Дополнительная информация: |
113-й Отдельный инженерно-авиационный батальон
113-й ОИАБ сформирован в сентябре 1942 года. В составе фронтов: - Центральный фронт с момента формирования по 20.11.1942 г.; Западный фронт с 20.11.1942 г. по 01.05.1943 г.; - Брянский фронт с 01.05.1943 г. по 15.10.1943 г.; - 2-й Белорусский фронт с 01.06.1944 г. по 09.05.1945 г. В период с октября 1943 года по июнь 1944 года батальон в боевых действиях не участвовал. Командиры 113-го ОИАБ: - майор Л.П.Бугаев; с 25.01.1945г. - капитан К.С.Попов. «Основными производственными единицами по строительству, реконструкции и восстановлению аэродромов, во время войны, были отдельные инженерно-аэродромные батальоны и аэродромно-технические роты. Отдельные инженерно-аэродромные батальоны ОИАБ придавались району авиационного базирования РАБ и состояли по штату 029/301: из штаба, производственно-технической части, служб тыла (материально-технического снабжения, ГСМ, общевойскового довольствия, санитарной части, финансового отделения и транспортного взвода), партийно-политического аппарата, трех аэродромных рот (по два аэродромных взвода в каждой) и ремонтно-восстановительного взвода. Всего в ОИАБ насчитывалось 339 солдат и офицеров и 19 человек вольнонаемного персонала.» (Векшин А.А.) За годы Великой Отечественной войны батальон прошел боевой путь от г.Серпухов, Московской области до г.Росток, Германия. В 1942 -1943 г.г. батальон входил в состав 15-й ВА, обслуживая ее действия на Брянском и Центральном фронтах. В период с 10 июля 1943 по сентябрь 1943 г., в полосе действия 15-й воздушной армии, батальоном построено 10 оперативных аэродромов, строительство двух из которых, проводилось под артобстрелом противника. В дальнейшем 113-й ОИАБ входил в состав 13-го Района Авиационного Базирования (РАБ). Командир 13-го РАБ – подполковник Г.И. Войт (начальник 13-го РАБ с мая 1941 года). 13-й РАБ на протяжении всей войны (с перерывом с октября 1943 г. по июнь 1944 г.) обслуживал боевые действия нашей авиации на Западном, Брянском и 2-м Белорусском фронтах. Части 13-го РАБ принимали участие в обороне столицы и разгроме немцев под Москвой. С июня 1944 года 13-й РАБ введен в состав 4-й ВА и обслуживал действия боевых летных частей в Белоруссии, Польше, Восточной Пруссии и Восточной Померании. Только за январь-май месяцы 1945 года частями 13-го РАБ было обслужено 8861 боевой и 3076 тренировочных самолетовылетов 33-х авиаполков. Для боевой работы было завезено на аэродромы и израсходовано летными частями: 7342 тонны горюче-смазочных материалов; 3365,3 тонны боеприпасов. За годы Великой Отечественной войны 13-м РАБ обслужено 105361 самолетовылет. С июня 1944 года по май 1945 года 113-й ОИАБ выполнял работы по строительству и ремонту оперативных аэродромов и сооружений для авиасоединений 4-й Воздушной Армии. За время участия в Великой Отечественной войне 113-м ОИАБ было построено более 86-ти оперативных аэродромов. С июня 1944 года боевой путь 113-го ОИАБ проходил по территории Белоруссии, Польши и Германии, в полосе действия 4-й воздушной армии. За период летнего наступления 1944 года батальон построил 18 аэродромов. 8-го июля 1944 года, при строительстве аэродрома в местечке Мир, Минской области (сейчас п.