу же после приема топлива и боезапаса "Деятельный" вместе с танкером "Фрунзе" ушел на Диксон. Наполнив береговые резервуары полярного порта топливом с танкера, "Деятельный" и "Фрунзе" присоединились к конвою ДБ-8, следующему из Енисейского залива в Архангельск. В Архангельске эсминец "Деятельный" стал на планово-предупредительный ремонт.
Защита морских коммуникаций осуществлялась в порядке повседневной боевой деятельности флота. Однако для охраны особо важных конвоев проводились боевые операции. В этом случае увеличивался состав эскорта, усиливались разведка и наблюдение за вражескими подводными лодками, а по маршруту перехода производился предварительный поиск авиацией и кораблями. В октябре-ноябре 1944 года командование Беломорской флотилией Северного флота проводило ответственнейшую операцию по выводу линейных ледоколов "Иосиф Сталин" и "Северный ветер" после завершения ими арктической навигации из центральной Арктики в Белое море (в порт Архангельск) - конвой АБ-15. Гитлеровцы зорко следили за обстановкой в Арктике и заблаговременно развернули на трассе перехода конвоя до 10 подводных лодок. Для непосредственного охранения конвоя было создано два отряда
эскортных кораблей. В них входили эскадренные миноносцы, сторожевики и тральщики. Первый отряд в составе эсминца "Деятельный", шести "больших охотников" БО-2 и пяти тральщиков типа АМ вступил в охранение 17 ноября у кромки льда в Карском море на широте острова Пахтусова, в 100 милях от восточного берега Новой Земли. В12 часов на дистанции 12 кбт с помощью ГАС корабли эскорта обнаружили первую подводную лодку. Конвой отвернул на 45 градусов на северо-запад, а эсминец атаковал неприятеля двумя сериями глубинных бомб. В дальнейшем конвой менял курс всякий раз, как только встречал вражескую подводную лодку. 18 -19 ноября 1944 года корабли эскорта 9 раз обнаруживали и атаковали подводные лодки противника. Конвой шел противолодочным зигзагом и в 11 часов вошел в пролив Югорский Шар, при выходе из которого был усилен лидером "Баку", гвардейским эсминцем "Гремящий", эсминцами"Разумный", "Разъяренный", "Жгучий", "Дерзкий" "Доблестный", "Живучий". Перестроившись в походный ордер с двойным круговым охранением, конвой направился в Белое море. Столкновений с противником не произошло. Не было их и у конвоя БК-38, который вышел из Архангельска 24 ноября, имея в своем в составе шесть американских транспортов и три танкера; эскортировали этот конвой лидер "Баку", эсминцы "Разумный", "Разъяренный", "Живучий" и "Деятельный", а также три тральщика типа AM и шесть больших охотников типа БО-2.
30 ноября 1944 года эсминцы "Урицкий" и "Деятельный" приняли в Кольском заливе транспорт "Иртыш" (конвой КБ-34) и последовали в Белое море. В районе острова Вешняк в северной части Белого моря корабли встретили конвой БК-40 в составе пяти американских транспортов, недавно разгрузившихся в Молотовске (ныне Северодвинск) и теперь шедших в балласте из Белого моря в Кольский залив под охраной эсминцев "Дерзкий", "Достойный" и двух тральщиков. Эсминцы "Урицкий" и "Деятельный" перешли на усиление этого конвоя и взяли курс в Кольский залив. Конвой КБ-34 под охраной тральщиков проследовал в Архангельск. Оба конвоя не имели столкновений с противником и пришли в пункты назначения без потерь.
После пополнения запасов топлива, воды и продовольствия эсминцы "Деятельный" и "Живучий" 3 декабря 1944 года вышли в район мыса Святой Нос (Тиманский) в Чешской губе, к югу от острова Колгуев. В тяжелых штормовых условиях северо-западнее Канина Носа у
транспорта "Вологда" кончилось топливо. Его взял на буксир тральщик N 37. Суда направлялись в Йоканьгу. Лучшей добычи для вражеских лодок, чем эти две малоподвижные цели, не могло и быть. Командование флотом решило срочно выслать на помощь "Живучий" и "Деятельный". У входа в Индигскую губу, на видимости светящегося знака Тиманец, эсминцы встретили конвой в составе транспорта "Вологда" и двух тральщиков типа AM, и 4 декабря привели его в Йоканьгу.
