Дополнительная информация: |
2 марта 1938 года, на основании приказов командующего ЧФ №0021 от 27.04.1938 г. и НК ВМФ СССР №0036 от 20.08.1938 г., в составе ВВС ЧФ был сформирован 32-й истребительный авиационный полк ВВС ЧФ. Он был развёрнут на базе 24-й оиаэ и 29-й оиаэ ВВС ЧФ, базирующихся на аэр.Евпатория. С 1939 года полк приступил к охране ВМБ Севастополь с воздуха. Дежурные звенья эскадрилий содержались в готовности к вылету №1, при этом одно звено дежурило на аэр.Бельбек. Летом полк рассредоточивался и на другие аэродромы — Джанкой и Владиславовка. В середине 1939 года полк вошёл в состав вновь сформированной 62-й истребительной авиационной бригады ВВС ЧФ (62-й иабр ВВС ЧФ), штаб которой разместился там же, на аэр. Евпатория. На 25 мая 1941 года 32-й ИАП базировался на аэр.Евпатория, Кача и Бельбек. В нём насчитывалось 33 самолета И-16, 29 И-153, 3 И-15бис, 5 ТБ-3 и 87 боеготовых экипажей. К этому времени он имел наибольший уровень лётной подготовки среди частей и подразделений истребительной авиации ВВС ЧФ.
По состоянию на 22 июня 1941 г., в 32-м ИАП имелось 12 МиГ-1 и МиГ-3, 42 И-16, 29 И-153 и 3 И-15бис. Полк состоял из пяти эскадрилий, которыми командовали (капитаны): 1-й АЭ — В.Б.Васильев, 2-й АЭ — А.В.Шубиков, 3-й АЭ — В.И.Мелихов, 4-й АЭ — К.П.Бухтиаров, 5-й АЭ — И.С.Любимов.
Накануне войны в 1-ю АЭ, помимо 8 И-16, поступили 12 новых самолётов МиГ-1 и МиГ-3. Представители полка приняли их от авиазавода №1, но только 1 МиГ-1 и 2 МиГ-3 успели собрать и облетать непосредственно в части. Остальные машины утром 22 июня ещё находились в упаковке в разобранном виде. В начале июля все новые самолёты были введены в строй. Эскадрилья дислоцировалась на аэродромах Кача (МиГ-1 и МиГ-3) и Бельбек (И-16).
Ещё в мае 1940 года 2-я АЭ полка на аэр.Евпатория, вооружённая истребителями И-16, решением командования Авиации ВМФ была определена в качестве эскадрильи специального назначения для системы «Звено СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) конструкции В.С.Вахмистрова. Ею командовал капитан А.В.Шубиков. Кроме самолётов И-16, в данную систему входили самолёты ТБ-3 из отдельного транспортного авиационного отряда ВВС ЧФ (далее стал именоваться 18-м ОТАО), который дислоцировался на аэр.Евпатория. В отряде имелось 5 самолётов данного типа. Лётчики 2-й АЭ полка Б.М.Литвинчук и Е.М.Рыжов первыми освоили применение самолётов И-16 в качестве пикирующих бомбардировщиков «Звена». В последующем данную систему освоили и другие лётчики эскадрильи. Освоение системы продолжалось до января 1941 года. Часть самолётов 2-й АЭ, которые не использовалась в качестве пикировщиков, размещалась на аэр.Бельбек под Севастополем.
11 ноября 1941 года полк перебазировался на Северный Кавказ, под Туапсе, для выполнения боевой задачи по прикрытию трёх ВМБ: Новороссийск, Туапсе, Тамань. При этом 1-я АЭ, на ЛаГГ-3, разместилась на аэр. Анапа; штаб полка, 2-я и 3-я АЭ, на И-15 и И-16, стали базироваться на аэр.Лазаревская. В эти же дни в полку произошла реорганизация: из пятиэскадрильного полк стал трёхэскадрильным. Командирами эскадрилий 32-го ИАП стали: 1-й АЭ — Н.Т.Щербаков, 2-й АЭ — Б.А.Юдин, 3-й АЭ — Ю.А.Владимирский.
Решением ВВС ЧФ от 12.11.1941 г. 2-й АЭ 32-го ИАП было присвоено имя капитана Арсения Васильевича Шубикова, погибшего в боевом вылете в октябре 1941 г. Он был навечно занесён в список личного состава эскадрильи.
С ноября 1941 года до начала 1942 года 1-я АЭ полка обороняла с воздуха Севастополь, базируясь на аэр.Кача. С начала войны её лётчики совершили 2 тарана и сбили 5 самолётов противника. Позднее она была перебазирована на аэр.Анапа.
С ноября 1941 года по февраль 1942 года 2-я и 3-я АЭ, и штаб оставались на аэр.Лазаревская, занимаясь насыщенной боевой подготовкой и работой по освоению новой материальной части самолётов ЛаГГ-3 и Як-1, а также подготовкой к ночным полётам.
До 1942 года самолётные системы «Звено-СПБ» выполнили не менее 30 боевых вылетов, однако, ввиду потерь в авиационной технике и личном составе, больше не использовались.
24 и 25 марта 1942 года лётчики полка сбили первые самолёты противника (1 и 3 самолёта соответственно) над Туапсе.
В конце 1942 года полк перебазировался в Грузию, на аэр.Абаша, для отдыха и доукомплектования личным составом и истребителями Як-1 и ЛаГГ-3. За этот же период лётчики полка проделали два больших перелёта, перегнав для перевооружения других истребительных частей ВВС ЧФ из глубокого тыла несколько десятков новых самолётов. Только с конца апреля 1943 года полк начал изучение ленд-лизовских самолётов Р-39 «Аэрокобра». Для освоения этих самолётов техников полка направили в Москву и на другие тыловые аэродромы. Группа лётчиков, во главе с майором Щербаковым, отправилась в Красноярск на переучивание. Там они в короткий срок освоили технику и перегнали её на аэр.Абаша. Переоснащение полка новой техникой завершилось к первым числам июня 1943 года.
Итоги боевой работы 32-го ИАП за период с 22 июня 1941 года по 23 июня 1943 года:
- произведено 13232 с/вылета, общий налёт составил 15744 часа;
- проведено 785 воздушных боёв;
- уничтожено самолётов противника:
1) на аэродромах — 12; 2) в воздушных боях — 172 (в т.ч. в Крыму — 72, и на Кавказе— 100).
Собственные потери полка за два года боёв составили 74 самолёта, из них: сбито истребительной авиацией и зенитной артиллерией противника — 30, не вернулись на базу, и другие потери — 44 самолёта. |