20 моторизованная штурмовая инженерно-саперная Свирская Краснознаменная бригада РГК
Страна (в военный период):
СССР
Период существования:
08.05.1944-08.10.1945
Период вхождения в действующую армию:
08.05.1944-02.09.1945
Последующие переименования:
20-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная Свирская Краснознаменная бригада РГК
Дополнительная информация:
20-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада была сформирована в Московском военном округе 08.05.1944 года. В июне 1944 года 20 мшисбр вошла в состав 23 армии Ленинградского фронта и в течение июня-июля месяца вела бои в Выборгской операции. Вплоть до 12.07.1944 года части армии вели тяжелейшие бои, атакуя мощную оборону противника и неся большие потери, после чего армия перешла к обороне достигнутого рубежа. В июне 1944 года 20 мшисбр была переброшена на Свирский оборонительный рубеж в район Лодейное Поле в состав 7-ой армии Карельского фронта. Перед началом Свирско - Петрозаводской операции бригада готовила средства и места переправы, а с 21.06.1944 обеспечивала переправу войск через Свирь, занималась разминированием и подрывом укреплений. В дальнейшем наступление части бригады разминировали пути движения колонн, восстанавливали мосты и дороги, строили переправы, вели прокладку объездных путей. Бригада оперативно была подчинена 99-му стрелковому корпусу. Так, в частности, 09.07.1944 обеспечивала строительство переправ на реке Вуокса. К 10.07.1944 года 7-я армия при поддержке Ладожской военной флотилии вышла в район Лоймола и заняла важный узел финской обороны - город Питкяранта. В конце сентября войска армии вышли на советско-финляндскую границу юго-западнее г Сортавала. После заключения советско-финляндского соглашения о перемирии 08.10.1944 7-я армия была выведена в резерв фронта.
20 мшисбр была переброшена в состав вновь создаваемой 14 армии в Заполярье, где принимала участие в Петсамо - Киркенеской операции.
Из воспоминаний начальника инженерных войск фронта А. Ф. Хренова:
«Боевые действия 20 (мшисбр) начала заброской в тыл еще 18.09.1944 специального отряда из 108 человек. Целью отряда было разведать маршруты движения 126-го и 127-го лёгких стрелковых корпусов, вести непрерывную разведку. С началом наступления дезорганизовать управление силами и манёвр противника, совершая налеты на гарнизоны, подрывая мосты, линии связи, военные сооружения, минируя дороги и пригодные для движения дефиле, давая целеуказания авиации; разрушить подвесную канатную дорогу от порта Петсамо до линии фронта.
Отряд бригады 07.10.1944 и 09.10.1944 взорвал мост во время прохождения по нему колонны войск противника, нарушил связь и разгромил гарнизон врага в районе озера Пикку. Оставшиеся части бригады с 07.10.1944 занимались в ходе операции непосредственной поддержкой наступающих войск, разрушали укрепления в районе Луостари. В конце октября 1944 частью разминировала дороги в тылу. При этом бригада обеспечивала форсирование частям 99-го стрелкового корпуса озер Салми-Ярви, Ланг-фьорд, Бек-фьорд».
В конце ноября 1944 года 20 мшисбр была выведена в Резерв ВГК, вернулась на территорию СССР и до июня 1945 года находилась на переформировании в Резерве ВГК.
После переформирования и пополнения 20 мшисбр отправилась на Дальней Восток, где ей пришлось участвовать в боях с империалистической Японией.
В июле 1945 года 20 мшисбр прибыла в Приморье в состав Приморской группы войск, а с 05.08.1945 и до завершения боевых действий находилась в составе 5-ой армии 1-ого Дальневосточного фронта.
Состав бригады на 5 августа:
• 2 гвардейский отдельный моторизованный штурмовой инженерно-саперный батальон,
• 109 отдельный моторизованный штурмовой инженерно-саперный Новгородский батальон,
• 135 отдельный моторизованный штурмовой инженерно-саперный Краснознаменный Новгородский батальон,
• 222 отдельный моторизованный штурмовой инженерно-саперный батальон,
• 447 отдельный моторизованный штурмовой инженерно-саперный Краснознаменный Ропшинский батальон,
• 28 отдельный батальон ранцевых огнеметов
• Отдельная моторизованная инженерно-разведывательная рота
• Легкий переправочный парк
• Отдельная рота управления
• Отдельный медико-санитарный взвод
• Отдельная рота собак-миноискателей
В час ночи 09.08.1945 началось наступление Советских войск на всех фронтах. На главном стратегическом направление 5 армии (Харбин - Гирин) в прорыв были брошены отряды 20 мшисбр.
Во время Харбино - Гиринской операции два специальных отряда из состава бригады, предназначенные для обеспечения сохранности трёх железнодорожных туннелей на КВЖД в полосе 5-й армии, в полночь на 09.08.1945 года перешли границу и по сигналу одновременно начали бой.
Штурмовые группы бросились к туннелям с разных сторон. Одновременно были атакованы казармы охранного гарнизона. Группы подрывников, выдвинувшись на 100—150 метров за туннели, заминировали железную дорогу на случай подхода бронепоездов со стороны маньчжурской станции Пограничной, а частью закрепились в самой станции.
В скоротечном бою туннели КВЖД были взяты под охрану, и путь войскам 5-ой армии был очищен для наступления вглубь Маньчжурии.
К 14.08.1945 войска 5–ой армии продвинулись на 120-150 км. А после четырёх дней штурма был взят город с крупнейшим железнодорожным узлом Маньчжурии - Муданьцзян.
Овладев городом Муданьцзян, Советские войска вышли на оперативный простор и развернули стремительное наступление на Харбин и Гирин.
Для быстрого освобождения городов Харбин и Гирин из состава 20 мшисбр вновь были сформированы два отряда специального назначения, по 150 человек каждый, задачей которых было не допустить уничтожения мостов в Харбине и Гирине (операция «Мост» или Харбино - Гиринская десантная операция). 18.08.1945 около семи часов вечера отряды были переброшены посадочным десантом в названные города, овладели аэродромами со всеми их объектами и службами. В результате Харбино - Гиринской операции наши войска разгромили 3 японской армии и продвинулись на 200-300 км и освободили Северную Корею.
В Харбине 08.10.1945 г. 20 мшисбр была переформирована в 79 инженерно-саперную бригаду.