В ночь на 5 декабря эсминцы "Живучий" и "Деятельный" вышли из Йоканьги на поиск подводных лодок вдоль побережья полуострова Святой Нос до Кольского залива. Накануне в районе поиска радиоразведкой были зафиксированы пять подводных лодок противника, а еще днем раньше, 3 декабря, вражеская подлодка в районе Лицких островов) торпедировала транспорт "Революция". В тот же день в 21 часов в Святоносском заливе шумопеленгаторная станция установила присутствие подводной лодки, но высланные на поиск с Йоканьгской ВМБ тральщик Т-122 и охотник БО-203 обнаружить ее не смогли. 4 декабря эсминец "Жесткий" (из эскорта конвоя ЮБ-8) атаковал лодку на подходе к Святому Носу, а эскорт конвоя КП-13 бомбил подводную лодку севернее полуострова Рыбачий. Старшим в поиске шел командир эсминца "Деятельный" капитан 3 ранга Гончар П.М., эсминцем "Живучий" командовал капитан 3 ранга Рябченко Н.Д. В этом походе удалось обнаружить и атаковать несколько вражеских субмарин.
6 декабря 1944 года корабли Северного флота встречали очередной конвой союзников JW-62. В море вышли лидер "Баку", гвардейский эсминец "Гремящий", эсминцы "Урицкий", "Деятельный", "Доблестный", "Дерзкий", "Живучий", "Разумный" и четыре охотника типа БО-2. В 16 часов отряд советских кораблей встретил конвой в 85 милях севернее мыса Териберский. От конвоя JW-62 отошла беломорская группа в составе восьми транспортов, танкера и пяти английских фрегатов. Транспорты построились в две колонны, советские корабли и английские фрегаты заняли круговое охранение, и конвой взял курс на Белое море. В 2 часа ночи 7 декабря эсминец "Деятельный" обнаружил немецкую подводную лодку в надводном положении, открыл по ней артиллерийский огонь, а после погружения - атаковал глубинными бомбами. В результате решительных действий экипажа корабля, атака вражеской ПЛ была сорвана. В районе острова Сосновец в центре пролива Горло Белого моря английские фрегаты и советские эсминцы, кроме "Урицкого" и "Деятельного", отошли от конвоя; англичане проследовали в Кольский залив, советские корабли - в Йоканьгу, а беломорская группа конвоя стала на рейде города Молотовска (ныне Северодвинск Архангельской области).
По приходе в Полярный 13 декабря 1945 года в командование эсминцем "Деятельный" вступил опытный моряк-североморец капитан-лейтенант Кравченко Константин Афанасьевич, принимавший в Англии эм "Жесткий" в должности помощника командира корабля, а капитан 3 ранга Гончар П.М. получил назначение командиром лидера эсминцев «Баку» Северного флота. Во второй половине декабря 1944 года командиром БЧ-2 вместо старшего лейтенанта Васильев М.А. был назначен старший лейтенант Турланов Михаил Федорович - командир батареи линкора "Архангельск".
28 декабря 1944 года эсминец "Деятельный" под командованием капитан-лейтенанта Кравченко К.А.участвовал в проводке конвоя. Корабли эскорта вели в Белое море два груженых американских транспорта. 29 декабря конвой КВ-37 пришел в Йоканьгу, где стал на якорь.
Накануне береговая шумопеленгаторная станция "Сатурн" обнаружила в Святоносском заливе маневрирующую подводную лодку. В течение ближайших суток средства обнаружения в районе Иоканьгской ВМБ зафиксировали несколько подводных лодок. Командование Иоканьгской ВМБ сочло за благо задержать транспорты с особо ценным грузом и провести тщательное обследование района. Не исключалось, что подлодки противника смогли поставить минные банки, поэтому для контрольного траления были направлены Т-887 и Т-883; охрану тральщиков возложили на БО-142. 29 декабря 1944 года в 17.20 у мыса Святой Нос немецкой подводной лодкой U-995 был торпедирован и потоплен тральщик Т-883, при этом погибло 49 человек. Узнав о случившемся, командование Иоканьгской базы срочно направило в море два больших охотника - БО-225 и БО-227. Они обследовали район и обнаружили только масляное пятно на поверхности моря, а больше ничего и никого. Произвести поиск и уничтожение подводных лодок противника командование флота приказало находившимся в Йоканьге эскадренным миноносцам. 30 декабря "Дерзкий", "Достойный", "Деятельный" и "Урицкий" вышли на поиск в район острова Нокуев, обследовали район к северу от мыса Черный, затем строем фронта прошли на восток до Святого Носа. Корабли обследовали район, где фиксировались подводные лодки противника, и взяли курс к мысу Канин Нос. Отсюда прошли до маяка Терско-Орловский (в северной части Белого моря). Поиск проводился с помощью гидро- и радиолокаторов, но противника обнаружить не удалось.