Мир, Гродненской области, Белоруссия) была обнаружена немецкая группировка, в ликвидации которой принял участие личный состав 113-го ОИАБ. С июня 1944 г. по апрель 1945 г. – строительство и восстановление 36-ти оперативных аэродромов. С 1.01.45 г. по 20.03.45 г. - строительство 9-ти оперативных аэродромов на территории Польши и Германии. На территории Польши, 28-го января 1945 года в батальоне произошло крупное ЧП. Раздобыв выпивку, оказавшуюся метиловым спиртом, 11 воинов батальона и 3 бойца из 35-й АТР и 869-го БАО отравились насмерть. Умершие воины были похоронены в братской могиле на южной окраине г.Млава (Мазовецкое воеводство, Польша). В апреле 1945 года батальон одновременно вел строительство 9-ти оперативных аэродромов на подступах к г. Берлин. Ниже приводится перечень некоторых аэродромов из числа построенных 113-м ОИАБ: - аэродром «Магнушев» в 18 км к юго-западу от г.Ружан, Польша («Наревский плацдарм»)( 2 полосы 1200х200 м и 23 жилые и технические землянки); (сейчас н.п. Магнушев-Дужи и Магнушев-малы, Мазовецкое воеводство, Польша);- аэродромы «Красне» и «Бартольды» в рйоне г.Псасныш, Польша; (сейчас г. Псасныш, Мазовецкое воеводство, Польша);- аэродромы «Осек» и «Цешины» в 10 км к югу и 15 км к юго-западу от г.Бродница, Польша;(сейчас Великопольское воеводство, Польша);- аэродром «Борск» в 20-ти км к северу от г.Черск, Польша; (сейчас н.п. Борск, Поморское воеводство, Польша);- аэродром «Паствиско» ( февраль 1945 г.) в 20-ти км к югу от г.Кельце (сейчас д.Паствиско, Свентокшиское воеводство, Польша);- аэродром «Любсов», Грайфенбергского аэродромного узла( 8 аэродромов), в 4-х км к востоку от г. Грайфенберг, Германия (сейчас г.Грыфице, Западно-Поморское воеводство, Польша);- аэродром «Креллов»; - аэродром «Нойгастгоф» (сейчас д.Словенково, Западно-Поморское воеводство, Польша);- аэродромы «Пренцлау северо-восточный» и «Пренцлау-западный» близ г.Пренцлау, Германия; (сейчас г.Пренцлау, Уккермарк, Бранденбург, Германия);- аэродром «Рова» в 9-ти км к югу от г.Нойбрандербург, Германия; (сейчас г.Нойбранденбург, Мекленбургише-Зенплатте, Мекленбург-Передняя Померания, Германия);- аэродром «Кессин» в 4-х км к северо-востоку от г.Трептов, Германия; (сейчас г.Тшебятув (польск. Trzebiatоw), Трептов-на-Реге (нем. Treptow an der Rega) Западно-Поморское воеводство, Польша);- аэродром «Клайн» в 14-ти км к юго-западу от г.Трептов, Германия; (сейчас г.Тшебятув (польск. Trzebiatоw), Трептов-на-Реге (нем. Treptow an der Rega) Западно-Поморское воеводство, Польша);- аэродром «Раддун» в 12-ти км к югу от г.Трептов, Германия;(5 км с-в г.Грайфенберг) (сейчас г.Грыфице , Западно-Поморское воеводство, Польша);- аэродром «Тухель» в 23-х км к юго-востоку от г.Конитц; (сейчас г.Хойнице, Поморское воеводство, Польша);- аэродром «Риттель» в 12-х км к юго-востоку от г.Конитц; (сейчас г.Хойнице, Поморское воеводство, Польша); - аэродром «Гросс Лоттен» в 12-х км к востоку от г.Конитц; (сейчас г.Хойнице, Поморское воеводство, Польша);- аэродром «Корнен» в 24-х км к востоку от г.Бютов, Германия; (сейчас г.Бытув, Поморское воеводство, Польша); - аэродром «Шватов» в 11-ти км юго-восточней г.Каммин, Германия. (Сейчас г.Камень-Поморский, Западно-Поморское воеводство, Польша);- аэродром «Моргов» в 8-ми км юго-восточней г.Каммин, Германия. (Сейчас г.Камень-Поморский, Западно-Поморское воеводство, Польша);- аэродром «Дойтин» в 12-ти км юго-восточней г.Каммин, Германия. (Сейчас г.Камень-Поморский, Западно-Поморское воеводство, Польша).
О нелегком и самоотверженном труде саперов свидетельствует такой факт: - норма выработки по перемещению грунта вручную на одного бойца составляла 8 м3 в одну рабочую смену (около 10-ти тонн при самом легком грунте), которая не только выполнялась, но и зачастую перевыполнялась до 11-14 м3. |