Вернувшись для пополнения запасов мазута и воды, эсминцы, к которым присоединился "Грозный", 2 января 1945 года покинули Йоканьгу, чтобы в северной части Белого моря встретить конвой БК-41, следовавший из Архангельска под проводкой ледоколов. Учитывая осложнившуюся обстановку, из Кольского залива в горло Белого моря для усиления эскорта БК-41 вышли лидер "Баку", эсминцы "Разумный", "Разъяренный", "Живучий" и "Доблестный", тральщик Т-113 и охотник БО-225.3 января в 16 часов эсминцы, вышедшие из Йоканьги, в районе острова Сосновец вступили в охранение 14 американских и одного советского ("Сергей Киров") транспортов и взяли курс из Белого моря в Кольский залив . 4 января в районе Поноя к конвою подошла группа кораблей во главе с лидером "Баку". Конвой перестроился в походный ордер и пошел на север. 5 января 1945 года в 12 час 30 мин БК-41 без потерь пришел в Кольский залив.
В связи с затруднениями в обеспечении продовольствием Печенгской ВМБ, командование Северного флота выделило два эскадренных миноносца эскадры для срочной доставки продуктов питания в порт Лиинахамари. В порту Ваенга "Жесткий" и "Деятельный" приняли на борт значительное количество продовольствия и 7 января 1945 года вышли в море. Доставив продукты, на обратном пути, в 5 милях к северу от маяка Вайдагубский, они гидролокатором обнаружили подводную лодку противника, которую тут же атаковали глубинными бомбами, после чего контакт с ней был потерян, а корабли продолжили путь в Кольский залив.
В 1944 - начале 1945 года 3 дивизионом эсминцев под командованием капитана 2 ранга Крашенинникова Е.М. проведено 8 конвойных операций и, несмотря на активное противодействие подводных противника, все эти операции были проведены успешно, при этом в одном из походов была атакована и повреждена немецкая ПЛ, пытавшаяся атаковать конвой.
В последние месяцы войны немецкие подводные пираты стали действовать дерзко, с отчаянием обреченных. Гитлеровские подводники прибегали к различным ухищрениям, чтобы ввести в заблуждение гидроакустиков советских противолодочных кораблей. Они применяли, например, имитационные патроны, выстреливая их далеко в сторону от своего курса и создавая тем самым эффект присутствия подводной лодки там, где ее нет. Но эта уловка врага быстро была разгадана. Акустики научились распознавать, где лодка, а где имитатор, командиры кораблей научились уклоняться от прямоидущих торпед. Но эффективных средств борьбы с самонаводящимися торпедами в ВМФ СССР не было. И немцы пользовались этим своим преимуществом.
В середине января 1945 года предстоял очень ответственный конвой КБ-1 из Кольского залива в Белое море. Командование Северного флота и эскадры приказало провести по курсу конвоя поиск вражеских лодок. 13 января эсминцы "Грозный" и "Жесткий" вышли из Кольского залива и строем фронта прошли до Иоканьги и обратно, ведя поиск радиолокатором и гидроакустической станцией, но неприятельских лодок не обнаружили. 16 января в 13 часов корабли и суда конвоя начали выходить из Екатерининской гавани порта Полярный через Палагубский выход в Кольский залив. В 13 час 30 мин конвой КБ-1 (шесть американских транспортов, два танкера) вышел из Кольского залива, эскортируемый лидером эсминцев "Баку" и эсминцами "Грозный", "Разумный", "Живучий", "Жесткий", "Дерзкий", "Доблестный", "Достойный" и "Деятельный". Транспорты шли тремя колоннами, головным - лидер "Баку" с командиром конвоя -начальником штаба эскадры капитаном 1 ранга Румянцевым А.М. на борту. Правым мателотом ордера на дистанции 15 кабельтовых (около 1,8 км) следовали "Разумный", "Дерзкий", и "Деятельный"; расстояние между кораблями было 8-10 кабельтовых. Мористее, слева ордера, головным шел "Грозный", за ним "Жесткий" и затем "Живучий". Еще мористее, в свободном маневре, следовали "Доблестный" и "Достойный".
Погода с каждым часом ухудшалась: все чаще налетали снежные заряды, видимость становилась нулевой, а качка была такая, что многие молодые моряки вышли из строя. Началось обледенение. На траверзе острова Кильдин командир "Жесткого" капитан 3 ранга Щербаков А.К. доложил командиру конвоя: "Имею контакт с подводной лодкой, выхожу в атаку" и атаковал ее глубинными бомбами. В результате лодка отвернула от конвоя.
В 20 час 30 мин 16 января 1945 года, к северу от губы Рында, радиометрист эсминца "Деятельный" краснофлотец Крайнов Г.П. на экране радиолокатора на курсовом углу 30 градусов правого борта на дистанции 28 кабельтовых обнаружил "малую цель", шедшую со стороны берега наперехват конвоя. Командир эсминца приказал увеличить ход до полного, повернул на "малую цель" и доложил по УКВ командиру конвоя о своих действиях. Когда расстояние до цели сократилось до нескольких кабельтовых, в фосфоресцирующем следе была обнаружена погружающаяся подводная лодка. Командир приказал: "Самый полный вперед", пытаясь, по-видимому, форштевнем достать ее. Лодка успела погрузиться, но на нее была сброшена большая серия глубинных бомб. Корабль пошел на разворот для повторного бомбометания. В конце разворота, когда "Деятельный" уже заканчивал циркуляцию, в корме эсминца произошел взрыв. Корабль вздрогнул, затем осел на корму и потерял ход. Через несколько секунд в воде произошел повторный взрыв: по-видимому, взорвались скатившиеся с кормовых стеллажей изготовленные глубинные бомбы, кормовую часть вновь подбросило. Корабль получил тяжелые повреждения (корма была оторвана по торпедный аппарат, кормовая переборка из-за общей ветхости корабля разрушена давлением воды). Экипаж эскадренного миноносца "Деятельный" отчаянно боролся за живучесть. Доложив командиру конвоя обстановку, командир корабля капитан-лейтенант Кравченко К.А. оставил на мостике своего помощника старшего лейтенанта МачинскийО.М. , сказав, что посмотрит, что произошло. Однако вскоре он вернулся и сказал, что шкафут завален, в темноте рассмотреть ничего невозможно. Он попросил помощника командира спуститься вниз, попытаться выяснить размеры разрушений, организовать борьбу за живучесть, подготовить буксирные устройства и спасательные средства. На ходовом остались вдвоем командир корабля и старшина отделения сигнальщиков старшина 2 статьи Корябин Дмитрий Филиппович, все офицеры ушли выполнять распоряжения командира. Он внешне был спокоен, неторопливо переходил по мостику с борта на борт.
Помощник командира корабля с трудом пробрался я через завалы разрушенного шкафута в район торпедного аппарата, дальше корпус корабля был оборван. Корма и кормовая надстройка затонули. Расположенное на ней 76-мм орудие взрывной волной отбросило к носу, на лету оно сбило третью дымовую трубу и упало, обрушив ростры. В машинных отделениях шла непрерывная борьба за живучесть, особенно вo второй машине, где в образовавшийся разрыв кормовой водонепроницаемой переборки хлестала вода. Из трещины топливной цистерны выливался мазут. Машинисты выбивались из сил, пытаясь заделать разрыв в переборке и откачивая воду. Кормовая аварийная партия погибла при взрыве торпеды - их обязанности легли на оставшихся в живых машинистов. Многие были ранены, им оказали помощь на месте, и они продолжали работать. Люди действовали без суеты, четко и слаженно. Но все усилия были тщетными, вода прибывала буквально на глазах. В первой машине поставили подпорку, укрепляли водонепроницаемую переборку со второй машиной, но переборка не выдержала напора воды и дала трещину в нижней своей части. В образовавшуюся щель хлынули вода и мазут. Шлюпка с правого борта свисала на одной тали, вторая таль была оборвана, корпус шлюпки изрешечен осколками. Моторный катер с левого борта готовили к спуску, но и у него была значительная пробоина, которую пытались заделать под руководством командира БЧ-5 старшего инженер-лейтенанта Зуева Анатолия Григорьевича. В кают-компании и офицерском коридоре были раненые. Военфельдшер старший лейтенант Голованов Дмитрий Александрович оказывал им первую медицинскую помощь, ему помогал санинструктор старший краснофлотец Нешитов Ион Лукич. На баке готовили к спуску надувную резиновую шлюпку и спасательный пробковый плотик. Руководил подготовкой спасательный средств командир БЧ-2 капитан-лейтенант Турланов Михаил Федорович. В районе шпиля моряки под руководством главного боцмана мичмана Блинова Николая Анатольевича готовили устройства для буксировки корабля.
Во время обхода помощник командира заметил, что корабль значительно осел кормой и крен на правый борт увеличился. Старший лейтенант Мачинский О.М. поднялся на мостик и доложил командиру о результатах осмотре корабля.
Последнее донесение от командира «Деятельного» было в 21 час 15 мин: «Я торпедирован. Обе машины залиты водой. Имею крен правый борт. Пытаюсь исправить цистерну, выровнять крен. Медленно погружаюсь. Принимаю меры спасению корабля». Командир конвоя, получив это сообщение на борту лидера "Баку", приказал командирам эсминцев "Дерзкий" и "Живучий" оказать помощь "Деятельному". Из воспоминаний капитана 1 ранга в отставке Бориса Николаевича Максимова (с 18 сентября 1944 по 9 мая 1945 года - капитан 3 ранга, командир эсминца "Дерзкий"): "Получив приказание командира конвоя идти на помощь "Деятельному", "Дерзкий" вышел из ордера конвоя и лег на обратный курс. На подходе к району аварии гидроакустики обнаружили подводную лодку - атаковали ее глубинными бомбами. Только стал ложиться на курс к аварийному кораблю - вновь доклад: обнаружена подводная лодка. Иду на нее и атакую. А в 21 ч 46 мин радиометристы докладывают: - "Деятельный" исчез с экрана радиолокатора".
К этому времени вторая машина оказалась полностью затоплена, в первую машину также поступило много воды, начала она поступать и в кормовое котельное отделение. Пришлось погасить котлы, остановилось турбодинамо - погас свет, но люди продолжали оставаться на своих боевых постах. Тем временем корма все больше и больше погружалась, крен значительно увеличился, возникла угроза опрокидывания корабля. Командир эсминца капитан-лейтенант Кравченко К.А. приказал: "- Всем покинуть корабль". Командир лично передал это распоряжение по переговорному устройству в кают-компанию, корабельному "доктору" старшему лейтенанту Голованову Д.А. У командира были особые, теплые отношения к этому спокойному вологжанину, который более трех лет воевал в 254 бригаде морской пехоты Северного флота на полуострове Рыбачьем: многие были обязаны ему жизнью, многих он лично вынес с поля боя и оказал им первую медицинскую помощь. Командир по переговорному устройству передал: "Дмитрий Александрович, надо покинуть корабль!" На что Голованов ответил: " Константин Афанасьевич, я не могу, у меня раненые".
Моряки стали собираться на баке, спустили резиновую лодку и плотик, на левом шкафуте спустили катер, люди стали перебираться на спасательные средства. На мостике остались только трое: командир корабля, его помощник и старшина-сигнальщик Дмитрий Филиппович Корябин. Один из немногих спасшихся, он позже вспоминал: "...Командир подошел ко мне и приказал: " - Прыгай за борт!" - как-то по-отцовски подтолкнув меня. Когда я оказался в воде, в первые секунды почувствовал будто в кипяток попал, потом появился сильный озноб. Сознание работало, я увидел пробковый плотик, мне помогли забраться на него… ". Но на мостике оставались еще двое. Из воспоминаний также спасшегося помощника командира корабля старшего лейтенанта Мачинского О.М.: " ...Когда я вынырнул, то услышал позади себя грохот и треск. Обернулся - эсминец стал вертикально на корму и стремительно уходил год воду, унося с собой моряков и их командира капитан-лейтенанта Константина Афанасьевича Кравченко". Старший лейтенант Мачинский О.М. также обнаружил пробковый плотик, на котором были старшина отделения сигнальщиков старшина 2 статьи Корябин Дмитрий Филиппович и старшина отделения штурманских электриков старшина 2 статьи Агеев Павел Семенович. Вскоре к плотику подплыли боцман гвардии старшина 2 статьи Тормозов Борис Васильевич, старшина отделения мотористов старшина 1 статьи Кошелев Михаил Афанасьевич, старшина отделения машинистов-турбинистов старшина 1 статьи Лебедев Назар Иванович и машинист старший краснофлотец Шестопалов Вячеслав Васильевич.
Эсминец "Дерзкий" к месту гибели "Деятельного" подошел через несколько минут после его погружения в воду. На воде было целое озеро мазута. Корабль застопорил ход, чтобы не побить винтами людей. По левому борту обнаружили резиновую лодку с людьми, с правого борта - полузатопленный катер, который через несколько минут затонул. Несколько раз бросали конец на резиновую лодку, чтобы подвести ее к борту, но никто там не мог его принять. После нескольких попыток бросательный конец за что-то зацепился, но при первой же попытке подтянуть резиновую лодку та перевернулась, и, когда ее подтянули к борту, на ней никого не было. Бросили спасательные круги, но ими никто не смог воспользоваться: измученные непосильной борьбой со стихией, попав в воду с низкой температурой, люди быстро тонули. Через некоторое время обнаружили пробковый плотик, подвели его к борту и сняли семерых совершенно окоченевших моряков, среди них оказался помощник командира эсминца "Деятельный" старший лейтенант Мачинский Олег Макарович. Дальнейший поиск плавсредств и людей результатов не принес. Подошел "Живучий", и два эсминца обследовали район катастрофы. Командир "Живучего" приказал включить боевой прожектор и осмотреть водную поверхность. Дальнейший поиск плавсредств и людей результатов не принес. Поиск подводной лодки гидролокаторами двух эсминцев результатов также не дал.
Анализируя причины гибели корабля, командование пришло к выводу, что Деятельный погиб в результате применения противником нового оружия - торпеды с акустической системой самонаведения. Важной причиной, способствовавшей быстрой гибели корабля, было неудовлетворительное состояние водонепроницаемых переборок, в значительной степени пораженных глубокой коррозией. Ненадежность станции УКВ на корабле лишила командира возможности своевременно связаться с командиром конвоя: даже первый доклад о торпедировании был передан с задержкой. Действия командира корабля капитан-лейтенанта Кравченко на всех этапах трагедии признаны правильными. В своем дневнике командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко записал "Капитан-лейтенант К.А.Кравченко в таком критическом положении, судя по докладу, вел себя хладнокровно". Под стать своему командиру был и экипаж"Деятельного": в критической ситуации он сполна проявил стойкость, выдержку, мужество и чувство долга. Старший лейтенант Мачинский О.М. писал в своем докладе командующему эскадрой: "...с гордостью могу доложить, что весь офицерский и рядовой состав с честью и до конца выполнил свой воинский долг. Атакуя вражескую подводную лодку, эсминец "Деятельный" не допустил ее к конвою. На корабле не было ни тени страха и паники, слез и прощаний. Все погибли как герои-моряки". Отдав приказание "Всем покинуть корабль", сам командир до последней секунды оставался на ходовом мостике и не посчитал возможным покинуть корабль, на котором остались раненые и немощные, подчиненные ему моряки. Всего погибло сто семнадцать человек: восемь офицеров, девятнадцать старшин и девяносто матросов - одни сразу, при взрыве торпеды, другие, оказавшись в ледяной воде, от переохлаждения, многие с кораблем ушли в глубины Баренцева моря (список моряков, погибших на эсминце "Деятельный" 16 января 1945 года на http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=59&t=4575#p36236). Спасти удалось только 7 человек во главе с помощником командира корабля старшим лейтенантом Мачинским О.М. Еще несколько человек из экипажа находились в отпусках и в последнем походе не участвовали. Среди них - заместитель командира корабля по политчасти лейтенант Патрушев Платон Игнатьевич, командир БЧ-4 (боевой части связи и наблюдения) лейтенант Обрезумов Павел Александрович и машинист-турбинист старший краснофлотец Нефедов Николай Андреевич.
Командующий эскадрой Северного флота контр-адмирал В.А.Фокин не мог смириться с мыслью, что вместе с "Деятельным" погиб почти весь личный состав. Он обратился к командующему флотом с просьбой: разрешить на эсминце "Урицкий" выйти в район гибели "Деятельного". 18 января в 3 часа "Урицкий" под флагом командующего эскадрой вышел из Кольского залива в район остров Большой Олений - губа Рында - остров Харлов. Корабль обследовал все побережье, все бухточки и острова. Это был скорее акт отчаяния, который, разумеется, ничего не мог дать. В 21 час эсминец возвратился в Полярный.
Все оставшиеся в живых моряки эсминца за мужество и героизм, проявленные в борьбе с вражескими подводными лодками, были награждены орденами и медалями Советского Союза. Командир корабля капитан-лейтенант К.А.Кравченко, штурман лейтенант Н.В.Корнилов, главный боцман мичман Н.А.Блинов, трюмный машинист старшина 1 статьи В.М.Федоров, машинисты-турбинисты старшие краснофлотцы Л.И.Толузаров и В.М.Поляков, минер старший краснофлотец Ю.В.Филиппов за исключительное мужество и отвагу в борьбе за живучесть корабля посмертно были награждены орденом Отечественной войны I степени.
После войны из германских архивных источников стало известно, что эскадренный миноносец "Деятельный" был потоплен торпедой с акустической головкой наведения, пущенной с подводной лодки "U997".
11 февраля 1945 года эсминцы дивизиона «Урицкий» под флагом контр-адмирала В.А.Фокина и «Карл Либкнехт» в районе 50 миль севернее мыса Териберский участвовали во встрече союзного конвоя JW- 64 (отправился из Шотландии 3 февраля, прибыл в Кольский залив 15 февраля). В феврале - марте 1945 года эти же эсминцы постоянно участвовали в проводках внутренних конвоев и поисках подводных лодок в районе Кольского залива и западнее от него, а 1 апреля 1954 года доставили в Линахамари срочный груз для 14 армии и в 22.00 ушли обратно, ведя одновременный поиск подводных лодок противника. 22 апреля 1945 года из Линахамари в Кольский залив вышел один из последних в ходе второй мировой войны внутренних конвоев. В эскорте помимо малых противолодочных кораблей морских охотников (МО) было четыре эсминца. Флагман конвоя - начальник штаба Эскадры СФ капитан 1 ранга A.M. Румянцев - держал свой флаг на эм «Карл Либкнехт». Уже в 06.00 начались непрерывные атаки конвоя «волчьей стаей» немецких подводных лодок, не прекращавшиеся вплоть до приближения конвоя к Кольскому заливу. Активная роль по борьбе с немецкими ПЛ досталась эм «Карл Либкнехт».
Всего за 5 месяцев 1945 года 3 дивизион эсминцев под командованием капитана 2 ранга Крашенинникова Е.М. успешно, без потерь провел 14 операций по конвоированию отечественных и союзных транспортов в порты Печенга и Йоканьга, в Белое море и Кольский залив.
До 1949 года "английские" корабли продолжали находиться в составе эскадры Северного флота, на них проходила плановая боевая подготовка. Использование эсминцев типа «Жаркий» было ограниченным, ввиду их плохого технического состояния. В 1949 - 1952 годах все эскадренные миноносцы типа «Town» были возвращены ВМС Великобритании, за исключением эм "Деятельный" (бывший "Churchill"), который 16 января 1945 года был торпедирован немецкой подводной лодкой "U997" и затонул почти со всем экипажем во главе с командиром корабля капитан-лейтенантом Кравченко Константином Афанасьевичем в районе к северу от губы Рында в Баренцевом море.
В связи с возвращением ВМС Великобритании кораблей Эскадра Северного флота с 1 июля 1949 года циркулярным указанием начальника Главного штаба ВМФ от 30 мая и приказом командующего Северным флотом от 16 июня была переформирована в Бригаду эскадренных миноносцев двухдивизионного состава, 3 дивизион эскадренных миноносцев был расформирован, оставшиеся корабли советской постройки были переданы в состав других дивизионов.
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Волков Геннадий Михайлович
15.2.1920
старшина 2 статьи

Дата и время создания карточки:

2016-10-23 01:11:51
Дата и время последнего изменения: 2023-08-20 09:33:53
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.